"Ненецкая национальная одежда женщины - ягушка, вчера и сегодня"
материал по краеведению на тему

Ядне Надежда Пыеривна

Технологическая карта практической работы: Ненецкая одежда женщины ягушка состоит из внутренней и наружной частей.Внутренняя сторона  для тепла, а наружная для красоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия – «Ненецкая национальная одежда женщины – ягушка – вчера и сегодня»

Ф.И.О. воспитателя

Ядне Надежда Пыеривна.

Класс (Группа)

7 группа

Тема урока (занятия)

«Ненецкая национальная одежда женщины – ягушка – вчера и сегодня».

Цель

Обобщить и расширить знания детей о национальной женской одежде ненцев – ягушке.

Задача

Формировать представление о происхождении национальной женской одежде – ягушке – древней и современной;

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД:

- способствовать развитию монологической речи актёрского мастерства;

- умение организовывать общение учащихся друг с другом;

- культура поведения в учебном диалоге.

Регулятивные УУД:

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- сохранять заданную цель;

- контролировать свою деятельность по результату;

Познавательные УУД:

- степень познавательной активности, творчества и самостоятельности воспитанников на занятии;

- наличие и эффективность групповых, коллективных и индивидуальных форм работы воспитанников на занятии;

- создание условий для проявления способностей воспитанников.

Личностные УУД:

- формирование у воспитанников  ответственности за свою деятельность;

- эмоционально-положительное восприятие учения;

- объективная оценка результатов деятельности;

- рефлексия.

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение,

наименование

Универсальные, ЦОР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет.

Аппаратное обеспечение: компьютер, локальная сеть, проектор, м/м презентация.

Макет чума, национальная одежда, плакат с названием мероприятия.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА (ЗАНЯТИЯ)

Этапы занятия

Длительность этапа

Методы и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

Этап мотивации

1 этап.

4 мин

Тема: «Ненецкая национальная одежда женщины – ягушка – вчера и сегодня».

Цель:обобщить и расширить знания детей о национальной женской одежде ненцев – ягушке.

- Наниторова, мядунтаненэця, нацекина! Маня теданянтаханзерманзарававаныдемтенгува. Манзаянанюмтатартя: «Ненэйненэця не паны – невхы, едэйсэдурма».

- Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Сегодня мы расскажем вам о национальной одежде женщины тундры – ягушке. Наше занятие называется «Ненецкая национальная одежда женщины – ягушка – вчера и сегодня».

Велика Россия: много народов живёт на её бескрайних просторах. Особый колорит придают стране коренные  малочисленные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока Российского государства. На Крайнем Севере Западной Сибири, где расположен Ямало - Ненецкий Автономный округ, веками живёт и здравствует наш народ, народ ненцы.(5.5.). Ненцы, это наиболее крупный этнос среди коренных малочисленных народов Ямала. (5.9.) У ненцев свой традиционный уклад жизни, как и традиционное ведение хозяйства – оленеводство. Как и сто, и двести лет назад, ненцы продолжают жить в традиционном жилье – чуме, замену которому ещё не придумали. Также не придумали замены и национальной одежде ненцев. Как и вчера и сегодня ненцы носят свою традиционную одежду: мужчины – малицу, женщины – ягушку, чему сегодня и посвящено наше занятие.

Сегодня на занятии, мы поговорим об одежде женщины тундры - ягушке: из какого материала её шьют, какую имеет форму,  из каких частей и деталей она состоит.

Принимают и сохраняют воспитательную цель.

Приготовились к выступлению.

Этап актуализации знаний -

2 этап

6 мин

Создание проблемной ситуации, побуждающий метод

1 воспитанница

2 воспитанница

- Ягушка незаменимая одежда женщина тундры, зимой она меховая, а летом – суконная, в древности её шили из замши оленьей шкуры. Ягушка имеет два слоя – внутренний, шерстью во внутрь - для тепла; внешний – шерстью наружу – для красоты. Ягушка состоит из шести частей: переда, спинки, низа (подола). Ягушки шьют из разных частей оленьей шкуры: из камусов (оленьих лап), из шкур с оленьих морд, из лоскутков оленьих шкур, а традиционно из летних шкур оленей – белые, чёрные, пёстрые и украшенные орнаментом. Также, ягушку можно сшить  из шкурок лесных зверей: белки, выдры, соболей. (1. 151).

-А сейчас поведают нам немного из истории происхождения женской одежды ягушки.

Женская одежда ягушка сохранила наиболее древние черты. Первый тип верхней одежды представлял собой распашную форму с прямым разрезом спереди. Её верхняя часть шилась из мелких шкурок зверей – белки, выдры, лисицы, нижнюю же часть образовывали широкие горизонтальные полосы из волчьего, лисьего, собачьего меха, а у богатых самоедок – даже из собольего и бобрового меха. Вставками между этими пушистыми полосами служили узкие суконные ленты. Они сшивались  из маленьких разноцветных кусочков сукна и обладали яркой и разнообразной цветовой  палитрой. В швы  ягушки вставлялись свободно свисающие  кусочки меха и сукна.В убранстве ягушки  был сосредоточен основной арсенал декоративных средств народа. Украшением верхней одежды служили орнаментальные полосы, выполненные техникой мозаики из узких чередующихся по цвету полосок  оленьих лап. Орнаментальные полосы большей частью располагались на рукавах, груди и спинке. Женская  одежда этого покроя  в настоящее время имеет очень ограниченное распространение. Сведения о бытовании такой одежды у ненцев Ямала относятся к началу двадцатого века. (2. 6.)

-Это мы с вами прослушали о распашной форме ягушки, а сейчас нам расскажут о втором типе ягушки – туникообразном.

Соблюдают воспитательную цель, следующая участница готовится к выступлению.

Поиск решения

3 воспитанница

4 воспитанница

Второй тип одежды туникообразный – состоял из отдельно скроенных шкур: двух  полос, спинки и боковых полотнищ. Этот тип имеет два варианта.

Первый вариант – швы на плечах и прямая целая спинка.

Второй вариант – шкура со спинки перекидывалась через плечи, и швы, соединяющие спинку с полками, были спереди на груди; кроме того, в спинке и боковых швах от пояса до низа (над пандой) делали надрезы, длинной 33 сантиметра и  вшивали треугольные клинья, которые весьма расширяли одежду  к низу. (2. 8.). Шили эту одежду мехом наружу, она имела  широкое спускное плечо и очень короткий рукав с ластовицей. Украшением являлись орнаментальные полосы из белого и чёрного оленьего камуса (оленьих лап). Если не было орнамента, то отдельные части одежды выделялись с помощью кусочков меха разных оттенков, расположенных  в шахматном порядке. Кроме одежды из оленьих  шкур, у всех групп ненцев бытует ещё верхняя женская одежда, сшитая из сукна.(2.8.). В основном она служит весенней, летней и осенней одеждой.

- Сколько ягушек бывает у женщины в обиходе? Об этом  узнаем сейчас.

У женщины бывает три ягушки: домашняя, в которой она делает работу по чуму – заготовка дров, заготовка снега для воды и другие мелкие работы, которые необходимы по уходу за чумом.

Вторая ягушка повседневная. В  ней она выходит на улицу стоять уёра, где мужчины ловят оленей для езды. В повседневнойягушке женщина ездит в лес за дровами.  Также в ней она может съездить в соседнее стойбище в гости к родственникам.

Третья ягушка - праздничная. Нарядность ягушки зависит от хозяйки, которая её шьёт. Её одевают, когда едут в посёлок, на праздник, также на большие расстояния. (1. 151.).

Соблюдают воспитательную цель. Сохраняют рабочее настроение.

Этап выявления затруднений

3 этап

5 мин

Группы

Воспитатель

Воспитатель: (работа с залом – с детьми).

Ребята, я хочу спросить вас, вы когда-нибудь наблюдали за тем, как работают ваши мамы, бабушки, старшие сёстры? Каким инструментом они пользуются во время работы, шитья?  Наша национальная одежда очень тёплая, уютная. А как её шьют? Когда ваша мама шьёт, делает выкройки, пользуется ли она линейкой, сантиметровой лентой? Как она измеряет вас, когда шьют вам одежду? (дети отвечают).

Воспитатель: - Оказывается, меркой ей служит собственная ладонь. Кто знает, как звучит по – ненецки это слово? (Терва).

(Выходит ребёнок из зала и зачитывает способы мерки):

- Расстояние между кончиками большого и среднего пальцев – (еръӈудатерва);

- расстояние между кончиком среднего пальца и основанием  большого пальца – (пикцяӈэсо);

- расстояние от основания (пястной кости) большого пальца до кончика большого пальца – (пикця);

- расстояние равное длине одной фаланги указательного пальца – (ӈумбъяӈэсо);

- расстояние равное длине двух фаланг указательного пальца – (сидя ӈэсо ямб);

- расстояние между кончиками указательного и большого пальцев – (терва);

- расстояние, равное по длине трём фалангам указательного пальца – (няхарӈэсо ямб);

- расстояние, равное длине от основания до кончика большого пальца – (пикця ямб).

Воспитатель: Мы с вами узнали, какими  способами делают мерки при шитье одежды ненецкие женщины.

Исследуют воспитательную задачу и обсуждают поставленную цель.

Девочки приготовились к практической работе, сохраняют высокую работоспособность.

Этап объяснения (добывания) нового знания

4 этап

15 мин

Воспитатель.

5 воспитанница

- Ребята, сейчас, когда мы с вами знаем, как измеряет своё изделие рукодельница, я предлагаю вам провести практическую работу. Я приглашаю сюда к рабочему столу девочек и если кто – то из зала желает участвовать в практической работе, прошу подойти.

- На занятии мы подготовим к пошиву кукольную суконную ягушку, для этого нам потребуются выкройки – трафареты кукольной ягушки, сукно -  четыре цвета, нитки швейные и иголки.

- У нас на столе лежат уже готовые трафареты,  для раскроя кукольной  суконной ягушки. Также сукно для пошива ягушки (воспитатель показывает сукно жёлтого, красного, синего и зелёного цветов).

- Девочки,  пора приниматься за работу! (Девочки берут выкройки деталей ягушки,  по одному виду сукна и принимаются за работу.)

- Вот, девочки раскроили по трафарету детали ягушки и теперь  остаётся только соединить их  друг с другом,  приметав короткими стежками.

- Уважаемые гости, мы представляем вам наше рукотворное изделие (девочка демонстрирует кукольную ягушку, в примётанном виде).

Воспитатель: А сейчас, дорогие гости и ребята, мы представляем вам инсценировку стихотворения Е.Г. Сусой «Песня мастерицы».

5 воспитанница.

(Стоит макет чума, рядом девочка сидит на стуле, со скребком в руках, за выделкой оленьего камуса (оленьей лапы), читает стихотворение  Е.Г.  Сусой: «Песня мастерицы».

Песня Мастерицы.

Как возьмусь я за дело своими не очень быстрыми руками,

Звук скребка моего  по мездре оленьей шкуры летней,

Будет слышаться дыханием оленя в упряжке.

А мною скроенная вещь по следам острого  скребка

И сшитая мною одежда будут удобны, нарядны и свободны.

Каждая кайма и складка будут к месту, украшая стан любого,

Кто носит одежду разной окраски и качества меха.

Девочки приготовились к практической работе, сохраняют рабочее настроение.

Сохраняют рабочее настроение.

Слушают стихотворение, сохраняя рабочее настроение.

Этапвключениянового в систему знаний.

5 этап

5мин

Группа девочек

Воспитатель: Также размеренно, не торопясь, как поёт песню,  женщина тундры шьёт, готовит одежду для своей семьи. И сейчас мы представим вам демонстрацию женской ягушки, работу Ныдинской мастерицы ЕсниковойЕ. П. (Девочки в ягушках ходят по трибуне и по проходу зала).

Воспитатель: Вот такие красивые, нарядные бывают женские ненецкие шубы, ягушки. А сейчас в исполнении девочек звучит ненецкая песня «Теневава».

«Теневава».

Маняꞌꞌ мелꞌ некоцяваꞌꞌ,

Маняꞌꞌ малꞌ пэдававаꞌꞌ.

Пэдававаꞌꞌ, пэдававаꞌꞌ,

Теневаваꞌꞌ, теневаваꞌꞌ.

Ӈадорпаꞌꞌнаꞌꞌ мереꞌꞌ ӈаваꞌꞌ,

Хадриꞌ маняꞌꞌ мереꞌꞌ ӈаваꞌꞌ.

                 Мереꞌꞌ ӈаваꞌꞌ, мереꞌꞌ ӈаваꞌꞌ,

Теневаваꞌꞌ, теневаваꞌꞌ.

Сэдоратеневаваꞌꞌ,

Мерривнатеневаваꞌꞌ.

                 Мелꞌ неваꞌꞌ – некоцяваꞌꞌ,

Теневаваꞌꞌ, теневаваꞌꞌ.

Тара ӈаниꞌ  теневаваꞌꞌ,

Хыноцьӈаниꞌ теневаваꞌꞌ.

Пэдававаꞌꞌ, пэдававаꞌꞌ,

Теневаваꞌꞌ, теневаваꞌꞌ.

                                                    (Л. Ненянг).

Проводят коллективную демонстрацию женской  ягушки. Принимают и сохраняют воспитательную цель и задачу.

Сохраняют воспитательную цель.

Рефлексия.

5 мин

Итог занятия.

Какой вывод, ребята, вы сделали из нашего разговора?

РефлексияЧто вам понравилось на занятии? Почему? Покажите своё настроение теперь.

Всем спасибо за внимание! До свидания!

Анализируют проделанную работу, делают с помощью ведущего вывод, контролируют и оценивают результат:

-Мы узнали,  что такое ненецкая ягушка, что она из себя представляет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование и воспитание: вчера и сегодня. Из опыта работы.

«Экология и мир» - эти два слова стали  своеобразными символами сегодняшнего дня, укоренившись в лексике многих народов. А общее между ними то, что в этих двух словах выражена тревога за наше буд...

Компьютерная графика вчера и сегодня. Виды компьютерной графики.

Презентация предназначена для изучения темы `Компьютерная графика` в 7-8 классах по учебнику Семакина. В презентации рассматривается применение и история развития компьютерной графики, виды компьютерн...

Внеклассное мероприятие "Реклама Маяковского: вчера и сегодня"

Внеклассное мероприятие по рекламному творчеству В. Маяковского предназначено для учащихся 11 класса. Работа может быть использована на уроках при изучении творчества В. Маяковского или во внеурочное ...

Экскурсия «Родной край вчера и сегодня»

У каждого города, как и у человека, своя судьба. Об истории Старого Оскола написано немало статей и очерков, издано неско...

Ненецкий орнамент в национальной одежде и утвари.

Цели:           формировать навыки конструирования из цветной бумаги с элементами национального орнамента «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя).Задачи:Р...

Ненецкий орнамент в национальной одежде и утвари.

Цели:           формировать навыки конструирования из цветной бумаги с элементами национального орнамента «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя).Задачи:Р...