Формирование патриотизма в курсе географии средствами кружка с использованием проектной технологии.
статья по краеведению (6 класс) на тему

Матюшина Ирина Сергеевна

Статья " Формирование патриотизма в курсе географии средствами кружка с использованием проектной технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_velikie_reki.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Матюшина И.С., магистрантка 1 курса

Винокурова Н.Ф. д.п.н, профессор

ФГБОУ ВО

Нижегородский государственный педагогический университет им К.Минина

Факультет естественных, математических и компьютерных наук

Кафедра географии, географического и геоэкологического  образования

Воспитание патриотизма  в курсе географии средствами кружка с использованием проектной технологии

Патриотизм  предполагает воспитание у человека любви и уважения к культуре своей страны, традициям и обычаям своего народа. Большое внимание проблеме воспитания патриотизма  уделялось  в трудах  К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко. В трудах К.Д. Ушинского, развивавшего принцип народности, подчеркивается важность  формирования  у детей любви к Родине «как нет человека без самолюбия, так  нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к  сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [7] Особое значение в  изучении вопросов патриотического воспитания имеют работы В. А. Сухомлинского, который отмечал важность воспитания у молодежи стремления к беззаветному служению Родине, к активной общественной и трудовой деятельности.[6] А.С. Макаренко считал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, настоящий  патриот должен выполнять   длительную, мучительную работу, часто очень тяжелую, неинтересную, грязную.[3]

В современном обществе, в обстановке политических, экономических и социальных преобразований, существует социальный заказ на  воспитание образованного, нравственного человека  с чувством ответственности за дальнейшую судьбу своей страны.Об этом говорится в  докладах правительства Российской Федерации. Основные направления  патриотического воспитания изложены в государственной программе « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», согласно которой  содействие укреплению национального сознания, воспитание у граждан уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, воспитание граждан в духе уважения к нормам социальной жизни - основная задача  государства.  Для реализации программы необходимо методическое  сопровождение, направленное  на разработку  новых программ, подходов, технологий.

Проблема гражданского, патриотического,  духовно-нравственного воспитания  школьников активно разрабатывается в методике обучения географии. [2]Среди современных  педагогических технологий,  используемых в преподавании географии,  выделяют  диалоговые, игровые, кейс – технологии, технологии проектного обучения, все они используемые в обучении школьников, отличаются по уровню применения, по научной концепции, лежащей в их основе. Мы считаем, что для формирования патриотических чувств у учащихся в курсе географии наиболее подходящейявляется технология  проектного обучения, способствующая развитию инициативности, творчества, создающая условия для ценностного переосмысления при освоении содержания географического образования. Целью данной технологии является самостоятельное « постижение» учащимися проблем, имеющих жизненный  смысл.Основу данной технологии составляет  учебный проект. В школе проект рассматривается как учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, целью которой является достижение общего результата деятельности. В настоящее время существуют различные классификации проектов: по продолжительности времени проведения, по уровню интеграции, по количеству участников,  по использованию дидактических средств, по способу преобладающей деятельности. Согласно последнему типу   выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.[4]Нами  за основу  взяты исследовательские, творческие, познавательные.  Исследовательские проекты предполагают проведение социологических исследований, изучение традиций и обычаев своего народа, экологических проблем родного края. В творческих проектах планируемыми результатами являются создание буклетов, карт, проведение выставок любимых и памятных вещей, рисунков.Познавательные предполагают сбор информации о конкретных объектах, а результат оформляется в виде сообщения, доклада, карты.

Реализация  проектной деятельности возможна средствами краеведческого кружка « Моя малая Родина». Программа предполагает изучение  таких разделов как: « Моя семья», «Мой край», « Моя страна».   Данная последовательность объясняется тем, что начальное формирование любви к дому, к окружающим, к укладу жизни начинается в семье. Ф. Бэкон  отмечал « любовь к Родине начинается с семьи.»[1] Семья,  являясь  для ребенка начальным этапом жизни, становится школой, в которой он получает богатейший опыт общения с людьми, основанный на заботе о старших и младших, на любви и уважении, на преданности своему народу, своей земле."  В разделе « Мой край, изучая  быт, культуру народа своего края, чувства патриотизм и гражданственности усиливаются, появляется гордость за  людей, за тот уголок Земли, в котором ребенок живет, происходит осознание важности сохранять традиции и обычаи своего народа, беречь объекты природного и культурного наследия. Последний раздел « Моя страна» помогает учащимся испытать чувство гордости за свою страну, а так же увидеть проблемы, стоящие перед народом в будущем, осознать важность их решения. Структура изучения данного курса приведена в таблице.

Раздел

Вид проекта

Темы проектов

Планируемый результат

1.Моя семья

1.Познавательные

1

«Мое генеалогическое древо»

Генеалогическое древо семьи

2

«Подвиг моего деда»

Сообщение о подвигах родственников, участвующих в ВОВ

3

«Моя семейная реликвия»

Доклад о памятной вещи, описание ее истории

4

« Традиции моей семьи»

Мультимедийная презентация о семейных традициях

2. Творческие

5

«Мой памятный альбом»

Создание альбома с фото, письмами военных лет, открытками и т.д.

3.Исследовательские

6

« Почему мы забываем  о главном»

Исследовательская работа

7

« Куда исчезают традиции»

Исследовательская работа

2 Мой край

Познавательные

8

« Известные люди моего города»

Сообщение об известных личностях, ветеранах ВОВ, деятелях культуры и т.д

9

«Памятники культуры моего края»

Мультимедийная презентация

10

« Мой край в рассказах и стихах»

 Сборник стихов и рассказов о родном крае

Творческие

11

« Летопись моего края»

Сборник х событий в истории края

12

« Карта  памятных мест»

Карта с указанием кратких сведений об объекте

13

« Туристический маршрут по памятным  местам»

 Буклеты

Исследовательские

14

«  Есть ли будущее  у моего края»

Исследовательская работа

3 Моя страна

Познавательные

15

«Традиции и обычаи моего народа»

 Выставка плакатов с описанием традиций и обычаев народов

16

«Подвиги русского народа»

Сценарий мероприятия

Творческие

17

«Карта городов  воинской славы»

Карта с кратким описанием событий

Исследовательские

18

« Куда исчезают народы»

Исследовательская работа

Литература:

1.Бакун, Д. Афоризмы. Собрание мудрости всех времен и народов. 8800 афоризмов великих людей / Д. Бакун.- М.:АСТ, 2011.- 688 с

2.Винокурова Н.Ф. , Пряженцова М.Е.  Гражданское воспитание учащихся средствами  школьной географии // География в школе .2015.№5.С.32-36.

3.Макаренко, А.С. Доклад в Педагогическом училище/ А.С. Макаренко// Соч.-М.: Изд-во АПНРСФСР, 1951.-Т5.-С.407-419

4. Николина В.В Метод проектов в географическом образовании //География в школе. 2001, №6

5. Новые педагогически и информационные  технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. М., 1999

6. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина./ Пер. с укр. Н. Дангуловой.-3-е изд.-М.: Мол.гвардия, 1979.-335 с.

7. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Т 10 / К. Д. Ушинский.- М.: Учпедгиз, 1950-668с

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии  9обобщение педагогического опыта)...

Использование проектных технологий при обучении математике как средство достижения результатов образования в соответствии с ФГОС ООО

Материал содержит описание основных направлений ФГОС второго поколения в 5-6 классах, небольшое описание метода проектов, а также примерные темы и разработки нескольких проектов....

Разработка занятия элективного курса « Выбор темы исследования» с использованием проектной технологии обучения

  Цели занятия: способствовать формированию творческого подхода к выбору темы исследовательской работы. Привить внимание к вопросам отечественного производства качественных товаров. Стимулировать позн...

Использование проектной технологии в обучении географии

Презентация к уроку мастер-класс "Использование проектной технологии в обучении географии"...

" Методические аспекты использования проектной технологии при обучении физике, как средства формирования познавательной самостоятельности школьников"

В данной работе анализируется собственный опыт использования методов проектов в учебной деятельности....