Урок – путешествие. ФГОС Тема: Путешествие в прошлое. (Из истории возникновения города Астрахани.)
учебно-методический материал по краеведению (7 класс) на тему

Марочкина   Елена  Алексеевна

Интегрированный   урок  по   ФГОСу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_fgosu.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие.  ФГОС

Тема: Путешествие в прошлое.

(Из истории возникновения города   Астрахани.)

Интегрированный урок истории   и алгебры в 7-м классе.

Цели:

1. Расширять и уточнять знания об   истории Астрахани.

 2. Использовать математические задачи, как средство расширения области   познания древней   истории г. Астрахани. формирование умений применять полученные знания на практике.

 3. Развивать речь учащихся, воображение, память; формировать умение работать с историческими документами, с Интернет-ресурсами, решать    практические    задачи.

4. Воспитывать любовь к родине, родному городу.

Оборудование: доска, мультимедийная установка, презентация, использование музыки и других эстетических средств воздействия.

Ход урока.

Слайд 1.

  1.  Организационный этап.  

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы, используя современные средства ИКТ отправляемся в виртуальное путешествие по страницам истории нашего города. Вас ждет прекрасная и удивительная прогулка. Вместе с вами путешествовать будем и мы: учитель математики Липовая   Е.Г. и   учитель истории   Марочкина Е.А.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 2.                                                                                  Эпиграф к уроку:

                                       «Город – это не только место, где мы живем,                             не только   сгусток сооружений и дорог;                                                                                город – это священная история народа,                                                                    отраженная   в    названии  улиц, районов,                                                                                  сохраненная в его архитектурном облике».

                                                                               Б.А Рыбаков (историк и археолог).

Учитель: Прочитайте    эпиграф   и определите   цель нашего   путешествия. (Примерный ответ: узнать, каким был наш город более четырёх веков   назад, увидеть в облике современного города черты минувших столетий).

3) Актуализация знаний.  Слайд 3.                                                                                                                    Парадокс  (проблемной ситуация):                                                                                                         г. Казань отметила   свое тысячелетие, т.к. она, как важная крепость и торговый центр, в исторических источниках упоминается в конце IX - начале X века».   Почему   Астрахань такая молодая, ей 457 лет? Ведь Астрахань была присоединена к русскому государству только двумя годами позднее Казани.    Выскажите   свои  суждения.                                                                            

Экскурс в историю. В 1556 г.  первый русский царь-  Иван IV Грозный завоевал и присоединил Астраханское ханство к Московскому царству. Поскольку татарская Астрахань находилась на правом берегу Волги и не имела укреплений и естественной защиты, воевода Иван Черемисинов в 1558 году основал на новом   месте, на   левом берегу Волги, Заячьем (Долгом) острове новый русский город - крепость. По словам английского посланника А. Дженкинсона, посетившего город во время своих путешествий в 1558г.: «город Астрахань расположен на острове, на высоком берегу, внутри города кремль, обнесённый деревянною и земляною стеной, и некрасивою, и непрочною».

Слайд 4. Таким Астраханский кремль был около 30 лет, затем в 1582-1589 г. русские мастера -   Дей Губастый и Михаил Вельяминов, посланные царем из Москвы, стали руководить строительством каменного Кремля, кирпич привозили с развалин золотоордынского города.                                                   Вопрос: Как вы думаете, какова была цель этого строительства?

Ответ: Оборона против враждебных народов.  Южный форпост. Для отражения набегов крымцев, ногайцев, «иных заморских соседей» в крепости находится постоянный гарнизон.

4) Применение знаний и умений в новой ситуации                                                        Учитель математики. А я, как учитель математики, в первую очередь хочу выяснить, с какой скоростью мы должны двигаться, чтобы успеть за 40 минут обойти вокруг Астраханского кремля и посмотреть достопримечательности.

Задача.  Астраханский   кремль имеет форму прямоугольного треугольника, вытянутого вершиной в юго-западном направлении, на углах и по сторонам которого сооружены башни. Протяженность по длинной стороне - 665 метров, по короткой - 295 метров, периметр стен современного Кремля составляет 1544 м. 

Для расчета скорости есть формула V=S/t, где V – это скорость, S – расстояние, t – время.

Самоконтроль и самооценка.                                                                                                  V= 1,544км:  ч =2,316(км/ч) необходимая скорость.                                                                  Средняя скорость человека при ходьбе ровняется примерно 5 км/ч.
Вопрос: Люди каких профессий заселили его?                                             Задания: 1) Определите профессии людей на рисунках (слайдах).

                  2)   Запишите в тетрадь   слова   и их значение (словарная   работа).

Люди многих профессий заселили тогда крепость Астрахань.                                    Первым и основным населением Астраханской крепости были русские стрельцы и донские казаки, позднее служилый, торговый и ремесленный люд. Были здесь и конные казаки, и пешие казаки, и пушкари, и сторожа, и воротники и т.д. В низовье региона в этот период возникают первые поселения русских крестьян-переселенцев, занимающихся, в основном, рыболовством (так называемые «ловцы»).

Казак - представитель военного сословия, обязанный нести службу со своим снаряжением, оружием и конем за льготное пользование землей.

Стрелец – это воин, вооруженный огнестрельным оружием. Стрельцы являлись первым регулярным войском в российской истории.
В начале своего существования, основным огнестрельным оружием стрельцов являлись пищали. Стрельцы имели идентичную форму, которая включала в себя – кафтан, шапка с меховым околышем, штаны и сапоги.

Пушкарь – артиллерист, воин при пушке.

Воротник – вратник, приворотник, сторож у ворот.

Гончар – мастер по выделке глиняной посуды.

Слайд.   Решение задачи.

Учитель математики. Вопрос: А какой народ можно назвать коренными жителями нашего края? Конечно, это татары и ногайцы, которые проживали на этих землях еще до основания современной Астрахани, в шестнадцатом веке.  Со временем на Астраханской земле появлялись и другие народности – русские, казахи, украинцы, греки, евреи, армяне, персы. индийцы, «бухарцы» и «хивинцы» - выходцы из Средней Азии (Бухарского и Хивинского ханств), немцы и др.  А сколько их было в самом начале, когда   строилась крепость Астрахань?

Учитель математики. Задача. Во время строительства крепости здесь обосновались 1444 человека разных народностей и племен: русские, татары, ногайцы. армяне и другие. Их численное соотношение можно записать как 15:8:7: 3:5. Сколько человек каждой национальности жили в те времена в Астрахани?

Самоконтроль и самооценка.                                                                                                   1) 15 + 8 + 7 + 3 + 5 = 38 частей.

2) 1444: 38 = 38 (чел.) – в одной части.

3) 38 ∙ 15 = 570 (чел.) – русские.

4) 38 ∙ 8 = 304 (чел.) – татары.

5) 38 ∙ 7 = 266 (чел.) – ногайцы.

6) 38 ∙ 3 = 114 (чел.) – армяне.

7) 38 ∙ 5 = 190 (чел.) – других национальностей.

Слайд 21. Решение задачи.

Учитель математики. г.  Астрахань была обнесена крепостной стеной, в которой были башни и трое ворот: с севера, востока и юга. Над воротами – башни «проездные», остальные – смотровые. А сколько было всего башен?

Задача. Около этих башен могли поровну остановиться 24 подводы или 16 телег, но не могли к ним подойти 12 коров. Сколько было башен?

Самоконтроль и самооценка.                                                                                                 24 делится на 1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24.

16 делится на 1, 2, 4, 8, 16.

Общие делители: 1, 2, 4, 8.

12 не делится из этих чисел только на 8  башен было 8.

Историческая справка.

Учитель краеведения. Почему у города такое название? До сей поры нет единого мнения. По одной версии город получил свое название в   начале XIV веке.

Работа с историческим документом (легенда).  Прочитайте   и определите главную мысль автора. «В то время этими землями правил Хан Казим. Не известно, по какой причине, но этот хан часто воевал со своими соседями – то ли из – за земли, то – ли из – за золото.

Так или иначе, однажды среди его пленных оказалась необыкновенно красоты девушка. Едва сын хана Байрам увидел ее – полюбил ее. Окончательно и бесповоротно. Однако девушка и не думала отвечать ему взаимностью – сколько бы он не пытался узнать хотя бы ее имя – в ответ он слышал лишь тишину. Байрам решил назвать ее Астрой, так как это имя казалось ему единственным, по красоте сравнимым с самой девицей. Каждый день сын хана приходил к покоям Астры и звал ее, просил хотя бы ответить ему, дать услышать свой голос, но все тщетно. И тогда старая няня подсказала Байраму — сердце Астры отзовется лишь на заветные слова, что шепчет лебедь своей лебедушке на заре после весенней грозы. В низовьях Волги обитало много лебедей, но добраться туда можно было лишь на лодке, что для жителя степей было практически непосильной задачей. Добравшись до места, юноша несколько дней прятался в камышах, но так и не услышал заветных слов, и вот, когда он, потеряв надежду, уже поплыл к берегу, налетела страшная буря и унесла лодку в море. Очнулся Байрам на песчаном берегу. Неподалеку он увидел лебедя, что шептал своей лебедушке заветные слова.

Молодого кочевника нашли слуги хана на берегу и без сознания. Его доставили во дворец, где его ждала милая сердцу Астра. Юноша встретился с ней взглядом и промолвил заветные слова: «Я люблю тебя, Астра!». Это были последние его слова.

Астра, так страстно полюбившая Байрама, узнав о его пути за словами любви, не смогла выдержать такой потери и той же ночью сбросилась с обрыва в быструю Волгу. Хан Казим, же, в память о безоглядной любви сына к той прекрасной девушке сделал свой последний дар сыну – назвал столицу именем его любимой – Астрахань».

Выступление ученика. В прежние времена существовали алфавиты, где буквы одновременно являлись числами. Каждая буква имела не только цифровое выражение, но и отдельный смысл. Название с точки зрения нумерологии – это волшебный набор звуков, который накладывает отпечаток и придает значение предмету. Давайте найдем число г. Астрахани и узнаем, что оно сулит нашему городу.

Слайд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

Астрахань = 1+1+2+9+1+5+1+6+3 =29=2+9=11= 1+1=2

Вы живете в городе с числом 2. В таком городе жить хорошо, он гармоничен, сбалансирован, терпелив, но и пассивен. Сотрудничество - основная тенденция города. Это город миротворцев, любителей различных организаций, клубов по интересам. Город женственный мягкий (хотя «мягко стелет, да жестко спать»), компромиссный. Здесь легко стать богатым, но и легко обеднеть. Здесь хорошо поправить здоровье, но город может и испортить вам здоровье. Внимание к нуждам горожан всегда будет сталкиваться с желанием оставить все как есть. Здесь придется долго и терпеливо добиваться своего, но если есть потенциал, то город предложит вам все для реализации ваших амбиций. Но город с цифрой 2 всегда ждет своего времени. Проблема города с цифрой 2 в том, что люди не смогут добиться чего-либо в одиночку, здесь нужно всегда подстраиваться под кого-либо; унижаться перед кем-то, даже во имя высших интересов. Город с цифрой 2 ведет себя как избалованная женщина, здесь никого не интересуют ваши таланты, главное иметь поддержку и оказаться в нужное время в нужном месте.

Учитель математики. А теперь, ребята, каждый из вас отправится в путешествие по   Астрахани самостоятельно, используя интернет   ресурсы дайте   ответы на вопросы викторины. Займите места и в путь!

Слайд.  Викторина.

Викторина о родном крае.

  1. Как называется собор в Астраханском Кремле?  (Успенский)
  2. Как еще называют наш город?                               (Белый город)
  3. Как называется поющая гора?                                (Б.Богдо)
  4. Какой орех растет на воде?                                     (чилим)
  5. Какое дерево самое грустное в нашем крае?         (ива)
  6. Самое крупное животное в астраханском крае?    (верблюд)
  7. Из воды пришла, но воды боюсь?                           (соль)
  8. Сколько башен у Кремля?                                        (8)
  9. Как называли обнесенную стенами башню?          (Кремль)
  10.  Как называется наш район и почему? (Ленинский)

Взаимоконтроль   контроль и оценка.  

Слайд. Домашнее задание.

  1.  История.
  • Выучить частушки, подготовить пословицы, поговорки, загадки народов Астраханского   края.

2) Алгебра.

  • Создать презентацию в задачах о современной Астрахани.

Рефлексия: 

1. На уроке я работал                                активно / пассивно

2.  Своей работой на уроке я                   доволен / не доволен

3.  Материал урока мне был                    понятен / не понятен

4. "Я похвалил бы себя…"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История возникновения города Таганрога

Учебная презентация, знакомит детей с историей их города....

Урок-презентация на тему "Эпоха феодализма в Западной Европе. Возникновение городов как центров ремесла и торговли"" (6 класс, история средних веков).

Презентация содержит теоретический, фактический и иллюстративный материал к урокам истории средних веков в 6-м классе по данной теме. Для проверки знаний и самопроверки имеются  тестовые заданя....

Презентация к докладу по теме "Метод учебного проекта : проблематизация, история возникновения и развития"

Данная презентация подготовлена к докладу по теме "Метод учебного проекта: проблематизация, история возникновения и развития". Презентация помогает наглядно представить  основные этапы возникнове...

Доклад по теме: "Метод учебного проекта: проблематизация, история возникновения и развития"

В данном докладе освещаются основные этапы истории возникновения и развития метода учебного проекта....

Конспект урока по олимпийскому образованию для обучающихся 7 класса «История возникновения паралимпийских игр»

История возникновения паралимпийского движения врачом Людвигом Гуттманом...

Классный час "История возникновения города Норильска"

Данная разработка  поможет  учителю познакомить ребят с историей возникновения города Норильска, одного из самых удивительных городов России, расположенного на севере Красноярского края...

Доклад по теме «Метод учебного проекта: проблематизация, история возникновения и развития»

В докладе раскрываются особенности метода учебного проекта, а также освещается история возникновения и развития метода....