Административно-территориальное устройство и население мордовского края
план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему

Первый урок в 8 классе по предмету История и культура мордовского края в XIX веке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №1

Тема: Административно-территориальное устройство и население мордовского края

Цели:

- Объяснить, что первая половина XIX в. является переходным этапом между традиционной петровской экономикой и модернизационными процессами 1860-70-х гг. Рассмотреть, на каких территориях находилась основная часть мордовского этносы, выяснить территориальное устройство этих территорий, состав населения и его привилегии;

- научить работать с текстом учебника, составлять схемы, таблицы;

- привит интерес к истории родного края.

Вид урока: урок открытия новых знаний

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой этап.

Первая половина XIX являлась продолжением традиционной общественно-экономической системой предыдущего столетия, однако именно в этот период были подготовлены рычаги для кардинальных изменений в 1860-70-х гг., модернизационные процессы все глубже проникали в традиционную экономическую жизнь.

Патернализм в казенной промышленности в первой половине  XIX века.

Е. А. Смирнова

- Как описывается первая половина XIX в. в документе?

- Какими особенностями характеризовался XVIII в.?

В этом году мы продолжим изучение курса ИКМК и познакомимся с особенностями развития нашего края в XIX столетии.

III. Работа по теме урока.  

Сегодня мы рассмотрим административно-территориальное устройство  и население мордовского края.

- Вспомните, какая система правления в России с ложилась к концу XVIII века? (абсолютная монархия)

- Какой язык был государственным?

- Какая религия являлась официальной?

При этом в Российской империи проживала лишь одна нация? ( Нет, Россия изначально складывалась как многонациональное государство.)

-Каково же было административно-территориальное устройство страны?

Задание: ознакомьтесь с пунктом 1 пар.1 и составьте таблицу «Административно-территориальное устройство российской империи»

Административно-территориальная единица

Кто возглавлял

Губерния

Губернатор

Уезд

Капитан-исправник

Стан

Становые приставы

Волость

Волоститель

- Учитывался ли этнический состав при административно-территориальном делении царской России? (нет).

- Откройте карту на стр. 7-9 и выясните, в какие уезды была включена территория современной Мордовии к началу XIX века.

2. Население: численность, национальный и социальный состав.

На рубеже XVIII-XIX веков население края значительно увеличилось с 452106 чел.  в 1782г. до 886062 чел.  в 1858 гг., в следствии естественного прироста и притока из соседних губерний.

Этнический состав был неоднородным.

Задание: рассмотрите диаграмму «Этнический состав населения мордовского края в 1858 г.» и опишите ее.

3. Дворянство и его социально-экономическое положение.

Существовало пять основных сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство.

Исторической формой социальной стратификации в данный период являлись сословия. Это закрытая группа, обладающая правами и обязанностями, закрепленными обычаем или законом (по наследству).

- Скажите, что значит закрытая группа? (невозможность перехода из одной страты в другую).

- Какое сословие было самым привилегированным? (дворянство).

Оно не платило подати, не несло рекрутской повинности, имело монополию на владение землей с крестьянами (Что это значит?). В мордовском крае дворян насчитывалось 3910 человек из них 325 крупных, остальные мелкопоместные. Пятая часть дворян вообще не имела земельных владений.

К числу крупнейших землевладельцев принадлежали А.Б. Хрущев, Бахметьев, Полянский, Кикин, Огарев.

На помещичьих имениях выращивались зерновые культуры, свекла и картофель. Животноводством занимались лишь для собственных нужд.

Все хозяйство было основано на принудительном крепостном труде. Однако появлялись прогрессивные тенденции в развитии помещичьего хозяйства.

Задание: ознакомьтесь с текстом на стр. 11 два последних абзаца и 12 и заполните таблицу.

Помещичьи хозяйства Мордовии

Консервативные черты

Прогрессивные черты

- Как было организовано хозяйство помещиков?

- Кто мог перестроить свое хозяйство на современный лад?

4. Крестьянское население: численность, состав, категории, повинности.

Самым крупным сословием являлось крестьянское.

Задание: ознакомьтесь с диаграммой на стр. 13 «Удельный вес категорий крестьянства мордовского края в 1850-х гг.»

- Какие категории крестьян здесь представлены?

- Какая категория крестьян составила большинство?

- Какая категория крестьян самая маленькая?

Крестьяне всех категорий платили подушную подать. (В чем ее суть? (форма налога, подати, когда налог взимается в одинаковом или примерно одинаковом размере с каждого подлежащего обложению человека, по результатам переписи. Введена Петром I в 1718 году). Исполняли государственные повинности, в т.ч. рекрутскую (В чем смысл, кем введена?).

По ходу рассказа заполняется схема.

В социально-экономическом плане имелись различия среди разных категорий крестьян.

Наиболее зависимые крестьяне – крепостные. Посмотрите определение на стр. 14.

Они были собственностью помещика и власти не могли вмешиваться в их отношения. За исключением наиболее тяжких преступлений. На протяжение первой половины XIX века положение крепостных крестьян оставалось неизменным до 1861 г.

- Какая самая многочисленная категория крестьян на территории мордовского края? (государственные). До 1724 г. их называли черносошными и они являлись свободными до введения подушной подати.

Они так же подвергались трем формам эксплуатации: натуральные повинности, натуральный оброк, денежный оброк. В отношении этой категории крестьян государство могло позволить себе преобразования.

Задание: прочитать на стр. 15-18 о реформах в государственной деревне. Выделите основные положения реформы Киселева.

- Как реформа отразилась на положении государственных крестьян мордовского края?

Удельные крестьяне – собственность императорской семьи. Доходы с удельных земель шли на содержание царской семьи. Они выполняли различные повинности и платили подати. Основной платеж – денежны оброк, а с 1830 – поземельнй сбор. Также они исполняли различные повинности.

В удельных имениях находились сельские училища, фельдшера. Удельное начальство боролось за благополучие подведомственных сел.

5. Купцы, мещане, цеховые ремесленники. Духовенство.

Эти сословия составляли основную массу населения городов края: Саранска, Темникова, Краснослободска, Инсара, Ардатова, Троицка, Шишкеева.

Задание: рассмотрите схему на стр. 24

- Кто относится к полупривилегированному сословию?

- Что значит полупривилегированное сословие?

- К какой категории относятся мещане и ремесленники?

- Как вы думаете, какие у них были обязанности? (подушная подать, рекрутская повинность)

IV. Закрепление

Задание: ознакомьтесь с дополнительным материалом на стр. 23. Сделайте анализ сословной структуры населения мордовского края.

Тест

10. Выберите правильный ответ.

а) Основная административно-территориальная единица России рубежа XIX-начала XX века:

- губерния;

- уезд;

- провинция.

б) Кто осуществлял административно-полицейскую власть в городах:

- нижние земские суды;

воевода;

- городничий.

в) Наиболее многочисленной категорией сельского населения были:

- владельческие крестьяне;

- удельные и дворовые люди;

- государственные крестьяне.

г) Когда была отменена подушная подать?

- в начале 1860 г.;

- в 1861 г.;

- в начале ХХ века.

11. Какими общими понятиями объединены эти фамилии: Хрущев, Бахметьев, Полянский, Кикин, Огарев?_______________________-

12. С именем какого государственного деятеля связана эта рекомендация:

праздничные дни «употреблять не на одно отдохновение от трудов, а наиболее на дела набожности; праздновать сии дни с чистотою и благоговением; ходить в церковь для слушания службы божьей и воздерживаться от пьянства и всякого беспутства еще более, нежели в дни будничные».

____________________________________________________

Домашнее задание: §1

Литература:

1. «История и культура мордовского края XIX век» 8 класс. / В.М.Арсентьев, В.И.Захаров, Г.А.Корнишина, Н.И.Мамонова и А.С.Тувин.

2. Рабочая тетрадь  к учебнику «История и культура мордовского края  XIX век» 8 класс / Мамонова Н.И., Ромашова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Особенности административно-территориального устройства России".

Данная презентация может использоваться на уроках географии в 8 классе  в теме "Административно-территориальное устройство России". В презентации даются определения понятий федерация, федеральный...

Административно-территориальное устройство РФ

Данная методическая разработка принимала участие во Всероссийском конкурсе школьных проектов, посвященных 20-летию Конституции РФ. (7 место)Конспект урока...

Административно-территориальное устройство Российской Федерации

Урок изучения нового материала, основанный на самостоятельной работе школьников. Работа с картами атласа и контурными картами. Учитель предоставляет бланк с заданиями. Ученики самостоятельно отвечают ...

Административно- территориальное устройство России 2015 г

Административно- территориальное устройство России 2015 г. Порядок расположения  субъектов РФ совпадает с непосредственной территориальной близостью друг с другом, для более быстрого запоминания ...

Тематическая станция «Административно-территориальное устройство Краснодарского края» ТЕСТ

Тематическая станция«Административно-территориальное устройство Краснодарского края»...

Открытый урок "Традиционная культура и быт населения мордовского края в XIX- начале XX в."

Традиционная культура и быт населения мордовского края в XIX- начале XX в....

Тема: «Географическое положение России», «Административно-территориальное устройство России».

Цель: ознакомление с административно-территориальным устройством страны. Задачи: - Повторить пройденный материал по теме «Формирование территории России». - Способствовать формированию представлени...