Конспект урока 5 класс Духовные истоки.
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме

Виталий Дмитриевич Фролков

Конспект урока к разделу "Духовные истоки Кубани" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_duhovnye_istoki.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Класс  5    Кубановедение.  Раздел « Духовные истоки»                      

Учитель  Фролков Виталий Дмитриевич  МБОУ СОШ № 22 г. Краснодара

Тема: « Нравственные принципы христианства в притчах и легендах

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Цель:создание условий для формирования мотивации к нравственному выбору (душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям).

Задачи:

1.Учиться  понимать особенности христианской нравственности.

2. Развивать навыки умения строить самостоятельные высказывания на основе первичного усвоения учебного материала.

3.  Формировать умение работы в группах

Результаты:                

Предметные:

1.расширить и углубить понятие о жанре притчи;

2.показать воплощение христианского сюжета в живописи;

3.отработать умения анализировать притчу, выделять основную мысль притчи;

Метапредметные:

1.Развивать информационную компетенцию: навыки работы с источниками информации.

2.Учить находить аргументы для доказательства собственного мнения;

3.Развивать навыки монологической речи;через художественный текст поговорить о нравственных проблемах: о необходимости прощения, милосердия, сострадания, взаимной помощи;

4.Формировать общечеловеческие нравственные ценности.

5.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

6.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

7. Развивать творческие способности учащихся.

Личностные:

1. Помочь учащимся осознать необходимость жизни по «законам человеческим»
2.Воспитывать у учащихся чувства уважения и любви к людям, сострадания к больным и бедным, бережное и уважительное отношение к родителям.

Оборудование:           

- мультимедийная презентация

-Толковый словарь С.И. Ожегова

- интерактивная доска

- маршрутный  лист ученика


Этапы урока

Форма работы .Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивация к учебной деятельности

.

Психологический настрой на урок

-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 -уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.

(коллективная)

Здравствуйте, ребята! Я приглашаю  Вас в заочное  путешествие. Как вы  думаете, что нам понадобится в путешествии, чтобы не сбиться в пути? А вот послушайте (музыкальное сопровождение)

Беседуя с учеником, мудрец его спросил 
- Что освещает людям путь, какое из светил? 
Где этот путеводный луч, что за собой ведёт,  
Что направляет их в пути и сбиться не даёт?  Как вы думаете, что ответил ученик мудрецу?

( продолжает читать дальше)

- Тогда на собственный вопрос отвечу тебе сам: 
Когда исчезли  все лучи, померкли небеса, 
Лишь только тот способен плыть, идти в кромешной тьме,  
В ком свет струится изнутри, кто носит свет в себе...

Поделимся светом  друг с другом, друзья  и в путь возьмём мы с собою.

принимаются все версии

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности .

подготовить мышление учащихся и организовать ими внутренние потребности построения нового знания.

 На пути на повстречался цветок. Послушайте его историю  

-Подумайте и скажите о чём, по вашему, мы будем говорить сегодня?

-  А кто попробует подобрать общее понятие  для всех этих слов.

Ребята, в литературе есть произведения,с помощью которых  лучше всего учить людей, чему-либо поучать, внушать им что-то. В них изложены нравственные ценности человечества.

Что такое притча?

Притча ( от гр. « сравнение, уподобление»)-малый литературный жанр, заключающий в себе поучение.

Какой вывод мы можем сделать из данного определения?

Притчи-это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена  какая-то  определённая правда, какой-то определённый  нравственный урок)

- Ребята, если в притчах заложен нравственный урок, то как бы вы могли сформулировать тему  нашего урока?

Нравственные принципы христианства в притчах и легендах

В чем кроется главный вопрос урока? Роль притчей, как носителей нравственных принципов христианства.

 (Притча  о милосердии  читает подготовленный ученик)

О милосердии, сострадании, о прощении

нравственнные   ценности

Ответы учащихся

(принимаются любые версии)

III. Планирование  деятельности

организовать выявление и фиксацию затруднений – тех конкретных знаний, которых не достает.

- Чтобы  ответить  на  главный  вопрос урока, что  надо нам  сделать?

Познакомиться с евангельскими  притчами  и выявить в них  нравственные ценности

Принимаются любые версии

IV. Поиск  решения  проблемы. Открытие  нового  знания

Каждая группа  знакомит с притчами « Возвращение блудного сына», « Добрый самарянин», « Притча о сеятеле»

( для  каждой  группы подготовлены  свои  вопросы, записанные  в  информационных  листах)

(групповая)

Учитель  произносит  вступительное слово  перед притчами

( после каждого выступления делается вывод)

Чему учат эти притчи?

Вывод: Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение; чувство милосердия устанавливает истинно братские отношения между людьми.

Ответы учащихся( проводится словарная работа)

Физминутка

V. Выражение  решения  проблемы

-  постановка целей учебной деятельности, выбор способов на их реализацию (алгоритм)

( коллективная)

Давайте вспомним людей, посвятившх себя, свою жизнь служению окружающим

Давайте сделаем вывод: зачем люди жертвуют собой ради благополучия других?

Вывод:  Люди готовы жертвовать собой  и даже своей жизнью ради  спасения и благополучия других людей, потому  что  в их душах есть такие понятия, как доброта, милосердие, сострадание.

Ребята приводят примеры  поступков  школьников из нашей школы, края, страны.

VI.Применение  нового  знания

-организовать применение нового знания;

- Прочитайте  второй  вопрос в информационных листах.  Составьте Правила для жизни.  Как  вы понимаете  смысл  слов Правила для жизни?

1. Любите  окружающих

2. Умейте видеть достоинства людей, цените их

3. Научитесь прощать обиды и умейте покаяться

4. Проявляйте сочувствие к другим

5.Старайтесь прийти на помощь в нужный момент

Скажите, ребята а  где прописаны эти правила?

Да, ребята ни в каком нормативном документе эти правила не прописаны. А прописаны в наших сердцах и излучают свет, который освещал нам путь весь урок.

Принимаются любые версии

Нигде.  

VII. Включение в систему знаний и повторение

 организовать выявление областей жизни, где используются новые знания

- Где вы можете использовать полученные на уроке знания?

Принимаются любые версии

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

В начале  своего путешествия мы  познакомились с печальной историей  цветка.  Так  давайте ребята  засадим цветочную клумбу  с  пожеланиями  об уроке.

Какова была цель урока?

-Достигли ли мы цели?

-Докажите

Учащимся  предлагается  слайд  с незаконченными  предложениями, которые  необходимо  заполнить одним  или  двумя  словами:

- Сегодня на  уроке я  узнал ……

-Самое  интересное  и  полезное  для  меня  было ……….

-Я встретился  с  трудностью  при………..

(Ребята  пишут  свои пожелания на трафаретах цветов.)

IX. Домашнее задание

организовать выполнение д/з.

Творческая работа. Напишите свою притчу

        

Приложение 1

Притча  о милосердии.
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу. 
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Лариса Галдеева

« Путеводный свет»

Беседуя с учеником, мудрец его спросил 
- Что освещает людям путь, какое из светил? 
Где этот путеводный луч, что за собой ведёт,  
Что направляет их в пути и сбиться не даёт? 
- Конечно, солнце, что гадать, без солнца – темнота...    
- А если наступил закат, скажи мне что тогда? 
- Тогда луна, что за вопрос, нам освещает путь. 
- А если в небе нет луны, ты уж не обессудь? 
- Огонь послужит светом нам в кромешный долгий час.  
- Куда идти изволишь ты, когда огонь погас? 
- Тогда на речь, людскую речь я буду путь держать. 
- Умолкнет речь, не будет свеч, куда тогда бежать? 
Когда нет солнца и луна за тучей не видна, 
Когда наедине с собой и всюду только тьма.  
- Потупив взор, молчал в ответ смущённый ученик.  
- Не знаю, лишь сумел сказать, затем и вовсе сник. 
...............
- Тогда на собственный вопрос отвечу тебе сам: 
Когда исчезли  все лучи, померкли небеса, 
Лишь только тот способен плыть, идти в кромешной тьме,  
В ком свет струится изнутри, кто носит свет в себе...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по духовно - нравственной культуре народов России

Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников...

Конспект урока по духовно - нравственной культуре народов России на тему " Бережное отношение к природе"

Урок направлен, чтобы помочь детям осознать своё отношение к природе, вывести правила поведения в природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться, дать им представлен...

Конспект урока по духовно-нравственному воспитанию «Семья – любви великой царство»

Данная разработка предназначена для учителей, преподающих курс "Истоки" 9 класс...

Конспект урока факультативного курса «Истоки» “Слово и образ малой родины”.

Цели:Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: &ldquo...