Тема «Природа помогала выжить и победить в той войне»
классный час по краеведению (7 класс) на тему

учащиеся подготовили совместный проект по теме « Природа помогала людям  выжить во время войны

Поставлена цель  работы :   Формирование устойчивого интереса к истории России, уважение  к подвигу народа в  Великой отечественной войне 1941-1945 годов; воспитание патриотических чувств.

 Задачи:

- пополнить знания о тех моментах, когда природа -  растения  и  животные помогали людям  выживать  и побеждать в годы Великой Отечественной войны.

-формирование представлений о мужестве, отваге и самоотверженности наших  солдат, врачей, животных в годы Великой Отечественной войны.

 Накануне проведения Устного  журнала была проведена большая работа  над проектом

 Во - первых, созданы рабочие группы.

Затем собрали  и обработали  материал по теме проекта участниками групп,

Устно выступили все участники проекта   перед классом с представлением собранного материала,

Затем подготовили рисунки по теме  и оформили устный журнал,

Оформили  презентации в группе,

Провели акцию  «Поздравительная открытка и концерт  ветерану»,

 И в заключение классный час  по теме проекта.

 В  Устном журнале   ребята рассказали  о многих интересных случаях, когда  природа -  растения, грибы, животные  помогали людям  на войне, о героическом подвиге  тогульчан во время войны.

На нашем  мероприятии присутствовали гости:  Аксёнов В.Н, -   ребёнок  войны,  родители учащихся.

Аксёнов Виталий Николаевич  рассказал интересные факты из своей биографии во время войны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Природа  помогала выжить и победить  в той  войне»

Цель:      Формирование  экологически целесообразного образа жизни  через выявление    гибельного воздействия войны   на окружающую среду  и особой значимости природы, помогавшей выжить человеку  в военное время.Формирование устойчивого интереса к истории России, уважение  к подвигу народа в  Великой отечественной войне 1941-1945 годов; воспитание патриотических чувств..

Задачи:

- пополнить знания о тех моментах, когда природа - грибы, растения, животные помогали людям  выживать  и побеждать в годы Великой Отечественной войны.

-формирование представлений о мужестве, отваге и самоотверженности наших  солдат, врачей, животных в годы Великой Отечественной войны.

Учитель      22 июня 1941 пошел отсчет 4 годам нечеловеческих усилий, в течение , которых будущее каждого из нас висело на волоске.    И нам не забыть никогда Героев- защитников нашей Родины, всех от мало до велика.  Ударили сильнейшие морозы, и казалось, сама природа пришла на помощь защитникам нашей Родины.

Мы подготовили совместный проект по теме « Природа помогала людям  выжить во время войны».

Сегодня в нашем устном журнале   мы расскажем о многих интересных случаях, когда  природа- растения, грибы, животные  помогали людям, на войне  .

На нашем  мероприятии присутствуют гости: Братенков В., Аксёнов В.Н, родители

Понкратов Алёша

Под  белым   халатом  не  спрячешь   погоны,
Эмблем  медицинских  не  скроешь  от  глаз.
Врачи  в  медсанбатах  в   тылу  обороны
Умело  спасают  от  гибели  нас.

  Дехтяренко Лиза

   «Война – это травматическая эпидемия», – говорил великий русский врач Николай Иванович Пирогов. Всего во время войны погибли или пропали без вести 85 тысяч медиков.

На передовой был и майор медицинской службы Владимир Терентьевич Кунгурцев. Перед войной Владимир Терентьевич окончил медицинский институт в Новосибирске получив диплом врача общего профиля.

В чем заключалась основная задача полевых хирургов?

В. Кунгурцев рассказывает :  Мы оказывали первую медицинскую помощь участникам боевых действий и отправляли  в медсанбат. Оттуда солдата переводили в госпиталь, если требовались полноценные хирургические операции. Наиболее тяжелыми считались осколочные раны, особенно, в конечности.

 Медикаментов не хватало, все было по минимуму. И врачам приходилось   в условиях дефицита перевязочных средств, использовать в военных госпиталях сфагно-марлевые повязки для заживления ран, особенно гнойных.
Мох , сфагнум – это прежде всего стратегическое сырье в экстремальных условиях. Но, как показывает опыт, сырье действительно хорошее.

Сфагновый мох, содержащий фенольное соединение сфагнол, с давних времен применяют в медицине и ветеринарии как перевязочный материал с бактерицидным действием. Одна из особенностей сфагновых мхов – выступают как  антибиотик. Кроме того, возьмите мох в руку, и вы почувствуете его необыкновенную мягкость – это позволяет использовать их вместо бинта и ваты как перевязочное средство.
По способности впитывать воду и кровь сфагнум не уступает вате и лигнину. Исследования показали,   что у  сфагнума принципиально другое строение  в отличие от целлюлозного волокна.  В стебле сфагнума  содержатся полые клетки, предназначенные специально для накопления воды. Их стенка пронизана отверстиями, через которые внутрь клетки попадает влага. Поэтому стебель сфагнума хорошо пропускает и воду, и кровь, и гной, при этом он не теряет эластичности, а рана остается сухой.

!!!!!!!     Каждому школьнику известен подвиг  Алексея Маресьева. 4 апреля 1942 года в ходе воздушной битвы в районе Старой Руссы (Новгородская область) был подбит истребитель   Алексея Маресьева, а сам он получил ранения. Лётчик вынужден был совершить посадку в лесу – на территории вражеского тыла. Восемнадцать суток Алексей Маресьев отчаянно сражался со смертью, пробираясь к линии фронта. Когда подвели раненые, а затем и обмороженные ноги, он продолжал двигаться ползком, питаясь корой, ягодами, шишками… Едва живого, его обнаружили в лесу двое мальчиков из деревеньки  (Плавни) Валдайского района. Жители деревни укрыли лётчика у себя и попытались выходить, однако последствия ранения и обморожения ног были слишком тяжёлыми. Маресьеву требовалась операция. В начале мая около деревни приземлился самолёт. Его пилотировал Андрей Дехтяренко – командир эскадрильи, в которой служил Маресьев. Раненого лётчика удалось переправить в Москву в военный госпиталь. – Он выжил и после успешного лечения продолжил воевать с фашистами.

Овчинников Игорь

Старинным средством лечения ран считался лук репчатый (измельченный или печеный) и сок-алоэ. Во время войны гнойные, трудно заживающие раны с успехом лечили парами лука и соком алоэ.

Настой из березовых листьев успешно применялся как витаминный напиток(при трофических язвах и длительно не заживающих ранах), в качестве общеукрепляющего и стимулирующего средства, а также, в случаях понижения общего питания при сыпном и брюшном тифах, туберкулезе легких, дизентерии, желудочно-кишечных заболеваниях.

Алибекова Света

В те годы мало кто  болел зимой. Чаёв никаких импортных не было. Заранее собирали травки в поле: чабрец, душицу,  зверобой, шиповник. Мяту выращивали дома.  Собирали листочки смородины и малины .Из всего этого сбора  готовили чаи. Сахара не было, редко когда удавалось подсластить чай медком

 Вот и не болел никто, хотя ходили почти всегда голодными и замёрзшими».  

Семенькова Алина

А мне бы хотелось рассказать еще об одном удивительном растении ПАРМЕЛИЯ

Пармелия (лишайник) — многолетнее растение представляет собой соединение  двух организмов, один из которых относится к группе грибов, другой — к зеленым водорослям. . В них -  высокое содержание углеводов, белков , жиров мало, но содержатся лишайниковые кислоты ( антибиотики).

А плесневые грибы из рода Penicillium (пеницилиум) широко распространены в природе. Особое значение имеет зеленая кистевидная плесень – пенициллзолотистый, так как используется для производства пенициллина.

Благодаря этому микроскопическому грибку  вернули к жизни безнадежных раненых и больных.

Попова Галя

Дети военных лет – ныне наши бабушки и дедушки, вспоминая о своем детстве, рассказывают:

Всю тяжелую работу выполняли женщины и дети. Мы в тылу работали, не покладая рук. Питались очень скудно. Масло, молоко отдавали фронту, сами пользовались пахтой. С ранней весны начинали использовать в пищу первые листочки крапивы, молодые листья свеклы, сныть, борщевик, листья лебеды. Лакомством для детей были почки липы, листья щавеля, стебли конского щавеля, ягоды черемухи, орехи, яблоки. Собирали для выпечки лепешек замерзшие прошлогодние клубни картофеля, из которого вымывали крахмал. Этот крахмал добавляли для экономии муки в хлеб, пекли лепешки. На зиму собирали семена лебеды, конского щавеля. Их использовали для выпечки лепешек и хлеба.

Моя бабушка Кудрявцева Лидия Павловна рассказывала :

 Растения – спасительницы тыла. Жители сел и деревень издревле использовали дикорастущие растения в пищу. В годы войны они стали настоящими спасателями от голодной смерти и лекарствами от болезней.  С ранней весны до глубокой осени везде растет крапива.

Лучшев Ваня

Основным продуктом питания человека является хлеб. Каким он был хлеб военных лет?  -- хлеб  во время войны из отрубей, опилок, коры желудей, выжимки гнилой брюквы, тертого картофеля, Лиственной муки.

«Военный хлеб. Он к щам годился постным,

Раскрошенный, он был неплох с кваском.

Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам,

 Его мы отдирали языком».

  Попова Галя

В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что  такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др.

Во время войны в армию были призваны мужчины не только с городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики и дети. За 1941 – 1944 гг. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

Во время войны женщины,подростки,старики заменили, ушедших на фронт , мужчин.  Пришлось и косить, и пахать, и стога метать, и за рулём трактора сидеть., Проработали  всю войну  на тракторе   женщины – тогульчанки   Климова Анна Матвеевна  и Еремеева  Аксинья Фёдоровна.

Колхозы засевали «Гектары обороны» сверх плана. Так колхоз села Колонково в 1942 году сдал зерна сверх плана 71 центнер в фонд обороны

Основным для жизни в то время стал закон:

                        «Всё для фронта!!!

                          Всё для победы!!!»

Тогульский район также принимал участие в сборе подарков на фронт бойцам Красной Армии. Девушки вязали носки и варежки, тёплые шарфы. Вышивали платки и кисеты. Люди приносили  продукты: сушеную репу и свёклу, сухари  и пряники,  зимние вещи: тулупы, валенки, шапки. Подводы с подарками отправляли в г. Бийск на лошадях, а оттуда они расходились на все фронты.

Из Ленинграда в Тогул в 1942 году была эвакуирована  7 и 8 артиллерийские школы, которые готовили младших офицеров. Тогульчане, сами недоедавшие, помогали  эвакуированным чем могли, и в первую очередь делились продуктами питания – картошкой и хлебом.

Был хлеб всегда в почете на Руси –   Её  просторов главное богатство.

Его ты хочешь цену знать? – Спроси.Тебе ответить могут ленинградцы.

Ральникова Алеся

В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали  братья наши меньшие -собаки. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.

У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапёром. Порою собакиНа танки бросались во время атаки.
Да, на войне получалось и так,Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

 Будучи верным другом человеку, собаки выполняли самые разные роли.
Собаки забирали с линии огня раненых и доставляли на поле боя боеприпасы.

С помощью четвероногих  собак было разминировано 303  населённых пункта, среди  них – Псков, Смоленск, Брянск, Львов, Минск, Киев, Сталинград, Одесса, Харьков, Воронеж, Варшава, Вена, Будапешт, Берлин, Прага.  А также 18394 здания,  обнаружено свыше четырёх миллионов мин.

Немецкая овчарка Джульбарс, стала единственной собакой, награжденной медалью «За боевые заслуги». Благодаря превосходному чутью этого четвероногого бойца, за период с сентября 1944 года по август 1945 года было обезврежено 7468 мин и более 150 снарядов на территории Австрии, Венгрии, Румынии и Чехословакии. Участвовал Джульбарс также в разминировании соборов Вены, замков Праги и дворцов над Дунаем. 

     В 1945 году четвероногий герой Джульбарс стал участником парада на Красной площади, посвященному Великой Победе. Пёс был  ранен во время разминирования  и на параде был завёрнут в личный китель Иосифа Сталина, который отдал такое распоряжение в знак уважения за заслуги пса Джульбарса  перед Советской Армией.

Бабченко Настя

Несмотря на то, что кошки не обладают выносливостью и силой лошадей, обучаемостью  собак, они также помогли людям пережить тяжелые годы войны.
Большую роль кошки сыграли в блокадном Ленинграде. Кошки защищали продовольствие и произведения искусства  музея Эрмитаж от посягательства  крыс. Известно, что кошки приносили свою добычу хозяевам, а сами умирали от голода. Кошки свои теплом согревали детей.

Ральникова

Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. Конница всегда идёт по кратчайшему пути, через овраги и болота, форсируя реки и просачиваясь сквозь лесные чащобы. Быстрые и неутомимые, целые партизанские соединения иногда проходили незамеченными, в нескольких метрах от фашистов.
Там, где не пройдёт никакая техника – конь  сделает это незаметно.
В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку.   2 миллиона  Лошадей использовали для перевозки боеприпасов, продуктов для солдат и раненых.. Перед глазами встают кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы изо  всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми.

Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.

На Поклонной горе предлагается  установить памятник лошадям–участникам Великой Отечественной войны. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.

Фоминых Тоня

Как ни странно, символ мира- голубь-  может оказаться эффективным средством войны. Зачастую радиотехника выходила из строя.    Тогда применялась  голубиная почта.  Голубей использовали  и для уничтожения объектов противника. Приучали голубей садиться на цистерны с горючим или бронетехнику – путём ежедневной прикормки на тренировочных макетах или оборудования голубятни в виде бензобака самолёта. Голубь плохо видит вблизи, поэтому и летел, думая, что это его голубятня или место кормёжки. Помимо материального урона от подобных атак имелся эффект психологический. Голубиные налеты   действовали на психику   немецких    солдат.

Семенькова Алина

Вот прошло уже более  70 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы с вами должны навсегда оставить в своей памяти подвиг, который совершил народ, ради женщин и детей, ради внуков и правнуков, то есть ради нас с вами, ради мира на земле. Мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе, любить и охранять свою природу « Основным законом природы, является сохранение человечества».

Лошади, собаки, кошки и голуби, как и люди, совершали подвиги. И гибли, как и люди. Как и Герои Великой Отечественной Войны, боевые животные спасли тысячи человечески жизней и помогли приблизить долгожданный День Победы.

Теперь, мы можем с уверенностью сказать, что природа в годы Великой Отечественной войны, выполнила свою миссию!

Сергеева Аня

Цветы и война. Трудно представить себе что-либо противоположное. Цветы олицетворяют собой красоту и радость, доброту и нежность – саму жизнь. После самых тяжелых боев скромный полевой цветок, уцелевший на месте сражения, наполнял нежностью сердца солдат, вызывал в памяти картины мирной жизни, заставлял острее почувствовать любовь к Родине, ненависть к врагу.

Ивашков Миша

Поэт Бронислав Кежун, участник Великой Отечественной войны, написал в 1944г.стихотворение “Васильки”.

Под огнем, на берегу реки

Залегли усталые стрелки.

Золотая рожь сверкала рядом,

А во ржи синели васильки.

И бойцы, уже не слыша гула

И не ощущая духоты,

Словно на невиданное чудо,

Радостно смотрели на цветы.

Синевой небесной, нестерпимой,

Полыхая, словно огоньки,

Как глаза детей, глаза любимых,

На бойцов глядели васильки.

Через миг, усталость пересилив,

Вновь пошла в атаку цепь стрелков.

Им казалось: то глядит Россия

Синими глазами васильков.

Борисова Лена

           Весной сорок пятого года     Как, впрочем, и после, и до

Готовилась снова природа         Исполнить призванье свое.

Сочились березы слезами         Черемуха буйно цвела

Смеялись ромашки глазами       И вновь зеленела трава.

И солнце звенело в зените        Под утро ложилась роса,

Шептала природа: любите,      Ведь смерть никому не нужна...

Дети поют песню « Растёт в Волгограде березка»

Сергеева

Спасибо вам ветераны,      

Что нашу страну вы спасли.

Нашли в себе мужество, силы,  

  Фашистов прогнали с земли.

                   

 Пусть всех имен не назову,       Нет кровнее родни.

                     Не потому ли я живу,            Что умерли они?

Лучшев Ваня

 Чем им обязан - знаю я.    И пусть не только стих,

 Достойна будет жизнь моя    

Солдатской смерти их.

Девушки:

Труженикам тыла - слава!

Юноши:

Матерям и женам Героев - слава!

Девушки:

Павшим и живым Героям -- слава!

Не воевать, не убивать,

Научиться в мире жить.

Радоваться василькам,

И берёзки не рубить.

Счастлив будет человек,

Живущий в мире без войны.

Земля – наш дом. Природа – храм.

Их любить, беречь должны!

Дети поют песню «Россия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника "Приказано выжить" для учащихся 9 классов.

Спортивный праздник проводится в занимательной игровойи форме, обучает и закрепляет знания учащихся при черезвычайных ситуациях, формирует чувства дружбы, товарищества, взаимовыручки....

Спортивно-массовая игра "Приказано выжить"

Эта спортивно-массовая игра проводится в конце учебного года и приурочена к Дню Победы.В ней дети всем классом перемещаются от станции к станции и показывают свои умения инавыки по предметам: физическ...

Выжить вопреки....

Классный час для 3-5 класов, посвящен окончанию локады в Ленинграде....

Лекция в школьном музее "Ты же выжил, солдат!"

Лекция для учащихся 5-8 классов проводится в школьном историко-краеведческом музее "Живи и помни".  Лекция о солдате-односельчанине, на которого пришла похоронка с войны....

"Готовность к экстремальной ситуации – шанс выжить"

Презентация содержит материал о том, как можно выжить в экстремальной ситуации. Даётся информация о тревожном чемоданчике и его наполнении....

Всероссийский открытый урок по ОБЖ "Чтобы выжить - надо знать"

Урок по Основам безопасной жизнедеятельности. Данный урок проводится в целях выработки единых подходов к формированию государственной политики в области безопасности жизнедеятельности, привлечения вни...

Презентация "Что надо знать о себе, чтобы выжить?" для 6 класса.

Данный материал поможет учителю провести одноимённый урок ОБЖ в 6 классе с применением ИКТ. Желаю успехов!...