Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» для учащихся 6 классов
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина»

для учащихся 6 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина»

для учащихся 6 классов

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»»

В. Песков.

      Рабочая программа «Моя малая родина» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в соответствии с моделью внеурочной деятельности школы.

    Программа составлена на основе материалов CD «Кружковая работа в школе. Краеведение» (изд. «Учитель»,2010),  Интернет-информации и методической литературы (список прилагается). Содержание программного материала соответствует возрасту учащихся 6 класса. Занятия  рассчитаны на 1 часа в неделю, 35 занятий в год.

    Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» предназначена для учащихся  6 класса как цикл внеклассных и внешкольных занятий. Программа рассчитана на один год обучения и является основой для последующей реализации интегрированного курса  «Краеведение » и углубление полученных знаний.

    Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края.

    Содержание программы имеет краеведческую направленность:  изучение  истории своего края,   географическое положения города Королёв и северного региона Подмосковья, история его образования и развития, становление производства и сельского хозяйства и т.д.

   Актуальность. Мы живем в информационном  обществе, в котором приоритетным направлением становится приобретение знаний и умение работать с информацией.  В связи с этим ключевой идеей развития современной системы образования во всем мире стала идея «обучения в течение всей жизни» (непрерывного образования). Ее реализация связана с формированием умений учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания.  Важной и актуальной проблемой становится формирование информационной культуры личности. Как важно ученику уметь не просто прочитать информацию, но и понять, оценить и  применить ее в жизненной ситуации. Для этого разработаны  способы получения знаний – универсальные учебные  действия, отраженные в ФГОС. Следовательно, точкой роста качества не только образования, но и воспитания  в должно стать формирование умений самостоятельно работать с разнообразными источниками информации в традиционном и в электронном  виде, направленные на готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

   Воспитательный компонент ФГОС  ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма.  Для успешности общекультурного,  личностного и познавательного,  нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. Актуальность краеведения в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой.  На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность, своеобразие, самобытность каждого региона.

   Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории региона и, конечно, это люди - гордость и слава родного города.

     Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

   Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием региона, предположить перспективы развития.  Учащиеся должны  знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее.

   Занятия кружка носят преимущественно практический характер. На занятиях  учащиеся  приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с  научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, городе, проводить исследовательские и поисковые работы.  Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.

    Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное,  казалось бы, о знакомых людях.     Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.

    Материал программы актуален и современен, позволяет  объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.  

    Содержание программы соответствует Федеральному закону № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»,  основным направлениям инициативы «Наша новая школа», Программе развития образовательного учреждения, продолжает и углубляет традиции школы в патриотическом и духовно – нравственном воспитании, идеально вписывается в программу опытно – экспериментальной работы образовательного учреждения по формированию социального здоровья школьников в условиях сельской школы.

     Новизна программы  определена требованиями к результатам основной образовательной программы основного общего образования ФГОС. Одним из главных аспектов нового стандарта является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

    Отличительными особенностями программы «Моя малая родина» являются:

  • организация работы с детьми, имеющими разные потребности и индивидуальные возможности;
  • определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом, родителями и обучающимися.

     Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  Важно отметить всех, кто  выполнил  домашнюю работу.

 Учитывая актуальность проблем формирования духовно-нравственного развития детей и обучения способам деятельности в реальной жизни для решения практических задач, определены следующая цель и задачи.

        Цель:

Воспитание патриотических чувств, формирование патриотического сознания обучающихся, пробуждение интереса и бережного отношения к  историческим и культурным ценностям  родного края, воспитание любви к природе родной земли.

  Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

1. Обучающие:

  • сравнивать, сопоставлять события и факты;
  • расширять и углублять знания, полученные на уроках литературы, музыки, ИЗО, географии, истории;
  • формировать у обучающихся целостное восприятие истории, культуры родного края как части истории мира;
  • научить  понимать свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовать с ним;
  • осваивать рациональные приемы  и способы самостоятельного поиска краеведческой информации;
  • изучать  и практически использовать  технологии  подготовки  и познавательной работы.

2. Развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, устную речь;
  • формировать умения работы с различными источниками;
  • формировать умение излагать свои мысли.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к жизни родного города через   самостоятельное нахождение  нужной  краеведческой  информации;
  • воспитывать чувство гордости за земляков, чувство восхищения талантами и способностями знаменитых людей;
  • создать коллектив единомышленников – юных краевед.

 Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.

   

   2.Планируемые результаты  освоения учащимися  программы внеурочной деятельности «Моя малая родина»

     Новизна программы заключается в интегрировании краеведения и информационной культуры для формирования УУД в соответствии с ФГОС.

Требования к знаниям  и умениям учащихся к концу первого года обучения

        В результате изучения «Моя малая родина» обучающийся должен:

знать /понимать

  • свою взаимосвязь с окружающим микромиром;
  • связь с наследием родного края; значимости этого наследия для предыдущих поколений;
  • для современных жителей, для России и лично для него: «Я – мой город – моя область  – мое Отечество - мир»;
  • многогранности наследия;

уметь

  • развивать  УУД на занятиях краеведения, способствующие переносу УУД на учебные курсы (ИЗО, литература, география, история) и внеурочную деятельность;
  • видеть и извлекать из объекта информацию, оценивать его;
  • формулировать познавательные вопросы, учиться этике общения;
  • использовать приобретенные навыки для:

- организации самостоятельной  деятельности;

- оценки результатов своей деятельности и своих способностей.

Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Моя малая родина»  являются:

  • приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;
  • основ гражданской идентичности;
  • ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

     Метапредметным результатом изучения программы внеурочной деятельности «Моя малая родина» является сформированность у детей  не только универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, метапредметных понятий, но и сформированность сознания о необходимости уметь работать с различной краеведческой информацией.

    Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

    Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  заданий с использованием  литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;

     Средством формирования познавательных УУД служат тексты краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

      Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).      

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и  организация работы в парах и малых группах.

      Особенности класса, в котором будет реализована данная программа: Психофизиологические особенности шестиклассников в подростковом возрасте – быстрая утомляемость, большая потребность в движениях, активность и повышенный интерес к игровой деятельности, восприятие проходит в увязке с практическими действиями, достаточно развито воображение, наиболее развита наглядно-образная память и наглядно-образное мышление. 6 В класс с низкой мотивацией учебной деятельности, поэтому занятия должны быть максимально динамичными, практическими и интересными.

     Режим занятий:

   Занятия проводятся 1 раз в неделю. Это позволяет полно изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания.

   Изучение краеведения в  школе представляет собой первый этап системы патриотического воспитания обучающихся. Материал курса «Моя малая родина» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:

история;

природа;

культурное наследие.

    Основные методы обучения: монологический, диалогический, показательный, эвристический;  объяснительно – иллюстративный алгоритмический, практический, метод проектов.

  Методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;

методы учения: репродуктивный,  поисковый, проблемный;

методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.

   Виды внеурочной деятельности: игры, моделирование, проигрывание и анализ ситуаций,  рисование.

     

Тематическое планирование

п/п

Наименование тем

Общее

кол-во

уч.часов

В том числе

теоретич.

практич.

1

Вводное занятие: Что такое экология?

Правила техники безопасности

1

1

0

2

Растительный мир.

1

1

0

3

Животный мир.

1

0

1

4

Красная книга нашего региона

1

1

0

5

Итоговое занятие. Проект «Красная книга нашего региона»

1

0

1

6

Старинный город Дмитров.

2

1

1

7

Старинный город Клин

2

1

1

8

Земля Радонежская

1

1

0

9

Троице-Сергиева лавра

2

1

1

10

Ремесленный центр Хотькова

1

0

1

11

Усадьба Богородское

1

0

1

12

«Хозяйственный дом» Талдом

1

0

1

13

Вербилки

1

0

1

14

Путешествие в Жостово и Федоскино

1

1

0

15

Чем знаменита подмосковная Ивантеевка,

1

1

0

16

Мытищи

1

1

0

17

Яхрома

1

1

0

18

Сходня

1

1

19

Селения на Петербургском тракте: селения Черная Грязь, Солнечногорск.

2

1

1

20

Усадьбы северного Подмосковья

5

2

3

21

Наукограды Дубна, Зеленоград

2

1

1

22

Наукоград  Королев

3

1

2

23

Подготовка итогового проекта

3

0

3

ИТОГО

35

15

20

Содержание программы

Раздел 1. Природа моего региона (10 часов)

1. Вводное занятие.

Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология.

2. Растительный мир.

Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения.

3. Животный мир.

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые.

Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.

Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?

Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека.

4. Красная книга региона.

Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги своего региона.

Раздел 2. Историко-культурное развитие нашего региона. (25 часов)

  1. Старинный город Клин. Старинный город Дмитров. Ознакомиться с историей городов и сел, расположенных в Северном Подмосковье, познакомиться с памятниками истории и культуры региона. Старинные города Дмитров и Клин, историко-культурное развитие и экономическое развитие городов.
  2. Земля Радонежская. Села и города исторического региона Земля Радонежская, город-крепость Радонеж, жизненный путь Сергея Радонежского. Духовное наследие.
  3. Троице-Сергиева лавра. Центры духовной жизни региона – Троице-Сергиева лавра, Троицкий монастырь, наследие Андрея Рублева, Успенский собор времен Ивана Грозного, музей под открытым небом.
  4. Сергиев-Посад – экономический, культурный, духовный центр жизни Северного Подмосковья. История города, старинные ремесла, экономическое развитие, город сегодня.

Раздел 3. Духовно-культурные центры.

  1. Хотьково – старинный ремесленный центр, Покровский монастырь, ремесленные мастерские, художественные ремесленные промыслы.
  2. Поселок Богородское – знаменитый центр игрушечного деревянного промысла «Богородская игрушка».
  3. Толдом – башмачная страна. Вербилки на Дубне – мир фарфора. «Тайна» жостковского искусства. Замечательные мастера из Федоскино. Чем знаменита подмосковная Ивантеевка.

Раздел 4. Города на речных путях.

  1. Мытищи. Яхрома. Сходня. Мытна изба – город Мытищи, история города, современное социально-экономическое положение. Подмосковные Яхрома и Сходня.
  2. Селения на Петербургском тракте. Село Черная Грязь и Радищев. Солнечногорск – город на озере Сенеж. Усадьба Абрамцево – центр художественного промысла. Мураново – дом поэтов. Усадьба Виноградово. Усадьба Ольгово.

Раздел 6. Наукограды Подмосковья.

  1. Наукограды. Королев, Дубна, Зеленоград – центры научной жизни России.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата проведения занятия

Наименование тем

Общее

кол-во

уч.часов

Форма проведения занятия

Планирование познавательных результатов

УУД

Познавательные (П)

Регулятивные (Р)

Коммуникативные (К)

Личностные

1

Вводное занятие: Что такое экология?

Правила техники безопасности

1

Беседа (теория)

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  заданий с использованием  литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;

 Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).      

  • приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;
  • основ гражданской идентичности;
  • ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

2

Растительный мир.

1

Комбинированное занятие

3

Животный мир.

1

Комбинированное занятие

4

Красная книга нашего региона

1

Лабораторное занятие

5

Итоговое занятие. Проект «Красная книга нашего региона»

1

Проектная работа

6

Старинный город Дмитров.

2

Комбинированное занятие

7

Старинный город Клин

2

Комбинированное занятие

8

Земля Радонежская

1

Комбинированное занятие

9

Троице-Сергиева лавра

2

Комбинированное занятие

10

Ремесленный центр Хотькова

1

Комбинированное занятие

11

Усадьба Богородское

1

Творческая работа

12

«Хозяйственный дом» Талдом

1

Комбинированное занятие

13

Вербилки

1

Комбинированное занятие

14

Путешествие в Жостово и Федоскино

1

Комбинированное занятие

15

Чем знаменита подмосковная Ивантеевка,

1

Творческая работа

16

Мытищи

1

Комбинированное занятие

17

Яхрома

1

Творческая работа

18

Сходня

1

Комбинированное занятие

19

Селения на Петербургском тракте: селения Черная Грязь, Солнечногорск.

2

Творческая работа

20

Усадьбы северного Подмосковья

5

Комбинированное занятие

21

Наукограды Дубна, Зеленоград

2

Комбинированное занятие

22

Наукоград  Королев

3

Творческая работа

23

Подготовка итогового проекта

3

Проектная работа

ИТОГО

35

15

20


Ресурсное обеспечение программы:

Педагоги

Библиотекарь

Родители

Кабинет географии

Интернет

Компьютер, диски

Фотоаппарат

Бумага, краски, карандаши

Разработки игр, конкурсов, викторин

Словари, справочники

Природный материал.

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Методические рекомендации. «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от12мая2011г.№03-296).

  1. Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.
  2. Гендина, Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина и др. – М.: РШБА, 2008. – Гл. 4. Раздел Выбор методов, форм и средств обучения основам информационной культуры учащихся младшего школьного возраста на основе их психофизических характеристик. – С. 88-99.
  3. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствамикраеведения. -  М.: Глобус, 2007. – 140 с.
  4. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов // М.: Просвещение, 2011. – 92 с. – (Работаем по новым стандартам).
  5. Иванов П. В. Краеведение / П. В. Иванов, И. С. Матрусов, А. Е. Сейненский; под общ. ред. В. В. Давыдова. // Большая Российская энциклопедия. — М., 1993. — Т.1.- С. 475—476.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в  школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. -  М.: Просвещение, 2011. – 152 с. 7.. Краеведение: пособие для учителя / А.В. Даринский и др. – М.: Просвещение, 1987. – 158 с.
  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011;
  8. Примерные программы научно-познавательного направления //Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование / под ред.  В.А. Горского. – 2-е изд. – М., 2011.- С.47-92.
  9. Работа со школьниками в краеведческом музее: Учебно-метод. пособие / Под ред. Н.М. Ланковой; руководитель направления Е.Б. Евладова. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. – 224 с.
  10. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"...

Отчет о работе кружка внеурочной деятельности «Моя малая Родина» за 2014-2015 учебный год

В 2014-2015 учебном году в кружке «Моя малая родина» занималось более 30 человек, учащиеся 5-6 классовКружок работал по программе кружка «Моя малая Родина» руководитель Бугаева Татьяна Александро...

Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»

Программа может быть реализована в практической деятельности учителей, воспитателей, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования для проведения занятий в рамках внеурочной деятельност...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"

Данная рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5-6 классаов. Соответствует ФГОС ООО....

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина-Управленческий городок»

Приводится программа  внеурочной  деятельности  для  6 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5 классов (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя малая родина», имеющая общеинтеллектуальную направленность, составлена на основе авторской программы Нарежного А.И. и Самариной Н.В....

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Моя малая родина»

Направленность программы:  программа предусматривает повышение уровня краеведческих знаний среди участников программы, учащихся 6 «а» класса, формирование  и   развитие...