Внеурочная деятельность учащихся через создание музея природы в условиях реализации ФГОС.
статья по краеведению на тему

Портнягина Ирина Юрьевна

Статья содержит информацию о выступлении на августовской конференции работников образования г.Читы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_avgustovskuyu_konferentsiyu.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность учащихся через создание музея природы в условиях реализации ФГОС. Портнягина И.Ю. учитель истории и обществознания МБОУ «Мяг №4», г.Чита.

Давно уже было замечено, что таланты

являются всюду и всегда, где и когда

существуют общественные условия,

 благоприятные для их развития.
Г.В. Плеханов

        Совсем недавно, мы все стояли перед проблемой  введения нового образовательного стандарта, внедрения внеурочной деятельности в образовательный процесс. Во всех педагогических коллективах изучали и обсуждали текст национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в котором одним из направлений модернизации развития школы 21 века Д.Медведев обозначил развитие системы  поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей». Особое внимание к таким учащимся требует и ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт).

В гимназии №4 г.Читы, педагогический коллектив сделав для себя определенные выводы, стал работать в данном направлении, создавая условия для развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, создавать и воплощать в реальную жизнь замыслы, характеризующиеся новизной. Одним из таких замыслов, является создаваемый силами творческих учащихся гимназии, музей природы.

Роль музеев велика. Они способствуют патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с учеными, знакомство с памятниками природы помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри. Это воспитывает бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

В целом школьный музей можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Он обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души подростков. Учащиеся овладевают навыками исследования. У детей формируется аналитический подход к решению жизненных проблем, умение ориентироваться в поиске информации, отличать достоверное от фальсификации.

Необходимость создания и функционирования музея природы в школе очевидна, как и очевиден тот факт, что сегодня как никогда не хватает экологического просвещения и воспитания подростков. Создание музея природы - это одна из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, поиска, исследования, обработки, оформления материалов, имеющих воспитательную и научно – познавательную ценность. Тесно связанный с образовательным процессом школы, музей создаст благоприятные условия для индивидуальной и коллективной творческой деятельности учащихся.

Принимая участие в создание музея, у ребят формируется чувство ответственности, уважения к родной природе.  Деятельность учащихся в «Музее природы» направлена на вовлечение  в поисково – исследовательскую работу по изучению истории своего края.

Музей природы обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как экспонаты представленные в нем собраны руками учащихся гимназии в ходе экскурсий и учебно – полевых практик. Еще одним важным аспектом является тот факт, что музей природы создан исключительно по инициативе ребят, при их непосредственном  участии.

Музей природы это не только собрание различных экспонатов экологической тематики, но и возможности ведения исследовательской работы, проявления творчества в создании его экспозиций.

Школьный музей создан в целях активного участия обучающихся в общешкольной работе по сбору, хранению и пропаганде природных и культурных ценностей и призван решать актуальные проблемы научно-фондовой, экспозиционной, исследовательской, массовой работы.

Используются различные по методике типы занятий: лекции, лабораторно-практические занятия,  учебно-полевые практики, изучается опыт работы лучших школьных музеев.

Музей позиционирует себя как структурное подразделение школы осуществляющий историко-краеведческую работу, включающий в себя направление краеведение Забайкалья.

Школьный музей отличается от различного рода выставок, уголков, организуемых в школе, наличием подлинных памятников развития природы и общества. К хранению подлинников и экспозиционной работе в школьном музее предъявляются требования, соответствующие общим принципам музейного дела.

Деятельность школьного музея включается в общий план учебно – воспитательной работы школы.

Основной целью музея природы является расширение образовательного пространства для школьников, обеспечивающее развитие личностных качеств; формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры.

Цели музейной деятельности:

  • формирование чувства ответственности за сохранение природы, гордости за свое Отечество,  чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины;
  • расширение социальных связей школы: школьный музей, являясь частью открытого культурно-образовательного пространства, призван быть связующей нитью между школой, различными учреждениями, занимающимися природоохранной деятельностью и общественными организациями.

Задачи школьного музея:

  • воспитательная;
  • образовательная;
  • гражданско-патриотическая.

Одной из основных задач музея является экологическое воспитание   школьников.

  • систематически формировать экологические знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека.
  • учить школьников быть знающими, бережливыми, рачительными хозяевами своей Родины.
  • развитие интереса к природе своего края через краеведческую и природоохранную деятельность.
  • организация активной экскурсионной работы с учащимися и населением Забайкальского края.
  • организация социальной практики, через исследовательскую деятельность.
  • собирание, хранение и изучение предметов, относящихся к тематике музея, формирование музейных коллекций.
  • Развитие сетевого взаимодействия детей, родителей, ученых.
  • Формирование информационно-коммуникативного пространства основных субъектов воспитания и дополнительного образования (музеи, научные центры)

            Музей в школе сформирован на общественных началах и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций.

             Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. В зависимости от профиля музея и плана работы, постоянный актив музея:

  • пополняет фонды музея путем организации походов и экспедиций;
  • проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
  • изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
  • осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
  • проводит экскурсии для учащихся, других школьных музеев, гостей;
  • оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.

Совет музея разрабатывает план работы, организует экскурсии, учебно-полевые практики, осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов, поисково-исследовательскую и собирательскую работу.

Задачи и основные направления поисковой работы определяются тематическим планом, т.к. именно тематический план делает поиск целенаправленным с самого начала. По отдельным разделам тематического плана разрабатываются конкретные задания для поисковых групп. Задания должны раскрывать основные задачи поисковой группы и последовательность в выполнении собирательской работы: изучение памятников природы, написание краткой  справки, поиск по маршруту. Во время походов необходимо вести дневник, делать фотографии, зарисовки, магнитофонную запись.

При сборе экспонатов очень важно получить и сразу же записать максимальную информацию о каждом предмете, чтобы была возможность установить их подлинность, достоверность. Нельзя допускать, чтобы  в фонд музея попадали случайные вещи.

Созданная экспозиция школьного музея - центр пропагандистской и учебно-воспитательной работы в школе. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея природы является разнообразие форм  массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, работа с местным населением и связь с другими   школьными музеями.  

         В музее в специальных коробках хранятся коллекции, собранные учащимися во время учебно-полевых практик, которые используются во время  лабораторно-практических занятий.

На стендах, в связи с небольшими размерами кабинета представлены отдельные образцы с памятников природы. В музее по верхней части стен можно увидеть картины иллюстрирующие природу Забайкалья. Картины нарисованы учащимися гимназии. В музее представлены экспозиции: окаменелое дерево, зуб и бивень мамонта, коллекция морских раковин, коллекция шишек

Основные разделы музея природы:

Раздел 1. Красная Горка – памятник эпохи мезозойской эры 150-140 млн. лет назад, конец юрского периода

Раздел 2. Белая Гора – памятник эпохи мезозойской эры (150 – 135 млн. лет назад)

Раздел 3. Даурский заповедник

Раздел 4. Пещеры Хээтэй

Раздел 5. Алханай.

Раздел 6. Новые открытия Забайкалья: динозавр,  обнаруженный в Кулинде

Создавая Музей природы, педагогический коллектив и учащиеся гимназии осуществляют взаимодействие  с научными, общественными и другими организациями в сфере природоохранной деятельности: с Министерством природных ресурсов Забайкальского края; сотрудничество с Синицей Софьей Михайловной, доктор  геолого-минералогических наук, ведущим научным сотрудником  ИПРЭК СО РАН; сотрудничество с экологической лабораторией ЗАБ ГУ; сотрудничество с краевым краеведческим музеем (отдел природы).

Предстоит огромная работа по общекультурному развитию, чтобы музей стал одним из звеньев воспитательного процесса учащихся гимназии.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность учащихся с использованием цифровых лабораторий в условиях внедрения ФГОС

представлен небольшой теоретический материал в форме презентации...

"Воспитательный процесс и внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности   школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно   решение задач их воспитания и соц...

"Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО"

Цель:Через анализ работы курсов внеурочной деятельности, функционирующих в ОУ, определить проблемы, пути и способы развития образовательного процесса по созданию оптимизационной модели внеурочной деят...

Использование инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС.

laquo;Использование инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС».Физическая культура является неотъемлемой частью ...

«Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС.

В настоящее время невозможно представить образовательную деятельность без использования ИКТ. Урочная и внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность школьни...

Приказ о педсовете "«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО и ООО»"

ПРИКАЗ  13.05.2019 № 270-0с.п. Куть – Ях О подготовке и проведении  педагогического совета по воспитательной работе«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть ...