Программа школьной музейной комнаты «Связать попробовать полней незримой нитью поколенья».
рабочая программа по краеведению на тему

Ополева Нина Яковлевна

Направления программы -формирование у обучающихся способности рефлексивно адаптироваться к требованиям общества, формирование и развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkolnyy_muzey_vosstanovlen.docx171.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель ШМО

___/Фролова А.В../

Протокол №57___от

«  30 »августа      2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

_____        /Н.Я.Ополева./

 «30 » августа      2015г.

«Утверждаю»

Директор школы

М.В.Пуляева./

Приказ №96        от

« 30»августа           2015г.

Программа школьной музейной комнаты

«Связать попробовать полней незримой нитью поколенья».

в ГКОУКО «Козельская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Тип программы: адаптированная

Направление программы:

гражданско-патриотическое

Срок реализации:

2 года

Возраст обучающихся:

7 – 18 лет

2015-2016уч.год

Пояснительная записка

«Чтобы уничтожить страну,

необязательно завоевывать ее.

Силой оружия, надо лишить народ
исторической памяти, и

она самаразвалится».

Гордиться славою своих предков

 Не только можно, но и должно;

Не уважать оной есть

постыдное Малодушие.

 ( А.С.Пушкин)

Направления программы-формирование у обучающихся способности рефлексивно адаптироваться к требованиям общества, формирование и развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

1. Актуальность

История России очень многообразна и разнообразна. Время стремиться вперед, образовывая все новые и новые витки истории. Нельзя забывать наши истоки и традиции, здесь, конечно же, огромная роль отводится, прежде всего, педагогам, ведь именно мы призваны передавать пласт накопленных за долгое время знаний из поколения в поколение. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годину испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах. Анкетирование обучающихся нашей школы-интерната показывает, что они не всегда правильно понимают лексическое значение слова «патриот». Некоторые из них рассматривают его как бережное отношение к природе, кто-то – только как уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. А если передавать данные знания не только путем учебных знаний, а в самых разнообразных формах внеклассных мероприятий, ребенок будет быстрее впитывать не только знания, а еще и дополнительный, необходимый для расширения кругозора и пополнения интеллектуального багажа, объема информации. Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. В нынешний век прививать патриотические чувства подрастающему поколению становится более актуальной темой. Каждый педагог пытается в своих учениках пробудить интерес к своему городу; сформировать у них осознанное отношение к истории, вселить в них гордость за свой народ и уверенность в прекрасное будущее нашей страны.Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.Школьная музейная комната призвана способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Музейная комната является важным звеном в процессе передачи нравственных и культурных ценностей от поколения к поколению, но в последние десятилетия у подростков заметно снизился интерес к краеведческой теме, поисковой работе. Наш замысел создания музейной комнаты«Связь поколений» в школе-интернате направлен на развитие творческой инициативы и деятельности обучающихся и педагогов по сохранению и изучению истории родной школы, родного города, организацию содержательного досуга детей, воспитание гражданственности и патриотизма.Концепция создания и развития школьной музейной комнаты «Связь поколений» разработана с учетом воспитательной стратегии ГКОУКО «Козельская школа-интернат». По профилю она имеет военно-патриотическое значение. Значит влияние её в воспитании обучающихся на боевых и трудовых традициях своей Родины огромно. Сегодня ребята школы-интерната проявляют большой интерес ко всему происходящему вокруг. Музейная комната на практике помогает закрепить знания и является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Цель создания музейной комнаты «Связь поколений» - преобразовать традиционное музейное пространство в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся посредством применения информационно-коммуникационных технологий. Деятельность её должна строиться на основе самоуправления обучающихся, развития их инициативы, при умелом педагогическом руководстве. Это стержень воспитательных работ, база углубленного изучения истории жизни школы, массового вовлечения учащихся в краеведческую деятельность. В работу здесь включаются обучающиеся разных школьных возрастов – это залог преемственности в еёработе, поддержания музейных традиций. Работа осуществляется под девизом «Чтим прошлое, живём настоящим, стремимся в будущее!».При организации музейной комнаты учитывали, что это собирательная и поисковая работа. А это значит, что это эффективная форма организации и подачи учебного материала, позволяющего с наибольшей отдачей использовать иллюстрированный материал по всем разделам школьной программы. Кроме того, это возможности для организации самостоятельной и, что еще более важно, творческой работы обучающихся. Программа, ориентированная на разновозрастные группы обучающихся, определяет пути совершенствования системы патриотического воспитания школьников, её основные компоненты, позволяющие формировать готовность учащихся служению Отечеству. При этом учитываются достижения прошлого, а также современные проблемы развития школы-интерната.Нами накоплен достаточный опыт, много экспонатов, имеются большие возможности для плодотворной работы .\

Целевые установки программы :

-сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа;

-воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны;

-развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;

-превращение школы-интерната из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры;

-создание оптимальных условий для педагогов и обучающихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;

-формирование у учащихся исследовательских навыков, научного мышления;

-развитее умения собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;

-развитие навыков работать в группе, выступать на публике, оценивать результаты своей работы;

-укрепление нравственных позиций обучающихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, свой край, за свою Отчизну.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

  • сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;
  • способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
  • организовать поисково-исследовательскую деятельность обучающихся;
  • проводить экскурсионно-просветительскую работу с детьми и взрослыми;
  • проводить оформление собранного материала;
  • изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
  • проводить научно-лекционные занятия по различной тематике;
  • приглашать людей, связанных с историей  Козельского края;
  • проводить краеведческие исследования;
  • обучать актив музейной комнаты, прививать у обучающихся заинтересованность в работе музейной школьной комнаты.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Музейная комната обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Свою работу музейная комната осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой в школе. Участие обучающихся в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у обучающихся формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.Но в последнее время возникает проблема как сделать краеведческую, исследовательско- поисковую работу в музее более интересной и привлекательной для современных детей. В связи, с чем становится актуальным использование современных инновационных технологий в данном направлении.

Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения (В. Сериков) с использованием трех базовых методик:

  • технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);
  • - технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить обучающихся, а обогатить педагога и ребенка);
  • - технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей).

Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.

Основные принципы построения программы.

  • принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;
  • принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
  • принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
  • принцип системности;
  • принцип самовыражения участников образовательного процесса.

Школьная музейная комната обладает рядом существенных функций:

информационно-интегративной,

 хранительной,

образовательно-развивающей,

 преобразовательно-созидающей,

 развлекательно-познавательной.

Интеграция всех этих функций из хранилища ценностей истории и культуры превращает нашу музейную комнату в центр духовной жизни школы-интерната.

Новизна программы проявляется в том, что она предлагает более интересные, интерактивные формы работы, исследовательское краеведение, что позволяет выстроить отношения учитель – ученик построенных на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у них к истории и традициям родного края.

Музейная комната организует свою работу на основе самоуправления. Музейный актив формируется из учащихся школы 7-11 классов по принципу добровольности и интереса. Работой музея руководит актив музейной комнаты.Постоянный актив музея:

- пополняет фонды музея путем организации походов и экскурсий, налаживает переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает по мере необходимости связи с другими музеями;

- проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

- изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;

- осуществляет создание экспозиций, выставок;

- проводит экскурсии для школьников, родителей, участников ДОУ, преподавателей и др.-  оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебно-воспитательном процессе.

Актив музейной комнаты «Связь поколений»:

  • фондовая  группа- (обучающиеся ведут учёт экспонатов, учатся описывать их, составляют акты приёма на экспонаты, поступившие в музейную комнату  на постоянное и временное хранение);
  • поисковая  группа –(обучающиеся учатся брать интервью, составлять вопросники, проводят определённую поисковую работу;  краеведческое исследование);
  • экскурсионно-лекторская группа –обучающиеся этой группы принимают активное участие   в   проведении    экскурсионно-лекторской работы   и   сами пытаютсяподбирать материал для экскурсий, пробуют составлять маршрутные листы).

Возглавляет и руководит активом музейной комнатыСовет музейной комнаты(4 человека), который выполняет следующие функции:

  • разрабатывает, утверждает и определяет сроки реализации основных мероприятий по выполнению программы;
  • анализирует и координирует реализацию основных мероприятий программы;
  • рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, тематико-экспозиционные планы, заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности актива;
  • организует подготовку экскурсоводов, лекторов, учебу актива.
  •  придумывают и составляют поисковые задания, участвуют в краеведческом исследовании.

Совет содействия: директор школы, зам. директора по воспитательной работе, руководитель музейной комнаты, председатель Совета школы; председатель клуба «От сердца к сердцу».

Консультационный Совет музейной комнаты: школьный психолог, руководитель школьной музейной комнаты, о, члены актива музея, руководитель МО воспитателей, Консультационный совет музея выполняет консультационную и методическую функцию.

Совет музейной комнаты разрабатывает планы работы; организует встречи школьников с ветеранами войны и труда, деятелями науки, культуры, искусства; готовит экскурсоводов и другую учебу актива

Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий.

Согласно данной программе вариативно используется комплекс методов:

  • словесные – беседы, рассказ, объяснение.
  • наглядные – фото- и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.
  • игровые методы – игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.
  • репродуктивный метод – повторение,  закрепление, обобщение материала.
  • исследовательский метод – исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание.
  • информационно-рецептивный метод – восприятие, осознание готовой информации.
  • практический метод – оформление краеведческого материала.
  • метод проектов,
  • ученическое исследование;
  • игровые технологии,
  • образовательные путешествия,
  • технология коллективных творческих дел (КТД),
  • технология проблемного обучения.
  • ИКТ

Направления работы музейной комнаты

Внутренняя деятельность

Групповая

Классная

Школа

Школьный уровень

Районный уровень

Региональный

Деятельность

Теоретическая

Лекции, доклады, рефераты

Доклады, диспут-клубы, мастерские

Чтения, конференции

Практическая

-Поисково–исследовательская

-Архив, музей (поиск и обработка архивных документов, описание краеведческого характера и региональных периодических изданий)

-Выставки, смотры

Классные часы

Внеклассные занятия

Уроки

Чтения

Доклады  

Сообщения по теме

Выставки,

Смотры

Конференции

Праздники

Статьи в газеты

Экскурсии

Поездки

Внешняя

деятельность

Основные виды деятельности школьной музейной комнаты:

  • поисковая деятельность;
  • исследовательская деятельность обучающихся;
  • экскурсионно – просветительская деятельность;
  • оформительская деятельность;
  • методическая работа;
  • урочная деятельность;
  • работа кружка «Юный экскурсовод»;.
  •  лекции;
  • Экскурсии;
  • консультации;
  • литературные и исторические гостиные,
  •  киносеансы;
  •  встречи с интереснымилюдьми
  •  исторические игры, викторины;
  •  проектная и исследовательская деятельность;
  •  создание видеопрезентацийMicrosoft Office Power Point.
  •  посещение музеев района и области;,
  •  оформление выставок, обновление экспозиций;
  • -опрос и анкетирование местных жителей, родственников, дарителей, специалистов дляопределения и описания музейных предметов, их регистрации в инвентарной книге музея.

Деятельность музея основывается на принципах:

  • принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе
  • своих интересов и потенциальных возможностей;
  • принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной работы;
  • принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея.

Музейная комната работает по следующим направлениям: массовая экскурсионная работа; учебно-исследовательская деятельность; поисковая работа актива музея; экспозиционная; сотрудничество со школьной газетой.

Формы организации работы с музейной аудиторией:

  • лекции;
  • экскурсии;
  • консультации;
  • литературные и исторические гостиные;
  • встречи с интересными людьми;
  • исторические и географические игры, викторины;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • использование интернет – технологий;
  • создание видеопрезентаций;
  • посещение школьных музеев и музеев города и области;
  • оформление выставок, обновление экспозиций;
  • встречи с ветеранами войны.

Поисковая деятельность:

-работа с архивными документами;

-работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города;

-встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование;

-переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края;

-посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов;

-поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

-консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.;

оздание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;

- проведение экскурсионной работы в музейной комнате.

Исследовательская деятельность

Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, района, области.

Оформительская деятельность:

-составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

-оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

-оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

-создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны);

-акция «Бессмертный полк».

Экскурсионно-просветительская деятельность:

-проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

-организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;

-участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

-сотрудничество с районной газетой «Козельск».

Методическая деятельность 

-создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьной музейной комнаты;

-разработка методических рекомендаций по работе школьной  музейной комнаты;

-созданиепрезентацийMicrosoftOfficePowerPoint.по материалам архива;

-разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.

Урочная деятельность

-проведение на базе музейной комнаты музейных уроков;

-использование материалов музейной комнаты при проведении уроков;

-организация работы с документами музейной комнаты на уроках;

-формирование на базе музейной комнаты фонда краеведческой литературы, наглядных и дидактических материалов для проведения уроков по истории Козельского края.

Работа музейной комнаты «Связь поколений» организована на системной основе.

Эффективность использования школьной музейной комнаты в образовании определяется разнообразием форм и методов воспитательной и учебной работы, включающей музейный материал в образовательный процесс.

В практике нашей школы-интерната сложились следующие ее виды:

  • урок-экскурсия в музей;
  • учебная экскурсия в музей;
  • использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
  • демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
  • подготовка исследовательских работ, докладов, рефератов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;
  • проектная деятельность;
  • проведение малых учебно-практических конференций.

Механизм реализации программы.

Сроки и этапы реализации Программы:

I этап – организационно-мобилизационный- сентябрь.

На этом этапе необходимо расширить актив музейной комнаты и настроить детские коллективы на определённую работу, поэтому музейщики выступают на классных часах с информацией: «Деятельность музея в прошлом учебном году. Участие класса в жизни музея». Происходит деление Актива музея на группы, знакомство групп с деятельностью музея. Планируется программа мероприятий с учётом заявок классов, определением целей, задач, сроков. Вырабатывается система оценок. Составляются и вручаются задания музея классам., т.е. осуществляется:

  • аналитическо-диагностическая деятельность;
  • поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления;
  • изучение современных технологий.

Организационные мероприятия

Категория детей

Организационно-содержательные формы работы

1.

Учебные классы

• задания актива музейной комнаты, в результате выполнения которых осуществляется учебно-познавательная, научно-исследовательская деятельность

;• учебно-познавательный курс (экскурсии, лекции, музейные уроки и другие мероприятия);

• конкурсно-игровые мероприятия.

2.

«Юный экскурсовод»

• учебно-познавательный курс (экск-и, лекции);

• практические занятия;

• ролевые игры;

• отработка умений и навыков по основным направлениям музейной работы.

3

Совет музея

• учебно-практический курс (составление планов мероприятий, музейных заданий классам);

• ролевые игры;

• творческие выступления;

• организация и проведение музейных дел.

4.

Экскурсионно-лекторская группа

• учебно-познавательный и учебно-практический курс;

• отработка умений и навыков экскурсовода;

• организация и проведение экскурсионно-лекторской работы.

5.

Группа технического творчества

• учебно-практический курс;

• отработка умений и навыков по оформлению временных и монтажу витринных выставок;

• организация и создание различных выставок.

6.

Фондовая группа

• учебно-практический курс (работа с книгами основного и вспомогательного фондов, с музейными предметами;

• отработка умений и навыков по составлению актов приёма, описанию экспонатов.

7.

Поисковая группа

• учебно-практический курс (знакомство с пра-вилами и способами ведения поисковой работы);

• работа с литературой и людьми;

• отработка умений и навыков по интервьюированию, правильной записи воспоминаний;

• практическое овладение навыками ведения поисковой работы в игровой форме.

Коллективная деятельность обучающихся направлена на развитие самоуправления, организаторских и творческих способностей, практическое закрепление навыков музейной работы.

II этап – практический (октябрь-апрель2015г.):

реализуются основные цели и задачи, проводится традиционная экскурсионно-лекторская работа, создаются задуманные временные выставки, сценарии, проводятся конкурсные мероприятия, направленные на развитие детского творчества. Осуществляется практическое знакомство с историей города, края, страны через проведение экскурсий, встреч с жителями города., т.е. осуществляется:

  • использование на практике форм, методов, приемов развития гражданско-патриотического воспитания;
  • промежуточный контроль.

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи.

1

«Ваш подвиг бессмертен»,  «Победа деда – моя победа».

экспозиций

Данный материал рассказывает о Алёшине Андрее Васильевиче,  козельчанине,Герое Советского Союза, полного кавалера ордена Славы. 

2

«Мы против войны»

Акция

Несовместимы дети и война!»

4

«Учителями славится Россия»;

Концерт-поздравление

Сформировать у обучающихся представление о роли учителя в воспитании подрастающего поколения

5

Забор толерантности

Акция

5

«Ту память хранят обелиски»

Краеведческое исследование

III этап -обобщающий (-май 2015г.):

Подводятся итоги детского творчества (участие в конкурсах рисунков, сочинений, рефератов, поделок), выполнения  музейных заданий классами, оценивается участие каждого класса в деятельности музея. Анализируется работа  музейной комнаты,: каждой группы, Совета и его  Актива. Награждаются наиболее активные учащиеся. Осуществляется:

  • обработка и интерпретация данных;
  • соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
  • определение перспектив и путей дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания.

Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы

Обеспечение программы.

Для осуществления программы школа-интернат  располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:

1.школьная музейная комната., 1 зал. Площадь 62 кв.м.

2.директор музейной комнаты;  

3.классные рук,, воспитатели ,учителя-предметники;

4.компьютерный класс и выход в Интернет;;.

5.копировальное оборудование;

6.совет музейной комнаты., клуб «От сердца к сердцу»;

7.близкое расположение районного краеведческого музея, районного архива, школьной библиотеки,.

Кадровое обеспечение:

  • организация работы методического объединения воспитателей по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • гражданско-патриотическое просвещение учащихся, родителей через классные часы, семинары, конференции;.
  • социальное проектирование;
  • приглашение в классы таких специалистов, общественных деятелей и политиков, которые способны учитывать специфику детского и подросткового возраста.

Организация деятельности музейной комнаты во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

  • Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422;
  • Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»,
  • Национальная доктрина образования в РФ,
  • Федеральный закон от 13 марта 1995г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях России)с изменениями от 22 августа 2004г./,
  • Письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении»,
  • Письмо Минобразования РФ от 1 марта 2002г. № 30-151-31/16 «О рекомендациях “Oб организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”»,
  • Концепция модернизации образования на период до 2010г.,
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»,
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Программа развития музейной комнаты  предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества.

Финансово-экономическое обоснование Программы. Смета расходов.

Программа

Предмет расхода

Предполагаемая сумма

Создание условий для реализации Программы.

Приобретение спортивного инвентаря, формы одежды для строевых смотров, символики, наглядности, вымпелов, грамот.

150 тыс.руб.

Оформление традици-онных праздников, торжественных событий.

Цветной принтер, ноутбук, экран, проектор, музыкальная аппаратура, цифровой фотоаппарат.

150 тыс.руб.

Партнеры по реализации Программы

 историко-краеведческий музей г.Козельска,  ДДТг.Козельска», библиотеки: школьная, городская, Совет ветеранов, военкомат, администрация муниципального образования  «Козельский район». .



План работы музейной комнаты ГКОУКО «Козельская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ «Связь поколений » на  2015 – 2016  учебный год.

Цель - патриотическое воспитание средствами краеведческой работы школьной музейной комнаты.

Задачи:

  • привлечение внимания к проблеме сохранения исторической памяти средствами деятельности школьной музейной комнаты;
  • совершенствование содержания, форм и методов поисковой, собирательской, исследовательской деятельности проводимой в школьной музейной комнате.

п/п

Название мероприятия

Сроки

Участники

Ответственный

Проведение кружка «Юный экскурсовод»:

2 раза в месяц

1

Уроки Победы. Встречи с ветеранами, работниками тыла, «детьми войны»

В течение года

Музейно-лекторская группа

Отв.за ВР,воспитатели, ,кл.рук-ли 0-10 кл

2

Экскурсии в  школьный краеведческий районный  музей г.Козельска.

В течение года

Обучающиеся 0-10 кл

Отв.за ВР, ,кл.рук-ли, ,воспитатели0-10 кл

3

Разработка экскурсии в школьном музее «Листая страницы истории»  О ветеранах Вов

В течение года

Обучающиеся 0-10 кл

Отв.заВР,

кл.рук-ли 0-10 кл

4

Урокмужества «Своим величием Россия  непобедима и сильна». посвящённый Дню Воинской Славы России – дню победы русской эскадры под командованием      Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790)

Октябрь

Желающие классы

Музейно-лекторская группа

5

Акция «Передай добро по кругу!», посвященная Дню старшего поколения. (Поздравительные  листовки  ветеранам войны, труженикам тыла)

октябрь

Обучающиеся 0-10 кл

Члены клуба «От сердца к сердцу»

6

Музейный лекторий,посвящённый изучению истории символов России «Не разрушить веры сильной».

Информационныечасы

«Святыни великой России»:

  • Символы государства;
  • История Москвы: (Викторина – устный счёт: «Даты и числа в её истории;
  • История Государсв-го флага России;
  • История создания Государств.  гимна России ;

Тематическая игра

«Музейная мозаика», посвящённая государственным символам страны: гербу, флагу, гимну.

Тематическая игра         «Умники и умницы»            по символике России

В течение ноября

Желающие классы

Музейно-лекторская группа

7

Тематическая линейка «4 ноября – День согласия и примирения»

Ноябрь

Обучающиеся 0-10 кл

Музейно-лекторская группа

8

Митинги памяти «И помнит мир спасенный» площадь героев

Май 2016

Обучающиеся 8-9 кл, ветераны войны, гости

Отв.за ВР, пед.организатор.

9

Уроки права

Декабрь

Обучающиеся 8-9 кл

Кл.рукокводители

10

«С любовью к России мы делами добрыми едины»:

Акция «Открытка ветерану»,Акция «Свет в окне»

Апрель 2016

Обучающиеся 0-4 кл

Клуб «От сердца к сердцу»

11

Патриотическая  викторина«Примером сильны и сердцем отважны»

Сентябрь  

Обучающиеся 0-4 кл

Музейно-лекторская группа

12

Познавательная игра «Герои былых времён»;

Октябрь

Обучающиеся 5-6 кл

Музейно-лекторская группа

13

Сбор материалов и оформление музейного уголка о Капралове Ф.В.. защитнике г.Козельска «Нам этот мир завещано беречь»

В течение года по заданиям музейной комнаты

Члены клуба «От сердца к сердцу»

Ответст.за музейную комнату, рук. клуба

14

Участие в областных, районных,  мероприятиях, посвященных Дню Победы «Этот праздник с сединою на висках»(вручение на параде цветов ветеранам ВОВЮ

В течение года

Учащиеся 4-10 кл

Отв.за ВР,  воспитатели ,кл.рук-ли 0-10 кл

15

Познавательный  урок  «Единение народов» -

ноябрь

Желающие классы

по заявкам

экскурсионно-лекторская группа

16

Музейный урок «Путешествие в город Толерантность»

ноябрь

Обучающиеся  5-10кл

экскурсионно-лекторская группа

17

Мероприятия в рамках декады Отечественной истории.

Гражданские часы «Знакомство обучающихся с содержанием и структурой конституции РФ» (е темы: «Мы граждане России», «Права, обязанности и ответственность)

Декабрь

Обучающиеся 0-10

Воспитатели

18

Выставка брошюр, информационного материала о Конституции

Декабрь

Обучающиеся 0-10

Экскурсионно-лекторская группа

19

«Я гражданин России»

Декабрь

Обучающиеся 7-10

ЗДВР

20

Экскурсии на зимних каникулах

Декабрь

Обучающиеся 7-10

Экскурсионно-лекторская группа

21

«Если б я был Президентом страны»

Апрель-май

Учащиеся 5-10 кл.

Отв.за ВР, воспитатели, кл.рук-ли 5-10 кл

22

Конкурс инсценированной военной песни «Живу. Дышу. Пою.Но в памяти всегда со мной погибшие в бою».

Февраль

Учащиеся 5-9 кл.

Отв.за ВР, воспитатели,кл.рук-ли 5-10 кл

23

Школьный конкурс «Мальчиши-Кибальчиши»

Февраль г

0-4 кл

Учитель физ.вос.

24

Смотр строя и песни  «Мы - солдаты просто класс! Победи попробуй нас!

Февраль

25

Тематические конкурсы рисунков «Пусть не будет войны никогда!»

В течение года

Обучающиеся 0-4 кл

Отв.за музей, воспитатели

26

Участие в конкурсах проектно-исследовательских работ обучающихся в 13 районных краеведческих чтениях памяти В.Н.Сорокина «Ту память хранят обелиски»

В течение года

Обучюащиеся 5-9 кл

Отв.за музей кл.рук-ли 5-9 кл

27

Тематические классные часы «»

В течение года

Учащиеся 1-9 кл

Отв.за ВР,

кл.рук-ли 1-9 кл

28

Конкурсы художественного чтения (стихи, проза) о войне

В течение года

Учащиеся 1-9 кл

Отв.за музей Отв.за ВР,

кл.рук-ли 1-9 кл

29

Акции «Чистый памятник», «Георгиевская ленточка»

Апрель

Учащиеся 5-9 кл.

Отв.за музей Отв.за ВР,

кл.рук-ли 5-9 кл

30

Конкурс эссе «Война для меня –это…»

Апрель

Учащиеся 5-9 кл.

Учителя словесности,

кл.рук-ли 5-9 кл

31

Торжественные линейки, участие в праздничном концерте.              

Май

Учащиеся 1-9 кл

Отв.за ВР,

кл.рук-ли 1-9 кл

32

Тематические экскурсионные программы

По плану районного музея

Учащиеся 5-9 кл.

Отв.за ВР,кл.рук-ли 5-9 кл

33

Участие в областных, районных иконкурсах военно-патриотического направления

По плану ВР

Учащиеся 1-9 кл

Отв.за музей о, в.за ВР,     кл.рук-ли 1-9 кл

34

Фотовыставка«Такие разные замечательные мамы!»

Март

Обучающиеся 5-10 кл

Отв.за музей Отв.за ВР

35

«Крым – уникальный сплав культур и традиций разных народов» 

По заявкам

Музейный лекторий

36

Флэш-моб  «Мы с вами Крым»

Март

Обучающиеся 7-10 кл

Отв.за музей Отв.за ВР

37

Организация шефской помощи ветеранам ВОВ и труженикам тыла.

В течение года

Обучающиеся 7-10 кл

Отв.за ВР, самоуправление

38

Обновление материалов школьного музея об участниках ВОВ

В течение года по заданиям музея

Учащиеся 5-9 кл

Ответст.за музей, кл.рук-ли 5-9 кл

39

Закрепление коллективов учащихся и классных руководителей за ветеранами войны и труда, организация шефской помощи.

В течение года

Учащиеся 4-9 кл.

Отв.за ВР, самоуправление

40

Создание раздела на официальном сайте школы, посвященного 70-летию Победы

В течение года

Учащиеся 4-9 кл.

Ответст.за музей

41

Оформление стендаоб уроженцах села, тружениках тыла, детях войны в школе - «Участники Великой Отечественной войны», «Труженики тыла», «Дети войны», «Учителя – участники ВОВ».

В течение года

Учащиеся 4-9 кл.

Ответст.за музей

42

Патриотическиечасы:«Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней»:

  • Из истории России. Война 1812 г. Совет в Филях;
  • Бессмертен тот, Отечество кто спас!  –

М. И. Кутузов;

  • Верный сын России – П. И. Багратион;
  • Русский полководец – М. Б. Барклай де Толи;
  • Герой войны – неукротимый партизан, гусар и поэт Д. В. Давыдов;
  • Участница войны кавалерист-девица –              Н. А. Дурова;

Октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

Обучающиеся 4-10 классов

43

Праздничный концерт  ко Дню пожилых людей.

Октябрь

Обучающиеся 4-10 кл.

Педагог –орг, самоуправление

44

Организация поздравления на дому ветеранов Вов и пожилых людей с Днем пожилого человека.

Октябрь

Обучающиеся 4-10 кл.

Педагог –орг, самоуправление

45

 Выставка детского творчества « Мы один народ, мы одна семья»

Ноябрь

Обучающиеся 0-10 кл.

Отв.за ВР,кл.рук-ли 1-9 кл

46

Познавательный  урок  «Единение народов» -

ноябрь

Желающие классы

по заявкам

экскурсионно-лекторская группа

(по желанию)

2

47

 «Живая классика -«В тяжкий час  земли родной…»

апрель

Учащиеся 1-9 кл

Отв.за ВР,кл.рук-ли 1-9 кл

48

Оформление в каждом классе уголков Памяти: «И помнит мир спасенный» 

Май

Учащиеся 1-9 кл

Отв.за ВР,кл.рук-ли 1-9 кл

49

Реконструкция и обновление  экспонатов музея

В течение года

Учащиеся 4-9 кл.

Ответст.за музей

50

Конкурс рассказов «Мы – граждане РФ», «Конституция РФ: права и обязанности граждан РФ»

Декабрь

Обучающиеся 5-7 кл.

Пед. Организатор , Совет старшеклассников

51

Урок мужества«Война стояла у ворот столицы осаждённой!»посвящённый Дню Воинской Славы России – контрнаступлению советских войск под Москвой

Декабрь

Обучающиеся 7-10 кл.

Экскурсионно-лекторская группа

52

Проведение обзорных экскурсий в школьный музей «Наши земляки-участники ВОВ»

В течение года

Учащиеся 4-9 кл.

Ответст.за музей

Экскурсия«Они не вернулись из боя»(о защитниках Козельска, захороненных в братской могиле Капралове Ф.В.

Январь

Сборная группа

53

Просмотр видеороликов: «Благодарим за Победу» 

В течение года

Учащиеся 4-9 кл.

54

Акция «Подарок школьному музею»

В течение года

Учащиеся 4-9 кл.

55

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ:

«История школы»,  «Выпускники школы в профессии»

В течение года

Учащиеся 4-9 кл.

56

Страница школьного музея на сайте

В течение года

Учащиеся 4-11 кл.

57

Поздравление с днём Победы ветеранов , детей войны , тружеников тыла.

май

Учащиеся 4-11 кл.

58

Краеведческие походы  по местам «Нормандия-Неман»

Апрель-май

Учащиеся 3-11 кл.

59

Принять участие в районной акции  «Бессмертный полк»

9 мая

Учащиеся 3-11 кл.

60

Принять участие  районной акции  «Подарок солдату»

Февраль

Учащиеся 3-11 кл.

61

Тематическая игра «В моём сердце есть место для тебя!», посвященная Дню Святого Валентина

Февраль

Обучающиеся 5-11 кл.

Педагог –орг, ЗДВР

62

Принять участие  районной акции  «Посади дерево»

май

Учащиеся 3-11 кл.

Ответст.за музей

63

«Огненная дуга - великая битва», акция по поздравлению ветеранов на дому, посвященная 71-й и 72-й годовщине Курской битвы

В течение года

Учащиеся 3-11 кл.

Ответст.за музей

64

Сбор материала о днях Воинской Славы России

В течение у года

классы

по заданию музея




Ожидаемые результаты:

В данной программе три «ступеньки», которые при желании может пройти каждый обучающийся за период с первого дополнительного  по одиннадцатый класс:

I – получение  знаний  на  мероприятиях  музейной комнаты, библиотечных уроках(«словесно-книжное краеведение»);

II – работа в музейной комнате  или в краеведческом кружке (самостоятельное приобретение знаний, активная поисковая работа);

III –краеведческо-исследовательская работа).

В обучающей сфере – приобретение обучающимися глубоких знаний по истории г Козельска, Калужской области и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

В воспитательной сфере – воспитание у обучающихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение обучающимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

В развивающей сфере – достижения обучающимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музейной комнаты:

  • выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях;
  • развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музейной комнаты;
  • развитие у обучающихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Внешний результат:

  • работа поисковых отрядов по заданиям совета музейной комнаты;
  • постоянное развитие музейной комнаты, увеличение количества его экспонатов, появление новых материалов, разделов;
  • -  интерес обучающихся к поисково – краеведческим экспедициям., участие в 13 районной научно-краеведческой конференции

Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте;

  • выработка у обучающихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота;
  • формирование благоприятной среды для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей;
  • корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса;

К качественным показателям по итогам реализации программы развития можно отнести:

  • освоение подростками и молодежью жизненно-важных навыков, качеств, необходимых для осознания себя как патриота и гражданина, формирование социально-патриотической активности;
  • формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей своего народа;
  • укрепление взаимодействия между государственными и общественными структурами, в целях создания системы нравственно- патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

В лице патриотическивоспитанной молодежисовременное российское общество приобрететценнейший компонентсозидательного потенциала,который будет определятьсяпрежде всего ее готовностьювзять на себя ответственностьза будущее России.

Путьк достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение посредством осознания и принятия таких ценностей:

  • любознательность – стремление всё знать и всему учиться;
  • оптимизм – уверенность в себе, своих силах и возможностях;
  • требовательность к себе – путь познания и развития себя, достижения намеченных целей;
  • самопризнание – способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться;
  • человеколюбие – сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь;
  • радость – любое дело и процесс труда могут стать её источником, когда преодоление препятствий оценивается как победа и приносит удовлетворение;
  • совместное творчество – построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых

Общественная работа, в том числе и музейная, делает жизнь обучающихся с ОВЗ более разнообразной и интересной, даёт возможность им почувствовать себя нужными. Занимаясь экскурсионно-лекторской деятельностью, музейщики расширяют словарный запас, что очень важно в условиях с ТНР, свои знания, владеют более свободной и грамотной речью, умеют общаться с людьми, высказывать свою точку зрения.А обучающиеся, которые являются участниками и слушателями музейных мероприятий, учатся любить и любят (согласно анкетированию) свою Родину. А это и есть положительный результат деятельности музея. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Критерии оценки результатов реализации программы.

Результатыбудут отслеживаться Советом музея и Консультационным советом.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

  • собеседования с учащимися;
  • наблюдения;
  • анкетирования;
  • метода самооценки;
  • ведение «Гостевой книги»;
  • систематические публикации материалов в газетах «Сорока» и «Козельск»;
  • творческие отчеты;
  • фотовыставки, аудио- и видеозаписи.

Критерии:

  • сформированность положительной мотивации на развитие у учащихся патриотических чувств;.
  • сформированность познавательной активности обучающихся;
  • сформированность основных ценностных отношений;
  • сформированность потребности вести поисковую, исследовательскую работу;
  • сформированность готовности защищать Отечество;
  • сформированность чувств сострадания и сопереживания;
  • сформированность отношения к окружающей действительности.

Совершенствование программы деятельности музейной комнаты

противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги козельчан Героев Советского Союза, жизненный путь защитника Козельска, захороненного в братской могиле Капралова Ф.В.. на площади Скорбящей матери. Основная работа нашей музейной комнаты  - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания обучающихся об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Обучающиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

Сегодня наша страна нуждается в человеке, воспитанном в духе патриотизма. Патриот – это личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от сиюминутных политических уловок, готовая сделать свой вклад в построение сильной России. Будем надеяться, что выпускники нашей школы будут трудиться в различных сферах общественной жизни честно, по свободному выбору. А в случае необходимости встанут на защиту нашей Родины.

В числе важнейших мер предусматриваем музейную комнату преобразовать в музей.Поэтому главная задача педагогического коллектива школы-интерната состоит в том, чтобы максимально использовать её в учебно-воспитательном процессеЛегко любить и гордиться большой и богатой страной, победами в сражениях. Труднее любить свою малую родину. И задача школьной музейной комнаты – найти там, где ты живешь то, чем можно гордиться.

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «Ту память хранят обелиски»

приложение№2

Диагностика роста патриотического воспитания в ГКОУКО «Козельская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ  в 2015-2016 уч.году

Мы решили выяснить среди обучающихся 5 – 11 классов: что означает слово «патриотизм». Самым востребованным оказался вариант «Патриотизм – это любовь к Родине» - это наиболее распространенное смысловое выражение в массовом сознании и пропаганде. Любовь к своей семье, родным, близким – на втором месте. Далее предпочтения распределились так: «любовь к родному городу, деревне» - третье место (42%), а на четвертом месте «любовь к русской культуре» (38%). 27% - «любовь к школе», «возрождение традиций российского государства» - 21%, «стремление к социальной справедливости» - 19%. Сложившееся распределение ответов имеет свою логику. Для большинства учащихся слово «патриотизм», в первую очередь, отождествляется с «малой Родиной» - семьей, родными, городом, деревней, домом. Эти ценности составляют ядро патриотизма в нашей школе, да и современном российском обществе.

Результаты опроса показали, что такие понятия, как «патриотизм», «коллективизм», «Родина», «отечество» достаточно сформированы у обучающихся школы-интерната.

По результатам опроса были обнаружены следующие уровни сформированности представлений обучающихся о данных понятиях: отношение к родной природе, отечеству: высокий уровень –21%, средний уровень – 64 %, низкий уровень –15%; уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность: высокий уровень – 18 %, средний уровень – 74 %, низкий уровень – 8%; отношение к себе как гражданину: высокий уровень – 69 %, средний уровень – 21 %, низкий уровень – 10 %.

Анализ результатов исследования показал, что больше половины респондентов не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой Родине. Понятия патриотизма, коллективизма, Родины и отечества недостаточно осознаются школьниками. Многие из них отмечали, что они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся.

Осознание собственного «Я» у школьников преобладает над понятием «мы», им важнее ближайшее окружение (дом, семья), менее значимы интересы школы-интерната, отечества. Данные опроса показали, что многие обучающиеся несомневаются в наличии гражданско-патриотических чувств у современной молодежи.

Так, на вопрос: «Как Вы думаете, какую часть молодежи можно назвать патриотами

7,9 % респондентов выбрали вариант «меньшинство»; 1 % – «никого». 23,4 % остановилась на ответе «половина», 34,1 % считают патриотами всех россиян, 26,1 33, 7% − считают патриотами большинство.

Ответы обучающихся на вопрос: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» − были следующие: любить Родину – выбрали 34,0 % опрошенных, верить в будущее России – 12,5%, защищать интересы страны − 18,4 %, иметь определенные моральные и нравственные ценности − 18, %, гордиться славным прошлым – 11,3 %, знать и ценить культуру народов России –15%, ставить государственные и общественные интересы выше личных –23%, такого понятия сейчас нет – 1 %, готовность к подвигам во имя интересов Родины –%.

На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» − 86,9 % опрошенных обучающихся ответили положительно, 9,8 1% респондентов не считают себя патриотами, 2% не смогли ответить на вопрос. Согласно полученным в ходе опроса данным выявлено, что40,8 % обучающихся испытывают гордость за свою страну; 22 % − за место, в котором родились; 27 % − за принадлежность к гражданству Российской Федерации; не испытывают чувство гордости ни за что из перечисленного выше –0%; затруднились ответить − 1%. ‘

Главным предметом гордости, обучающиеся считают такие факты, как победу в Великой Отечественной войне – 67,2 %; победы российских спортсменов   − 20,5 %; природу России − 25,8 %; историю страны − 27,5 %; культурное наследие − 25,3 %; полет Ю.А. Гагарина в космос − 19,4 %; полезные ископаемые страны − 11,8 %; принадлежность к своей национальности − 24,0 %; отечественную науку, технику, производство − 10,1 %

. На вопрос: «Как Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?» − «да» ответили 59 % обучающихся; «скорее да, чем нет» – 45,6 %; «скорее нет, чем да» – 8,8 %; «нет» – 3,2 %; «затрудняюсь ответить» – 3,6 %

Таким образом, большинство школьников признают необходимость информации о гражданах России, жизнь которых может служить примером для подражания определения собственных критериев гражданственности и патриотизма. Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями социально одобряемыми.

Проанализировав мнения респондентов, мы проранжировали по степени значимости мероприятия гражданско-патриотической направленности, осуществляемые в школе: 57% обучающихся считают приоритетными мероприятия по созданию в школе музеев гражданско-патриотической направленности, на базе которых будут осуществляться культурно-досуговые, развлекательно-познавательные программы, реализоваться проектно-исследовательская деятельность, способствующая воспитанию гражданственности и патриотизма; 32 % школьников положительно оценивают осуществление гражданско-патриотического воспитания средствами музейной педагогики через практическое знакомство с российской культурой, искусством (экскурсионные поездки по историческим местам, знакомство с культурным наследием); 11 % – проведение бесед на гражданско-патриотическую тематику, конференций, «круглых столов», брифингов, политинформаций

Какими качествами должен обладать хороший гражданин своей страны:

Отзывы о программе

учитель –ветеран педагогического труда Яковлева Г.П., педагогический стаж 57 лет

Сколько нужных и важных мероприятий, проводятся школе-интернате в музейной комнате.  Они воспитывают в наших детях любовь и уважение к родителям, к родному краю, к Отчизне. А главное не дают забыть о тех, кто подарил нам мир такой ценой потерь.    Проводимая работа помогает нашим детям испытывать гордость и уважение за свою русскую культуру, язык, народные традиции. А нам ветеранам не чувствовать себя одинокими.

Отзыв из гостевой книги музейной комнаты (участник ВОВ Филимонов А.В).

Во время Великой Отечественной войны территория Козельска , как и всей Калужской области была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Тяжёлые бои велись советскими войсками, как при отступлении, так и во время последующего освобождения этих территорий. Многих участников этих сражений потом не досчитались в семьях. Земля обильно полита кровью. Поэтому не удивительно, что наши внуки хранят память о тех незабываемых событиях. Большое спасибо за память нашего поколения.

Отзыв из гостевой книги музейной комнаты (куратор клуба «От сердца к сердцу» Трандина Т.С.)

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. В этом мы все убедились, посетив музейную комнату. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности! В зале много стендов, рассказывающих о тех славных годах! Можно было увидеть и множество оружия и потрогать их руками. Мы глубоко сочувствовали, когда нам рассказывали про войну. Мы были потрясены храбростью и мужеством наших воинов. И чувство гордости, что среди них были наши прадеды. В музее также хранятся документы, фотографии, личные вещи бойцов. Экскурсовод Андрей рассказывал нам очень интересно о защитнике нашего города Козельска  Капралове Ф.В.. Такие экскурсии заставляют задуматься об истории нашей страны, о несгибаемой воле и силе нашего народа, о его желании жить и побеждать!

Литература для учителя:

1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. Издательство .«Просвещение». 2009.

2.Горелик Ф.Б Воспитывая ребенка, формируем мировоззрение /Ф.Б.Горелик-Москва :Просвещение,2003.-201с.

3.Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно - методическое пособие/М.И.Рожков - Ярославль: Академия развития, 2003.

Литература, рекомендованная для обучающихся.

Образовательные диски

1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).

2.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы  о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.

3.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.

Цифровые образовательные ресурсы:

библиотека электронных наглядных пособий;

школьная геоинформационная система;

цифровые карты и космические снимки.

документы:

  1.  О  деятельности  музеев образовательных  учреждений / Министерство  образования  РФ,  2003.
  2.  Основные  требования,  которым  должен  отвечать  музей,  претендующий  на  звание  «Школьный  музей» / Туристско-краеведческий  отдел  ОГОУДОД  «ОЦДОД»,  2006.
  3. Положение  о  музее  образовательного  учреждения ЗАТО  Северск / Координационный  Совет  по  руководству  музеями  ОУ,  ЗАТО  Северск,  2001.

Список литературы для педагогов:

Источники:

1.Данилюк А.М., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2011г.

2.Заикина Л. Конструируем программу воспитательной деятельности.// Воспитательная работа в школе 2009г.

3 Пашкович И.А.Патриотическое воспитание 2006г.

4.Попова Е.Н. Концептуальные и организационно – методические основы патриотического воспитания школьников. Методическое пособие// Селезнев Н. Оценочная деятельность в воспитании человека// Воспитательная работа в школе 2009г.

5.Нечаев М.П. Диагностическая деятельность в управлении воспитательным процессом// Воспитание школьников 2010г.

6. Быков А.К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны// Воспитание школьников 2010г.

1. Ванслова Е. Г., Музейная педагогика//Воспитание школьников. – 2000.  –  №5. – с. 27 – 42;

2. Грусман В. М., Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев: Дисс. …канд. Пед.наук. – СПб., 2001;

3. Касимова  Т. А.,  Яковлев  Д. Е.,  Патриотическое  воспитание  школьников.  Методическое  пособие. Москва.  Айрес-пресс. 2005;

4. Каменкова  Л.,  Как    воспитать   патриота//Народное   образование. – 1999. –

№ 5. – С.249);

5. Курашкина Р. А., Программа  воспитания школьников  «Я гражданин России»//Классный руководитель.– 2006.– №3.– С.64 – 76;

6. Липина Е., Три   сюжета  для   одной    выставки: методические рекомендации//Библиополе.– 2004.–№2.– С.20 – 21;

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальный проект «Школьный музей ─ связующая нить поколений»

НАПРАВЛЕНИЕ: «Создание условий для духовно-нравственного развития личности путём  включения её в многообразную деятельность школьного музея»....

Сценарий музейного урока «Память незримая нить, связывающая правнуков и их прадедов, отстоявших мир» урок посвящён 70-ой годовщине освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистских захватчиков

Внеклассное мероприятие посвященное 70-летию освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистксих захватчиков проведенное в школьном музее дл яучащихся 1-4 классов.Цель мероприятия: Приобщить учащ...

Внеклассное занятие по истории для 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).

ВЬЮГИНОВА А.Ю. Внеклассное занятие по историидля 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).Тема занятия-«ПРЕДМЕТЫ МИЛОЙ СТАРИНЫ».Форма проведения занятия - БЕСЕДА...

"РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ КАК СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ ПОКОЛЕНИЙ"

Перекатываясь из века в век, песни огранивались как самоцветные камушки. Все лучшее, что было на слуху, передавалось и передается из уст в уста, из поколения в поколение. Народ вводил в свой духовный ...

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ МУЗЕЙНОЙ КОМНАТЕ МАОУ «ГОРЮНОВСКАЯ СОШ»

П             ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ МУЗЕЙНОЙ КОМНАТЕ МАОУ «ГОРЮНОВСКАЯ СОШ»...

Из опыта работы школьной музейной комнаты Верх-Мильтюшинской средней общеобразовательной школы имени Николая Захаровича Фисенко.

III Всероссийская научно-практическая  конференция «Современные тенденции в развитии музеев и музееведения» .Докладчик   Колесникова Нина Александровна - учитель геогр...

Разработка метапредметного урока: «Священная память о Победе – связующая нить поколений!»

Цель урока: сформировать представление о ведущей роли СССР во Второй мировой войне на основе анализа событий, причин, произведений искусства о Великой Отечественной войне с целью развития исторической...