Проект "Тропинками родного края"
проект по краеведению

Проект раскрывает совместную работу учителя и учеников по изучению родного края, сбору краеведческого материала.

Цель проекта: составление сборника творческих работ на основе исследований краеведческого материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tropinkami_rodnogo_kraya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

«Сивинская основная общеобразовательная школа»

Педагогический проект

«Тропинками родного края»

Автор проекта: Потехина Лариса Владимировна,

                                    учитель русского языка и литературы

Введение

Я знаю, с сотворения земли,

Наверно, не бывает по- другому,

Куда бы нас мечты не завели,

Дорога приведет к родному дому.

  Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком языке бы не говорили, Россия – наша общая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни - Малая Родина.

   Наша «малая» Родина – село Сивинь Краснослободского района Республики Мордовия. Важно воспитать в детях любовь к родному краю, его истории. Поэтому большое место в своей работе я отвожу краеведению и занимаюсь им в течение нескольких лет. Считаю, что краеведение - это не что иное, как важное средство связи школы с жизнью.

  В толковом словаре В.И.Даля читаем: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических) об отдельных местностях или в целом страны. Это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей). «Краеведение – это, прежде всего краелюбие»,- сказал профессор С.О.Шмидт. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры. 

  В.А. Сухомлинский писал: «Родина без нас обойтись может, мы же без нее – ничто». Мне хочется, чтобы мои ученики понимали и чувствовали эту великую истину, чтобы выросли настоящими патриотами своей Родины, любящими свой родной край, людей, природные богатства. На это и направлен проект «Тропинками родного края».

   Кроме того, этот проект -  путь самореализации учащегося и учителя, возможность сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» рождается «исследователь-исследователь».

Актуальность проекта:

   Краеведение — это, на мой взгляд, историческая память. Это память ныне живущих людей старшего поколения о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Их жизнь- это исторические примеры из фактов, описанных в учебнике.  Важно  сохранить эту память   для потомков.

Поспеши сохранить историю,

И гордись, что среди лесов,

Есть деревня- «малая" Родина,

Твое детство, твой мир, твой кров.

  Встречаясь со старожилами села, работая в музеях, мы собираем краеведческий материал об истории «малой» Родины, о традициях, достопримечательностях, природе,  земляках.   Это дает возможность каждому ребенку  сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории.

Цель проекта: составить сборник творческих работ учащихся на основе исследований краеведческого материала.

Задачи: развивать познавательную активность, творческие способности,  исследовательские навыки, самостоятельность учащихся;

  • воспитывать уважение к культуре и истории родного края:
  • сбор  краеведческого материала, его анализ;
  •  написание творческих работ на основе исследований краеведческого материала.

Проектный продукт:  сборник творческих работ учащихся на основе исследований краеведческого материала.

Тип проекта: творческо – исследовательский

Участники проекта: учащиеся 5- 9 классов, учитель

Сроки реализации проекта:  2014- 2019 г (долгосрочный)

Основные этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный. Определение  целей и задач.

2 этап – организационный:  планирование и прогнозирование предстоящей работы.

   Привлечение учащихся к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с учащимися, изучение литературы по теме проекта.

3 этап – практическая деятельность:  

  • Встречи с жителями села, экскурсии;
  • Творческие работы (сочинения, сказки, экскурсии,  интервью), исследовательские работы;
  • Работа с материалами школьного краеведческого музея;
  • Сотрудничество с районными и республиканскими краеведческими музеями;
  • Выступления с сообщениями, творческими отчетами;
  • Участие в конкурсах, конференциях.

 4 этап – итоговый

1.  Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

2. Использование собранного материала  в учебном процессе, внеурочной деятельности.

3. Оценка проектной и исследовательской деятельности.

4. Издание материалов проектной деятельности – сборника творческих работ учащихся.

5. Презентация результатов проектной деятельности.

Заключение

     Результатом данного проекта должен стать сборник творческих работ учащихся Сивинской школы, написанных на основе исследований краеведческого материала. Он о родном крае, его истории, жизни земляков. Он о тех, кто прошел через огонь Великой Отечественной и Афганской войн, кто прославил родной край и стал частицей ее истории.

   Сборник- результат краеведческой работы учителя и учеников.  Он и дальше будет пополняться интересным материалом о родном крае. Надеемся, что сборник творческих работ станет основой при создании будущей книги о «малой» Родине.

   Материалы сборника можно использовать во внеклассной работе. Он интересен и полезен  для учителя,  учеников, жителей и гостей села. Сборник творческих работ учащихся «Тропинками родного края» будет передан в школьный краеведческий музей.

Результаты работы в рамках проекта «Тропинками родного края»

Название

творческой работы

ФИО ученика

Название конкурса

Результат

участия

Сивинь – родина моя милая

Потехина Елена Васильевна

Республиканский конкурс «Лучший урок письма»

1 место

Республиканская научно- практическая конференция по краеведению «Историко- культурное и природное наследие родного края»

Диплом участника

Улицы моего села

Гаврилова Анастасия Николаевна

Республиканский проект

«Наши улицы»

публикация в газете  «Известия Мордовии», 30.11.2016 г.

Рассказ старой фотографии

Пшеничникова Анна Васильевна

Республиканский конкурс «Святыни земли мордовской»

призер

Республиканская научно- практическая конференция по краеведению «Историко- культурное и природное наследие родного края»

Диплом участника

Часовенки- земли моей святыни

Потехина Елена Васильевна

Республиканский конкурс «Святыни земли мордовской»

призер

Республиканская научно- практическая конференция по краеведению «Историко- культурное и природное наследие родного края»

призер

Березовая аллея - наша история, память, святыня

Дерунов Егор Александрович

Всероссийский конкурс «Памятники природы. От поколения к поколению»

победитель

Рачитель языка русского

( об ученом- языковеде, уроженце села Сивинь А.Н. Гвоздеве)

Антяскина Алина Николаевна

Республиканский конкурс научно- исследовательских и творческих работ студентов и учащихся общеобразовательных организаций «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», посвященный Дню славянской письменности и культуры

1 место

Солдатские матери

(о Львовой М.Н, матери погибших братьев Львовых)

Пшеничникова Анна Васильевна

Районный конкурс творческих работ «А мы с тобой войны не знали»

1 место

Братья (о пятерых братьях Львовых, погибших в годы ВОВ)

Потехина Елена Васильевна

Районный конкурс чтецов «Мы помним, мы гордимся»

1 место

Войной начинается память (о ветеране войны Филиппове Г.С.)

Филиппова Полина Михайловна

Республиканский конкурс «Лучший урок письма»

1 место

Дорога длиною в жизнь (о ветеране труда, труженице тыла Таниной М.И.)

Пряхин Евгений Александрович

Республиканский конкурс творческих работ  «Рассказ ветерана»

диплом участника

Отец- это звучит гордо!

(о Калявине А.А., участнике афганской войны)

Калявин Дмитрий Александрович

Районный конкурс «Отец- это звучит гордо!»

победитель

Герои живут рядом

( о воинах- афганцах, выпускниках Сивинской школы)

Беднов Ярослав Дмитриевич

Районный конкурс «Жизнь Родине, честь никому»

1 место

Гордое имя- Учитель

(о ветеране педагогического труда Пряхине А.Ф.)

Трифонова Ирина Сергеевна

Республиканский конкурс «Рождественская звезда»

2 место

Учитель ! Перед именем твоим…

( о заслуженном учителе РМ Криворотовой М.П.)

Пильщикова Олеся Владимировна

Республиканский конкурс «Лучший урок письма»

1 место

Моя дорога к храму

Карандашова Анастасия Геннадьевна

Республиканский конкурс «Святыни земли мордовской»

призер

Мой храм

Пильщикова Олеся Владимировна

Республиканский историко- патриотический конкурс «Мой храм»

Диплом участника

Верный страж лесного мира (об уроженце села Сивинь, лесоводе В.В. Пильщикове)

Дерунов Егор Александрович

Районный конкурс «Защитим лес» Номинация: « Лес в моей судьбе» (Рассказ о людях, посвятивших себя лесу)

1 место

Есть имена, которые в веках в народной памяти живут

Пшеничникова Анна Васильевна

Историко-патриотический конкурс, посвященный памяти святого праведного воина Федора Ушакова «Наш святой». Номинация: «Эссе»

2 место

Подвиг сына- подвиг матери

Антяскина Алина Николаевна

Районный конкурс сочинений, посвященный 100- летию со дня рождения Героя Советского союза М.П. Девятаева

победитель

Певец земли мордовской (о творчестве Н.Эркая)

Дерунов Егор Александрович

Районный конкурс сочинений. Номинация «Юбилейные даты писателей региона».

1 место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю. Дети знакомятся с историей, традициями, ремеслами, знаменитыми людьми  Нижегородской земли и родного края....