«Мечта подняться в небо стала реальностью». (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»).
план-конспект урока по краеведению (7 класс) на тему

Дубовая Ирина Вячеславовна

Интересные методические разработки по литературе и краеведению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Учитель: Дубовая Ирина Вячеславовна

Место работы: МБОУ «СОШ №17»

Должность: учитель русского языка и литературы

Класс: 5 А

Предмет: литература

Тема урока: «Мечта подняться в небо стала реальностью». (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»).

Тип урока: традиционный, систематизация и обобщение знаний

Технология:  приёмы смыслового чтения

Приёмы: комментированное чтение, прогназирование, беседа, мозговой штурм, приём составление «синквейна».

Метод и формы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядный, диалогический, творческий.

Цель:   проанализировать содержание очерка, развитие речи учащихся, умение отвечать на вопросы, пересказывать, выразительно читать, делать выводы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею текста; умение работать с книгой, находить и зачитывать нужную информацию, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературы; формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Метапредметные: уметь работать с тестом; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование  умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

Материалы и оборудования: иллюстрации к произведению, выставка книг

Основные термины, понятия: норд-вест – северо-западный ветер, судорога – резкое, непроизвольное сокращение мышц, пуд – 16 кг, аэродром – земельный или водный участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими взлёт, посадку, руление,  аэроплан – летательный аппарат, очерк - быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.

Технологическая карта урока

Приёмы смыслового чтения

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предполагаемые ответы учащихся

УУД

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, создаёт эмоциональный настрой, проверяется готовность к уроку

Демонстрируют готовность к уроку

Регулятивные: контролируют свои действия

Стадия  вызов - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.

2.Создание условий на восприятие учебного материала «ситуации на успех»

У каждого из Вас есть мечта, я желаю вам, чтобы она осуществилась.

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока.

Скажите, чем мы будем заниматься на уроке?

Слушают учителя

Мечта подняться в небо стала реальностью. (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»)

Познакомиться с творчеством А.И. Куприна.

Научиться анализировать очерк.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя

Стадия осмысления.

Приём прогнозирования

3. Сообщение ученика интересные факты из  биографии и о творчестве А.И. Куприна

Слушают  сообщение ученика и делают записи в тетрадь

Современники говорили, что Александр Иванович был человеком незаурядным и талантливым. Отмечали его вспыльчивый характер, интересную внешность. Произведения Куприна основаны на личном опыте.

Куприн перепробовал множество профессий: рыбак, воздухоплаватель, учитель, продавец, землемер. Деньги не волновали Александра Ивановича, он искал новые впечатления.

Герои его произведений – обычные люди, которые, вопреки общественным порядкам и несправедливости, не теряют веры в добро.
Куприн написал такие произведения для детей «Белый пудель», «В цирке», «Изумруд», «Куст сирени».

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь

Приём прогнозирования

4. Сообщение ученика о создании очерка «Мой полёт»

Слушают сообщение ученика и делают записи в тетрадь

Очерк «Мой полёт» Когда в Одессе Куприн увидел полёты на фанерном аэроплане «Фарман», то захотел испытать это острое ощущение.

Очерк «Мой полёт» В 1911 году Куприн опубликовал очерк «Мой полёт». В это время полёты на аэропланах были ещё в диковинку, поэтому писателя о его полёте в качестве пассажира расспрашивали несколько сот человек. Тогда писатель решил поделиться своими впечатлениями о полёте с широкой публикой и создал одно из первых описаний путешествия человека над землей на искусственных крыльях.

А.И.Куприн поднимался в воздух на воздушном шаре, был одним из первых пассажиров аэроплана.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь

4. Работа с литературоведческим словарём

Что называется очерком?

Аэроплан –

Норд – вест-

Судорога -

Умение работать с учебником, находить нужную информацию, подтверждать свои мысли текстом

Стр. 250

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

Приём «мозговой штурм»

5. Разминка. Проверка текста (вопросы)

-К какому жанру относится произведение А.И.Куприна «Мой полёт»?

-В каком году написано произведение А.И.Куприна «Мой полёт»?

-Какое событие лежит в основе произведения?

-Где происходит действие очерка?

-Какое чувство испытал А.И.Куприн во время полёта?

-Когда автор испытал чувство страха?

-Какая погода была во время описанного Куприным полёта»?

-Почему во время полёта пилот не услышал слов пассажира?

-Как фамилия пилота, с которым летал А.И.Куприн?

-Что стало причиной крушения аэроплана?

-Что пришлось сделать пилоту после крушения аэроплана?

-Кого автор очерка считает виновным в случившемся?

-С чем сравнивает автор очерка полёт на аэроплане?

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Очерк

1911

полёт на аэроплане

В Одессе

Страх

когда машина разгонялась по земле

было холодно

из-за шума пропеллера

Заикин

Сильный ветер

Стать цирковым борцом

Себя

Со сказкой, всё казалось маленьким

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя, грамотно строить монолог

Приём комментированного чтения

6. Работа с учебником

поиск

информации и

понимание

прочитанного

Найдите и зачитайте:

Как готовились к полёту?

В чём было неудобство полёта?

Какое чувство испытал автор во время полёта?

Почему автор считает  себя виновным в том, что произошло?

Какую роль играет описание природы?

Умение работать с текстом, подтверждать свои мысли текстом

Стр.119

Стр.119

Стр. 119 – 120, 121

Стр.118

Стр. 118-119

Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов;

Физминутка

7. Физминутка (приложение №1)

Текст физминутки:

Смотрите в небе самолет,
А в самолете том пилот
Штурвалом ловко управляет,
И между облаков летает,
Под самолетом то гора,
То лес дремучий, то нора,
То в небо дивится народ,
То зайцы водят хоровод

Выполняют действия по инструкции на внимание

Метапредметные: выполнять действия по алгоритму

Приём словесного рисования портрета героя

8. Актуализация знаний.  Проблемные вопросы.

Словесный портрет

-Почему очерк называется «Мой полет», а не «Мой первый полет?»

-Почему Куприна расспрашивали о полете, как он говорил «несколько сот человек»?

-Каким вы представляете себе главного героя – Заикина? (внешность, характер).

- Почему Куприн не мог сказать о том, что ему неудобно сидеть?

-Какие секунды в полете казались самыми неприятными?

-Правильно ли поступил Заикин, думая, что легче пожертвовать двумя жизнями, чем несколькими сотнями жизней других людей?

- Почему первый вопрос Заикина «мотор цел?»

- Как вы думаете, решится ли автор на полеты в будущем?

-А вы бы решились полететь на самолёте?

Отвечают на вопросы

Потому что это был ПОЛЁТ, наслаждение

Не каждому было суждено попробовать полетать

Высокий, сильный, худощавый, спортивный

Зашумел пропеллер вертолёта

Самолёт поднимается и падает, неприятные секунды

Правильно

Дорого стоит,

Да.

Да, нет почему?

Личностные: Знание норм взаимодействия учителя и ученика на уроке

Приём составление «синквейна»

9. Синквейн (приложение №2)

Составление «синквейна»

Иван Михайлович Зайкин

самостоятельная творческая работа

Заикин

Сильный, смелый

Мечтает, летает, спасает

Заикин первый авиатор

Метапредметные: выполнять действия по алгоритму

Приём прогнозирования

10. Сообщение ученика о Заикине И.М.

Слушают, делают сравнение со словесным портретом

Иван Михайлович Заикин-борец и авиатор, артист цирка. Жизненную дорогу прошел по трудному пути. Детство и юность — нужда и нищета. Работать пришлось с 12 лет. «Высокого роста, пропорционально сложенный, с мощной борцовской мускулатурой. Постоянно добродушное выражение на широком лице со светлыми бровями и веселыми серо-зелеными глазами. Сценическое имя — Капитан воздуха и Король железа. Выступал  с атлетическими номерами

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

Приём «мозговой штурм»

10. Актуализация знаний

Мечта подняться над землей владела человеком испокон веков.

-Каких ещё героев, лётчиков Вы знаете?

Отвечают на вопросы

Свидетельство тому – миф о Дедале и Икаре, созданный ещё в Древней Греции. В ХХ веке человек поднялся в космос Ю. Гагарин. Для нас полёт в космос – обычное дело. Нам интересно узнать, как люди шли к своей мечте.

Алексей Петрович Мересьев – в годы первой мировой войны, был подбит самолёт,  сам ранен, ноги ампутировали, долго лечился, на протезах ходил, но все равно продолжал летать.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Приём осмысления – активизация восприятие изучаемого материала и соотношение старых знаний с новыми

11. Выводы:

Подводит итоги урока, предлагает оценить уровень освоения нового материала.

Интересно узнать, как люди шли к своей мечте. А.И.Куприн – один из первых пассажиров аэроплана. В рассказе он делится своими впечатлениями о полете. И пусть полет его окончился неудачей, но перед нами одно из первых описаний путешествия человека над землей на искусственных крыльях. И о том, как  каждая мечта человека исполнится, только нужно приложить усилия, желание.

Слушают комментарии учителя, записывают домашнее задание

 Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Стадия рефлексия.

Рефлексия - осмысление обобщение полученной информации

12. Рефлексия (приложение №3)

Выставление оценок за урок

Ребята, давайте, возьмём лист бумаги и сложим из него самолёт, у кого не получается, помогите друг другу. Возьмите  ручку и напишите свою мечту и запустите в классе. Запустите в правую сторону, чувствуете себя хорошо, уверенно, прямо – испытывали затруднения, влево – было трудно.

Выполняют действия по инструкции

 Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

12. Домашнее задание:

Благодарит за работу, прощается.

Нарисовать иллюстрацию к прочитанному тексту

Слушают комментарии учителя, записывают домашнее задание

Приложение №1.

Физминутка.

В виде танцевальных движений.

Текст физминутки

движения

Смотрите в небе самолет,
А в самолете том пилот
Штурвалом ловко управляет,
И между облаков летает,


Под самолетом то гора,
То лес дремучий, то нора,
То в небо дивится народ,
То зайцы водят хоровод

Ученики смотрят в небо

Показать пилота

Показать руками управление штурвала

Показать руками как летит самолёт, покачаться телом

Показать руками гору

Показать руками лес, нору

Показать удивление

потанцевать

Кратковременных упражнений, которые снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей.

Физминутка помогает расслабиться, улучшить кровообращение, снимает мышечную утомленность, успокаивает нервную систему.

Приложение №2.

Правила составления «синквейна»

1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

4 строка. Отношение к теме-фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту).

5 строка. Суть (итог) темы -1 слово (синоним).

Приложение №3.

Наши бумажные самолётики оригами помогут вам создать собственную военную авиацию.

planer-origami kak-sdelat-samoletik-iz-bumagi

Сейчас вы узнаете, как сделать самолетик из бумаги. Самолётик из бумаги является простой фигуркой.


1. Сложи, как показано на рисунке.

http://iz-bumagi.com/wp-content/uploads/2015/04/kak-sdelat-samoletik-iz-bumagi-3.jpg

2. Опусти углы.

http://iz-bumagi.com/wp-content/uploads/2015/04/kak-sdelat-samoletik-iz-bumagi-4.jpg

3. Сложи «долиной».

http://iz-bumagi.com/wp-content/uploads/2015/04/kak-sdelat-samoletik-iz-bumagi-5.jpg

4. Складка «гора». Поверни на столе.

http://iz-bumagi.com/wp-content/uploads/2015/04/kak-sdelat-samoletik-iz-bumagi-6.jpg

5. Опусти крылья вниз.

http://iz-bumagi.com/wp-content/uploads/2015/04/kak-sdelat-samoletik-iz-bumagi-7.jpg

6. Отогни под углом 90 оба крыла.

http://iz-bumagi.com/wp-content/uploads/2015/04/kak-sdelat-samoletik-iz-bumagi-8.jpg

7. Самолетик из бумаги готов.

Анализ урока

по итогам проведения урока литературы Дубовой Ириной Вячеславовны, учителя русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №17»

Дубовая Ирина Вячеславовна 15 марта 2018 года провела урок литературы в 5 «А» классе по теме: «Мечта подняться в небо стала реальностью». (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»).  Автор программы – Т.Ф. Курдюмова. Тип урока – традиционный, закрепление изучения очерка И.А. Куприна «Мой полёт».

Цель урока проанализировать содержание очерка, развитие речи учащихся, умение отвечать на вопросы, пересказывать, выразительно читать, делать выводы. Обучающая - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию; развивающая – развитие регулятивных УУД (самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, анализ языкового материала); воспитывающая - воспитание духовно-развитой личности, положительного отношения к миру, любви и уважения к литературе и ценностям.

Ведущий приём урока – смысловое чтение. Структура и содержание урока построены в соответствии с этапами этой технологии: вызов – осмысление – рефлексия. На первом  вызов этапе – вызвать у учащихся устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности. Данный этап  был проведен в форме вопросов, которые  позволяют развивать речь учащихся, активизирует мыслительную деятельность и показывает качество усвоения литературного произведения.

Второй этап осмысление  - осмысление новой информации и использование новых знаний. На данном этапе учителем применялись приёмы смыслового чтения: работа с текстом, поиск информации и понимание прочитанного текста, находить в тексте  аргументы поступков героев, интересные сведения о них. Составление «синквейна», который  развивает творческие способности учащихся, обогащается словарный запас, развивается мышление.

Третий этап – этап рефлексии – целостное осмысление обобщение полученной информации, обобщение, итог того, что узнал на уроке по данной теме. Возврат к стадии вызова, к ключевым словам.

Структура урока была построена согласно правилам ФГОС.

Отмечается высокий темп и высокая плотность урока, что характеризует его автора как мобильного, рационального учителя. С подъёмом и профессионализмом подходит Дубовая Ирина Вячеславовна  к организации учебно – воспитательного процесса.

Урок проведён в соответствии с требованиями ФГОС.

                                                                                                                                                                             Дата15.03.2018.



Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7 классе «В»

Мцыри – герой поэмы М.Ю. Лермонтова

Образовательные: 

- научить отбирать материал к характеристике героя;

- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

Развивающие: 

- развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

Воспитывающие:

воспитывать интерес к творчеству поэта, к природе родного края.

Тип урока: интегрированный: литература + география; изучение нового материала, урок с элементами исследовательской и творческой деятельности.

Цели урока:

  • Развивать навыки анализа текста
  • Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы
  • Выявить структурные особенности поэмы
  • Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы
  • Воспитывать интерес к творчеству поэта, к родному краю.
  • Рассказать о климате Кавказа
  • Рассказать о характерных особенностях отдельных представителей животного мира

Показать связь между предметами при изучении темы

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя литературы.

- Здравствуйте, садитесь! Какой сегодня чудесный день! На улице мороз, но нам он не страшен, потому что у нас в классе тепло и уютно. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Мы сегодня плодотворно поработаем на уроке, узнаем много нового. Желаю вам позитивного настроения и успехов.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вести его будут я.

Слово учителя:

Скоро уходит 2017 год, а кто помнит и знает этот год был посвящен чему? (Правильно году Экологии).

А что мы с вами знаем о Экологии? (Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.)

2. Актуализация знаний

Тему урока вы попробуете сформулировать сами, ответив на вопросы:
1) Произведение какого поэта мы начали изучать на прошлом уроке? (М.Ю. Лермонтова)

2) Как называется это произведение? (поэма «Мцыри»)

3) О каком герое мы с вами сегодня будем говорить? (о Мцыри – герое поэмы)

4) И тема нашего урока? (М.Ю. Лермонтов. Мцыри – герой поэмы.)

- Откройте тетради и запишите число и тему урока в тетради: «Мцыри – герой поэмы М.Ю. Лермонтова».

Целеполагание.

Моя цель на уроке:

-уметь работать с текстом;

- собрать материал к характеристике героя.

- выяснить, как связаны между собой герой и природа.

- Где происходит место действия? (На Кавказе)

Учитель географии: (учитель показывает карту  местоположение Кавказа)

Что вы знаете о Кавказе?

-Все мы мечтаем о путешествиях, даже если эти путешествия воображаемые. И сейчас мы с вами отправимся на Кавказ! Кавказ – это особый для нас уголок нашей Родины, очень близкий  – жителям Северного Кавказа.

Магнитами наклеить картинке Кавказа

Сообщение учащегося о Кавказе (география)

- Кавказ-держава скал и ущелий, горных лесов и пастбищ, увенчанная вечными снегами. Мир величавой красоты и обилия природных благ.

В составе района — Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область и 7 республик: Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Адыгея, Карачаево-Черкессия, Ингушетия и Чечня.
Северный Кавказ имеет выход к трём морям: Черному, Азовскому, Каспийскому;
Климат Северного Кавказа — умеренно-континентальный,
Склоны Кавказских хребтов до высоты 2000 м. покрыты лесами на горно-лесных почвах, выше лежат альпийские и субальпийские луга; самые высокие вершины покрыты ледниками.
Северный Кавказ имеет хорошие ресурсы: обилие солнечного света, тепла, достаточное количество влаги, плодородные черноземные и каштановые почвы, хорошие пастбища.

Славится Северный Кавказ и своими рекреационными ресурсами — пляжами морских побережий, минеральными источниками, условиями для горнолыжного спорта.
Северный Кавказ обладает третьим по численности населением в России.
Северный Кавказ — самый многонациональный экономический район России. Здесь насчитывается 42 народа (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины , осетины, кабардинцы, чеченцы).

Ведущее место занимает агропромышленный комплекс.
равнинах выращивают пшеницу, кукурузу, свеклу, подсолнечник. В Краснодарском крае — рис, а также виноград .
Хорошо развито животноводство: разведение крупного рогатого скота, свиноводство, овцеводство.
В настоящее время главной проблемой для Северного Кавказа является нестабильная политическая и социально-экономическая ситуация в автономных республиках

- Кавказ называли краем вольности, и, действительно, вид его гор и необъятных лесов дарит потрясающее ощущение свободы и не оставляет равнодушным никого…

 

Найдите и зачитайте описания природы Кавказа?

 А теперь давайте вспомним историю создания поэмы «Мцыри».

Домашнее задание (сообщение ученика)

«Бэри по-грузински: монах». Но герой поэмы не монах: его еще только готовят в монахи. А для таких в грузинском языке имеется другое название – «Мцыри», что в переводе означает «неслужащий монах, чужак».

Лермонтов встретил одинокого монаха-старика, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах древней обители. Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари (Монастырь креста), стоящий на остроконечной горе, на другой стороне реки. Его нередко называют монастырем Мцыри. 

Работа с текстом поэмы. (Беседа с учащимися по вопросам):

Кто такой Мцыри? (герой, юноша, молодой человек, монах)

 Как главный герой оказался в монастыре?

(«Мцыри» - в переводе с грузинского языка значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.

О чём рассказывается  в поэме Мцыри?

В шесть лет он был взят в плен русским генералом, но ребенок заболел, и его оставили в ближайшем монастыре. Там его выходил один монах, но мальчик «бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной». 6 лет)

Найдите главу (какая? – гл. 2-я-начало) и прочтите описание мальчика:

- Какие черты характера мы можем здесь выделить?(противопоставление могуч/слаб, пуглив/дик, Какой герой?  (молодой, мало жил, отец был гордым войном, могучий дух, огромная внутренняя сила, гордый, мужественный)

Лермонтов пишет: «Могучий дух его отцов…»

- Кто же его родители? (Горцы)

(СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О ГОРЦАХ)

"Кто такие горцы?"

Горцы – это дикие племенные народы со своими жизненными принципами. Их часто называли “детьми природы”. Этот народ известен своим веселым нравом. Их отличала готовность к мирным отношениям, которые, правда, часто нарушались войнами. Горцы участвовали в меновых дворах, ярмарках, базарных пунктах, сформировали свои обычаи и образ жизни.

Занимались скотоводством.

Среди горцев были хорошие поэты.

Песни горцев непременно восхваляют облик родной земли. Природа принимала участие во всем, что происходило в их жизни. В песнях горцы часто обращались к скалам, рекам, лесам и дорогам, полагая, что у них можно попросить о помощи, найти утешение.

Горец  имеет: длинное ружье, украшенное серебром, платье, обшитое галуном.

Учитель:

Кавказ – край свободных, гордых людей, которых никто в истории человечества так и не смог покорить. Горцы всегда жили и живут чувствами, страстями, не ища покоя и безмятежности.

Учитель литературы:

 Таковы люди, которые воспитывали мальчика.

И вот мальчик оказался в монастыре.

- Как он себя чувствовал в монастыре? («бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной ).

Почему однажды Мцыри убежал из монастыря?

(Мцыри тосковал по родине и мечтал о свободе.)

 Что значило для Мцыри вырваться из стен монастыря?

(быть свободным),

 Куда вернуться? (в родной аул, к родителям, на родину).

-Какие же испытания выпали на долю нашего героя на свободе?

- С кем встречается?  (змея, девушка – грузинка, барс, рыбка)(Найдите в тексте)

с девушкой-грузинкой (12-13)

– Какие чувства испытывает герой? (Отвык от людей, смущение, тоска-печаль, трепет, волнение)

К кому ближе Мцыри? К людям или к диким животным? (как зверь)

с барсом

- Одним из удивительных животных Кавказа является снежный барс.

- Что вы знаете об этом животном?

Сообщение ученика о Снежном Барсе.

- Как вы думаете, можем мы Барса сравнить с Мцыри?

-Каковы черты характера героя в этот момент? (Мужественный, бесстрашный, отважный. необыкновенный)

Найдите и зачитайте бой с Барсом. (16-17).

-Мы видим необыкновенного героя, видим, что в этой сцене ему все по плечу, даже удается почти безоружному победить хищного зверя. Чувство свободы, жажда подвига , отвага заставляют юношу вступить в смертельную схватку. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим «как зверь степной».

- Каким он был на воле? (свободным)

В какой форме представлена основная часть поэмы? В виде чего? (Центральная (основная) часть поэмы – это исповедь героя)

– Определим лексическое значение слова “исповедь” по словарю.(Работа с «Толковым словарем»)

( Слово “исповедь” имеет следующее значение:

1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.)

- Почему такая форма выбрана поэтом? (потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.)

Какова последняя просьба главного героя? (похоронить на вершине, чтобы смотреть на Кавказ).

Прием «Шесть шляп». Характеристика Мцыри.

- А теперь давайте обратимся к образу главного героя и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышлять, дать характеристику Мцыри, объяснить выбор жизненного пути, помогут шесть шляп, потому что мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами.

"Белая шляпа": точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, перечислите события, связанные с Мцыри.

 В 6 лет привезли в монастырь

3 дня на воле

17 лет юноше

"Жёлтая шляпа": похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера.

Мужество, отвага, стремление к свободе, к жизни, выживание, целеустремлённость

"Чёрная шляпа": отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.

Рисковал жизнью в поединке с Барсом,

Без разрешения убежал

Угнетающая обстановка, жизнь в неволе.

Не согласны против воли оставили, насильно в монастыре.

"Красная шляпа": вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.

Соблазн, когда увидел девушку.

Необъяснимое чувство, когда был на воле.

Слияние с природой.

Радость и торжество победы.

"Зелёная шляпа": судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.

Умер, попал в рай.

Душа обрела покой.

"Синяя шляпа": вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.

Синквейн

Мцыри

Свободолюбивый, сильный

Тоскует, убегает, умирает

Жертвует жизнью ради свободы.

Герой

«Мцыри».

Захватывающая, страстная.

Рассказывает, учит, впечатляет.

Никто не остается равнодушным.

Творение.

Под руководством учителя дети делают вывод:

Мцыри – необыкновенный герой, он одинок, мечтает о свободе, но не может её обрести, это исключительный герой в исключительных обстоятельствах.

- Запишите вывод в тетради.

Учитель предлагает учащимся «Рефлексивный экран»

рефлексивного экрана на доске

  • сегодня я узнал…
  • .было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…

Вывод: В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из это окружения людей, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.



Предварительный просмотр:

Региональный конкурс

 Номинация: методическая разработка

Учитель русского языка и литературы, краевед: Дубовая Ирина Вячеславовна

Тема:

Форма: ГЕОКЕШИНГ ( КВЕСТ)  – краеведческая – туристическая игра.

Участники: ученики 5-7 классов,  команда «Историки».

Цели:

  • активизировать знания учеников об истории родного города и его развитии, о символике Усолья-Сибирского;
  • развивать интерес к истории своей малой Родины, кругозор учащихся, словарный запас;
  • помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту родных мест через поэтическое слово, наглядные образы (презентация) и музыку;
  • воспитывать эстетический вкус, патриотические чувства, любовь и гордость к своему родному краю.

Целеполагание:

Хочу… (узнать что – то интересное)

Могу… (ответить на вопрос)

Надо…(постараться)

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы отправимся в путешествие по родному городу. Сядьте поудобнее, закройте глаза, и вспомните любимый уголок Усолья, где вы часто бываете с друзьями, родителями, где любите гулять.

Мы часто слышим громкое звучное слово – Родина. Что связано с этим понятием?

– Что вы понимаете под малой родиной? 

- У каждого человека есть малая родина, город или село где он родился и вырос. Когда говорят «москвич», значит, этот человек живет

(в Москве).

- иркутяне  живут….(в Иркутске.)

-в Ангарске живут….(ангарчане)

- братчане живут.….(в Братске.)

- а в как же можно назвать нас, тех, кто живёт в нашем  городе?

(усольчане)

- Конечно же, мы усольчане!

Разминка:

– Что означает название нашего города?

(Город Усолье-Сибирское – город старых окраин и молодых кварталов, город с интересным нелегким прошлым и большим будущим).

Что вы знаете из историй возникновения города Усолье – Сибирское?

Кто такие братья Михалёвы?

Какое значение имеет соль к нашему городу?

Задания команде «Историки».

Команде выдаётся карта маршрута экскурсии по городу Усолье – Сибирское, ученики работают с заданиями и на карте отмечают достопримечательности города.

1 задание. Отгадайте загадки, в ответах найдёте нужный ответ, найдите картинку и вклейте на карту.

Все экскурсии ведет
Человек — ... (экскурсовод)

По городу едем
И их наблюдаем.
Места, что нам ценность
Собой представляют.
То могут быть парки, музеи культуры,
А может быть памятник архитектуры.
Как называются, знаешь ли ты,
Такие места неземной красоты? (Достопримечательности)

Демонстрация достижений
Искусства иль увлечений —
Культуры, науки, кино —
Название будет одно. (Выставка)

(Правильный ответ – музей)

2 задание  Угадайте улицу.

В 1925 году Усолье стало называться городом. В 30-40 годы началось строительство завода, поэтому начал меняться и внешний облик города, строятся новые дома, улицы, детские сады и ясли, школа, гостиница, кинотеатр. Таким образом, с каждым годом расширяет свои границы город. Прошло немного времени, выросли новые благоустроенные кварталы жилых домов. Старый город стал краше и уютнее.

Это улица является центральной улицей города.

Современный центр города вокруг площади - преимущественно 4-5-этажные здания, здесь расположены учебные учреждения, дворец культуры и городской парк.

(Все учащиеся отвечают, что это Комсомольский проспект).

Дальше маршруты учащихся расходятся, каждая команда выполняет своё задание.

3 задание. Составьте пазл, узнайте, что изображено на картинке (картинка пожарной части в Старом городе). Что это такое?

Сообщение ученика История возникновения Пожарной части в городе Усолье – Сибирское.

Пожарная часть

Больше пожаров происходило на левом берегу реки Ангары, где с 1750-х годов начало разрастаться село. В историю села вошел крупный пожар, произошедший в 1897 году.

В Усолье 700 дворов, а противопожарных средств никаких нет, кроме нескольких «домашних» маленьких машин (насосов, - авт.), принадлежащих частным лицам.

Но больше всего пожаров происходило в Усолье. 23 августа 1901 года на Фабричной улице загорелись сеновалы местного содержателя. Сгорели все надворные постройки и большой деревянный дом. Убытки составили около пяти тысяч рублей.

Следующий большой пожар произошел четвертого сентября на Большой улице. Огонь за 15-20 минут распространился на четыре дома с массой скученных построек и пять флигелей. Только благодаря заводским пожарным, прибывшим с двумя пожарными расчетами, не сгорела «лучшая часть Усолья».

В Усолье  было девять крупных пожаров.

Все эти пожары и несчастные случаи заставили группу инициативных усольчан заняться организацией вольной дружины. 29 июня 1902 года. Одновременно из жителей села подбирались добровольцы в пожарную дружину.

Но первейшей задачей Усольской пожарной дружины была борьба с пожарами. Дружина содержала пять лошадей, которым завидовали все хозяева в округе. Каждый дружинник был обязан по особому расписанию быть поддежурным у каланчиста и вообще в любое время суток по сигналу немедленно прибыть на пожар.

1902 было сооружено деревянное срубовое здание с каланчей, приобретены пожарные машины (насосы) на конной тяге, упряжка хороших лошадей (на карте отметить пожарную часть).

4 задание.  Составить пазл, узнать, что изображено не картинке.

Сообщение ученика.

ТРАМВАЙНЫЙ ПАРК

В 60-ых годах доставку рабочих на химкомбинат и дальше до каменного карьера осуществлял паровоз с несколькими вагонами. В народе его панибратски называли «Яшкой». Железнодорожная ветка проходила по улице Степана Разина, будущему Комсомольскому проспекту.

В июне 1961 года было принято решение о прокладке трамвайной линии, связывающей железнодорожный вокзал с химкомбинатом. К работе приступили проектировщики, а затем и строители.

За год коллектив управления № 5 треста «Востоктяжстрой» уложил 2850 метров полотна.

Финансовые средства в размере 400 тысяч рублей на год были освоены лишь наполовину из-за отсутствия стройматериалов, рельсов, опор, контактного провода.

Строительство трамвайного пути первой очереди усиленными темпами началось во втором квартале 1963 года.

За ходом строительства был установлен строгий общественный контроль. Работы велись ускоренными темпами, возводимые депо и прокладка трамвайного пути были объявлены общегородской стройкой.

Строительство трамвайного депо вел участок СМУ-1. Все работы планировалось выполнить в октябре 1965 года, но подводил завод ЖБИ с поставкой железобетонных конструкций: колонн, панелей, плит и ферм перекрытия.

Параллельно шло строительство посадочного павильона и разворотного кольца на улице Загородной .

5 задание. Составить пазл, по картинке догадаться, о чём дальше пойдёт речь (картинка московского тракта в старом городе ).

Сообщение ученика.

М- 53

Московский (Главный Сибирский) тракт (также Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт) — старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая.

Московский (Главный Сибирский) тракт проложен в 30–60-е XVIII.

Почтовые станции были построены к 1741. С середины 50-х XVIII Московский тракт усиленно обустраивался и заселялся. В 60-е XIX на Московском тракте в пределах Иркутской губернии было 28 почтовых станций.

Грузовое движение по Московскому тракту было интенсивным. На участке Томск – Иркутск в XVIII–XIX по тележному и санному пути ежегодно проходило 4 млн пудов грузов, от 80 до 100 тыс. подвод. В перевозках участвовало до 20 тыс. «возчиков».

Поскольку Московский тракт имел важное государственное значение, на нем была организована дорожная служба.

В январе 1891 были утверждены «Правила о порядке следования обозов по Главному Сибирскому почтовому тракту между г. Иркутском и Томском.

Неудовлетворительное состояние Московского тракта побудило правительство установить с 1887 по 1889 повозный сбор. Он устанавливался на перегоне Иркутск – Ачинск и взимался с каждой повозки. От уплаты освобождались войсковые обозы, рекрутские и арестантские повозки, повозки, везущие материалы и груз исключительно для нужд Московского тракта, а также крестьяне, перевозившие груз «в своей окрестности» для продажи на рынок.

Город расположен на расстоянии 77 км от областного центра. Имеет выгодное экономическое расположение между автотрассой (Прибайкальский тракт), Восточно-Сибирской железной дорогой и рекой Ангарой.

(На карте отметить Московский тракт).

6 задание. Составить пазл, узнать, кто изображён на картинке.

Сообщение ученика.

Стопани Александр Митрофанович

Раньше эта улица имела название Загородной, т.к. находилась за городом.

На ней шло строительство посадочного павильона и разворотного кольца.

Стопани Александр Митрофанович (21.10.1871 -23.10.1932), партийный и государственный деятель, соратник В. И. Ленина.

Родился в селе Усолье Иркутской губернии в семье военного врача. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Казанского университета, из которого был отчислен. Окончил Демидовский лицей. Организовал первый марксистский кружок в Ярославле. Участвовал в совещании  по созданию газеты «Искра», затем был агентом «Искры».

Работал в Баку секретарём редакции газеты «Гудок». Неоднократно подвергался арестам.

Умер в Москве в 1932г., захоронен в Кремлевской стене.

29 сентября 1984года у кинотеатра «Кристалл» проходил праздник улицы Стопани, где состоялось открытие мемориальной доски, посвящённой А. М. Стопани, рассказ о жизни и деятельности революционера, выступление участников войны и труда, проживающих на 12 этой улице. В настоящее время памятной доски на здании кинотеатра «Кристалл» нет, вследствие его переоборудования под торговый центр

(На карте отметить улицу А.М. Стопани Торговый цент «Кристалл»)

7 задание. Составить пазл, узнать, кто изображён на картинке.

Сообщение ученика.

Вот это место-стелла генералу Н.Ф. Ватутину. Находится она в конце одноимённой улицы. На заднем плане-трасса М-53.

В Усолье решили увековечить память генерала Ватутина. Многие юные жители города до сегодняшнего дня не знали или не предавали значения названию улицы Ватутина. Улицы с таким названием есть в каждом городе. Николай Федорович Ватутин – прославленный полководец , герой войны.

Выдающийся советский военачальник, генерал армии (1943), Герой Советского Союза (посмертно), прошедший путь красноармейца до полководца. В годы Великой Отечественной войны последовательно возглавлял войска ряда фронтов.

В штабе фельдмаршала Манштейна Ватутина прозвали «Гроссмейстером». В Красной Армии за глаза называли «Генералом от победы».

Г.К. Жуков, «Воспоминания и размышления»

29 февраля 1944 г. Ватутин Н.Ф. выехал в войска. Возвращаясь из штаба 13-й армии, был обстрелян в с. Милятын Острожского района, в собственном тылу, бандеровцами, ранен в левое бедро. Его доставили в военный госпиталь города Ровно, откуда переправили в Киев. Ранение сначала казалось не очень опасным, вроде бы дело шло на поправку, но потом состояние генерала резко ухудшилось. За жизнь полководца боролись лучшие врачи, в том числе известный хирург Н. Бурденко. К сожалению, не помогла и ампутация. В ночь на 15 апреля 1944 г. Николай Федорович Ватутин скончался от заражения крови.

«Н.Ф. Ватутин был простым и душевным человеком, который никогда не выпячивал себя, никогда не бахвалился ратными делами и все одержанные победы относил к боевому коллективу, ко всем войскам фронта… Он умел глубоко и ясно анализировать события войны, сложившуюся на фронте обстановку, обладал широким оперативно-стратегическим кругозором, всегда вдумчиво подходил к анализу фактов, стремился видеть сильные и слабые стороны противника и, конечно, хорошо знал свои войска».

Игра со зрителями.

«Помоги гостю».

Расскажи гостю о достопримечательности города Усолье – Сибирское, о военной машине «Катюша» и пушка у памятника Ватутина.

Рефлексия. Поляна. На столе у учащихся зелёный лист бумаги. На столе лежат разного цвета цветы. Красный – ничего не понял. Зелёный чувствую себя нормально. Синий – чувствовал  волнение.

Каждый участник получает памятный магнит о достопримечательности города Усолье – Сибирское.

Используемая литература:

    Шаманский В.Ф. Усолье-Сибирское.-Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд., 1994.

    Бравков Ю.И. Усолье-Сибирское. Островки памяти. Историко-фотографический цикл. Часть 1 «Лики времени». – Иркутск. ООО «Иркутская областная типография №1». 2008

    Кочура Ю.С. Странник. Стихи. – Иркутск: Изд. центр Ж.»Сибирь», 1999.

    http://usolie.info

    http://usolie-sibirskoe.ru

    http://mojgorod.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20171108_100333.jpg

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20171108_100342.jpg

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20171108_103352.jpg

Команда учеников

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20171108_112406.jpg

Итоговый результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся  в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной  Дню космонавтики....

Мечтают мальчишки о небе, а космонавт о земле

Урок, посвященный космонавту А.Г.Николаеву...

Полет идей - такая же реальность как ветер, как полет птиц!

Автор предлагает анализ успешного продвижения школы на пути развития....

Конспект урока "Мечта подняться в небо стала реальностью. (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»)".

Конспект открытого урока в 5 классе по очерку А.И.Куприна "Мой полет"....

Подготовка к итоговому сочинению 2018-2019. Мечта и реальность. По Куприну

Данный материал будет полезен при подготовке к итоговому сочинению по направлению "Мечта и реальность". Для работы взят рассказ А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Материалы интегрированного занятия "Человек поднялся в небо"

Материалы включают в себя подробный конспект занятия из учебного плана 1 года обучения по предметному модулю "Умелые ручки. Азбука вежливости", проводимого в апреле ежегодно ко Дню космонавт...