"Наследие" план конспект урока по ИКМК
план-конспект урока по краеведению (5 класс) на тему

Павлинова Галина Александровна

"Наследие" план конспкт урока и презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasledie.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

НАСЛЕДИЕ

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ПО  РОДИНОВЕДЕНИЮ

В  5  КЛАССЕ

                    Учитель истории и обществознания                        

                    МБОУ «Ромодановская средняя                          

                    общеобразовательная школа №3»

                     Республики Мордовия

                    Павлинова Галина Александровна

Цель урока: Расширить знания учащихся о культурном наследии Мордовии; познакомить с жизнью и творчеством С.Д. Эрьзи, Ф.В. Сычкова,  А.И. Полежаева, Н.П. Огарева.

 Развивать навыки работы с картой, навыки самоподготовки, интерес к истории края.

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Форма урока: заочная экскурсия.

Понятия темы: наследие, культура, мировая культура, художник, скульптор, поэт.

Оборудование:  карта Республики Мордовии, карта России,  кроссворд, карточки с тестами, мультимедийный проектор, презентация по материалам урока.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент: Сегодня у нас не обычный урок. Мы будем путешествовать по просторам Мордовии. Цель нашего урока: познакомиться  с творчеством людей, чьи имена стали достоянием мировой культуры. (слайд 1).

Работа с картой:  Найти на карте России  Республику Мордовию.

   Перед нами карта  России, наша Республика на ней  - маленький не приметный уголок. Но Мордовия может по праву гордиться тем, что в созвездии мировой культуры есть имена её сыновей: всемирно известный скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя, поэты Александр Иванович Полежаев и Николай Платонович Огарев, певец Мордовского края - художник  Федот Васильевич Сычков.

   На уроке мы познакомимся с их творчеством. Но прежде, чем отправиться в путь, мы должны приобрести билет, а ценой нам послужат знания.

Работа с кроссвордом. (Слайд 2).

б

о

р

о

Н

и

н

у

ш

А

к

о

в

С

а

р

а

н

с

к

ф

и

Л

а

т

о

в

к

о

ш

Е

л

е

в

а

Д

е

в

я

т

а

е

в

ч

и

к

р

И

н

е

в

т

Е

м

н

и

к

о

в

1.  Герой Советского Союза, выпускник нашей школы.

2.  Адмирал российского флота, уроженец Мордовии.

3.  Столица Республики Мордовия.

4.  Врач-окулист, уроженец, села Михайловка Ромодановского района.

5.  Автор музыки к гимну Республики Мордовия.

6.  Герой Советского Союза, совершивший побег из фашистского концлагеря на самолёте, автор книги "Побег их ада".

7.  Художник, подготовивший  герб Республики Мордовия.

8.  Старейший город Республики Мордовия.

Итак, кроссворд решен, нам пора  в путь. (слайд 3).

2.  Изучение темы урока: 

  Наша первая остановка в селе Баево. На родине великого скульптора, где нас ждут местные краеведы. (слайды  4,5,6).

Сообщение учащихся:  С.Д. Эрьзя  всемирно известен. Он взял себе в  псевдоним название своего народа, обессмертив его в истории человечества. Степан Дмитриевич  слово эрьзя писал так, как оно произносится – мягко, что и закрепилось в его имени.

  Степан Дмитриевич родился в 1876 году в селе Баево, Ардатовского района Мордовии (прежде Симбирской  губернии) в бедной крестьянской семье. В родном доме он наблюдал за вышиванием матери, резьбой по дереву старшего брата, поделками отца из корневищ и сучьев, подобранных  во время бурлацких походов по Волге.

 Из родного ила лепил Степан свои первые скульптуры, рисовал на стенах и потолке портреты родных и знакомых,

Растворял в конопляном масле разноцветные камешки и писал первые пейзажи.

 Учился Степан в церковно-приходской школе села Алтышева. Свои первые шаги в искусстве сделал в иконописных мастерских городов Алатыря и Казани. Он отлично писал иконы. Но однажды увидел выставку работ замечательного художника М.А. Врубеля, после чего заявил хозяину иконописной мастерской: "Иконы больше писать не буду. Поеду в Москву, учиться".

   В 1902 году двадцатишестилетним юношей Нефедов  С.Д.  становится студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Молодой человек обладал и талантом и огромной работоспособностью. Вскоре он догнал своих юных коллег и превзошел их.

   Для пополнения  своего художественного образования, молодой скульптор в 1906 году выезжает в Италию, где он жадно учится у великих мастеров прошлого. Учится, чтобы ещё более пронзительно отражать жизнь своего народа, протестовать против жесткой  расправы  с восставшими в революцию  1905 года.

Демонстрация фотографий:

 На всемирной выставке в Венеции в 1905 году он показывает свою картину "Последняя ночь". Перед зрителями - человек, осужденный на казнь. Он уже подвел итоги своей жизни и застыл в каком-то страшном напряжении. Но вся фигура, весь его вид выражают не обреченность, а мужество, силу духа. Картина вызвала шумный успех, который был закреплён показом работ " Косец", " Сеятель", "Тоска".

В результате Степан Дмитриевич Эрьзя был признан выдающимся художником мира.

   Возвращение на Родину в 1914 году. Первая мировая война. Служба в армии – в военном госпитале. Октябрь 1917 года. Все эти события обогатили творчество великого скульптора. В поисках материала для своих скульптур С. Д. Эрьзя едет на Урал (1918 – 1920), затем в Новороссийск, Батуми, Баку (1921- 1925), где обучает молодёжь искусству ваяния. К числу лучших работ этого периода относятся работы " Ева" (1919), " Жертвы революции 1905 года",  женский портрет "Спокойствие", портреты Ленина В. И.,

Ф. Энгельса, К. Маркса, Шота Руставели и другие.

     1926 год – портреты Эрьзи экспонируются на Государственной выставке скульптуры в Москве. Затем Степан Дмитриевич был направлен с выставкой своих работ во Францию. В 1927  году принял участие в выставке в Буэнос-Айресе. Там в Аргентине, он находит новый  материал для своих работ – древесные породы – кебрачо, альгароббо, урундай. Здесь Эрьзя остаётся на долгие годы.

    Мастер создаёт произведения, воспевающие красоту человека, в своих работах изображает простых  людей разных народов: "Чилийка", "Испанка", "Боливийка".

    Но самые выразительные произведения посвящены родному народу. Сколько любви и одухотворённости в его "Портрете матери" (1940), "Портрете отца"(1944). Наибольший успех.  С. Д. Эрьзе приносит его " Моисей" (1932).

     В 1950 году скульптор вернулся на Родину. Всё лучшее, что было создано им, он привёз с собой и передал в дар своему народу. В течение всей жизни в нём полыхали вдохновение и неистребимый огонь творчества, не дававшие ему ни часа покоя,  его влекла неодолимая жажда знаний.

    До последних минут жизни скульптор не выпускал резца из рук.  Скончался С.Д. Эрьзя в 1959 году в Москве; похоронен, по его устному завещанию, на родной мордовской земле, в Саранске.

                 Разве будут эрзяне мёртвы,

                 Коль народные недра разверьзя,

                 Небом вылеплен, из мордвы

                 Скульптор  Эрьзя!

                 Инородец, варяг, пилигрим,

                 Беспокойно объехав полсвета,

                 Он гордился народом своим

                 И народ им гордится за это.

                 Мог на нарах лежать на боку,

                 На мели, но из гибкой коряги

                 Вырезал за горсть табаку

                 Гордый профиль бродяги.

                 Пусть немало хлебнул он невзгод,

                 Отвратительна роль лизоблюдца –

                 Он сменял поклоненье господ

                 На признанье рабочего люда.

                 Ведь художник тогда и велик

                 Если он не идёт в богомазы,

                 Если он, голодая, привык

                 Отвергать ради брюха заказы.

Следующая наша остановка на Родине поэта Александра Ивановича Полежаева в селе Старая Михайловка Ромодановского района. (слайд  7).

Сообщения учащихся:  Александр Полежаев родился 30 августа 1804 года. Отцом  будущего поэта был богатый пензенский помещик Леонтий Струйский, матерью его крепостная Аграфена Фёдоровна, выданная после рождения сына за саранского  мещанина Ивана Полежаева.

   Детство Александр провёл в усадьбе помещика Струйского в среде дворовых, в общении с дворовыми юный Полежаев узнавал  простой народ, его заботы, слушал  песни, все это, безусловно, играло роль в формировании личности поэта.

   С сентября 1820 года  А. Полежаев  был зачислен  вольным слушателем словесного отделения  Московского университета. Лица "недворянского происхождения" не могли поступать в университеты как студент. Именно в университете Полежаев соприкоснулся с революционными настроениями, настроениями передовой молодежи и они нашли  отражение в поэме "Сашка".  В июле 1826 года поэма "Сашка" попала в руки тайной полиции, и Александр Полежаев попал  под наблюдение полиции (суд царя).                                              

         А ты, козлиными брадами

         Лишь прослывутая земля,

         Умы гнетущая, цепями

         Отчизна глупая моя.

         Когда тебе настанет время

         Очнуться в дикости своей?

         Когда ты свергнешь с себя бремя

         Твоих презренных палачей?

   В этом же 1826 году   он поступает на военную службу в чине офицера учебной команды, но за самовольную отлучку со службы он был    разжалован в рядовые (июнь 1827 года).  

   Поэта хотели отправить в Оренбург, но не успели: в ночь на 15 августа были арестованы братья Критские, в доме которых были найдены стихи Полежаева, и вновь  был арестован. Почти весь 1828 год Александр провел в мрачных казематах Спасских казарм.  2 января 1829 года Полежаев был отправлен на Кавказ, где шла  непрекращающаяся   война с горцами. Здесь на Кавказе  были написаны поэмы "Эрпели" и "Чир-Юрт". А тем временем в Москве вышли две книги поэта, а в 1832 году первая рецензия на его стихи.

   В январе 1833 года московский  пехотный полк вернулся в Москву. Полежаев получил чин унтер – офицера.

  Здесь в Москве Полежаев встретился с Герценом, Огарёвым; впервые полюбил Екатерину Ивановну  Бибикову. И в творчестве поэта появляется любовная лирика " Чёрные глаза".

  В 1834 году на Полежаева в тайной полиции был получен ещё один донос, что не замедлило сказаться на службе. Уставший от гонений, озлобленный поэт начал пить. В 1837 году 16 июля он  был представлен к производству в офицеры, но ему уже было безразлично. Он бежал из полка, пропил амуницию, за что после возвращения был наказан розгами (как простой рядовой).

  В тяжелейшем состоянии Полежаев в 1837 году 25 сентября был доставлен в Московский военный госпиталь, где и умер 16 января 1838 года. Полежаев был похоронен на Семёновском кладбище, и как предсказывал поэт, его могила затерялась. В наследие нам осталось его немеркнущее творчество.

               Что ж будет памятью поэта?

               Мундир? Не может быть!.. Грехи?

               Они оброк другого света…

               Стихи, друзья мои, стихи!..

   Старое Акшино – место, где прошли детские годы Николая Платоновича Огарева, куда его отправляли в ссылку. Здесь нас ждет рассказ о судьбе этого великого сына мордовской земли. (слайд  8).

Сообщение учащихся: Старое Акшино – родовое имение помещиков Огаревых. Сюда Платон Богданович Огарев привозит своего маленького сына Николая после смерти матери. Николай близко общался с крепостными крестьянами, видел их беды, нужду.

   В 1820 году Николая Огарева привезли в Москву, где он подружился со своим дальним родственником Александром Герценом – будущим великим писателем и революционным демократом. Рука об руку с ним Огарев прошел весь свой дальнейший творческий путь. Вместе с Герценом Огарев учился в Московском университете. В студенческих кружках  университета свободолюбивые мечтания Огарева  в твердую решимость  посвятить жизнь борьбе за свободу своего народа. Эти настроения отразились и в его творчестве. В стихотворении "Памяти Рылеева" юный поэт писал:

         Мы были отроки.  В то время

         Шло стройной поступью борцов-

         Могучих деятелей племя

         И  сеяло благое семя

         На почву юную умов…

         Бунт, вспыхнув, замер. Казнь проснулась.

         Вот пять повешенных людей…

         В нас молча сердце содрогнулось,

         Но мысль живая встрепенулась,

        И путь означен жизни всей.

В 1835 году Николай  был сослан в Пензенскую губернию в Старое Акшино. Здесь на мордовской земле он еще раз соприкоснулся с болью и горечью крепостного быта, и попытался изменить положение, отпустив     своих крестьян на волю, освободив их от крепостной зависимости.

    В 1850 году новая ссылка и вновь работа по улучшению быта рабочих на Тальской писчебумажной фабрике и на фабрике в Акшино. На фабрике существовал фонд общественного потребления, из которого оказывалась помощь, безвозмездная свеем, кто впадал в острую материальную нужду.  Действовала здесь и превосходная по тем временам   больница, в которой оказывалась помощь не только рабочим фабрики и членам их семей, но и населению  всей ближайшей округи.  Причем лечением больных (наряду с дипломированным врачем) занимался и сам Огарев.  Была на фабрике и школа для крестьянских детей.

    Но финансовые дела шли из рук вон плохо, и фабрика была на грани разорения, в ночь на 15 июня фабрика сгорела. Таким образом, разрешились многие проблемы, в том числе и реформаторская деятельность   Николая Платоновича. В 1856 году  Огарев уезжает в эмиграцию в Лондон, где в это время Герцен занимался издательской деятельностью. Вместе они  развернули кипучую деятельность: издавали "Колокол", "Общее вече", был сотрудником издаваемых Герценом органов "Полярная звезда" и "Под суд". Он стал соредактором этих изданий. Но душой был на Родине, и  по-прежнему в его произведениях звучали боль и горечь за простых людей.

       Сторона моя родимая, велики твои страдания,

       Но есть мощь неодолимая и мы полны упования:

      "Не сгубят указы царские Руси силы молодецкие,-

       Ни помещики татарские, ни чиновники немецкие!

       Не пойдет волной обратною Волга – матушка раздольная,

       И стезею благодатною Русь вперед помчится вольная!"

Мысли и надежды Николая Платоновича оставались в России, но вернуться сюда, ему было не суждено. Огарев умер в Гринвиче в Великобритании в 1877 году, оставив о себе добрую память своим творчеством и реформаторской деятельностью.

Последний пункт нашего путешествия – родина мордовского художника Федота Васильевича Сычкова. (слайды  9,10).

                             В  Кочелаеве.

            Над рекою Мокшею – скопленье

            В синем небе белых облаков.

            Вот и Кочелаево – селенье

            Вот и дом, где был рождён Сычков.

            На своих полотнах жизнь навеки

            Отразил во всей он полноте,

            И текут, текут людские реки

            Поклониться  вечной красоте.

            На холстах леса, луга, полянки…

            В синей дымке счастья хоровод

            И в панар одетые мокшанки,

            Улыбаясь, смотрят на народ.

            Утром у реки увидишь снова

            Этих самых женщин и девчат,

            Будто бы сошли с картин Сычкова

            И о чём – то рассказать хотят.

Сообщение учащихся:  Стоит на вершине холма небольшой домик в селе Кочелаево Ковылкинского района.  Таких домиков немало в наших сёлах.  Но стоит войти в эту скромную деревенскую избу, как вы окажитесь в царстве картин.

   Это дом – музей замечательного художника, певца Мордовии Ф. В. Сычкова. Здесь он родился и прожил почти всю свою жизнь.

   Отец его был неграмотным батраком, бурлачил на Волге, мать – простой крестьянкой. Семья жила в вечной нужде. Не раз матери и маленькому Федоту приходилось просить милостыню.

   Мальчик любил слушать бабушкины сказки о заморских странах, об учёных людях. Но особенно мальчику нравились картинки. Однажды он нашел кусочек мела и разрисовал им двери и станы в избе. Попало бы ему от матери, да бабушка заступилась.

   С большим трудом его приняли в школу. Учился мальчик хорошо. Рисование было любимым занятием Федота, он отдавал ему каждую свободную минуту. Учитель приметил его любовь к рисованию. Он приглашал мальчика к себе домой, рассказывал о художниках, о картинах, давал бумагу и карандаши.

  Учитель написал письмо в Петербург, в котором просил принять талантливого мальчика в художественную школу на государственный счёт, но сыну бедного крестьянина туда дорога была зарыта.

   Мечта рисовать не оставляла мальчика, и он пошёл в услужение к живописцам, которые расписывали церкви и рисовали иконы. Федот растирал краски, работал бесплатно, только за еду, нередко получал тумаки. Но ради учения он терпел всё.  Однажды узнал  о талантливом мальчике Федоте Сычкове местный помещик Арапов. Познакомившись с работами мальчика, он понял, что Федот может принести ему славу.

   Так с рекомендации генерала Федот Сычков в 1892 поступил в Петербург, в школу художников, а позднее – через три года – в Академию художников. Юноша упорно учился, много рисовал. Ему помогал великий русский художник Репин.

  Много замечательных картин, показывающих жизнь деревни, написал художник. На его полотнах запечатлены жизнерадостные картины народных гуляний, деревенских праздников, крестьянского труда. Герои его живописных произведений – простые русские и мордовские крестьяне, люди труда. Особенно любил Сычков изображать детвору. Ей посвятил много картин. Посмотрите на картину "Катание с гор". Как много в ней радости, света,детского веселья!

   Правительство высоко оценило труд художника.

  Он был награждён орденом "Знак почёта", ему присвоены звания "Заслуженный деятель искусств РСФСР" и "Народный художник МАССР".

  Умер Сычков в 1958 году. Картины замечательного художника учат нас любить родную землю, природу, любить человека. Они дарят нам радость.

 

На такой замечательной ноте заканчивается наше путешествие.

Работа в тетради: Откройте, пожалуйста, тетради и запишите фамилии, имена и отчества  наших известных земляков, с судьбами которых мы сегодня познакомились.

3. Закрепление темы: А сейчас мы ещё раз  проследим маршрут нашего путешествия  (фронтальная беседа с классом). (слайды 11, 12, 13).

1. С  творчеством, каких известных людей мы познакомились на уроке?

С. Д. Эрьзи, Ф.В. Сычкова, А.И. Полежаева, Н.П. Огарёва.

2. Показать на карте исторические места, связанные с:

С. Д. Эрьзей – Баево, Ардатовский район.

А. И. Полежаевым – Старая Михайловка, Ромодановский район.

Н. П. Огарёвым – Старое Акшино, Старошайговский район.

Ф. В. Сычковым – Кочелаево, Ковылкинский район.

3. Почему С. Д. Нефёдов взял себе псевдоним – Эрьзя?

Хотел сохранить память о своём народе, прославить его.

4. Где мы можем познакомиться с творчеством С. Д. Эрьзи?

В музее С. Д. Эрьзи в городе Саранске.

5. Какова основная тема в творчестве Ф. В. Сычкова?

Его картины отражают быт мордовского народа.

6. Что общего в судьбе А. И. Полежаева и Н.П. Огарёва?

Оба были поэтами, их творчество было направлено на критику царской власти.

7. Почему Федоту Сычкову без рекомендации генерала Арапова было сложно поступить учиться?

Потому что Сычков был сыном бедного крестьянина.

4. Проверка знаний учащихся: выполнение дифференцированного тестового задания  (по трем группам).

                          ТЕСТ 1.

1   С.Д.  Эрьзя был:

    а.  скульптором;         б.  художником;          в.  архитектором.

2.  Родина  Ф.В.  Сычкова:

    а.  город Саранск;         б.  село Кочелаево;         в.  село Баево;

3.  Сыном помещика Струйского был:

     а.  Н.П.  Огарев;      б.  А.И.  Полежаев;        в.  С.Д.  Эрьзя.

4.  Предпринимал попытки улучшить жизнь рабочих и крестьян:

    а.  А.И.  Полежаев;     б.  С.Д. Нефедов-Эрьзя;    в.  Н.П.  Огарев;

                    ТЕСТ  2.

1.  Скульптор  С.Д.  Эрьзя родился:

   а.  в городе Саранске;     б.  в городе Ардатове;      в.  в селе Баеве;

2.  Родина  Ф.В.  Сычкова:

   а. город Темников;         б.  город  Саранск;        в.  село Кочелаево;

3.  Нефедов – настоящая фамилия:

   а.  С.Д.  Эрьзи;          б.  Ф.В.  Сычкова;         в.  Н.П. Огарева;

4.  Последние годы  жизни провел в Лондоне:

   а.  А.И.  Полежаев;       б.  Н.П.  Огарев;        в.  Ф.В.  Сычков;

                   ТЕСТ  3.

1.  С.Д.  Эрьзя был:

   а.  скульптором;       б.   художником;        в.  архитектором;

2.  Ф.В.  Сычков был:

  а.   скульптором;      б.  художником;        в.  архитектором;

3.   Родина поэта  А.И.  Полежаева:

   а.  Старая Михайловка;      б.  Старое Акшино;       в. Кочелаево;

4.   Родина    Ф.В.   Сычкова:

  а.  Старая  Михайловка;       б.   Старое  Акшино;   в.  Кочелаево;

       

5. Подведение итогов урока.  Выставление оценок.

 

6. Домашнее  задание:   читать пересказывать     материал учебника страницы 191 – 195.  (слайд 14).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...