РП кубановедение 10-11 классы ФГОС
рабочая программа по краеведению (10, 11 класс) на тему

Еськова Анна Владимировна

Рабочая программа по кубановедению для старших классов, обучающихся по ФГОС. Создана в соответствии с авторской программой 2018 года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_kubanovedenie_10-11_kl._fgos_eskova_ispravl.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное образование город Краснодар                        

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 82

 (полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31.08.2018  года протокол № 1

Председатель _______ А.Ф.Скитева

            подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    _________________________кубановедению___________________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс)  среднее общее образование (10-11 классы)

               (начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов ____68_____              

Учителя   Еськова А.В., Лунёва Ю.Г.______________________________

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, авторской  программой  «Кубановедение: программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края» / под ред. А.А. Зайцева. - Краснодар, Перспективы образования, 2018                                                                         

 (указать  ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

Личностные результаты:

  1. Воспитание        российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к духовному наследию прошлого многонационального российского народа.
  2. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края.
  3. Осознание необходимости честного служения Отечеству, уважения к героическому прошлому своей страны.
  4. Понимание необходимости защиты страны от попыток нарушения суверенитета, подрыва её территориальной целостности.
  5. Воспитание нравственных качеств на примерах жизни и деятельности выдающихся исторических личностей.
  6. Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
  7. Формирование основ самовоспитания с целью расширения кругозора, развития познавательной деятельности.
  8. Воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания.
  9. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста и взрослыми через систему освоения разнообразных социальных норм и практического применения социальных ролей в образовательной и общественно полезной деятельности с целью формирования уважительного и доброжелательного отношения к другим людям, умения вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации цивилизованными способами.
  10. Воспитание сознательного отношения к учению как важнейшей сфере деятельности молодёжи, позволяющей развивать интеллектуальные и творческие способности.
  11. Формирование навыков саморазвития и самообразования для дальнейшей успешной социализации в профессиональной и общественной деятельности.
  12. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам; привитие навыков здорового и безопасного образа жизни через осознание необходимости заниматься физкультурно-оздоровительной деятельностью.
  13. Понимание старшеклассниками необходимости осознанного выбора будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможности личного участия в решении важнейших социально-экономических проблем своего региона.
  14. Воспитание бережного отношения к природе родного края- формирование основ экологического мышления через систему исследовательской и проектной деятельности на уроках кубановедения и во внеурочное время.
  15. Изучение семейных традиций разных народов, населяющих Кубань; формирование навыков бережного отношения к важнейшим семейным ценностям; воспитание уважительного отношения к членам своей семьи и памяти предков.

Метапредметные результаты:

  1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования.
  2. Умение взаимодействовать с партнёрами в ходе совместной учебной деятельности, составлять план коллективной работы, формулировать её цели и задачи, прогнозировать результаты, приобретение навыков эффективного разрешения возникающих споров и конфликтов.
  3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, самостоятельного поиска наиболее эффективного способа решения задач, применения разнообразных методов познания окружающей действительности.
  4. Умение самостоятельно моделировать учебно-познавательную деятельность; систематизировать и анализировать данные, полученные из различных источников информации.
  5. Умение применять полученные знания для изучения функций различных социальных институтов, решения проблем социально-политического и экономического характера, а также объективной оценки результатов своей деятельности.
  6. Умение самостоятельно оценивать различного рода ситуации, возникшие в общественной жизни или семейно-бытовой сфере, и принимать необходимые решения.
  7. Умение соотносить поступки свои и других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом.
  8. Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; умение вести дискуссию по заданной проблеме, аргументировать свою точку зрения.
  9. Владение навыками ведения диалога с обоснованием собственной точки зрения по наиболее сложным и спорным вопросам истории страны и региона XX начала XXI в.
  10. Владение навыками использования источниковедческой базы для создания конечного образовательного продукта в виде доклада, презентации, эссе, реферата.
  11. Умение использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах деятельности.

Предметные результаты:

  1. Владение навыками использования исторических и географических карт при изучении важнейших событий в истории кубанского региона.
  2. Умение искать, анализировать и оценивать содержащиеся в различных источниках информации данные об исторических событиях, имевших место на территории Кубани.
  3. Умение аргументировать свою точку зрения, высказывая собственное мнение по проблемам социально-экономического развития кубанского региона.
  4. Умение применять знания, полученные на уроках кубановедения, в своей практической деятельности; использовать навыки проектно-исследовательской работы при решении социально значимых проблем региона.
  5. Владение навыками исторической реконструкции для изучения историко-культурных объектов своей малой родины.
  6. Использование широкого спектра социально-экономической информации для характеристики региональной специфики регулирования общественных отношений в период становления гражданского общества на Кубани.
  7. Умение оценивать вклад выдающихся личностей, живших и работавших на Кубани, в развитие нашего региона.
  8. Умение характеризовать исторические события и явления, происходившие на Кубани, в контексте истории Российского государства.
  9. Умение применять знания по кубановедению для сохранения памятников природы, истории и культуры на территории Краснодарского края и других российских регионов.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

знать/понимать

  • основные этапы и важнейшие события в истории Кубани XX - начала XXI века, раскрывать их в контексте исторических событий происходивших в этот период в стране и мире;
  • особенности экономико-географического и геополитического положения Краснодарского края, оценивать природно-ресурсный потенциал региона;
  • административное устройство Краснодарского края, численность населения, этническое и конфессиональное многообразие региона;
  • современные версии и альтернативные точки зрения учёных на события, происходившие на территории Кубани в период Гражданской войны и Великой российской революции;
  • особенности развития экономики Краснодарского края, её современное состояние и векторы развития, называть и характеризовать ведущие отрасли хозяйства;
  • особенности социальных отношений в кубанском обществе;
  • политико-правовой статус Краснодарского края;
  • особенности развития культурного пространства региона;
  • имена учёных, исследователей, выдающихся деятелей культуры и искусства, политиков и военных, способствовавших социально-экономическому развитию кубанского региона;
  • место и роль Краснодарского края в современной России;

уметь

  • соотносить важнейшие события региональной истории с историческими событиями, происходившими в ходе реформ и социальных потрясений в России и мире в XX - начале XXI века;
  • использовать исторические карты и другие источники информации для решения поставленных учебных задач и составления развёрнутого повествования о важнейших событиях истории Кубани и их участниках;
  • объяснять значение терминов и понятий, а также диалектных слов, используемых на уроках кубановедения;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку, выявлять общее и различное, устанавливать причинно- следственные связи;
  • оценивать значимость исторических событий, происходивших на Кубани, формулировать собственную позицию в отношении роли личности в истории региона;
  • использовать компьютерные технологии для получения разнообразной информации о Краснодарском крае и систематизировать полученные данные в виде схем, диаграмм, таблиц, презентаций;
  • использовать знания по кубановедению при написании исследовательских проектов, рефератов, сочинений, выполнении творческих работ по краеведческой тематике, составлении отчётов об экскурсиях по краю;
  • составлять родословную своей семьи в контексте истории малой родины по материалам семейных архивов, школьных и краеведческих музеев, а также рассказам старожилов;
  • приводить аргументы в пользу художественных достоинств произведений литературы и искусства известных кубанских авторов;
  • использовать в повседневной жизни знания, полученные в ходе экскурсий по Краснодарскому краю, а также посещений выставок и краеведческих музеев;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • раскрытия причин и оценки сущности современных событий, происходящих в Краснодарском крае, в контексте российской истории;
  • применения полученных знаний об истории и культуре своего и других народов Кубани в общении с людьми в школе и за её пределами;
  • ведения диалога в поликультурной среде;
  • понимания своей социальной роли в пределах собственной дееспособности, а также осознанного выбора будущей профессии;
  • осознания своей принадлежности к сообществу жителей Кубани - одного из регионов Российской Федерации;

- адекватной оценки природно-ресурсного потенциала Краснодарского края и понимания основных тенденций и перспектив развития региона;

- освоения важнейших социальных ролей в сфере правовой и политической культуры для противостояния фальсификациям и намеренным искажениям истории Кубани в контексте событий, имевших место или происходящих в России и мире;

- понимания необходимости соблюдать толерантность по отношению к людям других национальностей и конфессий;

- осознания необходимости поддержания в регионе гражданского мира и согласия;

- активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края;

- осознания необходимости охраны природных богатств региона.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ»

10  КЛАСС (34 ч)

Введение (1 ч)

Кубань в XX-XXI вв. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края. Развитие межэтнического взаимодействия и укрепление добрососедских отношений в советскую эпоху. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Взаимовлияние культур. Межнациональный мир и согласие как основа процветания края.

РАЗДЕЛ КУБАНЬ В 1914 - КОНЦЕ 1930-х годов (11ч)

Тема 1. Кубань в начале XX в. Период войн и революций

Кубанская область и Черноморская губерния в годы Первой мировой войны. Патриотический подъём. Ратные подвиги кубанцев.

Влияние войны на экономику, уровень жизни, общественные настроения. Недовольство военным руководством, властью, общим положением в стране.

События Великой российской революции на Кубани. «Троевластие». Деятельность Временного облисполкома (К. Л. Бардиж). Избрание и роспуск областного Совета.        

Формирование Войсковой рады и временного войскового правительства (А. П. Филимонов).

Разногласия в рядах казачества по вопросу о путях развития Кубани (черноморцы и линейцы).

Советы в Черноморской губернии. Борьба между Радой и Советами в Кубанской области. «Большевизация» Советов (Я. В. Полуян).

«Временные основные положения о высших органах власти в Кубанском крае». Ущемление прав иногородних и рабочих.

Введение на Кубани военного положения. Создание краевого правительства (Л. Л. Быч). Областной съезд иногородних и трудового казачества. Победа большевиков в Черноморской губернии.

Установление советской власти в Армавире, Екатеринодаре и других населённых пунктах Кубани. И. Л. Сорокин.

Ледяной поход Добровольческой армии. Л. Г. Корнилов и М. В. Алексеев. Штурм Екатеринодара. Гибель генерала Корнилова.

Второй Кубанский поход. А. И. Деникин. Взятие Екатеринодара. Белый и красный террор.

«Железный поток». Объединение красных отрядов в Таманскую армию. И. И. Матвеев. Е. И. Ковтюх. Разгром красными частей генерала В. Л. Покровского. Соединение Таманской армии с частями Красной армии Северного Кавказа.

Взаимоотношения кубанского правительства и командования Добровольческой армии. Убийство Н. С. Рябовола. Роспуск Законодательной рады и казнь А. И. Кулабухова. Избрание атаманом Н. М. Успенского.

Коренной перелом в боях на северокавказском направлении (март 1920). Взятие Екатеринодара частями Красной Армии.

Десант генерала С. Г. Улагая и его разгром. Окончательное установление советской власти на Кубани и в Черноморье.

Тема 2. Культурная жизнь Кубани в 1914-1920-х годах

Наука и культура в условиях Первой мировой войны. Экспедиции по поиску полезных ископаемых. Развитие курортного дела. Формирование госпитальной базы. Реформирование школьного образования.

Тема войны в кубанской прессе. Публикация стихотворения Константина Образцова «Ты, Кубань, ты наша родина». Военная хроника на киноэкранах. Гастроли известных коллективов и исполнителей.

Воздействие революционных событий на культурную жизнь. Своеобразие социокультурной ситуации на Кубани в 1918-1920 годах. Массовый приток в регион интеллигенции из Петрограда иМосквы. Создание высшей школы. Б. Л. Розинг. Деятельность Совета обследования и изучения Кубанского края. Академик В. И. Вернадский на Кубани.

Газетный «бум». «Вольная Кубань» - орган войскового (краевого) правительства. Доктор Фрикен (С. Я. Маршак) - фельетонист Театрально-концертная жизнь: искусство и политика. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее.

Тема 3. Кубань в 1920-1930-х годах. Нэп

Продразвёрстка и «расказачивание». Организация продотрядов. Активизация движения бело-зелёных. Политика советской власти в отношении казачества. Деятельность специальных «троек». Чрезвычайные меры.

Новая экономическая политика. От продразвёрстки к продналогу. Единый сельскохозяйственный налог. «Лицом к деревне» - новый курс партии. Сельская кооперация на Кубани. Завершение земельного передела.

Реорганизация промышленности. Сдача мелких и средних предприятий в аренду. Перевод крупных заводов и фабрик на хозрасчёт. Развитие торговли.

Революция на селе. Курс «на развёрнутое наступление социализма по всему фронту». Коллективизация. Сопротивление коллективизации со стороны духовенства и кулаков. Статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов». Выход из колхозов части казаков и крестьян.

Раскулачивание. Чрезвычайная комиссия ЦК ВКП(б) во главе с Л. М. Кагановичем и её деятельность на Северном Кавказе. Система «чёрных досок». Голод на Кубани. Итоги сплошной коллективизации.

Особенность индустриализации на Кубани - зависимость от сельского хозяйства. Основные отрасли промышленности.

Политические репрессии.

Административно-территориальные преобразования. 13 сентября 1937 г. - день образования Краснодарского края.

Кубань как аграрно-промышленный регион. Успехи тружеников края в предвоенные годы.

Тема 4.Культура Кубани в1920-1930-х годах

Формирование нового человека - основная задача новой власти. Наступление на «старый мир».

Реформирование системы образования. Борьба с неграмотностью детей и взрослых. Конфликт между семьёй и школой. Национальные школы. Создание адыгейской письменности. Изменения в повседневной жизни. Усиление роли пионерской и комсомольской организаций. Пропаганда атеизма. Расширение сети библиотек, музеев.

Развитие массового спорта. Новые формы досуга.

«Золотое десятилетие» краеведения на Кубани.

Превращение Кубани в центр аграрной науки всесоюзного значения. Развитие здравоохранения (Н. Ф. Мельников-Разведенков). Победа над малярией (И. Г. Савченко). Медицинские отряды С. В. Очаповского.

Партийно-советская печать. Революционные события на Кубани в произведениях советских писателей («Железный поток» А. Серафимовича, «Восемнадцатый год» А. Толстого и др.). Жизнь и творчество Н. А. Островского в Сочи. Развитие адыгейской литературы.

Превращение театра в действенное средство политического воспитания масс. В. Э. Мейерхольд - организатор театральной жизни в Новороссийске.

Театр для детей в Екатеринодаре. Расширение сети театров, цирков. Роль кино в жизни кубанцев. Создание первого адыгейского ансамбля песни и пляски. Воссоздание Кубанского казачьего хора.

Демонтаж дореволюционных и возведение новых памятников.

Краснодарский художественный музей им. Луначарского - преемник Екатеринодарской картинной галереи. Ф. А. Коваленко, Р. К. Войцик.

Новые сюжеты в творчестве кубанских мастеров изобразительного искусства. Создание Краснодарского отделения Союза советских художников (1938).

Конструктивизм в архитектуре региона. Воплощение принципов «функциональной архитектуры» в градостроительстве. Генеральная реконструкция Сочи. Скульптура как элемент оформления пространства.

Культурная жизнь кубанского зарубежья. Научная и образовательная деятельность Ф. А. Щербины в Праге.

РАЗДЕЛ II. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В1940-х - НАЧАЛЕ 1950-х годов (4 ч)

Тема 5. Краснодарский край в годы ВеликойОтечественной войны

Мобилизация. Введение военного положения. Формирование добровольческих казачьих соединений. Кубанцы на полях сражений Великой Отечественной.

Боевые действия на территории Краснодарского края. Бои в районе станиц Кущёвской, Шкуринской и Канеловской. Оборона Краснодара.

Оккупационный режим. Сторонники «нового порядка». Массовые расстрелы. Душегубки. Борьба с оккупантами. Партизанское движение на Кубани. Подвиг братьев Игнатовых. Кубанское подполье.

Наступательные операции войск Закавказского, Южного и Северо-Кавказского фронтов. Освобождение Краснодара. Малая Земля (Ц. J1.Куников). Бои на «Голубой линии». Новороссийско-Таманская операция. Черноморский флот и Азовская военная флотилия. Воздушные сражения (А. И. Покрышкин, Е. А. Жигуленко и др.).

Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков, начало возрождения. Трудовой героизм кубанцев. Суд над изменниками Родины.

Тема 6. Краснодарский край в послевоенное время (1945-1953)

Восстановление хозяйства Краснодарского края. Трудовые инициативы, социалистическое соревнование. К. А. Борин - Герой Социалистического Труда. Роль МТС в восстановлении и подъёме сельского хозяйства. Достижения и трудности. Проблемы восстановительного периода: упадок животноводства; нехватка рабочих рук; трудности развития личных подсобных хозяйств (препятствия со стороны властей); отток населения в города; нехватка жилья. Послевоенные успехи. Восстановление довоенных объёмов производства промышленной продукции. Новые предприятия: камвольно-суконный комбинат, компрессорный завод (Краснодар). Троллейбусное движение в Краснодаре; трамвайные линии в Новороссийске. Отмена карточной системы. Снижение цен на продовольственные товары.

Ужесточение партийно-государственного контроля. Усиление агитационно-пропагандистской работы. Политика «закручивания гаек».

Выборы в местные Советы 1953 г. и их итоги.

Тема 7. Культурная жизнь Кубани в 1941-1953 годах

Патриотическое воспитание населения. Создание фронтовых концертных бригад.

Политика оккупационного режима в области культуры: цели, средства, результаты.

Восстановление деятельности образовательных учреждений и учреждений культуры после изгнания фашистских оккупантов. Оживление религиозной жизни.

Учёные Кубани - фронту. Реабилитация раненых, борьба с эпидемиями, участие в преодолении продовольственных трудностей. П. П. Лукьяненко, В. С. Пустовойт.

Кубанская пресса в военные и послевоенные годы.

Ратный и трудовой подвиг кубанцев в литературе военных и первых послевоенных лет. Фронтовые репортажи К. М. Симонова, публицистика Л. М. Леонова. В. П. Катаев. «Семья Игнатовых»; А. А. Первенцев. «Честь смолоду» и др.

Театрально-концертная жизнь. Самодеятельные коллективы.

Г. М. Плотниченко - хормейстер и композитор.

Кинофикация городов и сельских территорий. Съёмки фильма «Кубанские казаки» вКурганинском районе Краснодарского края.

Восстановление и благоустройство городов. Строительство зданий железнодорожных вокзалов Краснодара, Сочи, Ейска.

Восстановление спортивных сооружений. I летняя спартакиада Кубани (1950). Плавательная эстафета.

Послевоенная повседневность. Общественные настроения. Проблемы населения, пережившего оккупацию. Взаимопомощь как основа преодоления трудностей.

РАЗДЕЛ III. КУБАНЬ В 1950-1990-х годах (5 ч)

Тема 8. Политика, экономика, общество

Начало экономических преобразований на Кубани: расширение приусадебных участков, снижение налогов, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Хрущёвская «оттепель». Развитие внешнеэкономических связей Краснодарского края. Реабилитация репрессированных кубанцев.

Развитие сахарной промышленности. Успехи виноделия. Становление энергетической системы: Белореченская, Краснополянская, Майкопская гидроэлектростанции; Армавирская, Краснодарская теплоэлектроцентрали. Массовое строительство жилья. Курортно-са-наторное дело.

Корректировка политического и экономического курсов. Краснодарский совнархоз (Н. К. Байбаков). Хозяйственные «эксперименты» и их последствия.

Достижения в сельском хозяйстве (Е. А. Светличный, М. И. Клепиков), расширение сельскохозяйственного производства.

Развитие промышленности. Реконструкция старых и строительство новых предприятий. Завод им. Седина в Краснодаре. Краснодарский завод измерительных приборов. Кропоткинский машиностроительный завод. Хлопчатобумажный комбинат (Краснодар). Химические предприятия (Белореченск и Кропоткин). Проблемы отрасли.

Решение о строительстве Краснодарского водохранилища и оросительных систем. Развитие рисоводства. «Миллион тонн кубанского риса». Рисосовхоз «Красноармейский» (А. И. Майстренко).

Застойные явления в экономике и общественной жизни. Снижение производительности труда и замедление темпов роста производства.

Руководители Краснодарского края (С. Ф. Медунов, В. И. Воротников, Г. П. Разумовский).

Тема 9. Культурная жизнь Кубани во второй половине XX в.

Реформирование школы: возврат к совместному обучению (1954), введение обязательного восьмилетнего (1958) и среднего (1972) образования, «профессионализация». Развитие среднего специального и высшего образования. Преобразование Краснодарского педагогического института в Кубанский университет.

Расширение сети культурно-просветительских учреждений. Строительство дворцов и домов культуры. Народные университеты. Новороссийский планетарий.

Музей Степановых в Тимашевске, мемориальные комплексы на Малой Земле в Новороссийске и на Сопке Героев в Крымском районе. Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Тамани и др.

Кубанские учёные-селекционеры - М. И. Хаджинов, П. П. Лукьяненко, В. С. Пустовойт.

Вклад кубанцев в научно-техническое обеспечение космических полётов. Н. Г. Чернышёв, Д. И. Козлов. Космонавты-кубанцы (В. В. Гор-батко, В. И. Севастьянов и др.).

Новое поколение кубанских литераторов. Творчество В. И. Лихо-носова, В. Б. Бакалдина, С. Н. Хохлова и др. Развитие адыгейской литературы. Т. М. Керашев, И. Ш. Машбаш.

Театральная и музыкальная жизнь. М. А. Куликовский - лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского. Фестиваль «Кубанская музыкальная весна». В. Г. Захарченко во главе Кубанского казачьего хора. Композитор Г. Ф. Пономаренко на Кубани. Анна Не-требко - воспитанница хора «Кубанская пионерия».

Создание телецентров. Строительство современных кинотеатров.

Творчество кубанских художников А. Е. Глуховцева, Н. П. Евсы, П. С. Калягина, Ф. М. Петуваша и др. Скульптурные работы И. П. IIIm^Jгуна, В. А. Жданова.        i

Новые выставочные центры на Кубани: картинные галерёи ст. Октябрьской (Красноармейский р-н), ст. Казанской (Кавказсюк р-н), ст. Привольной (Каневской р-н) и др.

Развитие спорта. Кубанские спортсмены - олимпийские чемпионы и чемпионы мира: JI. И. Брагина, В. М. Невзоров, В. Д. Гассий, В. Н. Мачуга и др.

Пропаганда здорового образа жизни.

От «сталинского классицизма» к «функциональной архитектуре». «Эпоха типовых проектов». Массовая застройка городов Кубани. Благоустройство курортной зоны.

Изменения в повседневной жизни населения (улучшение жилищных условий, развитие средств массовой информации и др.). Развитие туризма, создание условий для детского отдыха. Пионерский лагерь «Орлёнок».

Тема 10. «Перестройка» на Кубани

Перестроечные процессы на Кубани и их особенности. Руководители Краснодарского края: В. Н. Дьяконов, Н. Д. Егоров, Е. М. Харитонов, Н. И. Кондратенко.

Проблемы развития кубанской экономики. Особенности политического сознания кубанцев. Многопартийность и общественные движения в регионе. Деятельность Краснодарского краевого Совета народных депутатов.

Возрождение казачества, Учредительный Всекубанский съезд. Кубанская казачья рада (В. П. Громов). Законы «О реабилитации репрессированных народов», «О реабилитации казачества».

Становление кубанского парламентаризма. Законодательное Собрание Краснодарского края (А. А. Багмут, В. А. Бекетов).

РАЗДЕЛ IV. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В XXI в. (8 ч)

Тема 11. Краснодарский край - регион добрососедства

Выборы главы администрации Краснодарского края. А. Н. Ткачёв - губернатор Краснодарского края (2001-2015).

Кубань - многонациональный край, регион добрососедских отношений между народами. Демографический кризис. Проблемы толерантности. Межконфессиональные отношения.

Политика поликультурности. Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, региональная Общественная палата. Долгосрочная краевая целевая программа «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае». Фестиваль «Венок дружбы народов Кубани». Фольклорные фестивали как средство межкультурного диалога.

Тема 12. Особенности географического положения Краснодарского края. Административно- территориальное устройство. Население Положение края на карте Российской Федерации. Крайние точки Краснодарского края. Преимущества географического положения. Выход к двум морям. Природные условия. Погодные аномалии. Геополитическое положение региона. Административно-территориальное устройство. Площадь территории, численность, состав и структура населения.

Тема 13. Природные ресурсы и их рациональное использование

Природные ресурсы Краснодарского края. Проблемы рационального использования ресурсов равнинной части края, предгорий и гор Западного Кавказа. Охрана природных богатств.

Тема 14. Хозяйство Краснодарского края

Формирование новых экономических отношений. Формы собственности. Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае». Отраслевая и территориальная структура хозяйства края. Топливно-энергетический комплекс, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, лёгкая, пищевая промышленность, производство строительных материалов.

Ведущие промышленные предприятия. Центры нефтепереработки, машиностроения, химической промышленности. Производство строительных материалов. Предприятия пищевой промышленности. Агропромышленный комплекс Кубани. Особенности развития сельского хозяйства. Растениеводство - ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. Зерновые и технические культуры, виноградарство, овощеводство и садоводство, субтропические культуры. Животноводство, отраслевой состав. Рыбоводство; проблемы отрасли. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции края на российском и международном рынках.

Транспорт и связь. Виды транспорта. Автомагистрали «Дон», «Kавказ». Аэропорты: Пашковский (Краснодар), Витязево (Анапа), Адлер (Сочи), Геленджик. Морские порты: Новороссийск, Туапсе,Кавказ, Ейск, Темрюк, Тамань, Сочи, Геленджик, Анапа. Трубопроводный транспорт, нефтепровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), газопровод «Голубой поток».

Курорты и туризм. Бальнеологические, грязевые, горноклиматические курорты. Краснодарский край - южные ворота России.Олимпийские игры 2014 г. в Сочи и строительство моста через Керченский пролив как факторы привлечения инвестиций в экономику края. Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона.

Тема 15. Культурное пространство Краснодарского края в конце XX - начале XXI в.

Региональные законы в области культуры. Центр народной культуры Кубани. Возвращение регалий Кубанского казачьего войска.

Реставрация и строительство культовых сооружений. Войсковой храм Александра Невского в Краснодаре. Восстановление ранее разрушенных памятников.

Изменения в образовательной политике. Появление частных школ и вузов. Казачьи учебные заведения и классы.

Кинофестивали в городах Кубани. «Кинотавр» (Сочи), «Киношок» (Анапа) и др.

Литературная жизнь. Роман В. И. Лихоносова «Наш маленький Париж». Осмысление судеб казачества в романе А. Д. Знаменского «Красные дни». Поэзия И. Ф. Вараввы.

Театрально-концертная жизнь. Творческое объединение «Премьера». Л. Г. Гатов. Кубанский казачий хор и пропаганда народного искусства Кубани.

Кубанские скульпторы А. А. Аполлонов, А. П. Корнаев и др.

Кризисные явления в градостроительной отрасли и их преодоление. Развитие жилищного фонда. Охрана исторических центров городов и населённых пунктов. Модернизация курортной зоны. Реконструкция Сочи.

Курс на возрождение массового спорта. Строительство новых стадионов, дворцов спорта, ледовых дворцов. Зимняя XXII Олимпиада 2014 г. в Сочи - мощный стимул развития физкультуры и спорта в крае.

Эпоха перестройки и 1990-е годы - время стремительного изменения устоявшихся форм повседневного существования людей. Жизнь в условиях инфляции, тотальной коммерциализации, социального расслоения.

Массовая миграция населения на Кубань. Формирование потребительского поведения. Воздействие электронных СМИ на общество.

РАЗДЕЛ V. КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КРАЯ.ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ (4 ч.)

Народная культура казачества. Культурное наследие горских народов. Профессиональная культура Кубани. Православные ценности в современном мире. Образовательная просветительская деятельность  РПЦ.

Заключение (1 ч)

Итоговое повторение и проектная деятельность. Портрет современной Кубани. Кубань - жемчужина, житница и здравница России. Разнообразие природных условий и ресурсов Краснодарского края. Экономический потенциал кубанского региона. Перспективы развития курортной отрасли.

Участие Кубани в российских и международных экономических форумах. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Радушие и гостеприимство - черты характера жителей многонационального региона. Взаимовлияние культур. Боевое братство народов, населяющих Кубань, в годы Великой Отечественной войны. Подвиг Хусена Андрухаева.

Возвращение казачьих регалий на Кубань - символ возрождения казачества. Участие кубанцев в реализации национальных проектов и целевых программ («Кубань-Качество» и др.).

11  КЛАСС (34 ч)

Введение (1ч)

Кубань - неотъемлемая часть России. Единство людей и территории. Регионализация как глобальная тенденция современности. Общая характеристика отношений «центр - регионы» в современной России. Краснодарский край и другие субъекты РФ: общее и особенное. Системообразующие факторы регионального социума. Социальные аспекты формирования региональной идентичности.

РАЗДЕЛ I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ КУБАНОВЕДЕНИЯ (3 ч)

Тема 1. Проектная деятельность. Виды учебных проектов

Проектирование как поиск решения проблем регионального социума. Особенности подготовки проектов по курсу кубановедения. Формулировка целей проекта, способствующих инновационному развитию Краснодарского края. Виды учебных проектов (информационные, исследовательские, социальные).

Тема 2. Представление результатов проектной деятельности

Основные формы презентации проектной деятельности: доклад, аналитическая записка, портфолио, презентация. Структура и правила оформления доклада о результатах проектной деятельности. Особенности создания аналитической записки. Принципы составления портфолио и его основные разделы. Создание презентаций по итогам проектной деятельности.

Способы оценки результатов проектной деятельности. Продвижение результатов проектной деятельности в информационной среде Кубани.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ (4 ч)

Тема 3. Природный капитал как основа устойчивого развития экономики региона

Эколого-экономические основы устойчивого развития региональной экономики. Роль природных факторов в социально-экономическом развитии региона. Региональные экологические проблемы. Законодательные и административно-контрольные механизмы регионального природопользования и охраны окружающей среды. «Зелёная» экономика как фактор модернизации и снижения рисков экономического развития региона.

Тема 4. Экономика Краснодарского края в структуре хозяйства Российской Федерации

Диверсифицированный характер экономики края и основные отрасли хозяйства. Региональные макроэкономические показатели. Развитие предпринимательства на Кубани. Малый бизнес. Меры государственной поддержки предпринимательства. Региональный рынок труда и его особенности. Уровень жизни населения региона. Доходы и потребление кубанцев на фоне общероссийских тенденций.

Тема 5. Налоги, бюджет и финансовые институты

Налоги и их роль в экономике. Региональные и местные налоги. Структура и порядок формирования бюджета края и местных бюджетов. Основные источники доходов и направления расходования средств краевого и местных бюджетов. Производство общественных благ. Основные финансовые институты, банковская система региона. Формирование финансовой грамотности молодёжи.

Тема 6. Краснодарский край в системе межрегиональных экономических связей и внешнеэкономических отношений

Межрегиональные и международные отношения региона. Экономические связи с российскими регионами. Международные мероприятия, проходящие на территории Краснодарского края. Правовое регулирование международных внешнеэкономических связей Краснодарского края. Инвестиционный климат в Краснодарском крае, повышение инвестиционной привлекательности региона Участие региона в выставках и инвестиционных форумах.

Основные внешнеэкономические партнёры края. Международное сотрудничество и реализованные проекты.

Повторительно-обобщающий урок по разделу II. (1 ч)

Итоговое повторение и проектная деятельность (1ч)

РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КУБАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (4 ч)

Тема 7.Социальная стратификация и мобильность на общероссийском и региональном уровнях

Социальная дифференциация, социальное неравенство на Кубани и в России. Общероссийский и региональный профили социальной стратификации. Региональная специфика социально-экономической дифференциации. Неравенство доходов населения в субъектах РФ. Социальная мобильность в регионе. Миграционные процессы на территории Краснодарского края.

Тема 8. Специфика межнациональных отношений на Кубани

Этносоциальные общности России и Краснодарского края. Этнодемографическое многообразие региона. Этнические группы, этнические меньшинства в Краснодарском крае. Национально-культурные автономии, национально-культурные объединения. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений на территории Кубани. Этносоциальные конфликты: региональная специфика. Национальная политика в регионе как в субъекте РФ. Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае.

Тема 9. Семья и брак: региональный аспект

Демографическая ситуация в крае на фоне общероссийских тенденций: численность населения, показатели рождаемости и продолжительности жизни, число браков и разводов. Региональные особенности в развитии семейных отношений. Семья и брак в представлениях кубанских жителей - по результатам социологических опросов. Реализация государственной семейной политики на территории Краснодарского края: органы управления, программы и мероприятия.

Тема 10. Кубанская молодёжь как социальная группа

Социально-демографические характеристики молодёжи Краснодарского края в общероссийском контексте: численность, возрастная структура, этнический состав, уровень образования, социальная активность. Динамика ценностных ориентаций кубанской молодёжи. Региональные особенности молодёжного рынка труда. Кубанская молодёжь в сфере труда и занятости. Цифровая грамотность молодёжи в современной России: межрегиональные сравнения. Досуг в молодёжной среде. Молодёжные субкультуры как неформальный институт социализации в молодёжных сообществах. Реализация государственной молодёжной политики в Краснодарском крае.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1ч)

РАЗДЕЛ IV. КУБАНЬ СЕГОДНЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАКУРС (4ч)

Тема 11. Государственная власть и местное самоуправление

Система органов государственной власти в Краснодарском крае. Правовые основы функционирования и полномочия органов государственной власти в регионе. Законодательное Собрание Краснодарского края, правовой статус его депутатов. Глава администрации (губернатор) края. Администрация Краснодарского края. Функции и задачи органов исполнительной власти в крае, их взаимодействие и координация деятельности с федеральными органами государственной власти. Судебная власть в крае. Организация местного самоуправления в регионе: структура и особенности в общероссийском контексте. Территориальная и экономическая основы местного самоуправления в Краснодарском крае. Субъекты, стадии и особенности избирательного процесса в регионе.

Тема 12. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации

Краснодарский край как субъект Российской Федерации: конституционно-правовая характеристика. Территория края, порядок изменения границ. Административно-территориальное деление. Символика Краснодарского края: гимн, герб, флаг. Система региональных нормативных правовых актов. Устав Краснодарского края - важнейший нормативный правовой акт, принимаемый на региональном уровне. Законы Краснодарского края. Субъекты законодательной инициативы. Понятие и стадии законодательного процесса в Краснодарском крае. Подзаконные акты.

Тема 13. Структура гражданского общества

Институты гражданского общества, их становление и деятельность в Краснодарском крае. Деятельность региональных отделений политических партий и общественных организаций в общероссийском контексте. Общественная палата Краснодарского края и её I деятельность. Правозащитные и экологические организации. Moлодёжные организации, движение волонтёров. Молодёжные советы при органах государственной и муниципальной власти. Молодёжь как субъект реализации молодёжной политики в Краснодарском крае.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1ч)

РАЗДЕЛ V. КУБАНЬ - КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ЮГА РОССИИ (6 ч)

Тема 14. Духовная культура Кубани

Историко-культурное наследие Кубани. Национальные культуры региона. Специфика региональной идентичности. Кубанское казачество, его этнокультурные традиции и роль в общественной жизни. Современные тенденции в духовной жизни кубанцев. Роль и значение духовной культуры Кубани в жизни нашей страны и в мире.

Тема 15. Система образования

Дошкольное образование на Кубани. Общее и профессиональное образование. Культурная функция библиотек и школ. Казачьи традиции и воспитательные функции современных школ. Фундаментальная и прикладная наука Кубани. Основные научные школы. Университеты и научные центры. Привлекательность Кубани как пространства образовательных и профессиональных траекторий. Межрегиональное и международное сотрудничество образовательных организаций Кубани.

Международные связи кубанских вузов и экспорт образовательных услуг. Оценка эффективности кубанских вузов российскими и международными рейтинговыми агентствами.

Тема 16. Конфессиональное многообразие региона

Кубань - многонациональный и поликонфессиональный край. Современная религиозная ситуация в Краснодарском крае. Религии и храмы на Кубани. Кубань - центр православия на Юге России. Молодёжь и религия. Религиозное образование в регионе: формы и правовые рамки.

Тема 17. Культурное достояние Краснодарского края

Учреждения культуры. Театры и выставки. Уникальные музейные собрания. Архивы Кубани. Коллективы народного творчества. Выдающиеся деятели культуры. Изобразительное искусство и литература Кубани. Векторы развития современного искусства Кубани. Особенности региональной культурной политики.

РАЗДЕЛ VI. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ (4 ч)

Православные ценности в современном мире. Духовно-нравственные ценности в жизни человека и общества. Понятие духовности. Традиционные семейные ценности. Традиции православного воспитания. Духовно-нравственные основы культуры современного казачества. Особенности духовной жизни современной  Кубани.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1ч)

Заключение (1 ч)

Современные тенденции развития региона. Связь поколений и времён. Активная жизненная позиция кубанской молодёжи как фактор реализации региональных целевых программ и проектов.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

10 КЛАСС (34 ч.)

Раздел

Кол-во часов

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

(на уровне универсальных учебных действий)

Введение

1

Кубань в XX - начале XXI в.

1

Личностные:

  1. Воспитание        российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к духовному наследию прошлого многонационального российского народа.
  2. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края.
  3. Осознание необходимости честного служения Отечеству, уважения к героическому прошлому своей страны.
  4. Понимание необходимости защиты страны от попыток нарушения суверенитета, подрыва её территориальной целостности.
  5. Воспитание нравственных качеств на примерах жизни и деятельности выдающихся исторических личностей.
  6. Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
  7. Формирование основ самовоспитания с целью расширения кругозора, развития познавательной деятельности.
  8. Воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания.
  9. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста и взрослыми через систему освоения разнообразных социальных норм и практического применения социальных ролей в образовательной и общественно полезной деятельности с целью формирования уважительного и доброжелательного отношения к другим людям, умения вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации цивилизованными способами.
  10. Воспитание сознательного отношения к учению как важнейшей сфере деятельности молодёжи, позволяющей развивать интеллектуальные и творческие способности.
  11. Формирование навыков саморазвития и самообразования для дальнейшей успешной социализации в профессиональной и общественной деятельности.
  12. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам; привитие навыков здорового и безопасного образа жизни через осознание необходимости заниматься физкультурно-оздоровительной деятельностью.
  13. Понимание старшеклассниками необходимости осознанного выбора будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможности личного участия в решении важнейших социально-экономических проблем своего региона.
  14. Воспитание бережного отношения к природе родного края- формирование основ экологического мышления через систему исследовательской и проектной деятельности

 на уроках кубановедения и

 во внеурочное время.

  1. Изучение семейных традиций разных народов, населяющих Кубань; формирование навыков бережного отношения к важнейшим семейным ценностям; воспитание уважительного отношения к членам своей семьи и памяти предков.

Метапредметные:

  1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования.
  2. Умение взаимодействовать с партнёрами в ходе совместной учебной деятельности, составлять план коллективной работы, формулировать её цели и задачи, прогнозировать результаты, приобретение навыков эффективного разрешения возникающих споров и конфликтов.
  3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, самостоятельного поиска наиболее эффективного способа решения задач, применения разнообразных методов познания окружающей действительности.
  4. Умение самостоятельно моделировать учебно-познавательную деятельность; систематизировать и анализировать данные, полученные из различных источников информации.
  5. Умение применять полученные знания для изучения функций различных социальных институтов, решения проблем социально-политического и экономического характера, а также объективной оценки результатов своей деятельности.
  6. Умение самостоятельно оценивать различного рода ситуации, возникшие в общественной жизни или семейно-бытовой сфере, и принимать необходимые решения.
  7. Умение соотносить поступки свои и других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом.
  8. Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; умение вести дискуссию по заданной проблеме, аргументировать свою точку зрения.
  9. Владение навыками ведения диалога с обоснованием собственной точки зрения по наиболее сложным и спорным вопросам истории страны и региона XX начала XXI в.
  10. Владение навыками использования источниковедческой базы для создания конечного образовательного продукта в виде доклада, презентации, эссе, реферата.
  11. Умение использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах деятельности.

Предметные:

  1. Владение навыками использования исторических и географических карт при изучении важнейших событий в истории кубанского региона.
  2. Умение искать, анализировать и оценивать содержащиеся в различных источниках информации данные об исторических событиях, имевших место на территории Кубани.
  3. Умение аргументировать свою точку зрения, высказывая собственное мнение по проблемам социально-экономического развития кубанского региона.
  4. Умение применять знания, полученные на уроках кубановедения, в своей практической деятельности; использовать навыки проектно-исследовательской работы при решении социально значимых проблем региона.
  5. Владение навыками исторической реконструкции для изучения историко-культурных объектов своей малой родины.
  6. Использование широкого спектра социально-экономической информации для характеристики региональной специфики регулирования общественных отношений в период становления гражданского общества на Кубани.
  7. Умение оценивать вклад выдающихся личностей, живших и работавших на Кубани, в развитие нашего региона.
  8. Умение характеризовать исторические события и явления, происходившие на Кубани, в контексте истории Российского государства.
  9. Умение применять знания по кубановедению для сохранения памятников природы, истории и культуры на территории Краснодарского края и других российских регионов.

РАЗДЕЛ I. КУБАНЬ В 1914-КОНЦЕ 1930-х годов

11

Тема 1. Кубань в начале XXв. Период войн и революций

4

Тема 2. Культурная жизнь Кубани в 1914-1920-х годах

2

Тема 3. Кубань в 1920-1930-х годах. Нэп

3

Тема 4. Культура Кубани. В 1920-1930-х годах

2

РАЗДЕЛ II. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В 1940-х-НАЧАЛЕ 1950-х годов

4

Тема 5. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны

2

Тема 6. Краснодарский край в послевоенное время (1945-1953)

1

Тема 7. Культурная жизнь Кубани в 1941-1953 годах

1

РАЗДЕЛ III. КУБАНЬ В 1950-1990-Х ГОДАХ

5

Тема 8. Политика, экономика, общество

2

Тема 9. Культурная жизнь Кубани во второй половине XX в.

2

Тема 10. «Перестройка» на Кубани

1

РАЗДЕЛ IV. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В XXI в.

8

Тема 11. Краснодарский край – регион добрососедства.

1

Тема 12. Особенности географического положения Краснодарского края. Административно-территориальное устройство. Население.

1

Тема 13. Природные ресурсы и их рациональное использование

1

Тема 14. Хозяйство Краснодарского края

3

Тема 15. Культурное пространство Краснодарского края в конце XX-начале XXI в.

2

РАЗДЕЛ V. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ

4

Тема 16. Православные ценности в современном мире.

2

Тема 18. Образовательная и просветительская деятельность РПЦ

2

Заключение

1

Портрет Современной Кубани. Итоговое повторение и проектная деятельность.

1

Всего

34

11 КЛАСС

Введение

1

Кубань – неотъемлемая часть России. Характеристика отношений «центр-регионы».

1

Личностные:

  1. Воспитание        российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к духовному наследию прошлого многонационального российского народа.
  2. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края.
  3. Осознание необходимости честного служения Отечеству, уважения к героическому прошлому своей страны.
  4. Понимание необходимости защиты страны от попыток нарушения суверенитета, подрыва её территориальной целостности.
  5. Воспитание нравственных качеств на примерах жизни и деятельности выдающихся исторических личностей.
  6. Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
  7. Формирование основ самовоспитания с целью расширения кругозора, развития познавательной деятельности.
  8. Воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания.
  9. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста и взрослыми через систему освоения разнообразных социальных норм и практического применения социальных ролей в образовательной и общественно полезной деятельности с целью формирования уважительного и доброжелательного отношения к другим людям, умения вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации цивилизованными способами.
  10. Воспитание сознательного отношения к учению как важнейшей сфере деятельности молодёжи, позволяющей развивать интеллектуальные и творческие способности.
  11. Формирование навыков саморазвития и самообразования для дальнейшей успешной социализации в профессиональной и общественной деятельности.
  12. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам; привитие навыков здорового и безопасного образа жизни через осознание необходимости заниматься физкультурно-оздоровительной деятельностью.
  13. Понимание старшеклассниками необходимости осознанного выбора будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможности личного участия в решении важнейших социально-экономических проблем своего региона.
  14. Воспитание бережного отношения к природе родного края- формирование основ экологического мышления через систему исследовательской и проектной деятельности

 на уроках кубановедения и

 во внеурочное время.

  1. Изучение семейных традиций разных народов, населяющих Кубань; формирование навыков бережного отношения к важнейшим семейным ценностям; воспитание уважительного отношения к членам своей семьи и памяти предков.

Метапредметные:

  1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования.
  2. Умение взаимодействовать с партнёрами в ходе совместной учебной деятельности, составлять план коллективной работы, формулировать её цели и задачи, прогнозировать результаты, приобретение навыков эффективного разрешения возникающих споров и конфликтов.
  3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, самостоятельного поиска наиболее эффективного способа решения задач, применения разнообразных методов познания окружающей действительности.
  4. Умение самостоятельно моделировать учебно-познавательную деятельность; систематизировать и анализировать данные, полученные из различных источников информации.
  5. Умение применять полученные знания для изучения функций различных социальных институтов, решения проблем социально-политического и экономического характера, а также объективной оценки результатов своей деятельности.
  6. Умение самостоятельно оценивать различного рода ситуации, возникшие в общественной жизни или семейно-бытовой сфере, и принимать необходимые решения.
  7. Умение соотносить поступки свои и других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом.
  8. Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; умение вести дискуссию по заданной проблеме, аргументировать свою точку зрения.
  9. Владение навыками ведения диалога с обоснованием собственной точки зрения по наиболее сложным и спорным вопросам истории страны и региона XX начала XXI в.
  10. Владение навыками использования источниковедческой базы для создания конечного образовательного продукта в виде доклада, презентации, эссе, реферата.
  11. Умение использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах деятельности.

Предметные:

  1. Владение навыками использования исторических и географических карт при изучении важнейших событий в истории кубанского региона.
  2. Умение искать, анализировать и оценивать содержащиеся в различных источниках информации данные об исторических событиях, имевших место на территории Кубани.
  3. Умение аргументировать свою точку зрения, высказывая собственное мнение по проблемам социально-экономического развития кубанского региона.
  4. Умение применять знания, полученные на уроках кубановедения, в своей практической деятельности; использовать навыки проектно-исследовательской работы при решении социально значимых проблем региона.
  5. Владение навыками исторической реконструкции для изучения историко-культурных объектов своей малой родины.
  6. Использование широкого спектра социально-экономической информации для характеристики региональной специфики регулирования общественных отношений в период становления гражданского общества на Кубани.
  7. Умение оценивать вклад выдающихся личностей, живших и работавших на Кубани, в развитие нашего региона.
  8. Умение характеризовать исторические события и явления, происходившие на Кубани, в контексте истории Российского государства.
  9. Умение применять знания по кубановедению для сохранения памятников природы, истории и культуры на территории Краснодарского края и других российских регионов.

РАЗДЕЛ I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ КУБАНОВЕДЕНИЯ

3

Тема 1. Проектная деятельность. Виды учебных проектов

2

Тема 2. Представление результатов проектной деятельности

1

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

Итоговое повторение по разделу I. Проектная деятельность.

1

РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

5

Тема 3. Природный капитал как основа устойчивого развития экономики региона

1

Тема 4. Экономика Краснодарского края в структуре хозяйства Российской Федерации

1

Тема 5. Налоги, бюджет и финансовые институты

1

Тема 6. Краснодарский край в системе межрегиональных экономических связей и внешне-экономических отношений

1

Повторительно-обобщающий урок по разделу II.

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

Итоговое повторение по разделу II. Проектная деятельность.

1

РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КУБАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

4

Тема 7. Социальная стратификация и мобильность на общероссийском и региональном уровнях

1

Тема 8. Специфика межнациональных отношений на Кубани

1

Тема 9. Семья и брак: региональный аспект

1

Тема 10. Кубанская молодёжь как социальная группа

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

Итоговое повторение по разделу III. Проектная деятельность.

1

РАЗДЕЛ IV. КУБАНЬ СЕГОДНЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАКУРС

5

Тема 11. Государственная власть и местное самоуправление

2

Тема 12. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации

1

Тема 13. Структура гражданского общества

1

Повторительно-обобщающий урок по разделу IV.

1

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

Итоговое повторение по разделу IV. Проектная деятельность.

1

РАЗДЕЛ V. КУБАНЬ – КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ЮГА РОССИИ

6

Тема 14. Духовная культура Кубани

1

Тема 15. Система образования

2

Тема 16. Конфессиональное многообразие региона

1

Тема 17. Культурное достояние Краснодарского края

2

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

Итоговое повторение по разделу V. Проектная деятельность.

1

РАЗДЕЛ VI. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ

4

Тема 18. Православные ценности в современном мире. Духовно-нравственные ценности в жизни человека.  

2

Тема 19. Духовно-нравственные основы культуры современного казачества

1

Тема 20. Особенности духовной жизни современной Кубани.

1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1

Современные тенденции развития кубанского региона.

1

Всего

34

Итого

68

  СОГЛАСОВАНО

  Протокол заседания

методического объединения

 учителей истории и обществознания  

от 29 августа 2018  года № 1

Руководитель МО

______________Л.Г.Гладкова

 СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________А.Д.Шкапова

от 30 августа 2018  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кубановедению 5-9 класс ФГОС

Рабочая программа по кубановедению 5-9 класс ФГОС...

Рабочая программа по кубановедению 5-9 классы ФГОС

Рабочая программа по кубановедению 5-9 классы ФГОС с УУД....

КТП по кубановедению 5 - 9 класс ФГОС

КТП по кубановедению 5 - 9 класс ФГОС...

РП кубановедение 5-9 классы ФГОС

Рабочая программа по кубановедению для 5-9 классов, оформленная в соответствии с требованиями и рекомендациями 2018 года....

Календарно-тематическое планирование по Кубановедению в 10 классе ФГОС

календарно-тематическое планирование в условиях  ФГОС для 10 класса...

Календарно-тематическое планирование по Кубановедению в 10 классе ФГОС

календарно-тематическое планирование в условиях  ФГОС для 10 класса...