Доклад: « Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики»
статья по краеведению

Строкова Светлана Михайловна

Доклад был представлен на районных образовательных Рождественских Чтениях г.Луховицы 2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rozhdestv_chteniya2016.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Фруктовская средняя общеобразовательная школа  имени героя Российской Федерации  Малочуева Олега Григорьевича"

Районные образовательные Рождественские Чтения (в рамках Четырнадцатых Московских областных Рождественских образовательных чтений» г. Луховицы МБУДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» 23.12.2016г.

Доклад:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики»

                                 

    Подготовила и выступила

учитель истории и обществознания

МБОУ "Фруктовская средняя общеобразовательная школа  имени героя Российской Федерации  Малочуева Олега Григорьевича"

Строкова С.М.

2016 год

«…Семь с лишнем сотен лет нет Перевицка,

Города земли остался вал,

За этот край, что ныне Луховицкий

Сам князь Донской сражаться призывал.

От сюда шли на бой перевичане

У города стояли как гранит.

Заботливо и свято неслучайно

Наш край о них историю хранит…»

Наш край удивителен во всех отношениях - историческом, археологическом, ландшафтном.

Нет человека, который бы не помнил  того места, где он родился, провел свое детство, учился, куда его тянет  спустя много лет.

Важно, чтобы новые поколения учеников не забывали прошлое своего родного села, его традиции, культуру, людей, которые жили в этой местности, историю своего родного края. Именно поэтому школьный музей имеет огромное значение в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

           Наш школьный историко-краеведческий музей «Родник» существует с 2006г. Он внесён в реестр школьных музеев образовательных учреждений московской области 2016г.

У истоков создания музея стояла Шаблина Тамара Ивановна, учитель истории нашей школы.

           

       Содержание экспозиции включает в себя документы, фотографии, археологические находки, найденные в районе нашего посёлка Фруктовая, предметы старины и быта, исследовательские работы учащихся  и т. д.

     

        В музее более  600 подлинных экспонатов

       Особенность нашего школьного музея состоит в том, что вся его деятельность неразрывно связана с жизнью нашего посёлка и района. Работа музея выходит за рамки школьной жизни.

       На базе нашего музея активно ведётся исследовательская работа, в которой принимают участие учащиеся нашей школы под руководством учителей. Работы ребят были неоднократными победителями районных конкурсов.

Работа музея строится по нескольким направлениям:

-учебно-исследовательская

 -экскурсионно-лекционная

 - поисковая

В музее представлено ряд экспозиций. Большая часть интерактивная - ребята могут взять в руки экспонаты, рассмотреть их.

1.Одно из центральных мест занимает экспозиция: Древняя история Перевицкого края. Основное количество экспонатов составляют, переданные  в школьный музей археологами Московского института археологии находки  с  раскопок на Бастановой горе в  2007 году, в которых активное участие принимали учащиеся нашей школы. Ребята непосредственно прикоснулись к истории родного края. Они работали на раскопе, на камералке, пытались, под руководством археологов, датировать находки. Самые ранние находки на Бастановой горе относятся к эпохе мезолита. В витринах представлена керамика различных периодов, предметы культуры дьяковцев, многочисленные замки, ключи, которые свидетельствуют о том, что население было достаточно зажиточное. Одним из ценных экспонатов является нагрудная иконка 14 века. (Передал ученик нашей школы -Вадим Иванов, вместе с ним мы обратились к археологам, которые датировали её).

2.  На торцевой стороне музея размещены предметы старины и быта ( кузнецовский молочник, графин из дома  землевладельца Андрея Новикова)

Нужно сказать, что вся эта  экспозиция была создана в ходе поисковой работы учащихся, при помощи родителей и жителей нашего сельского поселения.

3. В витринах, посвящённых Великой Отечественной войне размещены документы, награды, личные вещи ветеранов Великой Отечественной войны. 6 декабря 2016 г. в музее прошла историко-литературная гостиная «Вся родина встала заслоном...»  в честь битвы под Москвой, на которую были приглашены ветераны посёлка. Встречу подготовили и провели ребята 5, 8-х классов. Большое впечатление на ребят произвели рассказы гостей, о бомбёжках Фруктовой, (экскурсоводы 0демонстрировали осколки снарядов, найденные в районе Фруктовой, ящик из-под патрон,  с разбомблённого немцами товарного поезда), Шаблина Тамара Ивановна рассказала  о трудном военном детстве наших гостей. Дети с неподдельным вниманием  слушали гостей. Впечатления были настолько сильны, что даже на следующем уроке дети, как сказала учитель английского языка, были тише воды, ниже травы. Именно такие встречи способны дать возможность глубоко прочувствовать свою сопричастность к истории родного края.

В музее имеется экспозиция, посвящённая нашему земляку командиру партизанского отряда Черткову Алексею Петровичу, который погиб в Белоруссии.

Большой вклад в систематизацию поискового материала о нём внесла Гусева Мария Алексеевна, которая  с  1952 года работала во Фруктовской школе учителем русского языка и литературы. Она организовала и возглавила клуб «Алые паруса». Родители Черткова 18 лет считали сына пропавшим без вести. Но в 1959 году п. Фруктовая   приехали трое партизан, которые и рассказали им о судьбе сына. Второй раз приезжали гости из Белоруссии в 1979г. Постепенно накапливался поисковый материал о партизанском движении в Брестской области. Расширилась переписка с белорусскими друзьями. Ребята из  патриотического клуба   систематизировали накопленный материал. Группа  наших поисковиков из 15 человек была приглашена  традиционную встречу, проводимую в последнее воскресенье мая, бывшими партизанами на Брестчину. Вместе с сестрой Алексея Петровича Чертковой Верой Петровной ребята побывали в Белоруссии.

 К сожалению, в 90-е годы связь с белорусскими друзьями была утеряна. Сейчас мы с поисковой группой нашего музея проводим работу по их восстановлению. Уже есть успехи.  В сентябре месяце в нашей  школе прошла  встреча  с Богданом Виктором Михайловичем – Он является Председателем Совета регионального общественного движения участников боевых действий «Ветераны Кавказа». Член Совета Белорусской национально – культурной автономии МО РФ, военный корреспондент «Армейского вестника».

Учащиеся провели экскурсию, помогли ему подобрать материал о Черткове для публикации в «Армейском вестнике». Мы обратились с просьбой, посодействовать в восстановлении  связей с  Брестчиной, откуда родом и сам Виктор Михайлович.

В итоге 1 декабря я была приглашена на круглый стол в посольство Белоруссии в Москве. Вместе с учащимися мы готовили подарки белорусским друзьям.

         Тема круглого стола «О практике работы по сплочению национального единства и патриотического воспитания молодежи в ходе памятных дат истории братских народов Беларуси и России».

Я выступила с сообщением «Об опыте музея средней школы по увековечиванию памяти павших героев и развитию интернациональных связей с молодежными организациями Брестчины».

 На эту встречу была приглашена и, директора Ивацевичского историко-краеведческого музея мемориального комплекса  партизанской славы «Хованщина» Горбач Раиса Ивановна, где  непосредственно находился партизанский отряд Черткова. Память о нём белорусы передают из поколения в поколение. Его именем названы улицы, сельскохозяйственные комплексы, школы  и т.д. Таким образом, сейчас у нас вновь налажено сотрудничество. В решение круглого стола внесено положение об изыскании средств,  для того, чтобы свозить группу наших школьников на места партизанских боёв отряда Черткова в Белоруссию. Ведь одно такая поездка способна дать больший результат в плане воспитания учащихся, чем все наши   мероприятия. Сейчас в школе проводится конкурс, победители которого будут награждены поездкой в Беларусь.

4. Одна из главных посвящена  ученику нашей школы Герою России Малочуеву Олегу Григорьевичу. Он был участник 35 специальных операций. В витринах представлены личные вещи Олега Григорьевича, переданные в музей родителями и сослуживцами, на стенде представлен боевой путь . Олег Григорьевич погиб 2 июля 2009 года при выполнении воинского долга в Ингушетии. В этом году школе было присвоено имя героя РФ Малачуева О.Г. В музее неоднократно проходили встречи учащихся с родителями Олега Григорьевича, с его сослуживцами. В ноябре месяце в музее прошла встреча с делегацией из Ингушетии.

Из первых уст ребята узнают о боевом пути своего героического земляка.

Таким образом, школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

«Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» - писал академик  Г.Н. Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем наших детей каждого неравнодушного человека…

Список литературы

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных  музеев. М., 1980.
  2. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками //Новый мир. – 1999. – №4. – С. 176 -185
  3. Волков Г.Н.Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2-х т. Т.2/- М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2002 г.
  4. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.
  5. Коптев-Дворников В.Е. Молодежная субкультура и Церковь: Православные ценности близки психотипу подрастающего поколения // Независимая газета. – 2002. 17-18 мая. – С. 2
  6. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.
  7. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
  8. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. Исслед. // Народное  образование. – 2000. – №3. – С.117-120
  9. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
  10. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
  11. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
  12. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2, М.: Педагогика,1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии  МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому восп...

статья "Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики"

Статья и презентация "Патриотическое воспитание средствами школьного краеведческого музея"...

Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...

Доклад."Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС"

  ."Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС"...

Доклад "Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках родного языка и литературы

Доклад "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках родного языка и литературы"...

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами народной педагогики"

      Проблема духовно - нравственного воспитания является одной из наиболее актуальных и сложных проблем нашего времени в силу того, что нравственность регулирует поведение чело...