7 класс. Итоговый урок. Тема урока: «Уголок России – Отчий дом»
методическая разработка по краеведению

Елена Александровна Шевченко

7 класс. Итоговый урок. Тема урока: «Уголок России – Отчий дом»

 

Цель урока:

   - систематизировать знания об особенностях этнокультуры народов, населяющих Кубань

   - Задачи:

   - продолжать развивать умения принимать традиции и ценности разных народов

   - подвести к пониманию необходимости сохранения и уважения исторической памяти

   - воздействие на психологические процессы – внимание, восприятие, память, чувство эмоций

 

Тип урока  - итоговое  повторение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_itogovyy.doc73 КБ
Файл 7_klass_itogovyy.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 ст. Калининская Краснодарский край

Шевченко Елена Александровна 

7 класс. Итоговый урок. Тема урока: «Уголок России – Отчий дом»

Цель урока: 

   - систематизировать знания об особенностях этнокультуры народов, населяющих Кубань

   - Задачи:

   - продолжать развивать умения принимать традиции и ценности разных народов

   - подвести к пониманию необходимости сохранения и уважения исторической памяти

   - воздействие на психологические процессы – внимание, восприятие, память, чувство эмоций

Тип урока  - итоговое  повторение

Оборудование: 

  1. Б.А. Трехбратов, Ю.М. Бодяев, И.А. Терская  и др. Кубановедение 7 класс: Учебник.-Краснодар, 2010
  2. Музыкальное сопровождение: гимны Кубани и республики Адыгея.

ТСО: Мультимедиа, презентация учащихся.

Заранее нескольким учащимcя дается опережающее задание - подготовить сообщения.

 Ход урока

Учитель:

Проходят дни, бегут года,

И где-то там и тут

Шумят большие города,

Дороги вдаль бегут.

Но сколько б ни было дорог

И беспокойных дней

Всегда России уголок

Живёт в душе моей.

Уголок России отчий дом,

Где туманы сини за окном.

Где твои, немного грустные,

И глаза, и песни - русские.

Уголок России отчий дом.

У каждого человека есть свой любимый уголок, где прошло его детство, где ему все дорого. Для нас  таким местом является родной дом, станица, Кубань. Мы сегодня еще раз совершим экскурсию в прошлое нашего края и станицы, приоткрывая новые страницы истории.

Задание №1

Вспомните, какие народы в прошлом населяли территорию Кубани. Их названия зашифрованы.

В

Т

У

Р

К

И

С

С

А

Я

К

А

З

А

К

И

Г

Р

Е

К

И

Д

И

Р

У

М

Е

О

Т

Ы

Ф

А

Н

П

К

А

Э

Г

Ы

К

Н

О

Г

А

Й

Ц

Ы

И

Ы

Р

У

С

С

К

И

Е

Ответы: турки, греки, казаки, русские, ногайцы, гунны, меоты, скифы, сираки, адыги.

Задание №2

Ответьте по плану о народах, населявших Кубань в разные эпохи:

  1. Время  и место проживания
  2. Основные занятия населения
  3. Традиции, обычаи, верование
  4. Какой вклад внесли в историю Кубани

 

Учитель: Народы Кубани внесли свой вклад в формирование культуры нашего региона. Многие традиции, обычаи, моральные и духовные ценности тесно переплетаются, составляя огромный пласт культурного наследия. Но наиболее важными и общими для всех народов остаются главные общечеловеческие ценности (подумайте какие?):

Человек, Семья, Земля, Родина, Труд, Знания, Культура, Мир.

Учитель: Семья в жизни любого народа остается главным очагом любви, счастья и защищенности. Поэтому, начиная с 4-5 лет, детей готовили к пониманию своей культуры, ее вкладу в  мировую цивилизацию. Только после такой подготовки человек в уже более зрелом возрасте мог понять культуру другого народа и вступить с ней в диалог. Во всех культурах народов мы можем встретить имеют  общие характерные признаки семьянина, которые формировались главным образов в семье:

     - почтение к мужчине;

     - уважение к старости;

     - любовь к женщине, к матери;

     - забота о младших;

     - гостеприимство.

Мы с вами поговорим об этих традициях,  существовавших у всех народов нашего региона.

Народная кубанская  культура являлась мощным воспитательным средством «мужчины». Ведь он является одновременно и сыном, и  внуком, и братом, и мужем, и отцом, и дядей, и дедушкой. А, значит, защитником, кормильцем, воином!

Информация для учащихся (примерные сообщения)

Ученик 1. На Руси и, конечно, на Кубани была традиция, что кормильцем в семье должен быть только мужчина, поэтому, никогда женщина не ломала, а потом не резала хлеб на стол. Это всегда делал только мужчина. Если деда или отца не было дома, то это делал самый старший сын. Иногда это приходилось делать семилетнему казачонку. Но он это делал, и, если при нем пыталась резать хлеб женщина, то это он воспринимал как оскорбление мужского достоинства.

Раньше подарки дарили только девочкам. Были женские праздники: праздник первой косички, первого платочка и другие. А мальчикам никто, никогда и ни по какому поводу ничего не дарили, как напоминание о том, что все они должны  научиться зарабатывать своим трудом. Для мальчиков, мужчин на Кубани была наградой победа в соревнованиях на смелость, ловкость, выдержку, находчивость, умение владеть топором, оружием и верховой ездой на коне.  «Дарить подарки – это признак мужчины, уметь заслужить  подарки – признак женщины», - считали наши предки. 

Весенний сев начинал самый уважаемый мужчина. За столом самый лучший кусок пищи отдавали старшему мужчине. Казаки в знак уважения бросали к ногам уважаемого старика свое оружие. У адыгов принято было слушать и брать советы у старших в роду мужчин. 

Воспитание юношей носило  характер, преимущественно военный. Широко были распространены игры и различные виды народного спорта. Семилетний мальчик уже кормил и пас лошадей, коров, овец, коз, телят, буйволов. Летом на горных пастбищах подростки учились у взрослых ухаживать за скотом и готовить продукты из молока. В 9 лет ребенок начинал самостоятельно работать в поле погонщиком волов и лошадей, а в 13-15 лет сам косил и пахал, вывозил и скирдовал солому.

Обязательным для мальчика было владение мужскими ремеслами, прежде всего изготовлением оружия, обработкой кожи и дерева, умением шить сбрую. Мальчик, кроме того, изучал черкесский язык, занимался чтением и письмом, осваивал религиозные обряды, обучался верховой езде и стрельбе. К 16 годам он считался взрослым.

«Главный предмет телесных упражнений состоит в том, чтобы владеть с особой ловкостью оружием и конем, в чем черкесы действительно неподражаемы. С неимоверной скоростью на всем скаку самой быстрой лошади они заряжают ружья в чехлах, но хорошему наезднику надобен только один миг - ружье выхватить из чехла и выстрелить», – пишет Хан-Гирей. Воспитание силы, ловкости, мужества, храбрости, терпеливости было обязательным для мальчиков. Постоянные физические упражнения способствовали развитию осанки и закалке тела, поскольку мальчику с пеленок было уготовано стать воином, мужественным и храбрым рыцарем, защитником родины предков.  В 16-17 лет юношу брали в военный поход, где он мог проявить свои лучшие качества. Только после этого воспитатель должен был снарядить воспитанника с ног до головы, устроить празднество – и юноша возвращался домой настоящим рыцарем в сверкающих доспехах и с оружием.

Ученик 2. Народная культура обладает большим потенциалом в воспитании девочки как будущей благородной женщины, матери, жены, хранительницы семейного очага.  Традиции и обряды народов Кавказа и казачества обеспечивали духовно-нравственное воспитании девочки, дочки, внучки, сестры. Они создавали  определенные ситуации, где девочка совершала женские поступки, которые формировали ее привычки  и  создавали настоящий женский характер, от которого зависело ее семейное счастье и счастье ее будущих детей. Ведь каждая девочка  - мать будущих детей.

 Казаки девочку готовили к выданью. Она должна была сделать не менее двухсот предметов приданого, большое количество хусточек, которые служили пригласительными открытками на свадьбу. К этому времени она должна была научиться пятидесяти видам выпечки и уметь варить не менее двадцати видов каш. Когда девочка делала приданое, дедуля-казак  по отцовской или материнской линии одевал ей на левую руку серебряное колечко, как знак того, что внученька стала «даренкой», «выданкой.

У адыгов воспитанием девочек занимались женщины. Адыгская пословица гласит: "Анэм и хабзэр, пхъум и бзыпхъэщ" (Этикет матери - эталон для дочери). Посмотрев, какова мать, возьми в жены дочь Кроме трудовых навыков требовалось проявлять скромность, держаться достойно и оказывать почтение, быть сдержанной в выражении чувств, знать и соблюдать этикет. Женщины помогали мужчинам в посеве и уборке урожая, делали великолепные нитки из дикой конопли, занимались домашним хозяйством. А также демонстрировали умение и вкус в шитье одежды, вышивке золотыми и серебряными нитями. "Женщины делали из светлой пряжи сукно, напоминающее фланель, бурки, седельные подушки, полотно, одежду, обувь, галуны, ножны для сабель, чехлы для ружей и пистолетов".

Если женщина с распущенными волосами без покрывала бросалась в гущу сражающихся, кровопролитие прекращалось, и тем скорее, если эта женщина в возрасте или из известной семьи. Достаточно было того, чтобы мужчина, которого преследуют враги, укрылся в помещении женщин или дотронулся до какой-нибудь женщины, как он становился неприкосновенным. Одним словом, никакая кара, никакая месть и тем более убийство не могут быть совершены в присутствии женщин. Величайшим позором считали ссору мужчин в присутствии женщин. Конный в знак уважения спешивался при встрече с женщиной. Адыгской женщине не позволялось заниматься тяжелой работой. Всякий проходящий мимо, заметив женщину, занятую непосильным трудом, приходил ей на помощь.

Учитель: Чем старше становились мужчины и женщины, тем большим уважением они пользовались. Старшие имели жизненную мудрость и опыт. «Старшие - и мужчины, и женщины - играли очень важную роль в жизни народа, воплощая в своем лице законы и указы, постановления и решения, совесть народную и дипломатию народную, науку и искусство, политику, экономику и многое другое, без чего народ не может состояться как народ.»

Работа с учебником.  Стр 64. Уважение к старшим в адыгском обществе.

Информация для учащихся (примерные сообщения)

Ученик 3

У казаков почитание родителей, крестного и крестной, старших, было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату» 

Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш».. 

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться.

Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший.

Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.

Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.

Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.

Слова старшего являлись для младшего обязательными.

При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.

При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Задание № 3.

Какие еще пословицы и поговорки народов Кавказа об уважении старших вы знаете?

- Не дождется авторитета не ценящий старших),

- Старшего не окликают - догоняют и говорят в лицо

- Почетное место – старшему

- Почет оказав старшему, заслужишь уважение

- Не имеющий намыса не обретет счастья

- Старших и в Орде почитают (а в казачестве, дескать, тем более)

- Господа старики - первейшие казаки (старшим - уважение и почёт)

- Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит (т.е. пребывает с детьми вовеки)

- Хлебушко - пирогу дедушка (старший, главный среди всего мучного)

Учитель: Одним из важных обычаев разных народов является гостеприимство. Различаясь в деталях, обычай гостеприимства был одинаков у всех народов Кавказа. Его главнейшей чертой было правило, согласно которому хозяин должен был предоставить приют, угощение и защиту любому человеку, в том числе и незнакомому, переступившему порог его дома.

Информация для учащихся (примерные сообщения)

Ученик 4.

Обычай гостеприимства есть у славянских народов в трактате "Тактика и стратегия", авторство которого приписывалось императору Византии Маврикию (VI в.н.э.). "К чужестранцам благосклонны, усердно заботятся о них и провожают из одного места в другое, куда пожелают, здоровыми и невредимыми, так что если бы чужестранцу был причинен вред в хижине того, кто должен был о нем заботиться, то на него нападает сосед, вполне уверенный в том, что мстя за иностранца, совершает благочестивое дело".

Казачье гостеприимство давно было известно не только историкам, но и простому люду. Одно из воспоминаний современников, хранившихся ныне в архиве, говорит:

«Я служил 2 года в Богуславе (ныне Херсонская область), а оттуда недалеко казачьи рыбные заводы. Бывало, придешь на завод, а тебя даже не спросят, что ты за человек, а тотчас: дайте-ка поесть казаку и чаркой водки попотчует, может быть, он пришел издалека и устал, а когда поешь, еще и предложат отдохнуть, а потом только спросят: «Кто таков? Не ищешь ли работу?

- Ну, скажешь, ищу

- Так у нас есть работа, приставай к нам».

Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным долгом каждого казака. Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне – частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубашке убогом – ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах.

Работа с учебником. Стр. 63 гостеприимство у адыгов.

Учитель: Предки оставили нам в наследство самобытное и богатейшее духовное наследие, вызывающее в каждом из нас чувства неподдельной гордости. В то же время мы должны ощущать и высочайшую степень личной ответственности за это достояние, которое необходимо не только бережно хранить, но и преумножать. Парадоксальное чувство! Пока ты дома, не всегда замечаешь красоту, которая окружает тебя в повседневной жизни. Но находясь вдали от родных мест, начинаешь понимать, что тебе бесконечно дорог родной уголок России, каждая травинка, каждый листок, каждое облачко. Все оживает и живет в тебе: синева бескрайных полей, и неоглядное море волнующей ржи, и маленький фонтан центре родной станицы, и весело блестевшая на солнце речка Понура. Каждая такая минута прибавляет ещё одну крупицу к нашей любви, и ты понимаешь, что жизни все, отчего дома и без него – невозможна. И очень хочется, чтобы все это осталось вечным.

        Народ силен своими корнями. Человек по-настоящему силен только тогда, когда знает кто он такой, из какого он рода, в каком крае живет, гражданином какой страны валяется!

Звучат гимны Кубани и республики Адыгея.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

7 класс Уголок России – Отчий дом Автор: Е.А. Шевченко учитель МБОУ СОШ №2 ст. Калининская

Слайд 2

Проходят дни, бегут года, И где-то там и тут Шумят большие города, Дороги вдаль бегут. Но сколько б ни было дорог И беспокойных дней Всегда России уголок Живёт в душе моей. Уголок России отчий дом, Где туманы сини за окном. Где твои, немного грустные, И глаза, и песни - русские. Уголок России отчий дом. Е. Шевелева

Слайд 3

Задание №1 Вспомните, какие народы в прошлом населяли территорию Кубани. Их названия зашифрованы. В Т У Р К И С С А Я К А З А К И Г Р Е К И Д И Р У М Е О Т Ы Ф А Н П К А Э Г Ы К Н О Г А Й Ц Ы И Ы Р У С С К И Е

Слайд 4

Задание №2 Ответьте по плану о народах, населявших Кубань в разные эпохи: 1) Время и место проживания 2) Основные занятия населения 3)Традиции, обычаи, верование 4) Какой вклад внесли в историю Кубани 3)Традиции, обычаи, верование 4) Какой вклад внесли в историю Кубани

Слайд 5

Задание № 3. Какие еще пословицы и поговорки народов Кавказа об уважении старших вы знаете? - Не дождется авторитета не ценящий старших), - Старшего не окликают - догоняют и говорят в лицо - Почетное место – старшему - Почет оказав старшему, заслужишь уважение - Не имеющий намыса не обретет счастья - Старших и в Орде почитают (а в казачестве, дескать, тем более) - Господа старики - первейшие казаки (старшим - уважение и почёт) - Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит (т.е. пребывает с детьми вовеки) - Хлебушко - пирогу дедушка (старший, главный среди всего мучного)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголок России-отчий дом

Цель: привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Кубани.Задачи:  расширение кругозора учащихся, развитие умения работать в микрогруппах.воспитание чувства гражданственности, п...

Урок "Уголок России-отчий дом"

Урок "Уголок Россий -отчий дом". У каждого есть своя малая родина, любимое место, где родились и выросли. О достопримечательностях своего края (поселка) пойдёт рассказ в данном материале....

Классный час"Уголок России, отчий дом..."

Разработка содержит краеведческий материал, посвященный достопримечательностям Липецкой области, формирует чувство гордости и любви к малой родине....

План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"

Этапы урока:            1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...

«Уголок России - отчий край». Интегрированный урок истории и ИКН РМЭ по истории марийского края в 18 веке.

Урок обобщения. Ученики на уроке в ходе работы при помощи учителя через разнообразные приёмы,  используя презентацию, вспоминая пройденный материал проводят паралель  в изучении истории Росс...

Презентация к уроку «Уголок России - отчий край».

Презентация к интегрированному уроку по истории и ИКН РМЭ по истории Марийского края 18 века....

Конспект урока по физической культуре в 8 классе. Тема урока: Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)

Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)Цель урока:  обеспечить усвоение обучающимися техники ловли и передачи мяча в движении, ведению мяча по прямой.Задачи:общеобраз...