План-конспект урока по ИКН в 10 классе по теме "Появление новых жанров в театральном искусстве республики"
план-конспект урока по краеведению (10 класс)

Зурагаева Юлия Карловна

Конспект урока интегрированного курса марийский язык и история и культура народов Марий Эл в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_10_klasse.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»

Открытый интегрированный урок

марийского языка и истории

и культуры народов Марий Эл

в 10 классе по теме

«Марийский театр. Появление новых жанров в театральном искусстве Республики Марий Эл».

Подготовила:

 Зурагаева Ю.К.

учитель истории и

 культуры народов

Марий Эл.

2019

Тип: комбинированный.

Цели урока:  активизация знаний обучающихся о марийском театре и новых жанрах в театральном искусстве республики.

Задачи:

1)образовательные: познакомить с новыми словами по теме «Марийский театр» и повторить изученные, создать условия для практического

применения данной лексики и закрепления её в речи;

2) развивающие:  развивать логическую и эмоционально-волевую сферу обучающихся, учебную самостоятельность, навыки сотрудничества, поддерживать интерес к изучению марийского языка и истории и культуре народов Марий Эл;

3) воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, к истории родного

края;

4) медиаобразовательные: развивать умение поиска информации в

различных источниках, умение обработки и использования найденной

информации.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Планируемый результат:

Предметные:

- освоение нового материала и применение ранее изученной информации по теме урока;

- умение правильно употреблять изученный материал;

Метапредметные:

Регулятивные:

- способность самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- умение высказывать своё мнение, учиться работать по предложенному

учителем плану;

- определение степени успешности своей деятельности на уроке.

Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных

источниках; устанавливать причинно-следственные связи; строить

рассуждения; делать выводы в результате совместной работы класса и

учителя.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:  формирование гражданской идентичности, воспитание любви к малой родине и стране.

Межпредметные связи:  музыка, литература, история, марийский язык.

Оборудование: компьютерное и мультимедийное оборудование, проектор, презентация, видео.

Современные технологии:  технология активных методов обучения, технология сотрудничества, технология развития критического мышления, технология оценивания учебных успехов, технология исследовательской деятельности.

Ход урока:

  • Организация начала урока.

Приветственное слово учителя.

Эмоциональный настрой на урок.

Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха.

Слайд 1. (Занавес – визитная карточка Национального театра драмы им. М. Шкетана.)

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите?  Какие мысли у вас возникают, какие ассоциации. О чем на уроке мы будем говорить.

Правильно, мы будем говорить о марийском театре.

Слайд 2. (театральные жанры)

Учитель. Ребята, а теперь посмотрите на второй слайд. Прочитайте. Это что такое.

- Да это театральные жанры.

- А кто сможет сформулировать тему урока (ответы детей).

- Правильно. Тема урока: «Марийский театр. Появление новых жанров в театральном  искусстве  Республики Марий Эл». (Записать в тетрадь)

Целеполагание.

-Какую цель на уроке мы с вами поставили?

(вспомнить историю марийского театра и узнать новые жанры марийского театрального искусства)

Рассказ ученика о истории марийского театра. (Презентация)

Проверка домашнего задания.

Рассказ ученика о марийском отделении Всероссийской театральной общественной организации (ВТОО).

Учебно-познавательная деятельность.

Работа над новым материалом. Эффективнее всего новый материал вводить используя презентацию и прием опережающего развития, когда обучающие сами готовят новы материал к уроку.

Интеллектуальные преобразования.

 Первичное закрепление. (Записать в тетрадь ключевые моменты из презентаций и рассказов обучающихся. В конце урока будет проверка знаний).

Учитель.

- Предлагаю ознакомиться  с самыми известными жанрами театрального искусства республики.
- Это поможет не только усовершенствовать общие знания, но и подобрать для себя подходящую постановку.
- В отличие от остальных видов искусства, театральное действие – живое и настоящее. Каждый жанр театрального искусства представляет собой неповторимую гамму эмоций и чувств. Разбираясь в них, вы сможете погрузиться в мир живой сцены и стать его преданным фанатом.

- Первое о чем начнем мы говорить это о музыкальной комедии.

- Что за жанр музыкальная комедия? (ответы обучающихся)

Музыкальная комедия — музыкально-сценическое произведение, построенное на комедийной основе.

Спектакль «Салика» по одноименной пьесе марийского драматурга Сергея Николаева заслуженно вошел в золотой фонд Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана, это своеобразная визитная карточка театра.

Рассказ ученика о музыкальной комедии С. Николаева «Салика». (Презентация).

Учитель.

- Следующий жанр – оперетта.

- Что это за жанр?  (Ответы детей)

- В современном понимании оперетта это  музыкально-сценическое представление, в котором музыкально-вокальные и музыкально-хореографические номера перемежаются разговорными сценами, а основу музыкальной драматургии составляют формы массово-бытовой и эстрадной музыки. 

- Образцом марийской оперетты является музыкальная комедия Николая Арбана «Кенгеж йуд» («Летняя ночь»).

Рассказ ученика о музыкальной комедии Николая Арбана «Кенгеж йуд» («Летняя ночь»). (Презентация).

Учитель.

- Следующий жанр – опера.

- Что это за жанр?  (Ответы детей)

Опера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. В опере слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

- В истории культуры и искусства Республики Марий Эл особое место занимает 5 апреля 1963 года. В этот день на сцене Марийского государственного театра им. М. Шкетана состоялась премьера первой марийской оперы «Акпатыр» Эрика Сапаева.

Рассказ ученика. (Видео).

Учитель.

- Следующий жанр – балет.

- Что это за жанр?  (Ответы детей)

Что такое балет?

Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую».

- В начале 70-х годов композитор Анатолий Борисович Луппов приступает к работе над первым марийским балетом «Лесная легенда».

Рассказ ученика (видео).

Учитель.

- Следующий жанр – музыкальная драма.

- Что это за жанр?  (Ответы детей)

- Музыкальная драма- драматическое произведение, в котором большая роль принадлежит музыке (вокальной и инструментальной).

Образцом марийской музыкальной драмы является произведение   Василия Михайловича Регеж-Горохова "Кугезе муро" ("Песня предков") .

Рассказ ученика. (Презентация)

Учитель.

- Ребята а как вы думаете такой жанр как  рок-опера есть в марийском театральном искусстве.

- Что это за жанр?  (Ответы детей)

- Рок-о́пера это опера в жанре рок-музыки.

Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в арияхисполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по  музыке арии написаны в стиле рок.

- Звучит не совсем правдоподобно, не правда ли? Но это действительно так. Премьера первой  Рок-оперы  на марийском языке «Вий-Ар-Ме» состоялась в апреле 2018 года.

Рассказ ученика (Видео).

Учитель.

18 января 2019 года на сцене Марийского национального театра драмы имени М. Шкетана состоялась премьера спектакля по марийскому эпосу «Югорно».

Премьера прошла при полном аншлаге. Тема исторического прошлого всегда интересна народу. Пусть произведение создано не на основе реальных событий. Материалы устного народного творчества не менее ценны, ведь они переданы из уст в уста самим народом. Здесь четко выражены его чаяния, внутренние переживания.

Оригинальная декорация, задушевные мелодии и песни, уникальные костюмы, хорошая игра актеров – все это глубоко затронуло зрителей. Ему нужны такие монументальные работы, каким смело можно назвать «Югорно». Этот спектакль еще раз подтвердил большой творческий потенциал театра.

Эпос «Югорно» основан на песнях, сказаниях, мифах и легендах марийского народа. Его автором является Анатолий Спридонов, на марийский язык перевел Анатолий Мокеев. Произведение переведено Арво Валтоном на эстонский язык и издано в качестве отдельной книги.

Автор инсценировки – Василий Пектеев, он же режиссер-постановщик.

Учитель.

- Проверка знаний. Предлагаю выполнить задание.

- Соотнести жанр, автора и произведение .

Название произведения

Театральный жанр

Автор произведения

1

«Летняя ночь»

Эпос

А. Луппов

1

2

«Песня предков»

Музыкальная комедия

С. Пронин

2

3

«Салика»

Музыкальная драма

Э. Сапаев

3

4

«Лесная легенда»

Рок-опера

С. Николаев

4

5

«Акпатыр»

Балет

Н. Арбан  

5

6

«Вий-Ар-Ме»

Марийская оперетта

 В. Регеж-Горохов

6

7

«Югорно»

Опера

А. Спиридонов

7

Проверка задания в парах. Взаимооценивание.

Название произведения

Театральный жанр

Автор произведения

1

«Летняя ночь»

7

Эпос

7

А. Луппов

1

2

«Песня предков»

3

Музыкальная комедия

4

С. Пронин

2

3

«Салика»

2

Музыкальная драма

6

Э. Сапаев

3

4

«Лесная легенда»

6

Рок-опера

2

С. Николаев

4

5

«Акпатыр»

4

Балет

1

Н. Арбан  

5

6

«Вий-Ар-Ме»

1

Марийская оперетта

5

 В. Регеж-Горохов

6

7

«Югорно»

5

Опера

3

А. Спиридонов

7

Рефлексия.

- Что открыли для себя новое?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Молодцы. Мне тоже понравилось как вы активно работали, внимательно слушали своих одноклассников.

Домашнее задание.

  • С помощью веб-сервиса LearningApps.org создать викторину или  тест по теме «Марийский театр. Жанры театрального искусства».
  • Подготовить и распечатать репертуар одного из театров республики на март 2019 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс

Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока:  Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...

План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"

Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены  цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"

Тема интересная.  У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...