Сценарий праздника "Обряд гостеприимства".
методическая разработка по краеведению

Сценарий праздника "Обряд гостеприимства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_obryad_gostepriimstva.docx144.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Социокультурный центр» с. Лопхари

Khanti-mansiisk-25

Педагог-библиотекарь:

Фаина Анатольевна Рохтымова

Лопхари, 2017-2018 учебный год

 Обряд гостеприимства

 

Цель: сохранение традиций и обычаев народа ханты.

Оборудование: теплый чум, продукты, нарты, тынзян, хорей, коврик, инвентарь для игры.

Предварительная работа:

- Беседа с родителями и воспитанниками о правилах встречи гостей в чуме;

- Разучивание стихов. Разработка сценария и подготовка обряда гостеприимства;

- Предварительно необходимо распределить воспитанников на две группы – две семьи;

- Хозяевами в чуме будут дети. Распределить обязанности в чуме следующим образом: хозяйка чума, хозяин чума, помощники хозяйки.

Место проведения:  чум во дворе школы.

Ход мероприятия

Хозяйка чума со своими помощницами готовится к встрече гостей, накрывает стол.

Хозяин чума  встречает гостей на улице:

     - Здравствуйте,  дорогие гости! Вуся улаты ханам ех па ханам нэнат! (За руки здоровается со всеми гостями, приглашает гостей в чум).

Ведущая (воспитатель, представитель народа ханты)В чум первым заходит должен хозяин, вслед за ним мужчины, а затем женщины и дети. Гости, зайдя в чум, здороваются со всеми за руку. Мужчины располагаются на мужской половине чума, а женщины на своей половине со стороны входа. Ребята, попрошу вас сесть правильно, как требует обычай.

     У народа ханты есть обычай, встречать любого гостя в любое время. Даже если путник приехал поздней ночью, хозяйка должна встать зажечь  лампу, растопить печь, поставить кипятить чайник и встретить гостя. Напоить его горячим чаем, накормить, если путник дальше не едет уложить спать. Если хозяйка не встала и не встретила гостя как положено, то про нее будут говорить, что она нехороший человек.

     Хозяйка ставит чайник и накрывает стол, приглашает всех к столу, сначала угощает строганиной:

- Кушайте дорогие гости, это строганина из муксуна.

Ведущая: Некоторые семьи подают к столу целую рыбу, для того чтобы гости сами нарезали строганину, некоторые семьи подают уже готовую, нарезанную строганину в  посуде. Угощайтесь гости.

Девочки рассказывают стихотворение Романа Ругина.

Чтец 1:

Есть обычай добрый у народа:
Если нельмой или осетром
Рыбака одаривали воды -
Непременно звать соседей в дом:
Пусть, отведав лакомство,
Соседи от души желают рыбаку,
Чтоб удача наполняла сети
Долго-долго на его веку,
Чтобы в дом лишь радости входили
И достаток принесли труды,
Чтоб услышаны скорее были
Эти мысли духами воды.

Чтец 2:

Если в пазухе тайги
Оленя раздобыл удачливый стрелок,
Добрым людям — жителям селенья -
Тоже пусть достанется кусок:
Пусть они таежных духов просят
Не избыть к охотнику щедрот…
Пусть дичину чаще в дом  приносит…
Может быть, и выжил мой народ
На земле заснеженной, суровой,
Потому что издавна умел
Сердцем верить искреннему слову
И тепло сердечное имел…

Ведущая: После строганины подается горячее блюдо: уха, шурпа, мясо в отдельной посуде. Хозяйка после строганины сразу ставит на стол все, что есть дома в семье: и горячее, и сладкое к чаю.

Хозяйка предлагает гостям уху. Помощницы помогают обслужить гостей.

Ведущая: После горячих блюд пьют чай со сладостями. За чаем ведутся беседы, разговоры о новостях, об охоте, рыбалке и т.д.

Стихотворение «Песенка чайника».

Утром, вечером и днем

Медный чайник над огнем
Закипает, и  гудит,
И как будто говорит:
«Хочешь в тундре долго жить,
Надо с чаем в дружбе быть.
Ты у стада так устал,
Что почти бессильным стал…
Чаю крепкого попьешь –
Силу прежнюю вернешь!
А когда трещит мороз
В дороге ты замерз –
Пей из чашки не спеша,
Отогреется душа…
Если гости входят в чум,
Я помочь тебе хочу:
Чтоб узнал ты от гостей
Больше разных новостей –
Добрым словом привечай,
Добавляй в их чашки чай!
Отогреется душа -
И беседа хороша!»

Ведущая: Ребята, раньше был еще такой обычай, когда все гости были накормлены и вечером отдыхали, они рассказывали друг другу сказки, загадывали загадки. Я тоже хочу вам рассказать отрывок  из  сказки «Как олени стали рогатыми».

Давно это было…

Однажды зимой, в лютый мороз, нашли пастухи в сугробе раненого юношу. Стрела пронзила его сердце. Думали сначала, что умер он, а когда отогрели – ожил и вспомнил, что с ним произошло.  Жил он, оказывается,   в верхнем мире, который за облаками раскинулся. Великому Нуму – Владыке  Неба — родным племянником приходился. Хорошо жилось. По мягким облакам за солнышком гонялся, звезды, как морошку, на зубок пробовал. Но страшному колдуну, который в нижнем мире живет-прячется, не нравилось это. Выточил он черную стрелу и пронзил ею  доброе сердце  юноши. Три дня и три ночи падал юноша на землю. А когда упал и ударился,  дыхание совсем  кончилось. Только  сердце  все еще боролось со смертью. Вот таким и нашли его…

Рассказал юноша о себе и говорит: «За свое спасение я в долгу не останусь». И говорит пастуху, который его к себе в чум принес: «Тебе подарю очень дорогой подарок. С большим значением он будет. Слушай меня, пастух! Утром, когда подарок увидишь, не заблудись умом в живом кустарнике. А какую пользу от моего подарка получишь – сам догадаешься». На другое утро пошел пастух к оленям. А  там, где его стадо паслось, целый лес живых кустов качается. Смотрит пастух – у каждого оленя красивые рога выросли. Вот ведь как получилось -  рогатыми олени стали…    Давно это было…

- Ребята, давайте вспомним, какая польза от оленьих рогов? (делают украшения для оленьей упряжки, на мужской ремень, ножны, сувениры).

Ведущая: Предлагаю вам отгадать загадки:

  • Лежит на земле белый камешек,
    а внутри сердечко стучит.

(Яйцо)

  • Из пуховой одежды мамы для детишек
    мягкая постелька постелена.

(Гнездо)

  • Длинноухий модник:
    летом в сером кафтане бегает,
    а зимой – белую шубку надевает.

(Заяц)

  • Она, как снег, от солнца прячется.
    А  мышки – от нее…

(Сова)

  • Не буквы, а написаны в строчку.
    Без языка, а охотнику все расскажут.

(Следы зверей)

  • По речной глади  деревянная уточка скользит.
    Крыльями о воду бьет, а взлететь не может.

(Лодка)

  • Черный чум три месяца в тундре стоит,
    а румяный хозяин тундры за ледовитым океаном кочует.

(Полярная ночь и солнце)

  • Десять черных бусинок
    на одной веточке висят.

(Черника)

  • Ночь со сковородки блин в речку уронила,  а он не тонет.

(Отражение луны)

  • С неба летит – пляшет.
    Все, что есть в тундре,  прячет.
    А в чум попадает – плачет.

(Снег)

  • Белые олени без рогов и копыт
    по голубой тундре кочуют, серебристый ягель ищут.

(Облака)

  • Серебряный богатырь – пояс уронил.
    Золотой богатырь – поднял тот пояс,  но надеть не может.

(Дождь, радуга и солнце)

  • С молчаливым молчит, с крикуном – кричит,
    а самого не увидишь.

(Эхо)

  • Лежат на кочках кусочки янтаря,
    в рот положишь – тут же растают.

(Морошка)

После того как все попили чай хозяйка убирает со стола, моет посуду. Кружки и блюдца вытираются специальными салфетками.  Когда все убрано мужчины выходят на улицу и ведут мужские беседы, состязаются на ловкость, меткость, а женщины остаются в чуме и секретничают о своем  женском. (Диалог девочек о платьях,  поделках, женской одежде, об орнаменте).

Ведущая: Всех мальчиков приглашаем на улицу на состязания.   Ребята выходят с хозяином чума на улицу.

Проводятся  национальные соревнования среди мальчиков на улице:

  • Прыжки через нарты;
  • Перетягивание палки;

  • Метание тынзяна на хорей.

Хозяйка прибирает со стола со своими помощницами.

Ведущая: А мы, девочки, побеседуем о нашем рукоделии.

В  меховой мастерской

Мягкий свет, как сияние, струится.
В мастерской  — красота и уют.
За широким столом мастерицы
Меховые пимы людям шьют.

И движением неторопливым
Мех сшивают – стежок за стежком…
И орнамент, чтоб стал он красивым,
Обозначат цветным лоскутком.

Мастериц расцветают улыбки!
А иголки в умелых руках
В мех олений ныряют, как рыбки!…
Мелкий бисер горит в завитках.

Не пимы – сапоги-скороходы!
Заполярной зимой до весны
Ни мороз, ни снега, ни походы
Этим теплым пимам не страшны!

Ведутся тихие беседы о занятиях женщин в семье, рукоделии, достижениях (проходит выставка «Рукодельница). После девочки тоже выходят на улицу, чтобы посмотреть на состязания ребят.

Ведущая: Всем ребятам хочу сказать большое спасибо за участие в данном мероприятии. Я очень горжусь своим народом, нашим гостеприимством. Хочется, чтобы подрастающее поколение не забывали наши обычаи, соблюдали их, передавали следующему поколению. Думаю, что для себя вы сегодня узнали много нового, так как хозяева чума проделали огромную работу, беседуя с родителями, бабушками, дедушками чтобы по всем правилам встретить гостей в чуме. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гостеприимство - это не так просто"

"Гостеприимство - это не так просто" мероприятие для 7 класса...

КЛАССНЫЙ ЧАС ,,Астраханское гостеприимство"

Знакомство с историей Астраханского края, с кодексом гостеприимства жителей Астраханской области....

Классный час.Астраханское гостеприимство

Целью  является: раскрыть и изучить особенности родного города, воспитывать патриота своей родины, развивать интерес к своей малой родине. В чём приимущества этого классного часа -это то, что его...

Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия "Традиции русского гостеприимства"

В данном материале представлены примеры обучения детей традициям приёма гостей, проведения прадников....

Фестиваль национальных культур "Традиции гостеприимства"

Вариант проведения Фестиваля национальных культур...