Рабочая программа по ОДНКНР. УМК Виноградова Н.Ф.
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Прийменко Елена Валерьевна

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_odnknr_5_b_kl_2019-2020_uchebnyy_god_1.docx75.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 217

Красносельского района Санкт-Петербурга

имени Н.А. Алексеева

(ГБОУ школа № 217)

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

ГБОУ школа № 217

(протокол от 30.08.2019 № 1)

УТВЕРЖДЕНА

приказ от _________ № ____

директор___________ С.Н. Калиберда

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Основы духовно – нравственной                                  культуры народов России»

для 5 «б» класса

на 2019-2020 учебный год

Составитель:  Прийменко Е.В.,

                                                                                  учитель высшей категории

всего часов по учебному плану: 34

количество часов в неделю по учебному плану: 1

УМК: Виноградова  Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры  народов России:  5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Санкт-Петербург

2019 год

Содержание:

1. Пояснительная записка ………………………………………………………...стр. 3 – 7

2. Планируемые результаты освоения программы…………………………….. стр. 7 - 8                                            

3. Основное содержание тем……………………………………………………...стр. 8 – 9

4. Учебно – тематический план…………………………………………………...стр. 9 - 12

5. Планируемые результаты обучения……………………………………………стр. 12-13

6. Материально – техническое  и ресурсное

    обеспечение  программы ……………………………………………………….стр. 14- 15                                                                                

7. Календарно – тематическое планирование……………………………………стр. 16 - 22

8. Виды и формы контроля успеваемости………………………………………..стр.  23

9. Критерии оценки………………………………………………………………...стр. 23 - 25

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования // Сборник нормативных документов.     В основу планирования курса положена  авторская  программа: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков  из сборника Система учебников «Алгоритм успеха» 2016 год.

Данная рабочая программа составлена на основе образовательной программы ГБОУ школы № 217 и является   ее приложением. Соответствует требованиям ФГОС ООО.

При составлении рабочей программы учтены методические рекомендации                 по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),                      и основные требования к структуре и содержанию рабочих программ, определённые                    в законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897                         «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования». 

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы:                                 Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков  из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013 и  реализуется с помощью учебника Виноградовой  Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России:                 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013. 

Сроки реализации: 2019-2020 учебный год.

Нормативно – правовая база

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.);                          Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф;

Положение о Рабочей программе ГБОУ средней школы № 217 Красносельского района Санкт-Петербурга;

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ;

Образовательная программа ГБОУ средней школы № 217 Красносельского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год;

Положение о текущей и итоговой аттестации обучающихся ГБОУ средней школы № 217 Красносельского района Санкт-Петербурга;

Учебный план ГБОУ средней школы № 217 Красносельского района Санкт-Петербурга  на 2019-2020 учебный год.

Актуальность изучения курса ОДНКНР

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах.          В  пятом  классе  продолжается  реализация  главной  цели: «Формирование  первоначальных  представлений  о  светской  этике,  об  отечественных традиционных  религиях,  их  роли  в  культуре,  истории  и  современности  России». Результатом обучения за два года должно стать  пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность                     к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.  В  процессе  изучения  данного  курса  в  пятом  классе  у  обучающихся углубляется осознание  идеи,  что  общечеловеческие  ценности  (добро,  справедливость,  милосердие, честность  и  др.)  являются  продуктом  развития  двух  социальных  сфер:  традиционной культуры  каждого  народа  и  различных  религиозных  культур,  что  духовность  человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо  от  того,  из  какой  социальной  сферы  (традиций,  обычаев,  веры)  они  были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.  В  пятом  классе  продолжается  реализация  авторской  идеи,  что  основной  формой организации  обучения  является  совместная,  коллективная  деятельность  школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же                      их вкладом в духовную и материальную культуру общества.  Особое  значение  курса  «Основы  духовно-нравственной культуры  народов  России»  заключается  в  раскрытии  общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость                         и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их  возрастными  и  познавательными  возможностями:  у  детей  10-12  лет  наблюдается большой  интерес  к  социальному  миру, общественным  событиям,  они  открыты  для общения  на  различные  темы,  включая  религиозные.  Школьники  этого  возраста  уже располагают  сведениями  об  истории  нашего  государства,  ориентируются  в  понятии «культура».  У  них  развиты  предпосылки исторического  мышления,                       на  достаточном уровне  представлено  логическое  мышление,  воображение,  что  позволяет  решать  более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют  информационными  умениями  и  способны  работать  с  информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем,  увеличивается  доля  мини-лекций  учителя,  его  объяснений,  рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:

– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах                         (из реальной  жизни, истории России,  религиозных  учений)  особенностей  взаимодействия и взаимовлияния  разных  этнических  культур;  пятиклассники  продолжают  работать  с рубриками  учебника  «Обсудим вместе»,  «Жил на свете человек»,  «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

–  отражение  основного  содержания  текстов  учебника  в  иллюстративном  ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

–  последовательное  введение  новых  терминов  и  понятий,  культуроведческого                          и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Общая характеристика учебного предмета ОДНКНР

        Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в гимназии не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представленологическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа              с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»; – отражение основного содержания текстов учебника                                      в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы); – последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика). Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы: 1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»). 2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»). 3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»). Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства» «Краеведения».

Принципы организации обучения курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

1.  Культуроведческий  принцип  определяет  возможность  широкого ознакомления                   с  различными  сторонами  культуры  народов  России:    фольклором, декоративно-прикладным  искусством,  архитектурой,  особенностями  быта,  праздниками, обрядами  и  традициями.  Особое  место  в  курсе  занимает  знакомство  с  культурой, рожденной  религией.  Все  это  позволяет  обеспечить  благополучную  адаптацию

подрастающего  поколения  в  обществе  и  воспитать  важнейшие  нравственные  качества гражданина  многонационального  государства  –  толерантность,  доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.  

2. Принцип  природосообразности.  В  младшем  подростковом  возрасте                                      у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,  взаимоотношениям  людей  и  т.  п.,  что  позволяет  приобщить  её  к  философской  стороне

жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт  младших  подростков:  особенности  восприятия  ими  философских  идей,  тягу                    к эмоциональным впечатлениям, стремление к  самоанализу и  самостоятельности. Особую опасность  представляет  стремление  учителя  расширить  объем  предлагаемых  знаний, углубиться  в  изучение  специфических  идей  разных  религий,  что  может  привести  к формальному  заполнению  памяти  школьника  без  осознания  сущности  изучаемого явления.  Материал,  который  предоставляется  для  восприятия  пятиклассникам,  должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию,                         а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3.  Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор                    о  ценностях,  представленных  как  в  традиционной  народной  культуре,  так                                  и  в религиозной  культуре. Более  того,  учитывая,  что  ведущей  деятельностью  подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами:  организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,  обучением в парах, группах.

4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью  которой  являются  быт,  традиции,  этические  нормы  и  нравственные  правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов                 в данном  крае,  городе,  деревне  может  стать  основой  формирования  системы  ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого  Отечества,  а  окружающая  его  культурная  среда  –  один                    из  элементов  общероссийской культуры.

5. Принцип  поступательности  обеспечивает  постепенность, последовательность                       и  перспективность  обучения.  При  сохранении  общей  идеи  курса содержание  обучения  постепенно  углубляется  и  расширяется,  школьники  начинают решать  более  серьезные  проблемные  задачи.  Учитель  основной  школы  должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и  5  классами:  хорошо  знать  содержание  обучения  в  четвертом  классе,  использовать основные  методы  обучения,  которые  применяются  в  начальной  школе,  постепенно                             и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «ОДНКНР»

        Предмет  «Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России»  не  решает задачи  подробного  знакомства  с  разными  религиями.  Главное  назначение  предмета  – развивать  общую  культуру  школьника,  формировать  гражданскую  идентичность, осознание  своей  принадлежности  к  народу,  национальности,  российской  общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.  Исходя из этого, главной особенностью этого курса является  представление  культурообразующего  содержания  духовно-нравственного  воспитания.  Именно  культурообразующее  «ядро»  отражает  все  грани общекультурного,  этического,  религиозного  содержания,  ориентированного  на потребности  как  религиозной,  так                и  нерелигиозной  части  общества.  Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в  становление  культуры  общества,  о  роли  различных  конфессий  в  воспитании  у подрастающего  поколения нравственных ценностей.  Индивидуальная  культура  человека связывается  не  только                                          с  принадлежностью  к  определенному  этносу  и  конфессии,  а  с пониманием  величия  накопленного  человечеством  культурного  наследия,  гордостью перед  умом,  честностью,  порядочностью  предшествующих  поколений,  с  принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

В  программе  курса  5  класса  представлены  следующие  содержательные  линии:

«В мире  культуры»,  «Нравственные  ценности  российского  народа»,  «Религия                              и  культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».

Описание места учебного  предмета «ОДНКНР» в учебном плане

В соответствии с   ФГОС и школьным  учебным  планом курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе  в течение года,  один час              в неделю, общее число часов 34 из них 2 часа отведены на резервные уроки.  

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «ОДНКНР»

В  соответствии  с  федеральным  государственным  стандартом  основного  общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных  и  предметных  результатов  освоения  основной  образовательной программы.

Личностные  цели  представлены  двумя  группами.  Первая  отражает  изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

•  готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

•  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

•  личностные  качества,  позволяющие  успешно  осуществлять  различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая  группа  целей  передает  социальную  позицию  школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  понимания особой  роли  многонациональной  России  в  современном  мире;  воспитание  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

•  воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо                    от их возраста, национальности, вероисповедания;

•  понимание  роли  человека  в  обществе,  принятие  норм  нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

•   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные  результаты  определяют  круг  универсальных  учебных действий  разного  типа  (познавательные,  коммуникативные,  рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

•  владение  коммуникативной  деятельностью,  активное  и  адекватное использование  речевых  средств  для  решения  задач  общения  с  учетом особенностей  собеседников                      и  ситуации  общения  (готовность  слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку  зрения,  оценивать  события,  изложенные                         в  текстах  разных  видов  и жанров);

•  овладение  навыками  смыслового  чтения  текстов  различных  стилей  и жанров,  в  том  числе  религиозного  характера;  способность  работать  с  информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

•  овладение  методами  познания,  логическими  действиями  и  операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

•  освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового характера;

•  умение  строить  совместную  деятельность  в  соответствии  с  учебной задачей                            и культурой коллективного труда.

Предметные  результаты  обучения  нацелены  на  решение, прежде  всего, образовательных задач:  

•  осознание  целостности  окружающего  мира,  расширение  знаний  о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

•  использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

•  расширение  кругозора  и  культурного  опыта  школьника,  формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Содержание учебного курса «ОДНКНР»

Раздел 1. В мире культуры

Величие  российской  культуры.  Российская  культура  –  плод  усилий  разных народов.  Деятели  науки  и  культуры  –  представителей  разных  национальностей  (К. Брюллов,  И.  Репин,  К.  Станиславский,  Ш.  Алейхем,  Г.  Уланова,  Д.  Шостакович,  Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).  Человек  –  творец  и  носитель  культуры.  Вне  культуры  жизнь  человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,  упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги  землю  родимую,  как  мать  любимую».  Представления  о  патриотизме                          в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь  ратными  подвигами  полна.  Реальные  примеры  выражения патриотических  чувств  в  истории  России  (Дмитрий  Донской,  Кузьма  Минин,  Иван Сусанин,  Надежда  Дурова  и  др.).  Деятели  разных  конфессий  –  патриоты  (Сергий Радонежский,  Рабби  Шнеур-Залман  и  др.).  Вклад  народов  нашей  страны  в  победу  над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод  добрых  трудов  славен…».  Буддизм,  ислам,  христианство  о  труде  и трудолюбии. Люди  труда.  Примеры  самоотверженного  труда  людей  разной  национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение                     к природе. Одушевление природы нашими предками.  Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.  Семья – хранитель духовных ценностей.  Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность,  симпатия,  взаимопомощь  и  поддержка  –  главные  семейные  ценности.  О любви  и  милосердии      в  разных  религиях.  Семейные  ценности  в  православии,  буддизме, исламе,  иудаизме.  Взаимоотношения  членов семьи.  Отражение  ценностей  семьи  в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль  религии  в  развитии  культуры.  Вклад  религии  в  развитие  материальной                         и духовной культуры общества.  Культурное  наследие  христианской  Руси.  Принятие  христианства  на  Руси, влияние  Византии.  Христианская  вера  и  образование                              в  Древней  Руси.  Великие  князья Древней  Руси  и  их  влияние  на  развитие  образования.  Православный  храм  (внешние особенности,  внутреннее  убранство). Духовная  музыка.  Богослужебное  песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы  в  сокровищницу  мировой  культуры.    Декоративно-прикладное  искусство народов,  исповедующих  ислам.  Мечеть  –  часть  исламской культуры.  Исламский календарь. Иудаизм  и  культура.  Возникновение  иудаизма.  Тора  –  Пятикнижие  Моисея. Синагога  –  молельный  дом иудеев.  Особенности  внутреннего  убранства  синагоги. Священная история иудеев  в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные  традиции  буддизма.  Распространение  буддизма                        в  России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота  государства  о  сохранении  духовных  ценностей.  Конституционные гарантии  права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

        Хранить память предков.                                                                                                                                    Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные  меценаты России.  

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что  составляет  твой  духовный  мир.  Образованность  человека,  его  интересы, увлечения,  симпатии,  радости,  нравственные  качества  личности  –  составляющие духовного  мира.  Культура  поведения  человека.  Этикет  в  разных  жизненных  ситуациях. Нравственные качества человека.  

Учебно-тематический план с определением основных видов деятельности

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Введение.

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России»

2

В мире культуры

4 ч

Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры». Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя

«Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных»

3

Нравственные ценности

13 ч

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли.»

Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «»Коляда», «Святки».

Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур- стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных  средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России.

4

Религия и культура

9 ч

 Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры».Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.Чтение и обсуждение текста учебника «Как все начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседы по текстам. Обсуждение проблемы: какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождениеАнализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа  текстов. Просмотр и обсуждение видеофильмов.

5

Как сохранить духовные ценности

4 ч

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.

Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текстов

6

Твой духовный мир

1 ч

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского.

7

Резерв

2 ч

Итого: 34 часа

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство  привязанности  и  любви  к  малой  родине, гордости  и  за  своё  Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

–  проявление  гуманного  отношения,  толерантности  к  людям,  правильного взаимодействия  в  совместной  деятельности,  независимо  от  возраста,  национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

–  стремление  к  развитию  интеллектуальных,  нравственных,  эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

–  сравнивать  нравственные  ценности  разных  народов,  представленные  в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые  сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

–  кратко  характеризовать  нравственные  ценности  человека  (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).  

Рефлексивные:  

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

–  анализировать  и  оценивать  совместную  деятельность  (парную,  групповую работу)    в  соответствии  с  поставленной  учебной  задачей,  правилами  коммуникации                              и делового этикета.

Информационные:

–  анализировать  информацию,  представленную  в  разной  форме  (в  том  числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

•  Воспроизводить  полученную  информацию,  приводить  примеры  из прочитанных  текстов;  оценивать  главную  мысль  прочитанных  текстов  и прослушанных объяснений учителя.

•  Сравнивать  главную  мысль  литературных,  фольклорных  и  религиозных текстов.  Проводить  аналогии  между  героями,  сопоставлять  их  поведение                                                     с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

•  Участвовать  в  диалоге:  высказывать  свои  суждения,  анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

•  Создавать  по  изображениям  (художественным  полотнам,  иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

•  Оценивать  поступки  реальных  лиц,  героев  произведений,  высказывания

известных личностей.

•  Работать  с  исторической  картой:  находить  объекты  в  соответствии  с учебной задачей.

•  Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных                 и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

•  Высказывать  предположения  о  последствиях  неправильного (безнравственного) поведения человека.

•  Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

•  Работать с историческими источниками и документами.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

 

Главная цель курса – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе,                     а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.

Для изучения курса должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

· оборудование:  ученические  столы  и  стулья  по количеству обучающихся учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов,                  пособий  и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

· технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото-                             и видеотехника (по возможности) и др.;

· экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестетику;

- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

· библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства                                и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения                                     в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

· печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Электронные образовательные  ресурсы

Сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru

2. Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru

3. Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru

4. Сайт Рособразования - http://www.ed.gov.ru

5. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru

6. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

7. Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви -www.patriarchia.ru

8. Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии - http://www.blagovest.bel.ru

9. Сайт Белгородского института развития образования - www.ipkps.bsu.edu.ru

10. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования - http://www.ndce.edu.ru

11. Школьный портал - http://www.portalschool.ru

12. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образова-нии» - http://www.ict.edu.ru

13. Российский портал открытого образования - http://www.opennet.edu.ru

14. Учительская газета - www.ug.ru

15. Сетевой класс Белогорья - http://belclass.net

16. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества - http://www.trad-center.ru/komplekt45.htm

                                                                      Календарно – тематическое планирование курса «ОДНКНР» в  5 б классе

№ урока

Тема урока

Практика

тип/ форма урока

Контроль

Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1.    В мире культуры  4 часа

УУД:

Личностные:

 · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 · формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям;

·  умение осмысливать гуманистические традиции и ценности современного общества.

Регулятивные:

 · умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

·  умение  определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

Познавательные:

 · владеть навыком анализа и синтеза полученных знаний;

·  строит логически обоснованные рассуждения на сложном уровне.

Коммуникативные:

 · умение вести диалог, обмениваться мнениями.

1 - 2

2 часа

Величие многонациональной российской культуры

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Входной/сообщения

Уметь высказывать свое мнение, работать                  с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

02.09 – 08.09

09.09 – 15.09

3-4

2 часа

Человек – творец и носитель культуры

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Текущий/ сообщения

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Знать, как влияет самооценка на поведение человека, уметь объяснять поведение человека.

16.09 – 22.09

23.09 – 29.09

Раздел 2. Нравственные ценности 14 часов

УУД:

Личностные:

проявление заинтересованности не только в личном результате, но и осознание своего вклада в общее дело;

формирование положительного отношения к познанию.

Регулятивные:

умение принимать и сохранять учебную задачу, учитывая выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

владение умениями работать с  внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

умение выявлять особенности и признаки объектов, приводить примеры в качестве доказательств выдвигаемых положений.

Коммуникативные:

умение принимать другое мнение и позицию, допускать существование  различных точек зрения.

5 - 6

2 часа

«Береги   землю родимую, как мать любимую»

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Входной/ наблюдение учителем за освоением уч-ся содержания обучения.

Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать и обосновывать точку зрения.

30.09 – 06.10

07.10 – 13.10

7- 8

2  часа

Жизнь ратными подвигами полна

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Текущий/ наблюдение учителем за освоением уч-ся содержания обучения

Знать основные положения по теме (рачительный хозяин, источники экономии), уметь анализировать составляющие домашнего труда, потребности семьи.

14.10 – 20.10

21.10 – 25.10


9 – 10

2  часа

В труде – красота человека

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Текущий/

частичное оценивание

Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы.

05.11 – 10.11

11.11 – 17.11

11 – 12

2 часа

«Плод добрых трудов славен»

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Входной/ наблюдение учителем за освоением уч-ся содержания обучения.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.        Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

18.11 – 24.11

25.11 – 01.12

13 – 14

2 часа

Люди труда

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Текущий/ наблюдение учителем за освоением уч-ся содержания обучения

Знать основные положения по теме, какие правила помогают успешно трудиться, понимать, почему по-разному оценивается труд, уметь анализировать, делать выводы. Знать основные положения по теме (два значения – «ремесленник», творчество и творение), уметь отвечать на вопросы, давать определения.

02.12 – 08.12

09.12 – 15.12

15 – 16

2 часа

Бережное отношение к природе

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Текущий/ наблюдение учителем за освоением уч-ся содержания обучения

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их.

16.12 – 22.12

23.12 – 27.12

17 – 18

2 часа

Семья – хранитель духовных ценностей

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Входной/ наблюдение учителем за освоением уч-ся содержания обучения.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.

13.01 – 19.01

20.01 – 26.01

Раздел 3.    Религия и культура 10 часов

УУД:

Личностные:

умение осмысливать гуманистические традиции и ценности современного общества;

проявление заинтересованности не только в личном результате, но и осознание своего вклада в общее дело.

Регулятивные:

умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

умение  определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

Познавательные:

владеть навыком анализа и синтеза полученных знаний;

умение выявлять особенности и признаки объектов, приводить примеры в качестве доказательств выдвигаемых положений.

Коммуникативные:

умение вести диалог, обмениваться мнениями.

19 - 20

2 часа

Роль религии в развитии культуры

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Текущий/наблюдение

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях.

27.01 – 02.02

03.02 – 09.02

21- 22

2 часа

Культурное наследие христианской Руси.

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Входной/ сообщение

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.        Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

10.02 – 16.02

17.02 – 22.02

23 - 24

2 часа

Культура ислама

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Входной/Оценка и  самооценка учащимися своих работ

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

25.02 – 01.03

02.03 – 07.03

25 - 26

2  часа

Иудаизм и культура

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Входной/Оценка и  самооценка учащимися своих работ

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.                                                              Находить нужную информацию в печатных   и электронных источниках.                          Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

10.03 – 15.03

16.03 – 20.03

27 – 28

2 часа

Культурные традиции буддизма

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Входной/Оценка и  самооценка учащимися своих работ

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

30.03 – 05.04

06.04 – 12.04

Раздел 4.   Как сохранить духовные ценности 3 часа

УУД:

Личностные:

умение структурировать информацию,  переводить сплошной текст в таблицу или диаграмму, презентовать полученную информацию;

умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, умение анализировать и синтезировать полученную информацию.

Регулятивные:

учитывать  установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять  пошаговый контроль.

Познавательные:

владение умениями работать с  внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

умение выявлять особенности и признаки объектов, приводить примеры в качестве доказательств выдвигаемых положений.

Коммуникативные:

умение взаимодействовать в ходе работы, вести диалог, участвовать в дискуссии; умение принимать другое мнение и позицию, допускать существование  различных точек зрения.

29

1 час

Забота

государства о сохранении духовных ценностей

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Текущий/ наблюдение учителем за освоением уч-ся содержания обучения

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.                                                       Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

13.04 – 19.04

30 - 31

2  часа

Хранить память предков

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Текущий/

частичное оценивание

Осознание   целостности   окружающего   мира,   расширение   знаний   о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

Использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей

деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами.                                            Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.

20.04 – 26.04

27.04 – 03.05

                                                                                                        Раздел 5.  Твой духовный мир 1 час

УУД:

Личностные:

умение структурировать информацию, переводить сплошной текст в таблицу или диаграмму, презентовать полученную информацию;

умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, умение анализировать и синтезировать полученную информацию.

Регулятивные:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

учитывать  установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять  пошаговый контроль.

Познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать цель, анализировать вопросы, формулировать ответы;

ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные:

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия точки зрения собеседника;

учитывать  разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать  собственное мнение и позицию. 

32

 1 час

Твой духовный мир

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Входной/ наблюдение учителем за освоением уч-ся содержания обучения

Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование

умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

06.05 – 10.05

33 - 34

2 часа 

Резерв

Урок рефлексии

11.05 – 17.05

18.05 – 24.05

Виды и формы контроля и диагностики

         Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания                               в соответствии  с учебным планом.

Основным предметом оценки результатов образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Уровень обучения:  базовый.

Форма организации учебного процесса:  групповая (в классе)

Формы контроля: устный опрос, фронтальный опрос, работа по карточкам, самопроверка, тест.

В практике педагогического контроля возможно применение:

  • стартового (определяет исходный уровень, подготовленность к усвоению дальнейшего материала; проводится в начале учебного года)  
  • текущего (диагностирование дидактического процесса, выявления его динамики, сопоставления результатов обучения на отдельных его этапах).
  • тематического (после прохождения темы)
  • рубежного (контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие)            
  • итогового (осуществляется после прохождения всего учебного курса)
  • заключительного (результаты заключительного контроля должны соответствовать  уровню стандарта образования.)

В качестве методов диагностики уровня подготовки детей по ОДНКНР  используется участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах и научных конференциях различного уровня.                   

Критерии оценки

Система оценивания: традиционная

  • устного ответа:
  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути,                     не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
  • оценки работы на уроке:
  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
  • полное отсутствие активности - отметка «2»;
  • оценки тестового задания:
  • 75-100% - отлично «5»;
  • 60-74% - хорошо «4»
  • 50-59% - удовлетворительно «3»;
  • менее 50% - неудовлетворительно «2»;
  • оценки сообщения или проекта:
  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ – четырьмя баллами;
  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы  на дополнительные вопросы – тремя баллами;

полное отсутствие работы - отметка «2»;

  • Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала.

Примерные темы творческих работ и проектов:

 «Традиции моей семьи»

«История семейной реликвии»

«Мое родословное древо»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Памятники религиозной культуры в моем городе»

«Памятники в моем городе»

«С чего начинается Родина»

«Герои России»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

 «Профессиональная династия»

«Спасти и сохранить»

«Христианские святыни Красносельского района»

«Христианские святыни России»

«Иудаизм в России»

«Ислам в России»

«Буддийские монастыри»

«Религия и искусство»

1. Цели задания приняты учащимся, конкретны.

2. Замысел работы реализован.

3. Содержание оптимально (научно, грамотно, доступно).

4. Характер изложения предлагаемого материала доступный.

5. Учащийся использовал различные формы.

6. Работа способствовала формированию следующих качеств учащегося:

а) любознательность и активность;

б) эмоциональность, отзывчивость;

в) общение с учителем и сверстниками;

г) соблюдение общепринятых норм и правил поведения;

д) способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

е) владение универсальными предпосылками учебной деятельности ж) владение необходимыми умениями и навыками.

7. Учащийся сумел заинтересовать одноклассников.

Критерии оценки:

 

Достигнуто в высокой степени 3 балла. 

Достигнуто частично 2 балла.

Достигнуто в малой степени 1 балл.

Не достигнуто (или не входило в цели) 0 баллов. 

Вывод: от 42 до 35 баллов – высокий уровень,  от 34 до 21 балла – средний уровень,  ниже 21 балла - низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс. ФГОС.

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из...

Рабочая программа курса ОДНКНР

Рабочая программа ОДНКНР составлена на основе Рабочая программа по истории  составлена в соответствии с Федерального государственного стандарта (2010 г.), Примерной программой основного общего об...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016...

Рабочая программа ОДНК 5 класс Виноградова

Рабочая программа ОДНК 5 класс Виноградова...

рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

рабочаая программа по ОДНКНР 5 класс...

Рабочая программа по ОДНКНР автор Н.Ф.Виноградова

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с уазанием основных видов учебной деятельности...

Учебная рабочая программа по ОДНКНР

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков; ...