Педагогический проект историческое краеведение
методическая разработка по краеведению

Педагогический проект. Историческое краеведение. Этот материал  может помочь учителям, педагогам дополнительного образования в разработке краевеведческого материала, для составления педагогических проектов, для работы над краеведческим материалом, для разработки воспитательных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_proekt_istoricheskoe_kraevedenie.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Марий Эл, Моркинский район

Муниципальное образовательное учреждение «Моркинская средняя школа №2»

             

«Историческое краеведение.

История страны через историю своего края»

                                                 Автор проекта: Никифорова Ирина Георгиевна,

                                                    Учитель истории 1 категории

                                                             Год составления-2019 г

                       Содержание:

      I.Введение……………………………………………………………….3-7

      II.Основная часть

       1. Направления проекта:

              1. «Знакомство с историей Моркинского края»

                   2. «История моей семьи в истории поселка Морки»………….8

        2. Этапы реализации проекта…………………………………………9-11

        3. Планируемые результаты…………………………………………….12

        4. Критерии эффективности проекта…………………………………12-13

      III. Заключение…………………………………………………………….13

      IY. Использованная литература…………………………………………..14

Приложение ……………………………………………………………..15

           

I. Введение.

           Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране”.                                                                                          

                                                                                                              Д.С. Лихачев                                  

                                                  Актуальность проекта.

             В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.                            Неоспорима мысль о том, что «малая родина», отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Моркинской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей «малой родине», отчему краю.  

           В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности.

             Сегодня наше общество нуждается в поддержке культурно-исторического сознания, так как остро ощущается духовный кризис молодого поколения. Первостепенная задача учителей истории - воспитание чувства уважения и гордости к свое земле. Краеведение является фундаментом патриотического воспитания. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.

          О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании в РФ”, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” подчеркивается, что система образования призвана обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России”.

         Проблема частичной утраты своего культурно-исторического самосознания школьниками ощущается нами, учителями истории, достаточно часто и поэтому тема проекта считается актуальной. Наше время-это время глобализации. Учащиеся начинают терять связь со своим родным языком, со своей культурой. Постепенно теряется связь поколений. В дальнейшем может произойти утрата языковой и культурной  принадлежности.

            В связи с указанной проблемой разработан данный проект, определены цель, объект, предмет исследования. В дальнейшем данный проект можно использовать  в образовательной и воспитательной деятельности.

         Цель данного проекта — формирование познавательной активности и интереса обучающихся к истории своей страны через изучение истории своего края.

      Задачи:

1. Повышать у обучающихся учебную мотивацию к изучению истории.

 2.Развивать навыки самостоятельной поисковой, исследовательской      деятельности.

 3.Способствовать формированию уважительного отношения к людям, внесшим определенный вклад в историю города, страны.

 4.Формировать коммуникативные качества обучающихся и навыки публичного выступления.

5.Расширять кругозор в области краеведческих знаний.

 6.Привлекать учащихся к научно-практической и исследовательской деятельности, изучив способности каждого участника проекта

 7.Описать и обобщить собственный опыт как конечный продукт проекта.

         Гипотеза: если  учащиеся будут изучать историю своей малой Родины, то это будет фундаментом патриотического воспитания и будет способствовать повышению уровня исторического образования и воспитания общей культуры школьников.

     Объект исследования – становление исторического краеведения в контексте изучения истории своей страны и своего края.

      Предмет исследования - теоретические основы и практика реализации школьного краеведческого образования.

Участники проекта: учителя истории и обществознания МОУ МСШ №2 Александрова Н.А., Сергеева Л.Ю., учащиеся 5 -9-ых классов, родители.

Стратегия и механизм данного проекта вытекают из цели и задач, которые были определены:

  1. Выявление возможностей уроков истории, краеведения, часов внеурочной деятельности для приобщения учащихся к изучению родного края. Знакомство с трудами ученых, опытом работы коллег, методической литературой, интернет- ресурсами по данной проблеме. 2. Разработка и апробация уроков, классных часов по темам, а также выполнение творческих работ учащихся.

 3.Участие в конкурсах, фестивалях, акциях по краеведческим темам.

 4. Описание и обобщение опыта.

Применяемые технологии:

  1. Технология проектной деятельности.
  2. Технология критического мышления.
  3. Технология проблемного обучения.

Методы работы:

- кружковая работа;

 -мини-сочинения;

 -анкетирование, интервьюирование учащихся;

 -исследовательская деятельность;

  -коллективные творческие дела;

  - краеведческие конференции, выставки;

  -экскурсии, походы.

 -составление буклета «История Моркинского края», составление альбома, презентаций, проектов.

Место реализации: МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа№2».

Сроки реализации проекта: 2018-2019,  2019-2020 уч.

II. Содержание  проекта:

1. Основные направления просветительской и мотивационной работы:

                       1. «Знакомство с историей Моркинского края».

 1. Сбор материала об истории возникновения и развития Моркинского края и п. Морки.

 2.Изучение народных праздников, обычаев и традиций марийского народа.

3.Исследование истории края: прошлого, настоящего, перспектив развития.

 4. Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.

 5. Составление презентации «Достопримечательности и памятники поселка». Церковь Богоявления п. Морки.

6. Изготовление различных материалов по итогам реализации проекта для современной экспозиции школьного музея.

5. Участие в различных конкурсах по данной тематике.

6. Создание Рабочей программы кружка «Любители истории»

2. «История моей семьи в истории поселка».

1. Прививать  любовь к своей семье.

2. Учить уважать и любить традиции и устои семьи.

3. Учить составлять родословную семьи и генеалогическое древо.

 4. Участие в конкурсе сочинений «История моей семьи в истории поселка».

 5. Разработка викторины «Люби и знай Моркинский край»

6. Участие в различных конкурсах по данной тематике.

                     

                    2. Этапы  реализации педагогического проекта:

1 этап- подготовительный (сентябрь 2018 –декабрь 2018 г.) 

     1. На этом этапе создается оргкомитет из состава обучающихся, педагогов школы. Оргкомитет разрабатывает положения о конкурсе, вырабатывает критерии оценки работ обучающихся. Устанавливаются сроки выполнения работ. Размещаются объявления о начале подготовки к историческому празднику «Знатоки краеведения». Объявляются конкурсы на лучший рисунок, сочинение, генеалогическое древо, исследовательскую работу, на лучшее стихотворение.

2. Разрабатывается тематическое планирование проекта: определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.

2. Изучается научная и методическая литература по данной теме. Подбор методического материала к проекту.

3. Подбираются дидактические, философские принципов, реализуемые в проекте.

4. Происходит диагностика  учащихся (беседа, анкетирование  (прил.) с целью выявления уровня знаний учащихся по вопросам исторического краеведения.

 5.Обучающиеся самоопределяются с номинацией, в которой они будут участвовать.

 Номинации:

1. Исследовательские работы учащихся.  

2. Конкурс сочинений на тему «Марийский народ: его прошлое,  настоящее, будущее»

3. Конкурс «Добрая кукла»

 4. Конкурс  стихотворений о родном крае.

 5. Конкурс  презентаций «Моркинский край-уголок России».

  6. Конкурс фотографий  «Родной край»

Результаты первого этапа проекта:

1.Разработка нормативных документов, необходимых для реализации проекта (положение о конкурсе, критерии оценки работ, план проведения)

2 Участие в акции «Бессмертный полк», «Цветы ветерану».Май 2018г.                

3.Участие в районном конкурсе «Добрая кукла». 2 место в номинации «Традиционная кукла». Ноябрь 2018 г.

4.Участие в районном  конкурсе сочинений « Марийский народ: его прошлое, настоящее, будущее». 2 место. Декабрь 2018.

                 2 этап-основной. Реализация проекта (с проведением промежуточной диагностики) (январь 2019 -декабрь  2019г.)

         В ходе второго этапа будет организована урочная и внеурочная деятельность, направленная на решение задач проекта. Так на уроках истории, ИКН обучающиеся познакомятся с историей простых людей, живших в определенный период времени. Будет выявлена их роль и значимость в историческом процессе. Урок должен быть построен с учетом личностной значимости для ребенка, для его семьи. Например, при изучении темы «Политическое развитие в 30-40 гг.20 века» учащиеся заранее готовят рассказы-сообщения о своих бабушках и дедушках, живших в тот период времени. История будет «оживать на уроках» через личностные ощущения.

           В рамках спецкурса «Роль личности в истории» планируется более углубленное изучение материала в 9-м классе.

    Организуются индивидуальные занятия для детей, осуществляющих исследовательскую работу по заданной теме. Например «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны». Для всех желающих организуются консультации по выполнению конкурсных заданий. Организуются и проводятся встречи с «живыми носителями истории» (воины афганцы, участники локальных военных войн в Чечне, выпускники  школы, отдавшие свой гражданский долг в рядах российской армии , тружениками тыла.)

Результаты второго  этапа проекта: 

1.Выступление на классных часах, уроках и внеклассных мероприятиях, конкурсах.

2. Проведение литературно- музыкальной композиции «Наш край в Великой Отечественной войне». Январь 2019 г.        

3.Участие в Республиканской акции «Блокадные ласточки». Февраль 2019 г.

4.Участие в районной викторине, посвященной  Году театра. Март 2019г.

5. Участие в конкурсе лучших классных часов «Мой Моркинский край».  

    Март 2019 г.

6. Участие  в школьной  и районной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Март 2019 г.  

              3 этап. Заключительный (сентябрь 2019 – январь 2020 года)

1.Проведение диагностики.

 2.Анализ результатов реализации данного проекта.

1.Описание и обобщение опыта (выступления на педсоветах, публикация разработок уроков, классных часов, сборников творческих работ).

2.Выпуск сборников творческих работ, проектов учащихся для пополнения фонда школьного музея.                  

        

        3.Планируемые результаты:

Реализация данного проекта предполагает сформировать у участников проекта:

1.Систему краеведческих знаний.

2.Повысит уровень мотивации исследования родного края, изучению исторического прошлого своей малой родины и России  в целом.

3. Толерантное отношение к представителям других национальностей.

4. Уважительное и бережное отношение к культуре и природе родного края и страны.

5. Интерес к познанию нового.

6.Стремление к самовыражению и самореализации.

7.Инициативность и творчество.

8. Организованность и требовательность к себе. 

9.Развивать навыки самостоятельной поисковой исследовательской деятельности.

10.Повышение  показателей: А) количественного - число выполненных работ по разным номинациям. Планируем, что 25 % обучающихся выполнят работу в той или иной номинации.

Б) Качественного- выход работ на научно-практические конференции школы, района, республики: творческие конкурсы района и республики.

                             4.Критерии эффективности проекта

  Все творческие работы, разработанные учениками в рамках выполнения проекта, будут собраны в сборник «Вестник Моркинской земли», который может успешно использоваться на внеклассных занятиях, классных часах, а так же сможет пополнить школьный музей.

   Фотоработы, выполненные учениками в рамках конкурса «Родной край» составят сборник, который так же пополнят музейную экспозицию.

Заключение.

        Необходимо отметить, что проект не завершен, будет продолжаться. ,

    1.Формирование научно-исследовательской и творческой компетенции учащихся в обучении краеведения  подтверждается высокими результатами как учебной, так и внеурочной деятельности учителя и учащихся.

    2.Развитие навыков самостоятельной поисковой исследовательской деятельности  (составление генеологических древ помогает развивать навыки самостоятельной поисковой деятельности).

   3.Формирование коммуникативные качества обучающихся и навыков публичного выступления (при работе в группах, проводя интервью с участниками событий, обучающиеся формируют коммуникативные качества. Не менее 50% обучающихся 8 – 9 классов овладевают умениями, навыками, алгоритмом действий разработки, публичного представления и реализации ученических проектов: альманахов, исследований, мини проектов, устных журналов).

    4.Расширение кругозора в области краеведческих знаний (исследовательские работы, встречи с участниками событий, кружки расширяют кругозор учащихся в области краеведческих знаний).

    5.Приобщение учащихся к истокам патриотизма через встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, участниками локальных войн (проводятся встречи и экскурсии в музеи, направленные на формирование патриотизма).

         

                                     

                                        IV. Список литературы.

1. Голуб Т.Е. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования.М.: Издат.дом, Федоров, 2010. -138с.

3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. М.: Издательский центр «Aкадемия», 2011г. – 204с.

5. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе.Зиновьева Е.Е., 2010, - С.5.

6.Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2012. - №4. – С.15-18.

6. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе/ М.Б Романовская. // Завуч, управление современной школой. – 2007. –  № 1.

9. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.–М.: «Народное образование». 2010, №7.-С.8

                                                 

                                   Приложение 1.

Конкурс стихотворений  «Любимый поселок»  

  Ермакова Аделина, обучающаяся 5 А класса.

             Мыйын уло шочмо вер.

             Шинчавуд гай яндар ер.

             А воктеныже чодыра

             Да пеледше ломберла.

                             Шуко кайык муралта,

                             Коклан шушпык шушкалта.

                             Тора огыл олыкнаже,

                             Пеледеш вет морынаже.

             Ош вис-вис пеледалтеш.  

             Торгавуй койылалтеш.

             Мукш-влакат чонештат,

             Тамле кочкышым погат.

                         Йоратем мый вер-шоремым,

                         Чодырам да олыклам,

                          Йоратем мый Морко мландым,

                          Йоратем мый калыкнам.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальные проекты по историческому краеведению как путь личностного роста обучающихся».

Чтобы не допустить духовного упадка и распространения пессимистических настроений в стране, необходимо заботиться о создании таких условий, которые будут способствовать становлению гражданской п...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс

Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...

Интегрированный урок-проект по истории и историческому краеведению в 8 классе. Тема «Отечественная война 1812 года».

Одной из главных задач исторического образования в на­стоящее время является воспитание у учащихся патриотизма, уважения к героическому прошлому нашего Отечества. Иссле­дование Отечественной войны 181...

Авторская педагогическая разработка. Скорректированная программа предмета ДО "Историческое краеведение"

Программа предмета дополнительного образования "Историческое краеведение" расчитана на три года обучения учащихся 5-11 кл....

Педагогический проект "Литературное краеведение на уроках литературы".

Проект содержит разработанный собственный опыт включения материалов краеведения в уроки литературы....

Сценарий защиты проекта по историческому краеведению "История Зеленокумска от А до Я"

Сценарий защиты проекта по краеведению  содержит разнообразный материал: исторические сведения о создании г. Зеленокумска, фрагменты исследовательских работ учащихся....