Конспект урока на тему: «Сатиры смелый властелин» (О пребывании М.Е. Салтыкова-Щедрина на Пензенской земле)
план-конспект урока по краеведению (7 класс)

Романова Елена Владимировна

Урок литературного краеведения в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного краеведения в 7 классе на тему «Сатиры смелый властелин» (О пребывании М.Е. Салтыкова-Щедрина на Пензенской земле)

Автор: Романова Елена Владимировна, учитель МОУ СОШ с. Вадинск Вадинского района Пензенской области.

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с информацией о пребывании и службе М.Е. Салтыкова-Щедрина в Пензенском крае; показать особенности сатиры писателя; углубить знания о гиперболе, гротеске;

развивающие: сформировать умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения; развивать творческие способности учащихся;

воспитательные: воспитать читателя с активной гражданской позицией; формировать у школьников чувства совести.

Оборудование к уроку: портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, учебник,  «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, Словарь по этике под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона, Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть».

Эпиграфы к уроку:                     … никто не карал наших общественных пороков словом             более горьким, не выставлял

наших общественных язв с большей беспощадностью.

Н.Г. Чернышевский.

Я люблю Россию до боли сердечной…

М.Е. Салтыков-Щедрин.

        Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Жили-были в России 19 века двое: титулярный советник Михаил Евграфович Салтыков и сатирик Николай Иванович Щедрин. Титулярный советник служил страдая, но все же дослужившись до вице-губернатора (в Пензе и Твери), председателя казенной палаты (в Пензе, Туле и снова в Рязани), действительного статского советника, полагая, что какую-то пользу Отечеству он может принести своей честной, поперек всему остальному, службой. Сатирик изливал желчь и досаду насчет всего остального сперва в статьях и фельетонах, после в прозе, благо, что оказался наделен недюжинным даром слова, да еще слова особенного, сатирического.

Легка ли ноша такого человека? Недаром Миша Салтыков подарил эпиграфом Коле Щедрину к одной из глав 1 повести лермонтовское: «И дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью».

Конечно, вы поняли – или знали, - что Салтыков – та же самая личность, что и Щедрин.

Мы должны гордиться тем, что известный всему миру Салтыков-Щедрин жил и служил на Пензенской земле. И не каждому дана возможность держать в руках книгу, рассказывающую о пребывании писателя в Пензенском крае.

- Как бы вы определили тему нашего урока?

- Какова цель урока?

- Прочтите эпиграфы к уроку и объясните их значение.

4.  Сообщения учащихся:

 - о службе Салтыкова-Щедрина в Пензенском крае;

- воспоминания сына о писателе;

- из воспоминаний Кузнецова.

5. Беседа.

- Какие произведения Салтыкова-Щедрина вы читали? ( «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»)

- Каков жанр этих произведений? (Сказка)

-Что такое сказка?

- Почему писатель в 19 веке возвращается к древнейшему жанру сказки? (Форму народной сказки использовали многие писатели до Салтыкова-Щедрина. Они просты в понимании, маленькие по объему, высмеивают людские пороки и пороки общества. В народных сказках отразилась вера простого человека в победу добра над злом, в торжество справедливости).

6. Работа в группах.

Задание. Ответить на вопрос: какие черты народной сказки использовал Салтыков-Щедрин, создавая сатирические сказки?  Первая группа работает со сказкой «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», а вторая –  со сказкой «Дикий помещик».

(1 гр. Во-первых, сказочный зачин «жили-были». Во-вторых, устойчивые выражения, употребляемые в сказках: по щучьему веленью, по моему хотенью; долго ли, коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а врот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать. В-третьих, различные фантастические события: генералы оказались на необитаемом острове неодетые и под одним одеялом, остров необыкновенный, однако мужик нашелся…

2 гр. Самое начало «Дикого помещика» вводит нас в мир сказки: «Внекотором царстве, в некотором государстве жил-был…» И лексика напоминает народную сказку: «глядючи», «молвит», «кишмя-кишат»… Фольклорные выражения: «сказано-сделано», «по щучьему велению», «начал жить да поживать». Есть здесь и такой персонаж, как медведь Михайло Иваныч.)

- Чем похожи сказки «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? (Во-первых, главной идеей, что помещики и чиновники – паразитирующее сословие, ни на что не годное, не в состоянии не только себя прокормить, но и сохранить человеческий облик (генералы с голоду вызверились – чуть не загрызли друг друга, глупый помещик «одичал». Мужики и в первой, и во второй сказке – основа жизни, они обеспечивают всех и пищей, и товарами. Но писатель осуждает их инертность, покорность: в «Диком помещике» их посадили в клетушки, как животных, а они тут же стали подати платить; в «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» мужик сам для себя веревку вьет и к дереву привязывается, чтобы не убежал. Во-вторых, сказки похожи по форме, реальное переплетается с фантастическим, сказочные элементы с канцелярским и просторечным; в обеих сказках использованы гипербола и гротеск).

-Что такое гипербола и гротеск? Приведите примеры ( Работа в группах).

7. Литературная разминка

- А кто у нас самый внимательный? В какой сказке упоминается Пенза? ( В «Повести…» господа военные читают «Московские ведомости», в которых среди прочих губернских городов есть и Пенза. «Сыщут нумер, усядутся над тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани – и ничего, не тошнит…»)

8 Слово учителя.

Зло высмеяв в сказке генералов, обнажив их внутреннюю пустоту, прикрываемую в обычной жизни мундирами и орденами, автор следующее произведение посвящает раскрытию одной из причин нравственного падения и опустошения человека. Этим произведением является сказка «Пропала совесть». «Пропала совесть… Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать».

Известно, что в последние месяцы жизни у Салтыкова-Щедрина появляется замысел: написать произведение под названием «Забытые слова». Он говорил: «Мне хотелось бы перед смертью напомнить публике о когда-то ценных и веских для нее словах: стыд, честь, совесть, которые нынче забыты и ни на кого не действуют…»

- Что такое совесть? (Ответы учеников).

Вот что писал о совести поэт В.А. Жуковский:

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель,

О совесть, наших дел закон и обвинитель,

Свидетель и судья!

9. Работа со словарями.

-Обратимся к словарям, которые помогут нам лучше понять, что же такое совесть?

              «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувства в человеке, внутренне сознание добра и зла; невольная любовь к добру и истине; прирожденная правда в различной степени развития». (В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т. Т.IY М.  1989)

«Совесть – категория этики…характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности (во многих европейских языках слово «совесть» этимологически значит «совместное знание» в русском языке оно имеет такой же смысл и происходит от слов «со» и «ведать» - «знать»). Совесть может проявляться не только в форме разумного сознания нравственного значения совершаемых действий, но и форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений совести или в положительных эмоциях «спокойной совести…». Таким образом, совесть – это субъективное сознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Но форма этого сознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой». ( М., 1989)

10. Познакомимся со стихотворением Н.И. Рыленкова «Совесть», которое показывает, насколько важно для человека это нравственное чувство.

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

 И не стареет вопреки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё ровно - шумит ли в поле вьюга,

Поют ли в перелеске соловьи,-

Держи ответ и ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.

Чего скрывать – с ней нелегко живётся,

Но мы гордимся, в новый путь спеша,

Что совестливой издавна зовётся

В народе русская душа.

11. Работа со сказкой «Пропала совесть».

Беседа.

-Вспомним сюжет сказки Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и обсудим ее. Что осуждает писатель в этой сказке? ( Общество, потерявшее совесть)

- Почему никто не хотел приютить совесть, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук?

- Что означают выражения: «спокойная совесть» и «нечистая совесть»? (Спокойная совесть означает, как говорил Фейербах, что человек не чувствует за собой никакого злого поступка, никакого действия, которое должно было бы бояться мнения других людей.  Нечистая совесть есть нечто иное, как страдание по поводу невыполненного долга, по поводу боли, причиненной другому человеку по недоразумению, оплошности или преднамеренно.)

- А у А.С. Пушкина есть выражение: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». Почему человек с нечистой совестью жалок?

- Во что верит писатель?

( Писатель выражает уверенность в том, что совесть, выброшенная, как ненужная старая тряпица, попав в колыбель, где лежит маленькое русское дитя, найдет в нем своего защитника.)

- И я думаю, о том, что все вы будете честными и совестливыми людьми и о каждом из вас смогут сказать: «Это человек с чистой совестью».

12. Итог урока.

Слово учителя.

Сказки – итог многолетних наблюдений, итог всего творческого пути писателя. Вряд ли возможной была бы исключительная продуктивность Салтыкова-Щедрина в 1868 -1870 гг. без его жизни в провинциальной Пензе.  Но неизменной осталась вера Салтыкова-Щедрина в свой народ, в свою историю. «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России…». Эти слова можно считать эпиграфом ко всему творчеству сатирика, гнев и презрение которого рождались из суровой и требовательной любви к Родине.

13. Рефлексия.

-Чем мы занимались на уроке?

- Достигнуты ли цели урока?

- Что полезного взяли для себя?

14. Задание на дом.

1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Забытые слова».

2. Прочитать «Историю одного города».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сатиры смелый властелин" Салтыков-Щедрин

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Сатиры смелый властелин". М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик. Своеобразие сатиры. "Сказки"...

Методическая разработка урока литературы на тему: "Сатиры смелый властелин".

План-конспект урока по анализу комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Беседа с уч-ся по произведению идёт параллельно со словарной работой....

Д.И.Фонвизин. «Сатиры смелый властелин». Презентация.

Презентация к уроку литературы "Д И. Фонвизин. Слово о писателе", 8 класс, учебник под редакцией В.Я. Коровиной....

Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.

Уроки по изучению М. Е. Салтыкова- Щедрина,  считаю, требуют серьезной подготовки самого учителя. Предлагаю подробный материал проведения урока по сказке" Дикий помещик."Основное внимание сосредо...

Части 1- 2 Д. И. Фонвизин. "Сатиры смелой властелин". 9 класс.

Интерактивная презентация по творчеству Д.И. Фонвизина включает в себя фотодокументы, иллюстрации,  таблицы, видеофрагменты и музыкальное сопровождение, анализ произведений, материалы в форм...

Внеклассное мероприятие по литературе в 8 классе «Сатиры смелый властелин» (к 270-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)

Внеклассное мероприятие посвящается 270- летию  со дня рождения Д. Н. Фонвизина (на примере комедии «Недоросль»).Проблемы, рассматриваемые в комедии, актуальны и в наше время. Цели...

Урок-викторина по литературе в 9 классе на тему "Сатиры смелый властелин (по творчеству Фонвизина)"

Любой урок преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Но достигается она различными средствами, которые отражаются разными целями. В рамках заданной программой обучения общей цели...