Организация экскурсий в урочное и внеурочное время
статья по краеведению

Хромова Наталья Александровна
Важность изучения природы и хозяйства Краснодарского края заключается не только в том, что этот регион является нашей малой Родиной, но и имеет важное экономико-политическое значение для России. Краеведческий аспект может реализовываться через разные формы проведения уроков. Это уроки-эскурсии, уроки-исследования, презентации, виртуальные путешествия по родному краю. Основными районами наших экскурсий являются Туапсинский, Апшеронский и Горячеключевской районы. В результате этих путешествий ребята накапливают краеведческий материал, участвуют в конкурсах, создают презентации. Для более полного знакомства с природой и хозяйством края нам помогают виртуальные экскурсии с применением современных информационных технологий. Что бы экскурсия прошла успешно нужно ее правильно организовать. В этом могут помочь советы методиста Б.Е.Райкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_ekskursiy_v_urochnoe_i_vneurochnoe_vremya.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ  В УРОЧНОЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Хромова Наталья Александровна

Красноармейский район

МБОУ СОШ №55

8(918)1191770

Аннотация

Важность изучения природы и хозяйства Краснодарского края заключается не только в том, что этот регион является нашей малой Родиной, но и имеет важное экономико-политическое значение для России.

Краеведческий аспект может реализовываться через разные формы проведения уроков. Это уроки-эскурсии, уроки-исследования, презентации, виртуальные путешествия по родному краю.

Основными районами наших экскурсий являются Туапсинский, Апшеронский и Горячеключевской районы. В результате этих путешествий ребята накапливают краеведческий материал, участвуют в конкурсах, создают презентации.

Для более полного знакомства с природой и хозяйством края нам помогают виртуальные экскурсии с применением современных информационных технологий.

Что бы экскурсия прошла успешно нужно ее правильно организовать. В этом могут помочь советы методиста Б.Е.Райкова.

 

«...Несомненно, придет время, когда учебные прогулки и оздоровительные путешествия составят необходимый элемент воспитания, то есть человек, не видавший достаточно различных концов своего отечества не будет считаться вполне образованным человеком».

В.Ф. Каптерев

Одна из сторон школьного краеведения заключается в изучении учащимися под руководством учителя определенной территории – своей местности.

Введение регионального компонента в государственные стандарты общего образования и более глубокое изучение своего родного края – особенно значимо для Краснодарского края, так как данная территория, входящая в ЮФО, имеет важное экономико-политическое и военно-стратегическое значение для России, отражая при  этом национально-религиозные особенности Кубанской земли.

В основе школьного курса краеведения лежит простая истина, что свое, близкое и родное в природе, человеческой жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое. На уроке, на каждом его этапе учителю можно и нужно подводить учащихся к «местным» примерам, используя примеры из географии родного края: это знакомые учащимся объекты, окружающая их среда. Проявив интерес на локальном уровне, ребятам будет легче отработать учебные действия на более крупных, глобальных уровнях. На уроке географии формирование УУД должно происходить при постоянном обращении к краеведению. На примере своего края можно проследить, проанализировать, закрепить понятия о природных явлениях, хозяйственной деятельности человека, демографических проблемах.

Многие  темы курса географии могут быть насыщены примерами и элементами краеведческой работы.

Краеведческий аспект может реализовываться через разные формы проведения уроков. Это уроки-экскурсии, уроки-исследования, презентации, виртуальные путешествия по родному краю.

Экскурсия в природу – одна из форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Во время экскурсий происходит накопление у младших школьников правильных представлений о природных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических понятий.  С младшими школьниками мы совершаем экскурсии на пришкольный участок для наблюдений за погодой, растительностью,  отрабатываем навыки ориентирования, проводим обычную глазомерную съемку. Так же при изучении темы «Реки» провожу экскурсию к ближайшему водоему – Ангелинскому ерику  - для определения правого и левого берега, отдельных частей реки. Для придания краеведческой направленности экскурсии рассматриваю реку как «нашу реку». В таком случае водоем воспринимается как элемент краеведческого комплекса, как одно из природных условий, при которых развивается хозяйство нашего района.

Большое внимание уделяю экскурсиям во внеурочное время. Такие поездки формируют и личностный результат, и метапредметный, и конечно, предметный результат. При организации внешкольной экскурсии я обязательно даю учащимся обзорную информацию о посещаемой территории,  используя при этом выдержки из произведений научной и художественной литературы, сравнения, интересные факты. Основными районами наших экскурсий являются:

- Абинский район, окрестности станицы Шапсугской.  Сюда мы совершаем однодневные экскурсии и многодневные походы, где учащиеся знакомятся с грязевым вулканом Солонцы, скалой «Чертов палец», горой Свинцовой, с дольменами, минеральными источниками, растительным и животным миром Абинского района, реками Абин и Адегой, геологическим прошлым нашего края. Во время многодневных походов проводим краеведческие викторины.

- Тупсинский район. Это один из моих любимых объектов путешествия. Мы совершаем переход по маршруту: гора Индюк- гора Семашко – гора Два Брата. Здесь мы закрепляем знания о том, что такое «высотная поясность», отрабатываем понятия хребет, гребень, каньон, седловина, перевал и прочие. Также экскурсия по этому маршруту  носит военно-патриотический характер, так как проходит по местам активных боевых действий в Великую Отечественную войну.

- Горячеключевской район. Эти места позволяют нам познакомиться с водопадами, ущельями, ребята определяют элементы реки, скорость течения. Во время каждой экскурсии мы вспоминаем с учащимися, что такое «паводок» и что именно паводочный режим носят реки Краснодарского края. Несколько раз мы были свидетелями этого явления, что приводило детей в неописуемый восторг. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

- Апшеронский район. Постоянно организую экскурсионные поездки на туристическую базу «Нежная». Дорога довольно длительная и за это время мы напоминаем учащимся геологическую историю формирования территории Краснодарского края, закрепляем понятие «высотная поясность», вспоминаем, как изменяются температура и давление с высотой. Здесь учащиеся знакомятся с  карстовыми формами рельефа: каррами, воронками, пещерами; своми глазами видят, что такое куэсты. Так же одним из излюбленных объектов Апшеронского района является Гуамское ущелье, где учащимся предлагается познакомиться с уникальной красотой реки Курджипс. Помимо удивительных объектов гидрографии, дети своими глазами могут увидеть оползень, чего не встретишь в нашей местности.

В результате экскурсий ребята накапливают определенный краеведческий материал, делают фотографии, привозят интересные находки. Итогом экскурсий являются исследовательские работы: «Грибы лесной зоны Краснодарского края» (Белецкая Марина, 6 класс), «Лягушки и жабы лесной зоны Краснодарского края» (Зеленский Николай , 7 класс), «Редкие цветковые растения Абинского района» (Белецкая Марина, 7 класс), «Гуамское ущелье» (Терян Нара, 11 класс) и пр. Также ребята делают отчеты в форме презентаций Power Point «Памятники природы Краснодарского края».

Но, к сожалению, далеко не все объекты не только Краснодарского края, но даже нашего Красноармейского района, мы можем посетить в силу различных причин.  Тогда к нам на помощь приходят информационные технологии.  На уроках географии мы вместе с детьми можем совершить экскурсию виртуально, и побывать в разных уголках нашей малой Родины, посетить различные предприятия, познакомиться с объектами инфраструктуры.

При организации экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся, подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала. Б.Е. Райков  российский методист – биолог, видный педагог, дал основные советы учителям для подготовки экскурсии.

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию.

3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала. 

География – уникальный предмет школьной программы. Реализовать краеведческий аспект согласно новым стандартам образования возможно только от изучения на локальном, местном уровне своего края к изучению более крупных объектов через введение элемепнтов краеведения практически на каждом уроке географии.

 

Список литературы

1.Журнал «География в школе», 2004 г., №4

2. Журнал «География в школе», 2004 г., №7

3. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.:Академия, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время.

Определить стратегию педагогического взаимодействия с одарёнными школьниками и учащимися, имеющими высокую образовательную потребность, и отобрать эффективные методы и приёмы работы с данной категорие...

Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся в урочное и внеурочное время

Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».«Интернет пришел в школы России, а ...

Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время

В данной статье рассказывается о способах развития творчесих способностей учащихся в урочное и внеурочное время....

Педсовет по теме "Организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время (теория)".

Педсовет по теме "Организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время (теория)" состоит из доклада и презентации....

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС ...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Презентация на тему "Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС"...