олимпиада по креведениюдля 8-11 классов.
материал для подготовки к егэ (гиа) по краеведению (9 класс)

Петухова Наталья Валерьевна

Маиерал содержит задания муниципального тура олимпиады по краеведению и ключи к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_kraevedeniyu.docx273.83 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада школьников по историческому краеведению

(муниципальный уровень)

8-11 класс.

Время – 180 минут.                                                                  Максимальный балл – 70.

1. Соотнесите элементы традиционного коми жилища и их определения:

1. клеть

А. бревно с выдолбленным низом и комлем, из которого вырезалась стилизованная фигура животного или птицы

2. охлупень

Б. тонкие бревна, на которые укладывали тесины крыши

3. матица

В. настил из досок над входной дверью, от печки до стены

4. слеги

Г. помещение для хранения хозяйственного инвентаря и одежды

5. полати

Д. загнутые концы слег, стилизованные под птиц

Е. толстое круглое бревно, расположенное по центру потолка

2. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и ответьте на вопросы.

«Большие надежды в начале XIX в. связывались с ______ каналом,

строительство которого возобновилось в 1803 г. по указанию императора _________. В

1805 г. для того, чтобы ускорить работы по строительству  канала и усилить контроль за их выполнением, надзор за строительством был поручен пермскому и вятскому генерал-губернатору Модераху. В 1806 г. русский статистик Зябловский писал: «Канал сей заслуживает внимания частию потому, что посредством оного разные произведения из губерний Вятской, Пермской, Оренбургской могли бы привозимы быть в кратчайшее время к Архангельскому порту, а частию потому, что можно плавить беспрепятственно корабельный лес к Архангельскому адмиралтейству, растущий в великом изобилии в сей стране, особливо около Чердыня». Канал мог оживить экономическую жизнь Коми края, укрепить его связи с Прикамьем.

 В 1812 г. на строительстве окончили выемку земли, но его дальнейшее обустройство

было приостановлено из-за войны с Наполеоном. Частично судоходство по каналу все же

открылось. В 1813 г. по нему прошли 48 судов с грузом. Вскоре выяснилась необходимость доделки канала. Работы возобновились в 1818 г. и в основном завершились в 1822 г. Через некоторое время стало ясно, что надеждам на канал не суждено было оправдаться. Он был построен с большими техническими ошибками, недостаточно глубок».

2.1.) О каком канале идет речь? Назовите имя императора, правившего в России в указанное время.

2.2) Какие выгоды от строительства канала названы в тексте? Приведите любые две.

2.3) Какие еще постройки производились в указанное время в Коми крае и шли очень долго? Назовите любую из них. 

3. О ком идет речь?

А) Коми землепроходец, участвовавший вместе Ф.А.Чукичевым в открытии и освоении земель по рекам Яне и Индигирке. В 1642 г. во главе небольшого отряда отправился на восток, где открыл реку Алазею и заложил первое поселение. Затем плавал вдоль побережья материка до устья реки Колымы, обложив ясаком местное население. В 1646 г. или чуть позже погиб.

Б) Рудоискатель, родившийся в 1698 г. в г.Каргополе. Занимался поиском полезных ископаемых на Севере. «Сыскал» нефтяной ключ невдалеке от современного г. Ухты и наладил добычу нефти. Отвез нефть в Москву в Берг-коллегию, потом стал поставлять в аптеку. Промысел прибыли не дал. Предприниматель разорился, попал в долговую тюрьму, где в 1753 г. умер.

В) Коми ученый – энциклопедист, один из организаторов научных исследований в крае. Родился в с.Палевицы. Краеведческой работой занимался с 1918 г. Изучал синтаксис коми языка, памятники древней коми письменности. Также исследовал коми этнографию (дохристианские верования, народное прикладное искусство, традиционные праздники и обряды), фольклор, археологию. Написал более 80 научных работ.

Г) Заслуженный мастер спорта СССР, олимпийский чемпион Лейк-Плэсида (США) 1980г., где стал олимпийским чемпионом в эстафетной гонке 4х10 км. Уроженец Ижемского района.

Д) Уроженец д. Бор Ношульского сельсовета Прилузского района Коми АССР. 18 сентября 1943 г. повторил подвиг Александра Матросова, бросившись грудью на вражеский пулемет. Ценой своей жизни обеспечил успех своему батальону на Лютежском плацдарме. Посмертно 10 января 1944 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.

4. Прочитайте отрывок из поэмы  В.Савина « Сыктывкар» и ответьте на вопросы.

Мой Сыктывкар!

Повидал ты немало.

Век твой немал

Да и путь твой немал!

Шутка сказать! –

Сколько лет миновало,

Как по Указу

Ты городом стал!

Званье такое

Дается не сразу.

Титул почетный,

Он вовсе не прост:

Века четыре, считай,

До Указа

Был ты – «починок»

И был ты – «погост».

Время тянулось,

Бесцветно и вяло.

Средь необжитых

Угрюмых холмов

Церковь Георгия

Важно стояла,

Горстка чиновничьих

Низких домов.

В темень лениво

Пролает собака,

Тень прошмыгнет

И опять никого.

Но знаменитости,

Тоже, однако –

Часто притом –

Приезжали в него.

4. 1. Сколько лет назад Сыктывкар стал городом? По чьему указу это произошло? Как он тогда назывался?

4.2. Объясните значение слов «починок» и «погост».

4.3. Кто из династии Романовых приезжал в город?  

5.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Год

Событие

Участник события

_____________ (А)

советско-финская война

______________ (Б)

1918г.

_______________ (В)

_______________ (Г)

_____________ (Д)

преобразование Коми ССР в Республику Коми

Ю.А.Спиридонов

Пропущенные элементы:  

1) создание коми алфавита

2) гражданская война

3) Великая Отечественная война

4) В.А.Молодцов

5) И.П.Марков

6) 1918-1920 гг.

7) 1939-1940гг.

8) 1992 г.

9) Н.В.Оплеснин.

6.  Рассмотрите карту и выполните задания

6.1. Напишите название войны, в период которой проходили данные военные действия.

6.2. Напишите название населенного пункта, обозначенного цифрой «1».

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c14c9b488d95a355777a5012d03561a0-srl&n=13

7. Рассмотрите изображение и выполните задания.

7.1. Назовите данный предмет. Для чего он использовался?

7.2. Назовите стиль, к которому относится данный предмет.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e9a8be51880b595e9c3ddb158eaa69f1-l&n=13

8. Продолжите коми народные приметы:

А) Солнце садится в облако –

Б) Месяц находится кверху рогами –

В) Радуга спускается в воду-

Г) Кузнечик стрекочет-

Д) Пенные пузыри на воде –

Е) Вечером густой туман –

Ж) Ласточки летают низко –

З) Собака ест траву –

И) Снег под ногами хрустит -

К) Солнце заходит ясным, золотистым -

9. В 2020 году будет праздноваться 75-летие Великой Победы. Ответьте на вопросы, касающиеся вклада жителей края в достижение этой Победы, отражения событий войны в творчестве коми писателей и поэтов.

А) Какая дивизия была сформирована преимущественно из коми воинов?

Б) Первая коми писательница, обратившаяся к теме Великой Отечественной войны. Ее повесть «Рассказ об отцах» пронизана воспоминаниями, осмыслением трагического испытания людей войной.

В) Как назывался танк, построенный на деньги, собранные школьниками Коми АССР?

Г) Назовите книгу И.Торопова, за которую автору в 1984 г. была присуждена Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького. В книге художественно воссоздан подвиг тружеников тыла. В ней несколько рассказов и повестей, объединенных одним героем Федей Мелехиным.

Д) Известный коми поэт, участник Великой Отечественной войны, автор многих поэтических сборников на коми языке и в переводах «Фронтовая дорога», «Я славлю мир», «Вечный огонь».

10. Назовите и опишите любой памятник культуры, находящийся в Республике Коми. При описании придерживайтесь следующего плана:

1. Где находится памятник.

2. Как выглядит (что представляет собой).

3. Автор(ы) данного памятника.

4. Время создания (точное или примерное – век, десятилетие).

5. Чему (кому) посвящен, в честь какого события создан.

Ответы и критерии оценивания:

№ задания

Ответ

Балл

1.

ГАЕБВ

Максимально – 5 баллов; по 1 баллу за каждое правильно определенное соответствие.

2.1.

Северо-Екатерининский канал, Александр I

2 балла (по 1 баллу- за название и имя императора)

2.2.

Беспрепятственная перевозка грузов в другие губернии, оживление экономической жизни края, укрепление торговых связей.

1 балл

2.3.

Свято-Стефановский собор в Усть-Сысольске

2 балла

3.

А) Дмитрий Михайлович Зырян

Б) Федор Савельевич Прядунов

В) Алексей Семенович Сидоров

Г) Василий Павлович Рочев

Д) Семен Алексеевич Сердитов

Максимально – 10 баллов; по 2 балла за каждое правильно определенное имя.

4.1.

240 лет назад (2020-1780=240); по указу императрицы Екатерины II; город назывался Усть-Сысольск.

3 балла: по 1 – за каждую правильно названную позицию.

4.2.

Починок – поселение, расположенное на значительном удалении от прежнего места жительства основателей, позднее становился отдельной деревней.

Погост- поселение с церковью.

Максимально – 4 балла; по 2 балла за каждое правильное определение.

4.3

Великий князь Сергей Александрович Романов (дядя Николая II) был в Усть-Сысольске в 1898 г.

3 балла.

5.

75148

3 балла – без ошибок,

2 балла – 1 ошибка,

1 балл -2 ошибки

6.1.

Гражданская война

1 балл

6.2.

с. Чукаиб

2 балла

7. 1.

Подвеска /шумящая подвеска; использовалась

как украшение / как оберег

2 балла – обе позиции;

1 балл - любая одна позиция.

7.2.

Пермский звериный стиль

2 балла

8.

А) Солнце садится в облако – к дождю.

Б) Месяц находится кверху рогами – будет мороз.

В) Радуга спускается в воду - к дождю.

Г) Кузнечик стрекочет - к хорошей погоде.

Д) Пенные пузыри на воде – к продолжительным дождям.

Е) Вечером густой туман – к хорошей погоде.

Ж) Ласточки летают низко – к дождю.

З) Собака ест траву – будет дождь.

И) Снег под ногами хрустит – к оттепели.

К) Солнце заходит ясным, золотистым – завтра будет хорошая погода.

Максимально – 5 баллов: по 0,5 балла за каждую правильно продолженную примету.

9.

А) 28-я Невельская Краснознаменная стрелковая дивизия (Невельская дивизия)

Б) Н.Н.Куратова

В) танк «Пионер Коми АССР»

Г) «Скоро шестнадцать» («Регыд дас квайт»)

Д) С.А.Попов.

Максимально -15 баллов: по 3 балла – за каждый правильный ответ.

10.

Описание дано по плану, оно подробное, точное, не содержит исторических ошибок.

Пропущены какие-либо пункты плана.

Описание содержит исторические ошибки, неточности.

Максимально – 10 баллов.

Минус 2 балла за каждый пропущенный (не отраженный в описании) пункт плана.

Минус 1 балл – за каждую ошибку.

Максимально – 70 баллов.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городская олимпиада по химии. 8-11 классы.

Задания и ответы для 8-11 классов....

Олимпиада по биологии 10-11 классы

Олимпиада по биологии /школьный этап/ 2011-2012 учебный год. Задания олимпиады составлялись централизованно и распространялись по школам района. Работа содержит ключ ответов....

Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по обществознанию 10 класс

Материал для проведение первого (школьного) этапа олимпиады по общестовзнанию для 10 класса...

Олимпиада по французскому языку. 5 класс

Теоретический материал для 5 класса...

Олимпиада по французскому языку. 6 класс

Теоретический материал для 6 класса...

Протоколы олимпиад по математике 5- 9 классы и по физике 7-9 классы

В протоколах представлены результаты олимпиадных работ учащихся  с 5 по 9 классы по математике и с 7  по 9 классы по физике. места распределены согласно набранным процентом выполненных задан...

Школьная олимпиада по математике с 5 класса по 11 класс с полным решением

В каждом классе подобрано по пять заданий, расчитанных на 90 минут....