Сельское хозяйство, торговля, промышленность и транспорт.
план-конспект по краеведению

Купич Анна Александровна

конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Сельское хозяйство, торговля, промышленность и транспорт в 19 веке.

Сельское хозяйство можно разделить на основные отрасли: животноводство, земледелие, виноделие.

Экстенсивное животноводство – это когда скот основную часть года содержался на подножном корму (природная трава лугов).

Животноводство 

 1.Коневодство. (развитая отрасль с/х, табунное коневодство с ростом цен на землю уступило подворному).

2.Крупный рогатый скот. (мясо и рабочая сила)

3.Овцеводство. (грубошерстные овцы, с 1870-х гг. мерсиновое тонкорунное овцеводство).

4.Козы, свиньи, домашняя птица.

 Вывод: животноводство хорошо развивалось на Кубани, для этого были все условия.

Земледелие.

1. До 1880-х гг. уделялось внимания намного меньше, в 1860-х гг. одно из последних мест в стране по урожайности.

2. В 80-90-х гг. XIX в. Переходили к трехпольным севооборотам, применению удобрений, поливке полей. Все больше полей отводилось под злаковые культуры: пшеница, ячмень. (Трехпольная система земледелия — система земледелия, широко распространенная в прошлом в Европе, при которой пахотная земля делилась на три части. Каждое из полей год находилось под паром, в то время как два других засевались зерновыми культурами. Трехполье исчезло после того, как обнаружилось, что клевер обогащает почву и пар совсем не обязателен.)

3. К концу 1890-х гг. подсолнечник занимал третье место кубанских посевов.

4. В 1860-х гг. в районе Анапы табачные плантации. В конце XIX в. Кубань вышла на первое место в России по сбору табака высших сортов.

5. Огородничество – помидоры, капуста, огурцы, лук – центр – Лабинский отдел.

    Бахчеводство – центр – Ейский отдел.

    Садоводство – из-за войн сады пришли в упадок, в 1880-х гг. возрождение – выдавали бесплатные саженцы.

Вывод. Сначала жители Кубани не придавали большого значения земледелию, но с приходом «иногородних», земледелие стало развиваться и в некоторых отраслях достигло первых мест по стране.

Виноделие.

Виноград был древнейшей плодовой культурой Кубани. Но, но как отдельная отрасль с/х виноградарство стало развиваться в конце XIX в. На Тамани и Черноморском побережье. Центр разведения – имение Абрау-Дюрсо в 1871г..Огромный вклад в виноградарство внесли начальник Черноморского округа Д.В. Пиленко и агроном Ф.И. Гейдук.

К концу века – винодельческая продукция не уступала на внутреннем рынке со знаменитыми напитками провинции Шампань.

Вывод. Отрасль виноградарство занимало важное значение в с/х Кубани, принося огромный урожай.


Торговля

Увеличение объема продукции сельского хозяйства требовало расширения сбыта, что стимулировало развитие в крае рыночные отношения, то есть торговля.

Ярмарочная торговля – основная система сбыта продукции на внутреннем рынке Кубани. Она продолжалась от нескольких дней до двух недель. Славились Старощербиновская, Кущевская, Кавказская и др.

Купленный товар отправляли по Кубани, в Турцию, Францию, Германию, Грецию. В 70-90-х гг. XIX в. стала развиваться стационарная торговля – постоянная на сельских и городских базарах.

Вывод. На первое место вышла кубанская пшеница – ее вывозили в центральную Россию и почти во все рынки Европы. Так же на внутреннем рынке России и за рубежом большой спрос был на скот, семена подсолнечника, табак, шерсть, кожу. На Кубань завозили фабрично-заводскую и земледельческую технику – паровые молотилки, сноповязалки, сеялки, косилки и другую технику. С приходом техники намного увеличилась урожайность на Кубани.

Становление кубанской промышленности.

1. Мукомольное производство – примитивные (ручные), высокомеханизированные паровые, водяные, ветровые.

2. Маслобойное производство – в1899г. Братья Аведовы в Екатеринодаре до 20 тонн масла в сутки.

3. Винокуренное производство – в 1890-е годы завод барона В.Р. Штейнгеля за год 5 млн тонн спирта

4. Нефтяная промышленность – в 1864г. Отставным полковником А.Н. Новосильцевым в долине реки Кудако построена первая в стране буровая вышка, в 1866г. Первый нефтяной фонтан.

5. Цементная промышленность – ведущие позиции в экономике края. В начале 1880-х в районе г. Новороссийска первый завод по выработке высококачественного цемента. Через год завод лидер по России.

6. Металлообрабатывающая промышленность – в 1886г австрийский подданный запустил первый завод – земледельческие машины, механизмы для мельниц и маслобоен.

7. Кожевенные и табачные предприятия.

Давайте теперь рассмотрим, какое же влияние развитие промышленности оказало на изменение социальной структуры кубанского общества к концу XIX века?

1. 160 фабрично-заводских предприятий.

2.В Екатеринодаре из 98% казачьего населения осталось 6%, преобладали городские жители.

3.В городах Кубани больше каменных строений и мощеных улиц. На улицах Кубани - освещение, в Екатеринодаре – электрическое.

4.Разрастались династии предпринимателей и купцов (торговый дом «И.П. Бедросов с сыновьями» - табачная фабрика, «Н. Дицман с сыновьями» -паровая мельница, маслобойный завод, торговые заведения. Сын Дицмана – основал пароходство на Кубани и т.д.

5. В 1876 г. в Екатеринодаре было создано первое банковское учреждение – Общество взаимного кредита.

Вывод. Во второй половине XIX века на Кубани отмечается рост промышленности, прежде всего обрабатывающей сельскохозяйственное сырье, формирование местной торговой буржуазии, которая играла возрастающую роль в экономическом развитии края.

Транспорт

С развитием торговли и всероссийского рынка все большее значение приобретала транспортная система. В первой половине прошлого века основными видами транспорта были водный и гужевой.

Важные прогрессивные изменения произошли в России в области транспорта. В первой половине XIX века в стране появились железные дороги: Царскосельская (1837), Варшавско-Венская (1839-1848), Петербургско-Московская (1843-1851). В предреформеные годы было построено свыше 8 тысяч верст шоссейных дорог. Однако этого было явно недостаточно для огромной страны. Основная масса грузов по-прежнему перевозилась по воде. На рубеже XVIII-XIX вв. была построена система каналов, связавшая Волгу с Балтийским бассейном (Мариинская и Тихвинская системы), Днепр через Огинский, Березинский, Днепровско-Бугский канал был связан с западными реками. Заметно выросло число пароходов. Первый пароход был испытан на Неве в 1815г., а в 1860г. по рекам, озерам и морям России насчитывалось свыше 330.

Север и Северо-Запад страны с Центром и Поволжьем соединяли каналы. Кроме построенной в XVIII в. Вышневолоцкой системы каналов, в начале века начали действовать Мариинская и Тихвинская. По каналам ходили различные типы судов, в том числе большие и малые баржи, передвигаемые ватагами

Бурлаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение перерабатывающей промышленности в развитии сельского хозяйства

Пищевая перерабатывающая промышленность входит в третье звено АПК, является одной из стратегических отраслей экономики. Уровень развития данной отрасли определяет жизнеобеспеченность населения и...

Открытый урок по теме «Зарубежная Азия: хозяйство (промышленность, сельское хозяйство)»

Девиз урока:  «Здоровье в наших руках»Цель: Обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды....

Сельское хозяйство и торговля на Кубана в начале 20 века

Класс _9_Дата ____Предмет_ Кубановедение___ Тема урока:  Сельское хозяйство и торговля Место и роль урока в изучаемой теме:  изучение и первичное знакомство с новыми знаниями...