«Эрын гурбан надан» («Сурхарбан») классный час
классный час по краеведению

Жаргалова Бальжима Дугаржаповна

Цели: воспитание духовно - нравственной культуры учащихся через изучение традиционного национального праздника бурят «Эрын гурбан надан» («Сурхарбан»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час52.87 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 8-10 классах:

«Эрын гурбан надан» («Сурхарбан»)

Цели: воспитание духовно - нравственной культуры учащихся через изучение традиционного национального праздника бурят «Эрын гурбан надан» («Сурхарбан»)

Задачи:

Предметные: 

- содействовать формированию знаний учащихся о традиционном национальном празднике бурят «Эрын гурбан надан» («Сурхарбан»)

Метапредметные:

 - развивать умение анализировать, обобщать, высказывать свои мысли и пользоваться ими;

- возможность учащимся продемонстрировать свои способности, эрудицию, чувство юмора и таланты;

- обеспечить условия для установления хороших взаимоотношений среди учащихся, развития умения принимать коллективное решение;

- оказать помощь учащимся в организации свободного времени.

-  развивать интерес учащихся к культуре бурят;

Личностные:

- содействовать знакомству учащихся с традициями и обычаями бурят;

- сохранение и популяризация бурятского языка, развитие интереса и выявление знаний учащихся о традициях и обычаях бурятского народа;

- воспитывать уважение к культуре своего народа, воспитывать чувства патриотизма и толерантности.

Вид: развивающий 

Форма проведения: интеллектуальная игра

Форма работы: групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, видеоролик, карточки с заданиями

Участники: класс делится на несколько групп по 3-4 человека

Ход мероприятия:

  1. Вводно-мотивационный этап.
  1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, дорогие ребята.

Ребята, скажите, какое у вас настроение?

 Ребята, каким бы вы хотели видеть сегодня урок?

Дети: ответы:

Урок:

- интересный

- познавательный

- развивающий

- плодотворный

У.: А чтобы урок получился таким, вот недостаточно действий одного учителя, а необходима и ваша помощь. Какими же должны быть ученики на уроке?

Д.: ответы:

Ученики:

- активные

- думающие

- работоспособные

- внимательные

- аккуратные

-дисциплинированные

У: Получился ли у нас урок таким, мы ответим в конце нашего урока.

Вашему вниманию ребус (приложение 1).

Ребята, скажите, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

Д.: о Сухарбане

У: А вы знаете о традиционном национальном празднике бурят «Эрын гурбан надан» («Сурхарбан»)?

Итак, тема классного часа «Эрын гурбан надан» («Сурхарбан»)

  1. Операционно-содержательный этап.

У: В настоящее время идет возрождение традиций и обычаев бурятского народа. «Сурхарбан» – бурятский спортивный народный праздник. Древнее название – «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»). «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»): национальная борьба, стрельба из лука и конные скачки - это неотъемлемая часть бурятского народа. «Сурхарбан» с бурятского языка переводится как стрельба в «сур» - кожаную мишень. Мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня – «сур». Потом это название перенесли на другие мишени из кожи, а соревнования по стрельбе в сур – Сурхарбан – стало названием всего праздника. В древности он символизировал появление хорошего травостоя, что было очень важно для скотоводов-бурят. Праздник имел спортивно-прикладное значение: молодые юноши демонстрировали силу, ловкость и меткость в состязаниях по борьбе, скачкам, стрельбе из лука. Во время праздника исполнялся танец ехор.

Работа в группах.

Класс делится на несколько групп по 3-4 человека, выбирает название команды и капитана. Каждой команде выдается маршрутный лист (приложение 7). Игра состоит из 6 конкурсов. Все оценивается жюри, состоящее из учителей или родителей. Победителем считается группа, набравшая наибольшее количество баллов.

1 конкурс: Приветствие команд

2 конкурс: Филологические задания (приложение 2)

3 конкурс: Математические задания (приложение 3)

4 конкурс: Викторина (приложение 4)

5 конкурс: Составь слова (приложение 5)

6 конкурс: «Кто быстрее?» (приложение 6)

  1. Рефлексивно-оценочный этап. Итоги урока.

У.: теперь подведем итоги.

Закончите предложения:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. я понял, что…
  4. меня удивило…

Подведение итогов, вручение грамот и подарков.

У.: Спасибо всем за активную работу. И на последок, посмотрим видео с программы «Хочу знать», репортаж о празднике «Сухарбан».

Приложение 1

ребусы ребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусы

Приложение 2

Филологические задания

  1. Исправьте ошибки в тексте.

Конь для бурят-монголов – это друк, багатство, оружие, радость и гордость. Любят и ценят буряты каней. Сколько ласковых слоф придумано для каня, сколько сказок и легенд, сколько обычаев и традицый связано с канем! Буряты никогда не били и не ругали лошадей. Они были с человеком в радосьти и в горесьти, в жару и в холот, отвичая преданностью на любовь и верностью на заботу. Конь – умное и интеллигентное жывотное, священное для бурят. Он много знает и всё понимает. В бурят-монголдьском языке больше всего слов, имеющих отношение к лошади. Бурят не мыслит себя бес коня. Немыслимы бес коня все главные обряды бурят, будь то рождение ребенка, свадьба или похороны, все важные события кочевой жызни так или иначе связаны с верным другом человека. Поэтому конь по праву возглавляет список питии важнейших жывотных у бурят.

  1. Сформулируйте основную мысль текста.
  2. Составьте памятку-рекомендацию «Как надо относиться к лошади», опираясь на данный текст, памятку-рекомендацию оформите в буклет.
  3. Найдите в каждом предложении название животного из традиционных для бурят пяти видов животных «Табан хушуун мал».
  1. Marco wants to run.
  2. We came late.
  3. They go at seven o’clock.
  4. Ruth or Sebastian will arrive tomorrow.
  5. She says he epitomes kindness.

Приложение 3

Математические задания

  1. Наибольшее количество участников выступает в бурятской национальной борьбе «Бухэ барилдаан». В споре среди юношей приняли участие 64 борца. Сколько боёв будет проходить, если соревнования проводятся по олимпийской системе (проигравший выбывает)?
  2. Сколько времени уйдёт на проведение всех боёв, если считать, что одни бой длится от 3 до 12 минут? Найдите минимальное, максимальное и среднее значения времени.
  3. В соревнованиях по стрельбе из лука по национальным правилам выступят 32 участника. Каждый участник выполняет стрельбу на дистанциях 45 и 50 метров. На каждой дистанции производятся по восемь выстрелов в четыре серии. Сколько всего выстрелов произведут лучники на всех дистанциях?
  4. Составьте одну общую таблицу по приведённым ниже данным.

В соревнованиях по стрельбе из лука выступили 32 участника. Отметим, что в этой дисциплине победили исключительно представители Агинского района. Так, на дистанции 50 метров первое место занял Бадмацырен Цырендоржиев. В зачёте на 45 метров выиграл Будажап Бальжинимаев. Звание абсолютного чемпиона завоевал Жаргал Загдаев, оказавшийся точнее Насана Намсараева.

Победителями юношеского турнира по борьбе в порядке весовых категорий стали: Базар Батоболотов (35 кг, Зугалай), Андрей Гатауллин (45 кг, Кижинга), Тамир Гармаев (55 кг, Узон), Намжтл Цыденжапов (65 кг), Буянто Осоров (свыше 65 кг, оба - Зугалай). Абсолютным чемпионом соревнований был назван Аюша Жапов, выигравший решающую схватку у Зандана Будаева. Оба борца представляли Зугалай. Всего приняли участие 64 борца.

Заключительным видом игрищ стали конные скачки. Было проведено пять забегов, в которых самыми быстрыми оказались лошади: Масгаш (1200 метров, возраст 2 года), Репетитор (1600 метров, возраст 3 года), Будулай (1800 метров, старше 3 лет), Дуямба (1600 метров, рысь под седлом). Большой приз Цугольского дацана среди лошадей, рожденных в Бурятии и Забайкальском крае, выиграл Горбунок из Зугалая. Всего на старт выходило 30 коней. (по материалам местной прессы).

Приложение 4

Викторина:

  1. Один из наиболее распространенных летних праздников монголоязычных народов.

Ответ: Сурхарбан.

  1. Спортивные состязания мужчин на бурятском языке. 

Ответ: «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»).

  1. Назовите лишнее слово: һур харбалга, шатар, мори урилдаан, бүхэ барилдаан.

Ответ: Шатар. 

  1. В этом спортивном состязании  мишенью служит «сур». О каком виде состязании идет речь?

Ответ: Стрельба из лука.

  1. Какой танец исполняет выигравший в национальной бурятской борьбе?

Ответ :  Танец орла.

  1. Что означает название международного праздника «Алтаргана»?

Ответ: Название кустарника.

Приложение 5

Составь слова

Сурхарбан

Приложение 6

«Кто быстрее?»

  1. Соревнования по стрельбе из лука. Соревнования проводится по дартсу. Каждый ученик проводит по два пробных и три зачетных броска. Результаты зачетных бросков всех участников группы суммируются. Занятые места определяются по количеству баллов.
  2. Соревнование «Бухэ барилдаан». Соревнование проводится по правилам бурятской борьбы по круговой системе (стенка на стенку). Выходя на ковер, борец в танце орла направляется к флагу. Остановившись перед ним, борец совершает поклон, после этого он трижды хлопает ладонями по внешней и внутренней сторонам бедер. Задача борцов состоит в том, чтобы вывести соперника из равновесия, но при этом удержатся на ногах. Борец считается проигравшим, если его заставят коснуться земли третьей опоры. Занятое место группы определяется по количеству набранных баллов от встречи, в случае равенства баллов от встречи учитывается личная встреча между командами.
  3. Соревнование «Конные скачки». Скачки на «хоп мячах». Соревнования проводится по забегам, т.е от каждой группы в забеге участвуют по два участника.

Приложение 7

Маршрутный лист

Название команды

1 конкурс: Приветствие команд

2 конкурс: Филологические задания

3 конкурс: Математические задания

4 конкурс: Викторина

5 конкурс: Составь слова

6 конкурс: «Кто быстрее?»

Итого

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хулгана, миисгэй, петух гурбан"

разработка урока по чтению в 4 классе...

Эрын гурбан наадан

Этнокультурная традиция «Эрын гурбан наадан» «Эрын гурбан наадан – национальный вид  спорта»...

Интегрированный урок по бурятскому языку "Эрын гурбан наадан" в 5 классе

Интегрированный урок по бурятскому языку "Эрын гурбан наадан"....

Эрын гурбан наадан

Урок по теме "Эрын грубан наадан" в 5 классе. Форма работы: коллективная, индивидуальная....

Традиционный праздник "Эрын гурбан наадан"

Сценарий праздника "Эрын гурбан наадан"...

Математический сурхарбан

Разработка внеклассного  мероприятия по математике...

Разработка сценария "Эрын 9 эрдэни"

Автор:Будаева Дарима АюшеевнаХэжэнгын аймагай Хоца Намсараевайнэрэмжэтэ Хэжэнгын дунда hургуулиинбуряад хэлэн ба литературын багша...