Исследовательская работа: "Мы гордимся вами, земляки..."
творческая работа учащихся по краеведению

Швед Юлия Викторовна

Введение

 

Профессия учителя – одна из самых ответственных и благородных в нашей стране. Велика та роль, которую играет учитель в решении задач по воспитанию детей.

Тема о наших учителях – кажется обыкновенной, совсем простой, ничем не примечательной. Но, если углубиться, покопаться в истории, оказывается, что учитель это не просто человек, это настоящее сокровище, самая большая ценность, дороже которого ничего нет. Следовательно, «учитель» очень необычная тема... Необычная, потому что написано об учителях так много, что не хватит книги, чтобы вспомнить только названия всех произведений. В мире нет ни одного автора, ни одного художника, ни одного поэта, не написавшего хотя бы одного произведения о наших вторых родителях. Сколько на свете стран, сколько разных языков, и на каждом слово «учитель» по разному пишется и читается, но произносится оно одинаково нежно и счастливо.

Целью моей работы является исследование трудовых лет учителей пенсионеров, работавших в школе нашего посёлка и их вклада в социально-культурное развитие района.

В   стенах  нашей  школы   трудились педагоги,  которые  всю  свою энергию   и  силы  отдавали обучению   и   воспитанию подрастающего   поколения,  те,   кто долгие    годы    щедро    делился  своими знаниями, жизненным опытом, талантом с учащимися и коллегами. В настоящее время они находятся на заслуженном отдыхе.

 Как же всё начиналось?

Строительство Братской ГЭС было объявлено ударной комсомольской стройкой и находилось в центре общественного внимания. Молодёжь всего Советского Союза откликнулась на призыв партии и стала стекаться в Братск.  Как только появились первые посёлки для строителей ГЭС, сразу же появилась потребность в обучении их детей. Ехали и рабочие, и учителя.

С появлением жилых посёлков в Братском районе стали возводиться школы. В посёлке Тарма в 1960 году была открыта начальная школа (Приложение 1). Рассчитана она была всего на 17 – 20 мест. Директором её был Куклин Александр Иванович. Первыми учителями были: Журило Клавдия Фёдоровна, Муратова Валентина Николаевна, Большешапова Зоя Павловна.

Посёлок разрастался, стало больше учеников. В 1961 году на улице Дубынина была построена 8-летняя школа. Затем, в 1974 году, она была преобразована в среднюю, а в 1976 году выпустила первых выпускников. Их было 35 человек (Приложение 2). Многие из них живут и работают в посёлке. Менялись времена, менялась школа. В 1976 году было построено новое, светлое, уютное здание школы. (Приложение 3)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Тарминская средняя общеобразовательная школа"

«Не зная края своего – всего ты мира не узнаешь»

Исследовательская работа:

"Мы гордимся вами, земляки..."

Швед Юлия Викторовна, учитель географии

        п. Тарма, 2016г.

Содержание:

Введение.................................................................................................................3

I. Учительские судьбы..........................................................................................4

II. Учителя начальных классов............................................................................5

III. Учителя предметники.....................................................................................7

IV. Заключение....................................................................................................11

V. Литература.......................................................................................................13

VI. Приложения...................................................................................................14

Введение

Профессия учителя – одна из самых ответственных и благородных в нашей стране. Велика та роль, которую играет учитель в решении задач по воспитанию детей.

Тема о наших учителях – кажется обыкновенной, совсем простой, ничем не примечательной. Но, если углубиться, покопаться в истории, оказывается, что учитель это не просто человек, это настоящее сокровище, самая большая ценность, дороже которого ничего нет. Следовательно, «учитель» очень необычная тема... Необычная, потому что написано об учителях так много, что не хватит книги, чтобы вспомнить только названия всех произведений. В мире нет ни одного автора, ни одного художника, ни одного поэта, не написавшего хотя бы одного произведения о наших вторых родителях. Сколько на свете стран, сколько разных языков, и на каждом слово «учитель» по разному пишется и читается, но произносится оно одинаково нежно и счастливо.

Целью моей работы является исследование трудовых лет учителей пенсионеров, работавших в школе нашего посёлка и их вклада в социально-культурное развитие района.

В   стенах  нашей  школы   трудились педагоги,  которые  всю  свою энергию   и  силы  отдавали обучению   и   воспитанию подрастающего   поколения,  те,   кто долгие    годы    щедро    делился  своими знаниями, жизненным опытом, талантом с учащимися и коллегами. В настоящее время они находятся на заслуженном отдыхе.

 Как же всё начиналось?

Строительство Братской ГЭС было объявлено ударной комсомольской стройкой и находилось в центре общественного внимания. Молодёжь всего Советского Союза откликнулась на призыв партии и стала стекаться в Братск.  Как только появились первые посёлки для строителей ГЭС, сразу же появилась потребность в обучении их детей. Ехали и рабочие, и учителя.

С появлением жилых посёлков в Братском районе стали возводиться школы. В посёлке Тарма в 1960 году была открыта начальная школа (Приложение 1). Рассчитана она была всего на 17 – 20 мест. Директором её был Куклин Александр Иванович. Первыми учителями были: Журило Клавдия Фёдоровна, Муратова Валентина Николаевна, Большешапова Зоя Павловна.

Посёлок разрастался, стало больше учеников. В 1961 году на улице Дубынина была построена 8-летняя школа. Затем, в 1974 году, она была преобразована в среднюю, а в 1976 году выпустила первых выпускников. Их было 35 человек (Приложение 2). Многие из них живут и работают в посёлке. Менялись времена, менялась школа. В 1976 году было построено новое, светлое, уютное здание школы. (Приложение 3)

I. Учительские судьбы

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь,

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

А что же люди, учителя? Как сложились их судьбы?

О себе они не любят рассказывать. Говорят, что рассказывать особенно нечего. Ну, отработала  школе 30 или 40 лет, что тут такого?

Но если вдуматься в эти цифры, ведь это – целая жизнь! Сколько человек прошло через их терпеливые руки! Сколько людей с теплотой до боли в сердце вспоминают свою первую учительницу!

Приведу в пример своим словам отрывок из сочинения выпускницы Тарминской школы Першиной Аллы: «…Учитель! Сразу предстаёт перед глазами человек, склонившийся над детскими тетрадками. Сколько надо терпения и любви, чтобы не уставать их проверять, невзирая на почерки и ошибки, на грязь и лень нерадивых.

Чтобы провести урок и сообщить нам даже самое малое и простое, учитель должен многое знать, всю жизнь учиться, искать отвергать ненужное, снова находить. Работать над собой. Мы мало ценим это, а ведь профессия учителя требует подвижнического труда, полного забвения самого себя, а что же это, если не подвиг?

Подвиг незаметный, кропотливый, длящийся годы и годы. Целую жизнь, не уставая, сеять добро…»

В том далёком 1961 году в школе работал небольшой дружный коллектив: Муратова Валентина Николаевна, Арбатская Клара Маркеловна, Безруких Евдокия Михайловна, Гридина Валентина Владимировна, Старцева Анна Геогриевна, Филиппов Юрий Леонидович, Кузнецова Вера Игнатьевна, Графова Татьяна Петровна.

Невозможно рассказать о всех учителях, посвятивших делу обучения и воспитания детей всю свою жизнь. Своим долгом я считаю назвать некоторые имена тех, которые своим добросовестным трудом внесли огромный вклад в развитие экономики и культуры нашего района.

II. Учителя начальных классов

Муратова Валентина Николаевна (Приложение 4) получив образование в Тулунском педагогическом училище (1956 год),  Валентина Николаевна Муратова начала свою педагогическую деятельность. Работала в посёлке Наратай. В Тарминской школе Валентина Николаевна проработала с 1962 года по 1996 год учителем начальных классов.

Весёлая, энергичная, Валентина Николаевна вела своих учеников от простого к сложному, учила тому, без чего в жизни человеку не обойтись.

Валентина Николаевна прекрасный педагог, мастер своего дела. Она умело обучала детей навыкам общения, взаимодействия и сотрудничества, чтобы избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов.  Она умело могла вовлечь  детей в активный учебный процесс. Эмоциональный настрой поддерживался на протяжении всего урока, где царила обстановка доброты, чуткого отношения к каждому ученику.

Выпускники Валентины Николаевны успешно обучались в основной школе и получали достойное образование дальше. Отношения Валентины Николаевны с классом не заканчивались со звонком – она всегда готова была объяснить детям больше или рассказать о чём-то интересном. Сама учительница увлекалась художественной самодеятельностью и старалась увлечь этим занятием своих учеников. Валентина Николаевна вместе с творческим коллективом объездили весь Братский район с номерами  художественной самодеятельности.

Большую просветительскую работу проводила и среди родителей. Родители обращались за консультациями и за советом к учителю.

На протяжении многих лет Валентина Николаевна являлась руководителем методического объединения начальных классов и наставником молодых учителей.  Направляла, организовала и контролировала работу учителей I ступени. Посещая уроки, оказывала методическую помощь в учебно-воспитательном процессе.

         Профессия учителя трудная. Она требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Поэтому, наверное, она и самая интересная.

За свой педагогический труд Валентине Николаевне было присвоено звание «Старший учитель» в 1985 году,  «Ветеран труда» в 1996 году. Педагогический стаж – 40  лет.

Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. И какие благодарности могут сравниться с этим счастьем!

Калентьева Галина Андреевна (Приложение 5) также проработала учителем в Братском районе более 30 лет. В Тарму приехала в 1986 году, работала тоже в начальных классах. Галина Андреевна очень любила свою работу, детей. Учитель вспоминает: «Бывало, идёшь в школу, а они уже бегут, встречают, кто вперёд меня за руку возьмёт или кто мою сумку понесёт. Бывало, что и ссорились из-за этого.

В то время дети уважали учителей, не обижали, как сейчас. Жили мы с ними очень дружно. Вместе с ребятами ходили за грибами, за ягодами. А в день рождения пионерской организации – 19 мая такие праздники устраивали! Разжигали большой костёр, пекли картошку, пионерские песни пели.

 Семейные проблемы решали всем коллективом».

Галина  Андреевна пела в хоре. Успевала всё – и домашние дела переделать, ведь в семье двое своих детей росло, и на работе опять же дети. Терпения много надо было иметь. Но если человек любит свою работу, то и не замечает трудностей, а всё делает с радостью. Говорит, что работала бы ещё, но здоровье не позволяет. Годы работы в школе считает лучшими в своей жизни.

Позднякова Мария Александровна (Приложение 6) приехала в посёлок Тарма с Алтая. После окончания Иркутского педучилища отработала в школе посёлка более 35 лет. Во время работы посещала лыжную и волейбольную секции, кружок изобразительного искусства. Работала и пионервожатой, и учителем начальных классов. Увлекалась собирательством тематических картин для работы с детьми, детской литературы. Но главным своим увлечением Мария Александровна считает вязание и кулинарию.

В людях ценит порядочность, а терпеть не может лжецов и подхалимов. Любит хорошо отдохнуть, пригласить и вкусно накормить гостей.  Видимо, поэтому дети, которых она когда-то учила, с удовольствием ходят к ней в гости. Бывшие ученики не забывают Марию Александровну, любят и уважают до сих пор.

IV. Учителя предметники

Арбатская Клара Маркеловна (Приложение 7) родилась на реке Лене, но в 1965 году по воле судьбы приехала в посёлок Тарма. Приехала не одна, а большой дружной семьёй из 6 человек. Сразу же стали работать с мужем в школе. Он – директором школы, а она вела трудовое обучение у девочек. Учила их вязать, шить, рукодельничать. Сделанные руками Клары Маркеловны и её учениц салфетки украшают многие дома России.

Несмотря на трудности и тяготы жизни (такие как смерть сына), Клара Маркеловна не уставала делиться духовным богатством с окружающими. Дети любили учителя, но и побаивались. Одна из учениц вспоминает: «Получить пятёрку от Клары Маркеловны было равносильно совершению подвига, надо было очень постараться».

Клара Маркеловна вместе с Валентиной Николаевной организовала школьный хор, который впоследствии перенесли в клуб. Участниками хора стали женщины и бабушки посёлка. Многие из них и сейчас говорят: «Без пения жить не могу, оно так скрашивает мою жизнь, что не могу дождаться следующей репетиции».

Став пенсионеркой, Клара Маркеловна тоже не пошла на заслуженный отдых сразу, ещё много лет работала в школе, пока здоровье не приказало отдыхать. Педагогический стаж работы Клары Маркеловны – 35 лет.

Кузнецова Вера Игнатьевна (Приложение 8) приехала в Сибирь из Казахстана. Стаж её работы составляет 50 лет. За время работы участвовала в выпуске 40 классов!

В молодости занималась спортом – гимнастикой, лыжами, волейболом. За годы работы преподавала химию, биологию, географию, работала и в школьной библиотеке. Вера Игнатьевна никогда не отказывала в помощи, всегда находила необходимую информацию как учителю, так и ученику. А в школе регулярно организовывала выставки книг к юбилейным датам, просто книжных новинок.

Увлекается Вера Игнатьевна работой на своём приусадебном участке, а ещё вязанием.

Вера Игнатьевна всегда была внимательна к своим коллегам, радовалась и переживала вместе с ними. Коллектив учителей жил дружно, как одна семья.

Филиппов Юрий Леонидович (Приложение 9) родился в Грузинской АССР. А вот работать пришлось в Сибири.  Юрий Леонидович Филиппов начал педагогическую деятельность по окончании Иркутского педагогического училища в 1967 году в п. Тынкобь учителем биологии, географии и химии.  С 1974 года работал в Тарминской школе военным руководителем и организатором по внеклассной работе. В 1976 году закончил Иркутский педагогический институт по специальности «география». За время работы в Тарме Юрий Леонидович 19 лет посвятил административной работе.

Уроки  Филиппова Ю.Л. развивали мышление учащихся, прививали навыки грамотного письма, владение устной и письменной речью. На уроках он использовал опорные конспекты, рисовал сигналы, которые способствуют повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. Юрий Леонидович считает, что без использования этих средств обучения осуществление воспитания культуры умственного труда учащихся, развитие у них потребности в умственной деятельности, выработка способности ориентирования в научной информации и умения осмыслить полученные знания невозможно. Деятельность учащихся и качество усвоения учебного материала находились под постоянным контролем учителя.  В итоге среди учащихся не было неуспевающих по географии, а хорошисты знали географию практически на «отлично».

Требовательный педагог, отзывчивый и доброжелательный человек, старался создать вокруг себя доброжелательную обстановку.

Многим  ребятам  Юрий Леонидович прививал любовь к географии, к картографии и они выбирали профессии, связанные с этими науками. До сих пор бывшие учащиеся, с которыми у Юрия Леонидовича сохранились дружеские отношения со словами благодарности вспоминают своего учителя и строгого директора школы.  Частые походы, краеведческая работа, рыбалка, изостудия, цветоводство, художественная самодеятельность, юмор  – всё это всегда привлекало ребят в лице Юрия Леонидовича. У него очень много увлечений, которыми старался «заразить» и других. Он сам непоседа, и другим не давал сидеть.

Кабинет Юрия Леонидовича узнавал каждый – ведь там было такое разнообразие цветов и всё благоухало, причём часть из них сейчас занимает большой коридор школы.

        Учитель одна из важнейших профессий. Учителя воспитывают и обучают людей всех остальных профессий. За 11 лет в школе у учеников бывает много учителей, но запоминаются на всю жизнь лишь некоторые. Юрий Леонидович  один из таких учителей.

Юрий Леонидович учитель первой категории, отличник народного просвещения. Его педагогический стаж – почти 40 лет!

На заслуженном отдыхе Юрий Леонидович разводит цветных птиц, голубей, ухаживает за своими аквариумными рыбками. В свободное время любит читать книги, увлекается археологией.

Тирских Иннокентий Иванович (Приложение 10) приехал в посёлок Тарма из Усть-Удинского района. После работы водителем пришлось работать в школе. Сначала было трудно, но со временем учитель влился в коллектив и завоевал уважение учащихся. Преподавал автодело, учил мальчишек разбираться в автомобильной технике и управлять автомобилем.

Работал увлечённо, самоотверженно. Дети любили своего учителя за доступность преподавания и готовность всегда помочь, не считаясь своим личным временем.

Своим хобби Иннокентий Иванович считает коллекционирование фотографий старинных транспортных средств, интересуется новинками автотранспорта. Многие мальчики тоже увлеклись этими занятиями, а в жизни каждому из них пригодились знания, полученные на уроках автодела.

Нагуманова Нэля Степановна (Приложение 11) приехала в посёлок из Ульяновской области. Преподавала в школе основы производства и физику.

Стаж её работы составляет 40 лет, в Тарминской школе отработала почти 30 лет. Выпустила 7 классов.

Нэля Степановна как учитель – стажист возглавляла методическое объединение учителей физики и математики. На своих уроках большое внимание она уделяла практической направленности, считая эти знания очень важными в жизни.

В молодости она занималась лыжным спортом, собирала гербарии. Очень любила готовить и угощать гостей.

Будучи честной и отзывчивой сама, в людях ценила эти же качества. Больше всего  не любила наглых людей.

Журавлёва Валентина Ивановна (Приложение 12) в 1975 году окончила учёбу в Иркутском Государственном Педагогическом университете. После учёбы Валентина Ивановна начала работать в Братском Районо. А в 1986 году пришла работать в Тарминскую школу учителем математики. Стаж работы учителя -  более 30 лет.

 В работе была строга и требовательна к детям, но и любила о них заботиться. А ребята, в ответ на её заботу, любили и уважали учителя.

В коллективе Валентина Ивановна была активисткой, входила в состав профсоюзного комитета школы, где защищала интересы своих коллег.

Когда Валентина Ивановна была молода, занималась художественной самодеятельностью и рукоделием.

Шитина Людмила Дмитриевна (Приложение 13)

После окончания Киренского педагогического училища, которое закончила в 1970 году, два года работала учителем математики в восьмилетней школе п.Зовадской Чунского района, затем поступила на заочное отделение Иркутского государственного педагогического института на факультет математики, закончила его в 1979 году по специальности «Учитель математики средней школы».

Талантливая от природы, наделённая хорошими душевными качествами, скромностью, добротой, Людмила Дмитриевна работала с увлечением.

Людмила Дмитриевна увлекалась составлением и решением кроссвордов по математике. Это увлечение передавала своим ученикам. Людмила Дмитриевна строила свои занятия с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Обучение вела через различные формы и методы обучения.

В 1996 году принимала участие в конкурсе «Учитель года», заняла II место.

В 2008 году участвовала в национальном проекте «Образование».

В 2007-2008 году вела элективный курс в 9 классе «Математическая статистика, социология и современный человек». В сборнике материалов экспериментальной работы «Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке учащихся» имеется разработка итогового занятия по теме «Легко ли быть предпринимателем?».

Людмила Дмитриевна учитель первой категории, педагогический стаж 40 лет  и на должности зам. директора по УВР – 20 лет

Своим накопленным опытом делилась с коллегами: выступала с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических советов школы и методических объединений муниципального уровня.

Заключение

Какие выводы я сделал по окончании исследовательской работы:

Любите и уважайте своих учителей, пусть их слово всегда будет для вас на первом месте, они вам плохого не посоветуют.

Учитель- первый человек, ставящий нас на жизненный путь

Низкий поклон вам, ветераны учительского труда!

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь,

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

Любимый учитель, родной человек,

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил,

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких смешных первоклашек.

М. Садовский

 Свою работу хотелось бы завершить стихотворением – посвящением сельскому учителю:

С любовью, с нежностью я школу вспоминаю,

Учителей и одноклассников своих.

При встрече каждого в лицо сейчас узнаю,

И обниму, и расцелую, как родных!

Мой первый класс в начальной сельской школе,

Мой новый мир друзей моих, подруг,

Нас без забот мирских, как перекати – поле,

Несло по ветру в мир неведомых наук.

Мелькнуло детство, подросли односельчане,

Взошли на почве благодатной семена,

В науке, в космосе, учителя – братчане,

Звучат в районе ваши имена!

Спасибо вам за всё, учитель сельской школы,

Вы нам открыли дверь в великий мир.

Простите нас за наши шалости, приколы,

Поклон земной вам низкий, наш кумир!

V. Список использованных источников и литературы:

  1. Архив МКОУ "Тарминская СОШ"
  2.  В. Г. Максимов; О. Г. Максимов  «Школьникам о профессиях».
  3. Интернет-ресурсы.
  4. Монография, книга: Чижов Е.Ф., Я землю эту люблю. – М.: Артс, 2000.247 с.
  5. Першина Алла. Сочинение выпускницы МКОУ «Тарминская СОШ».

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: Наш земляк, Павел Гаврилович Куприянов - герой войны и труда.

Данное исследование знакомит учащихся с биографией нашего земляка П.Г.Куприянова, чью жизнь можно определить одним словом - подвиг и помогает задуматься над вопросом: Есть ли в современной жизни место...

Исследовательская работа "Мой край, мои земляки "

Исследовательскую работу "Мой край, мои земляки" выполнил обучающийся 9 класса Ерохин С. Стал победителем в номинации "История образования" "Родная школа"....

Исследовательская работа " Помним, гордимся!" ученика 7 класса МКОУ Новокиевской СШ Охременко Андрея

В своей работе Андрей рассказал о том, где родился его дедушка, кем работал.А теперь Андрей пишет о своей бабушке....

Исследовательская работа на тему "Наш земляк Сафуан Алибаев"

ВведениеАктуальность темы – в своей работе я хотела бы показать значение Сафуана Алибаева.Объект исследования – творчество Сафуана Алибаева.Цель – определить значение творчества Сафуана...

Исследовательская работа "Жизнь и судьба земляка-ветерана Великой Отечественной войны Креминского П.Г"

Наша страна  стоит  в преддверии великой даты  -  72-летие Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в России.  На уроках истории, литературы и геогр...

Научно-исследовательская работа "Мы гордимся тобой - ветеран"

Научно-исследовательская работаМы гордимся тобой – ветеран                   СодержаниеВведение&hel...

Проектно - исследовательская работа «Моя земля, мои земляки»

Наша школа особая, для глухих и слабослышащих детей, была открыта в 1935 году. Учительский труд - это постоянное творчество, огромная душевная щедрость, любовь к детям и безграничная преданность своем...