программа дополнительного образования "Краеведение" (на примере Новгородского края)
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Абрамова Елена Владимировна

Данная программа востребована и актуальна, т.к. сейчас повышается интерес обучающихся к истории родного края. Отличительной особенностью является то, что в ней заложена возможность реализации как в течение 5 лет, так и изолированным курсом в течение 1 года на любом этапе основной школы, т.к. программное содержание построено по принципу модульности: в начале года можно выбрать любой модуль в зависимости от интересов учащихся, их желаний и возможностей преподавателя.  

Аетуально не только для учителей Новгородской области, но и для всех интересующихся родиной нашей государственности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma-kraevedenie-abramova-2019-20.doc673 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Новоселицкая средняя общеобразовательная школа

Дополнительная общеобразовательная программа

«Краеведение»

Выполнил:

Абрамова Елена Владимировна

Учитель истории и обществознания

МАОУ «Новоселицкая СОШ»

 

Великий Новгород

2018 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Краеведение» имеет социально-педагогическую направленность.

Данная программа оформлена в соответствии со следующими документами

Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,

  • Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. №729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»,
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»,
  • Федеральный закон  от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28; ст.12,ч.9; ст.75,ч.1,
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
  • Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что краеведение является основополагающим в формировании гражданственности как интерактивного качества личности. Знание истории Новгородской земли, её культуры, героического прошлого помогает детям воспитывать внутреннюю свободу, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств.

Данная программа является актуальной именно сейчас, так как идет формирование нового поколения российских граждан  и проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики, а соответственно, и новые подходы к патриотическому воспитанию личности как к части процесса ее жизненного самоопределения и становления.

                Отличительной особенностью образовательной программы является то, что в ней заложена возможность реализации как в течение 5 лет, так и изолированным курсом в течение 1 года на любом этапе основной школы, т.к. программное содержание построено по принципу модульности: в начале года можно выбрать любой модуль в зависимости от интересов учащихся, их желаний и возможностей преподавателя.  

Сроки реализации образовательной программы могут быть различны, т.к. предполагается изучение Новгородского края определенными блоками:

1. История Новгородской земли с древнейших времен до конца XIV века.

2. Литературное краеведение.

3. Бытоописание Новгородской округи.

3. Природа Новгородской округи, или экологическое краеведение.

4. Новгородский край в XVIII – XX веках.

5. Новгородская губерния в XX веке.

Также разрабатываются блоки «Новгород военный» и «Архитектура Новгорода и его окрестностей».

Учитель может взять любой блок, и вести курс или 1 год, или ежегодно, меняя блоки. Занятия проводятся по 1 часу в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.

Цель программы: пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, Новгородской земле, к Великому Новгороду, осознания своей принадлежности к культуре родного края.

Для достижения целей будут решаться следующие задачи:

Образовательные:

  • изучить основы истории земли Новгородской, как части истории нашего государства;
  • сформировать представление о национальных традициях, обычаях, достижениях искусства и науки древнего Новгорода;
  • познакомить с жизнью и деятельностью военачальников, государственных деятелей, писателей, поэтов, художников земли Новгородской.

Воспитательные:

  • воспитание любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить Родине;
  • воспитание ученика как человека культуры, ориентированного на общечеловеческие ценности.

Развивающие:

  • развитие умения осуществлять исследовательскую деятельность;
  • развитие исторической памяти;
  • развитие способности высказывать свою собственную позицию, реализовать творческий потенциал.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, 12-16 лет.

Ожидаемый результат и способы определения их результативности.

По окончании курса учащийся должен знать:

  • историю возникновения и  заселения Новгорода по данным археологических исследований;
  • иметь представление о периодах развития, расцвета и упадка новгородской боярской республики;
  • историю Новгорода с древнейших времён до наших дней;
  • особенности деятельности исторических личностей, чья жизнь была связана с Новгородской землей;
  • основные факты из истории Новгорода и Новгородского района;
  • события Великой Отечественной войны на Новгородской земле;
  • особенности экономической, общественной, культурной, политической жизни Новгорода в различные исторические периоды;
  • выдающихся деятелей современности, которые продолжали и продолжают дело своих предков.

учащийся должен уметь:

  • работать с дополнительными источниками, анализировать, делать выводы;
  • обработать поисковый материал (оформить альбом, пополнить экспозицию,
    написать сочинения, составить викторины и кроссворды и т.д.)
  • написать  и оформить небольшую творческую работу, опираясь на требования к ним;
  • описывать жилища, орудия труда, предметы быта, одежду, внешний облик новгородцев;
  • выделять наиболее важные события в крае; давать характеристику отдельных событий, которые происходили в крае;
  • составлять рассказ от имени предполагаемых очевидцев событий прошлого;
  • составлять образную характеристику отдельным историческим личностям;
  • высказывать свое мнение по отдельным обсуждаемым вопросам истории Новгородской земли.

Способами определения результативности реализации данной программы являются: тестирование, зачетное занятие, педагогическое наблюдение, выполнение творческих заданий, работа с текстами, сбор материалов для проекта. Диагностика проводится 2 раза в учебном году. Стартовая в октябре в виде диагностики знаний и умений, итоговая апрель-май в форме защиты проекта.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются диспуты, ролевые игры, выставки творческих работ; участие в конкурсах и олимпиадах.

Для оценки результативности учебных занятий применяются следующие виды и формы контроля.

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

Собеседование, наблюдение

Текущий контроль

(по итогам занятий)

Опросы, собеседование, наблюдение

Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы)

Викторины, тестирование, опросы, тематические кроссворды, филворды, краеведческие конкурсы

В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (викторины, тестирование, опросы, конкурсы).

Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.

Примерный мониторинг освоения учащимися программы объединения по интересам  можно представить в следующей таблице:

 

Критерии мониторинга

Показатели критерия

Методы оценки показателя

Достаточность знаний в предметной области

Наличие у учащихся знаний, соответствующих программе.

Реализация знаний в практической деятельности, самостоятельной работе.

Беседа.

Наблюдение.

  •  

Наличие умений и навыков для осуществления творческой деятельности в области…

Степень реализации знаний на практике. Качество продуктивной деятельности.

Умение самостоятельно выполнить работу.

Наблюдение за реализацией творческих заданий. Количество подготовленных творческих работ.

Анализ участия в смотрах, конкурсах, выставках, концертах.

Презентация творческих работ.

Достижения учащихся.

Сформированность личностных качеств

Степень участия в жизни объединения. Социальный статус учащегося в детском коллективе.

Мотивация и практическая деятельность.

Технология коллективно- творческой деятельности. Метод воспитывающих ситуаций/ролевая игра, этическая беседа, ассоциация, импровизация и т.п.

  1.  

Наличие интереса к данному виду деятельности

Посещаемость занятий, активность, инициативность, самостоятельность. Желание продолжить обучение в данном профиле (виде) деятельности, профессиональные предпочтения, выбор.

Журнал планирования и учета работы объединения по интересам. Наблюдение.

Беседа.

Опрос.

  1.  

 

Данная схема мониторинга позволит даже начинающему педагогу получить объективную картину результативности и качества освоения учащимися образовательной программы. Помимо этого, мониторинг даёт возможность педагогу дополнительного образования провести самоанализ собственной проективной деятельности по разработке программы объединения по интересам, определить тенденции успешности в освоении программы и внести своевременные коррективы.

В настоящее время в педагогической литературе по дополнительному образованию детей и молодежи появилось много рекомендаций, публикаций из опыта работы педагогов дополнительного образования по проведению мониторинга образовательного процесса в объединении по интересам, диагностические материалы.

 

Формы подведения итогов реализации программы

        Для оценки результативности учебных занятий по программе применяется следующие виды контроля универсальных учебных действий учащихся.

        Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Формы проверки:  собеседование, творческие задания, самостоятельная работа,  выставка.

        Промежуточный контроль – проводится в конце каждого учебного года. Формами промежуточного контроля презентации и фотовыставки.

Форма проверки результатов освоения программы:

    - диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;

   - участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района, области;

   -  презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;

   - анкетирование родителей и обучающихся.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:

-журнал посещаемости творческого объединения Юный краевед»;

-работы, выполненные учащимися в ходе освоения программы;

-грамоты и дипломы учащихся;

-отзывы родителей о работе творческого объединения.

Формами  отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:

-протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся;

-протоколы по итогам конкурсов исследовательских и творческих работ учащихся на уровне учреждения и муниципальном уровне;

-приказы органов управления образования об итогах  конкурсов исследовательских и творческих работ учащихся муниципального и регионального уровней.

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:

-итоговые творческие работы по результатам освоения образовательной программы;

-творческие работы, учащихся подготовленные для участия в конкурсах исследовательских и творческих работ различного уровня (муниципального, регионального, всероссийского);

-грамоты и дипломы учащихся.

Описание: https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/08f9/0001b6a8-19c20a54/img6.jpg

Учебно-тематическое планирование.

Тема раздела

Кол-во часов

1 модуль обучения - История Новгородской земли с древнейших времен до конца XIV века.

1

Возникновение Новгорода

8

2

Новгород в составе Киевской Руси.

10

3

Культура древнего Новгорода.

8

4

Политическая жизнь Новгорода XII – XV веков.

5

Резерв

1+2

Итого

34

2 модуль обучения - Литературное краеведение.

1

Устное народное творчество

7

2

Древнерусская литература

4

3

Литература конца XVIII – XIX века

15

4

Литература ХХ века

7

Резерв

1

Итого

34

3 модуль обучения - Бытоописание

1

Преданья старины глубокой

5

2

Край мой древний – земля Новгородская

5

3

Господин Великий Новгород

6

4

Новгород православный

4

5

Мир народной культуры

10

6

Искусство Новгородчины

4

Итого

34

4 модуль обучения - Новгородский край в XVIII – XX веках.

1

Хозяйственная жизнь Новгорода XVII– XVIII веков

9

2

Экономика и хозяйственная жизнь Новгорода XIX века

6

3

Военные традиции Новгородской губернии

9

4

Культура губернского Новгорода

9

Резерв

1

Итого

34

5 модуль обучения – Новгородская губерния в XX веке.

1

Новоселицы в начале XX века

7

2

События ВОВ на Новгородской земле

7

3

Переход к мирной жизни

7

4

Развитие Новгородской области в конце XX века

4

5

Великий Новгород в XXI веке

9

Итого

34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 модуль)

История Новгородской земли с древнейших времен до конца XIV века.

п\п

Наименование раздела,

темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

Раздел I.  Возникновение Новгорода

2.

Археологическое исследование древнего Новгорода.

1

1

3.

«Откуда мы знаем о названии Древнего Новгорода».

1

1

4.

«Как и почему расселились древние люди на этой земле!».

1

1

5.

О личности Рюрика и его приходе на Русь.

1

1

6.

Славянские верования.

2

2

Практические занятия (посещение одной из экспозиций Новгородского музея-заповедника).

2

-

2

Итого по 1 разделу

8

6

2

Раздел II. Новгород в составе Киевской Руси.

7.

Зарождение неравенства.

1

1

8.

Торговля – древнейшее занятие новгородцев.

1

1

9.

Развитие классовых отношений. Административное деление.

1

1

10.

Борьба с внешней экспансией. Александр Невский.

1

1

11.

Возникновение Новгородской феодальной республики.

1

1

12.

Административно-территориальная система Новгорода и Новгородской земли.

1

1

13.

Управленческая структура Новгородской земли.

1

1

14.

Социальная структура новгородского общества.

1

1

Практические занятия (посещение одной из экспозиций Новгородского музея-заповедника).

2

-

2

Итого по 2 разделу

10

8

2

Раздел III. Культура древнего Новгорода.

15.

Развитие просвещения в Новгороде. Летописи. Берестяные грамоты. Былины.

1

1

16.

Кремль.

1

1

17.

Софийский собор.

1

1

18.

Ярославово дворище. Николо- Дворищенский собор.

2

2

19.

Живопись древнего Новгорода.

1

1

Практические занятия (посещение одной из экспозиций Новгородского музея-заповедника).

2

-

2

Итого по 3 разделу

8

6

2

Раздел IV. Политическая жизнь Новгорода XII – XV веков.

20.

Судьба Новгородской феодальной республики.

1

1

21.

Марфа Посадница и Дмитрий Шемяка. Иван III и Василий III.

1

1

22.

Присоединение Новгорода к Москве.

1

1

23.

Новгород в составе единого Русского государства.

1

1

24.

Новгородский погром Ивана IV.

1

1

Итого по 4 разделу

5

5

-

Резервные часы и часы на повторение

2

ИТОГО

34

28

6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения (5 класс)

  1. Вводное занятие.

Краеведение – история  малой Родины. Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.

Раздел I .  Возникновение Новгорода.

  1. Археологическое исследование древнего Новгорода. 

Каменный век. Данные раскопок курганов и могильников. Первобытные стоянки древнейших людей. Освоение Приильменья.

Экспедиции А.В. Арциховского и В.Л. Янина. История возникновения и заселения Новгорода по материалам археологических исследований.

Практические занятия:

1. Посещение раскопа, написание отчета о посещении.

2. Анализ вещественных источников после экскурсии на раскоп.

  1. «Откуда мы знаем о названии Древнего Новгорода».

Версии о происхождении Новгорода. Легенда о Словене и Русе.

  1. «Как и почему расселились древние люди на этой земле!»

Расселение восточных славян. Описание быта, хозяйства славян. Славянские поселения.

  1. О личности Рюрика и его приходе на Русь.

Призвание варягов новгородцами. Личность Рюрика. Рюриково городище.

  1. Славянские верования

Языческие боги, обряды. Перынский скит. Обряды новгородцев.

Раздел II.   Новгород в составе Киевской Руси.

  1. Зарождение неравенства.

Хозяйственная деятельность древних новгородцев. Род, семья. Зарождение неравенства: знать, князья, дружина, наемники, дань, налог, бояре, усадьбы.

  1. Торговля – древнейшее занятие новгородцев.

Развитие торговых центров. Новгородские ремесла. Торг. Взаимоотношения с западной Европой. Ганзейский союз. «Путь  Из варяг в греки».

  1. Развитие классовых отношений. Административное деление.

Управление в городе. Отделение ремесла от земледелия. Рост торговых центров. Освоение водных путей. Развитие классовых отношений.

  1.  Возникновение Новгородской феодальной республики.

Начало феодальной раздробленности. Обособление отдельных княжеств. «Боярская революция» 1136 года. Возникновение феодальной республики, ее особенности.

  1.  Борьба со внешней экспансией.

Нашествие монголо-татар и его последствия. Александр Невский. Борьба со шведами и немцами. Оживление экономической и общественно-политической жизни.

  1. Административно-териториальная система Новгорода и Новгородской земли.

Пятины Новгородской округи. Концы Новгорода. Софийская и торговая сторона Новгорода.

  1.  Управленческая структура  Новгородской земли.

Князь и его роль в жизни Новгорода. Вече уличанское и кончанское. Посадничество.

  1.  Социальная структура новгородского общества.

Бояре и житьи люди, их различие. Крестьянство. Горожане. Купечество.

Практические занятия – посещение одной из экспозиций НГОМЗ

.

Раздел III. Культура древнего Новгорода.

  1. Летописи. Берестяная летопись Новгорода. Былины.

Понятие «летопись». Содержание летописей на Руси. Отражение в летописях жизни и быта новгородцев. Как составлялись летописи. Значение летописей в жизни общества.

Понятие «устное народное творчество». Отражение в русском народном творчестве реальных событий в жизни народа. Былины о Василии Буслаеве, Садко, Вольге и Микуле. Описание в былинах образа жизни, воззрений на мир, религиозных верований славян.

  1. Кремль.

Описание Кремля, обзор башен, легенды.

  1. Софийский собор.

История строительства Софийского собора. Характеристика крестово-купольного типа храма. Составные части собора. http://sofia.home.nov.ru

  1. Ярославово дворище. Николо-Дворищенский собор.

Описание дворища, его история, обзор памятников. Описание и история строительства Никольского собора.

  1. Живопись древнего Новгорода.

Фрески и мозаики. Иконопись.

Практические занятия: Посещение Кремля, написание отчета.

Раздел IV. Политическая жизнь Новгорода XII – XV веков.

1. Судьба Новгородской феодальной республики.  

Укрепление обороны страны от внешней опасности. Объединение русских

земель вокруг Москвы.

2. Марфа Посадница и Дмитрий Шемяка. Иван III и Василий III.

Иван III и Новгород. Марфа Борецкая. Борьба новгородцев против Москвы. Боярские группировки. Походы на Новгород. Битва на Шелони.

3. Присоединение Новгорода к Москве.

Поход Ивана III на Новгород 1477-78 годов. Ликвидация новгородских вольностей и вечевых порядков. «Суд на Городище».

4. Новгород в составе единого Русского государства.

Изменение жизни горожан. Изменение в системе управления. Влияние московских традиций на новгородский стиль в культуре.

5. Новгородский погром Ивана IV.

Поход Ивана  Грозного на Новгород в 1570 году. Разгром Новгорода опричниками. Урон, нанесенный Новгородской земле.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2 модуль)

Литературное краеведение.

п\п

Наименование раздела,

темы

Всего часов

Теория

Прак-тика

I. Устное народное творчество0

Введение. Что изучает литературное краеведение.

1

1

Новгородские пословицы, поговорки, сказки

2

2

Новгородские былины. «Садко». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа. Историчность образа главного героя.

2

2

Новгородские песни

1

1

Легенды и предания новгородского края.

1

1

Итого по разделу

7

                                         II Древнерусская литература

1

Древнерусская словесность в Новгороде

1

1

0

2

Древняя Русь в названиях наших улиц.

Улицы, получившие названия, связанные с древними славянскими именами и событиями. (Ул. Бояна, Добрыня, Даньславля, Людогоща, Редятина ул. Розважа )

1

1

3

Житийная литература. Святые в истории новгородской духовной культуры

2

1

1

                                                 Итого по разделу

4

                                     

                                       III Литература конца XVIII – XIX века 000

Новгородская тема в творчестве писателей и поэтов конца XVIII – XIX века. Д.Балашов. «Господин Великий Новгород». Судьба русского купца, патриота Новгородской республики Олексы Творимирича, его семьи. Использование в повести фольклорных элементов. Подготовка материала к балашовским юношеским чтениям.

2

1

1

Образы исторических личностей, связанных с Новгородом, в творчестве писателей и поэтов конца XVIII – XIX веков

1

1

Русские писатели, поэты конца XVIII – XIX века на Новгородской земле

1

1

Г.Р. Державин на Новгородской земле Г. Р. Державин на Новгородской земле. «Евгению. Жизнь Званская.»

Званка - источник вдохновения поэта. Красота жизни истинной - крестьянской.

Исследовательский проект: «Новгородские мотивы в творчестве Г.Р.Державина»

Стихотворения: «Лето», «Утро», «Тишина», «Русские девушки», «Крестьянский праздник». Стихотворение «Снегирь» - посвящение великому полководцу А.Суворову.

Создание фоторепортажа о посещении Державинских мест на Новгородской земле.

Могила Г. Р. Державина в Хутынском монастыре.

2

1

1

Новгородская земля в творчестве А.С. Пушкина .

А. С. Пушкин. Стихотворение «Князю Горчакову». Прославление побед А. Невского. Стихотворение «Моя родословная» - гордость предком, сподвижником Александра Невского.

2

1

1

М.Ю. Лермонтов. Две встречи с Новгородом. М. Ю. Лермонтов. Пребывание поэта в Гродненском гусарском полку, в Селищенских казармах. Стихотворения «Новгород», «Приветствую тебя, воинственных славян святая колыбель...».

Древний Новгород - символ свободы человеческого духа.

2

1

1

Новгородская действительность в стихотворениях Н.А. Некрасова. Н. Некрасов. Чудовский цикл стихотворений: «Горе старого Наума», «Пожарище», «На покосе». Природа глазами новгородского мужика.

Стихотворение «Железная дорога». Связь с новгородским краем. Чудовская лука

- источник вдохновения поэта.

2

1

1

Ф. М. Достоевский в Старой Руссе

1

1

Заочная литературно - краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».

2

2

Итого по разделу

15

IV Литература ХХ века00

Писатели первой половины ХХ века на Новгородской земле. «Серебряный век».

1

1

0

М.М. Пришвин на Солецкой земле

1

1

В.В. Бианки на Новгородской земле

1

1

Тема Великой Отечественной войны  (Шубин, Багрицкий…)

1

1

Новгород в литературе второй половины ХХ века

1

1

«Каждый край по - своему прекрасен» (лирическая проза о малой родине). Новгородские поэты о природе Новгородская земля в поэзии современных поэтов.

1

1

Литературное творчество юных новгородцев

1

1

Итого по разделу

7

Итоговое занятие

1

0

1

Итого:

34

19

15

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Знакомство с целями, задачами, формами работы, требованиями. Предмет курса. Основные понятия и определения.

I. Устное народное творчество, сказки

Тема 1. Новгородские пословицы, поговорки

Теоретическое занятие:

Новгородские пословицы, поговорки. Сказки «Наговорная водица», «Как баба шиша напугала», «Дурачок», «Горшок» и др. Ироничность, остроумие, сюжетное и эстетическое своеобразие сказок. Внимание к внутреннему миру человека. Иллюстрации семьи Гребенниковых к новгородским сказкам.

Практическое занятие:

Анализ сказки «Горшок».

Практическое занятие:

Чтение и анализ сказок (по выбору педагога), работа в группах.

Тема 2. Новгородские былины

Теоретическое занятия: Новгородские былины. Художественные особенности новгородских былин.

 «Садко». Историчность образа главного героя. Новгородский «Торг» как место действия былины. Образ Садко в живописи, в музыке и в поэзии (А.М.Васнецов «Пристань в Великом Новгороде», И.Е. Репин «Садко»; М.А.Врубель - эскизы декораций, костюмов к опере «Садко», скульптуры «Волхова», «Садко»; поэма И.З. Сурикова «Садко», опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко»; скульптурная композиция А.И. Завьялова «Садко и Волхова»; баллада А.К. Толстого «Садко».

«Василий Буслаевич и новгородцы». Буслаев и знатные новгородцы. Отличительные черты характера героя. Образ Василия Буслаева в литературе (поэма С.С. Наровчатова «Василий Буслаев»), в кино (х/ф «Василий Буслаев»).

Практическое занятие:Просмотр художественного фильма «Садко» и сравнительно-сопоставительный анализ сюжета и образов главных героев в былине и фильме.  

Тема 3. Новгородские песни

Теоретическое занятие:

Песни. Напевность и многообразие тематики новгородских песен. Лирические песни: «Ивушка, ивушка, зеленая моя», «Выйду я на море», «По горенке похожу, в окошечко погляжу» и др.

Хороводные и плясовые песни. Частушки, лирические и шуточные припевки, страдания. Свадебные песни.

Исторические песни («Иван Грозный и новгородцы»).

Практическое занятие:

Анализ песни (по выбору педагога).

II. Древнерусская литература.

Тема 1. Древнерусская словесность в Новгороде

Теоретическое занятие:

Берестяные грамоты. История создания "Толкового словаря живого великорусского языка" В.Даля. Топонимика Новгородского края - источник сведений об истории и языке.

Древнейшие рукописные книги (Остромирово Евангелие, Библия архиепископа Геннадия, Новгородские своды древнерусских летописей: "Повесть временных лет"; "Слово о полку Игореве", "Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе", «Четьи-Минеи», «Домострой», «Хождение Стефана Новгородца в Царьград»).

Художественное оформление древнерусских книг.

Тема 2. Житийная литература. Святые в истории новгородской духовной культуры

Теоретическое занятие:

Святые в истории новгородской духовной культуры. Жанр жития, воплощение в нем идеала нравственной красоты человека-подвижника, страдальца за землю русскую («Житие Александра Невского», "Житие Варлаама Хутынского", «Житие Антония Римлянина", "Житие Михаила Клопского").

"Житие Александра Невского". Отражение в житии наиболее значимых событий и идеальных черт биографии князя-воина. Образ Александра Невского в литературе и искусстве XIX-XX вв. (х/ф С.М.Эйзенштейна "Александр Невский"; картина П.Д Корина "Александр Невский"; кантата С.С.Прокофьева "Александр Невский"; поэма К.М. Симонова "Ледовое побоище" и т.п.).

Практическое занятие:

Экскурсия в Варлаа́мо-Ху́тынский Спасо-Преображенский монастырь или Свято-Троицкий Михайло-Клопский монастырь (по выбору педагога).

III. Литература конца XVIII – XIX веков

Тема 1. Новгородская тема в творчестве писателей и поэтов конца XVIII – XIX веков

Теоретическое занятие:

А.Н.Радищев «Путешествия из Петербурга в Москву» («новгородские главы»). В.Н. Григорьев "Берега Волхова". Д.В.Веневитинов «Новгород». Н.М.Языков «Новгородская песнь первая 1170 г.». А.С.Хомяков «Новгород». Э.И.Губер «Новгород». Л.А. Мей «Вечевой колокол». В.К. Кюхельбекер «Новгородская песнь» (из повести «Або»). В.Ф. Раевский «Певец в темнице». А.И. Одоевский Новгородский цикл стихотворений (обзор и подробное изучение одного  из произведений  по выбору педагога).

Практическое занятие:

Написание сочинения "Что бы написал А.Н.Радищев сегодня в своем "Путешествии из Петербурга в Москву"?"

Тема 2. Образы исторических личностей, связанных с Новгородом, в творчестве писателей и поэтов конца XVIII – XIX веков

Теоретическое занятие:

Н.М. Карамзин «Марфа Посадница, или покорение Новгорода». К. Рылеев "Думы", "Вадим", "Марфа Посадница". Я.Б. Княжнин «Вадим Новгородский». В.А. Жуковский "Двенадцать спящих дев" (часть II) (браз Вадима Новгородского). А.А. Бестужев-Марлинский "Роман и Ольга" (обзор и один из авторов по выбору педагога).

Практическое занятие:

Семинар на тему «Образ Марфы Посадницы  в литературе» или «Образ Вадима Новгородского в литературе» (по выбору педагога).

Тема 3. Русские писатели, поэты конца XVIII – XIX веков на Новгородской земле

Теоретическое занятие:

Жизненные и творческие связи с Новгородским краем. Новгородская земля как источник творчества русских литераторов (Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Ф.К. Сологуб, Г.И. Успенский, А.К. Толстой, А.И. Герцен и др.) (обзор).

Практическое занятие:

Заполнение таблицы «Русские писатели и поэты конца XVIII-XIX веков на Новгородской земле».

Тема 4. Г.Р. Державин на Новгородской земле

Теоретическое занятие:

Г.Р. Державин. Званка - источник вдохновения поэта, могила Г.Р Державина в Хутынском монастыре. Поэзия "жизни действительной", природы, радости человеческого бытия, изображение нравов, силы и удали русского народа. Стихотворения "Евгению. Жизнь Званская", "Снегирь", "Новгородский волхв Злогор»,  «Радуга», "Крестьянский праздник", "Похвала сельской жизни", "Осень", "Лето", "Утро", "Тишина", "Русские девушки", "Крестьянский праздник" и др. Использование поэтом местного фольклора.

Практическое занятие:Анализ стихотворений (по выбору педагога).

Тема 5. Новгородская земля в творчестве А.С. Пушкина

Теоретическое занятие:

А. С. Пушкин. Пушкин и Новгород. Любовь к путешествиям, интерес к древним русским городам. "Зимняя дорога" - поэтический рассказ о поездке по новгородской земле.

Стихотворения "Князю Горчакову", "Моя родословная", "Новгородская строфа" в "Путешествии Онегина".

Образ Вадима Новгородского в творчестве А.С. Пушкина (неоконченные поэма и драма).

Практическое занятие:

Написание сочинения "Пушкинские "тропинки" Новгородской земли".

Тема 6. М.Ю. Лермонтов. Две встречи с Новгородом

Теоретическое занятие:

М. Ю. Лермонтов. Две встречи с Новгородом. Пребывание поэта в Гродненском гусарском полку, в Селищенских казармах. Потаенная любовь поэта - Наталья Федоровна Иванова - в замужестве Обрескова. Стихотворения "Новгород", "Приветствую тебя, воинственных славян святая колыбель...", "Поэт".  Художественное своеобразие произведений и поэтические образы новгородцев.

Практическое занятие: Анализ стихотворений (по выбору педагога).

Тема 7. Новгородская действительность в стихотворениях Н.А. Некрасова.

Теоретическое занятие:

Н.А. Некрасов. Биографические связи с новгородским краем (Чудово, Боровичи). Чудовский цикл стихотворений: "Горе старого Наума", "Ночлеги", "Путешественник", "На покосе", "Пожарище" и др.

Связь с новгородским краем стихотворений "Железная дорога", "Крестьянские дети". ("На покосе", "Страшный год", "Элегия").

Практическое занятие: Заочная экскурсия с представлением презентации в дом-музей Н.А. Некрасова в г. Чудово.

Практическое занятие: Чтение и анализ стихотворений (по выбору педагога).

Тема 8. Ф.М. Достоевский в Старой Руссе.

Ф.М. Достоевский. Писательские связи с краем и их отражение в биографии и творчестве писателя.

История создания романов "Братья Карамазовы", "Подросток", "Бесы".

Практическое занятие:

Экскурсия в дом-музей Ф.М. Достоевского в г. Старая Русса (очная или заочная по выбору педагога).

IV. Литература XX века

Тема 1. Писатели первой половины ХХ века на Новгородской земле

Теоретическое занятие:

Б.С. Жидков, К.Г. Паустовский, А.М. Горький, И.С. Соколов-Микитов. Писательские связи с краем, отражение их в творчестве (обзор).

Тема 2. М.М. Пришвин на Солецкой земле. 

Теоретическое занятие:

М.М. Пришвин на Новгородской земле. Памятный знак М.М. Пришвину в д. Песочки Солецкого района. Любовь писателя к новгородской природе, точность и поэтичность пейзажей. Тема войны, разрушающей гармонию человека и природы. "Августовские леса".

Практическое занятие:

Сочинение на тему «Природа Новгородского края в творчестве М.М. Пришвина».

Тема 3. В.В. Бианки на Новгородской земле. 

Теоретическое занятие:

В.В. Бианки. "Страна Див" на Новгородской земле - художественное открытие писателя. Бианковские чтения в Великом Новгороде и Окуловском районе (д. Боровно). Человек и природа в произведениях писателя. «Лесная газета», «Это было на озере Боровно», «Аришка-трусишка», «В разлив с лодки», «Егоркины заботы», «Черный сокол» и др.

Практическое занятие:

Семинар на тему «Природа Новгородского края в творчестве М.М. Пришвина и в творчестве В.В. Бианки».

Практическое занятие:

Чтение и анализ рассказа «Это было на озере Боровно».

Тема 5. Тема Великой Отечественной войны в творчестве поэтов

Теоретическое занятие:

В. Багрицкий. Служба в рядах 2-й ударной армии. "Над головой раскаленный свист", "Мы двое суток лежали в снегу".

П. Шубин. Служба в рядах 2-й ударной армии. «Волховская застольная».

М. Джалиль. Служба в рядах 2-й ударной армии. "Перед атакой", "Письмо из окопа","Каска","Прости, Родина" и др.

М. Матусовский. Сборник стихов "Когда шумит Ильмень-озеро".

С. Орлов. "А было под Волховом синим", "Та землянка в волховских болотах", "Тысячелетия России разбитый памятник в снегу" и др.

М. Светлов. Служба под Старой Руссой. Тема Родины, героизма, стойкости русского народа, "Боевая дружба", "Завет Родины", "Слава бесстрашному", "Итальянец" и др.

Практическое занятие:

Литературная гостиная «Великая Отечественная война в творчестве поэтов-фронтовиков» с представлением учебной презентации.

Практическое занятие:

Чтение и анализ стихотворений (по выбору педагога).

Тема 6. Новгород в литературе второй половины ХХ века

Теоретическое занятие:

Ю. Нагибин "Человек и дорога".

В. Рождественский "Новгородская София".

Д. Гранин. Старорусские мотивы в повести "Картина".

Н. Сладков «Лесные сказки», «Заяц и белка», «Лиса и мышь», «Сорока и медведь», «Золотая осень», «Лесное озеро», «Одуванчик и дождь», «Толик и Катя», «Первый снег», «Ручей».

В. Солоухин «Валдай, золотая погода» (из книги «Сорок звонких капелей»). Практическое занятие: Чтение и анализ одного из произведений (по выбору педагога).

Тема 7. «Каждый край по-своему прекрасен» 

Теоретические занятия:

В. Кулагин. "В разгар весны", "Майское утро", "В лесном царстве", "Осенний пейзаж".

Д. Балашов. "Господин Великий Новгород", "Марфа Посадница" "Младший сын". Е. Русаков. "Новгородчина", "Перед рассветом", "Рябина".

Н.М.  Полякова. "Журавли над Мстой" и др. (из сборника "Избранное"). (обзор и подробное изучение творчества одного-двух авторов по выбору педагога)

Практическое занятие: Литературная гостиная «Новгородская земля в творчестве писателей-новгородцев».

Тема 8. Литературное творчество юных новгородцев

Теоретическое занятие:

Альманах "Свеча"; рубрика в журнале "Чело"; журнал "Зазеркалье" (гимназия №2 Великого Новгорода); журнал "Недоросль" (областной педагогический лицей); детская газета "Свеча" (Воскресная школа Софийского собора), журнал «Перемена» (СОШ №2) и др.

Практическое занятие:

Сочинение сказки (былины, стихотворения, рассказа и др.) по новгородским мотивам.

Практическое занятие:

Выпуск сборника детских стихов, рассказов, очерков, сказок и т.п., посвященных Новгородскому краю.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (3 модуль)

Бытоописание.

п\п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Теория

Прак-тика

Раздел I. Преданья старины глубокой

1.1.

Летописи

1

1

1.2.

Сказания о славянах. Былины

1

1

1.3.

Новгородские сказки

1

1

1.4.

Внешний облик славянина, его образ жизни. Исторический портрет славянина

1

1

1.5.

Язычество. Культ природы. Духи

1

1

Итого по разделу:

5

4

1

Раздел II. Край мой древний – земля Новгородская

2.1.

Восточные славяне на Руси

1

1

2.2.

Основные занятия восточных славян

1

1

2.3.

Новгород – город мастеров.

1

1

2.4.

Торговля – древнейшее занятие новгородцев

1

1

2.5.

Главное торговое место – Городской торг

1

1

Итого по разделу:

5

5

Раздел III. Господин Великий Новгород

3.1.

Прогулка по городу (виртуальная экскурсия)

2

2

3.2.

В гостях у горожанина

1

1

3.3.

Крестьянский двор

1

1

3.4

Князь и Новгородская дружина

1

1

3.5.

Вооружение и снаряжение воинов новгородской дружины

1

1

Итого по разделу

6

4

2

Раздел IV. Новгород православный

4.1.

Православная вера новгородцев

2

2

4.2.

В Новгородском монастыре. Монастырский быт.

2

2

Итого по разделу

4

4

Раздел V. Мир народной культуры

5.1.

Календарные обряды и обрядный фольклор

- природный календарь

- весенние и летние обряды

- осенние и зимние обряды

4

4

5.2.

Новгородские приметы и гадания

2

2

5.3.

Новгородские обряды

2

2

5.4.

Система воспитания

1

1

5.5

Народная медицина в Новгороде

1

1

Итого по разделу

10

10

Раздел VI. Искусство Новгородчины

6.1

Новгородская архитектура

1

1

6.2

Новгородская живопись

1

1

Посещение музея деревянного зодчества «Витославлицы»

2

2

Итого по разделу

4

2

2

ИТОГО

34

29

 5

 

Содержание программы «Бытоописание» (3 модуль)

Раздел I. Преданья старины глубокой.

Тема 1.1. Летописи.

Понятие «летопись». Содержание летописей на Руси. Отражение в летописях жизни и быта новгородцев. Как составлялись летописи. Значение летописей в жизни общества.

Тема 1.2. Сказания о славянах. Былины.

Понятие «устное народное творчество». Отражение в русском народном творчестве реальных событий в жизни народа. Былины о Василии Буслаеве, Садко, Вольге и Микуле. Описание в былинах образа жизни, воззрений на мир, религиозных верований славян.

Тема 1.3 Новгородские сказки

Практическое занятие: чтение и анализ былины «Садко».

Тема 1.4. Внешний облик славянина, его образ жизни. Исторический портрет славянина.

Внешний облик, свойства характера славянина. Образ жизни, культ природы, культ предков.

Тема 1.4. Язычество. Культ природы. Духи.

Славянское язычество: боги, идолы, святилища. Славянская мифология.

Раздел II. Край мой древний – земля Новгородская.

Тема 2.1. Восточные славяне на Руси.

Расселение восточных славян, природные условия. Языческие верования славян. Призвание варяжских князей. Родное гнездо. Семья.

Тема 2.2. Основные занятия восточных славян.

Основное занятие славян – земледелие. Понятие «земледелец», «крестьянская земля». Новгородские промыслы. Из истории льна. Обработка льна.

Тема 2.3. Новгород – город мастеров

Понятие «ремесленник». Разновидности новгородских ремесел. Орудия труда ремесленников. Материал для ремесленного производства.

Тема 2.4. Торговля – древнейшее занятие новгородцев

История возникновения торговых связей между городом и деревней, между городом и другими городами Руси. Чем торговали новгородцы. Новгородский купец. Как осуществлялся обмен товарами.

Тема 2.5.  Главное торговое место – Городской торг.

Описание городского торгового места на Ярославом дворище. Главные меры веса и длинны, которые использовали новгородцы. Мытари. Торговые пути новгородцев.

Раздел III. Господин Великий Новгород.

Тема 3.1. Прогулка по городу.

Понятие «древний город». Описание древнего Новгорода. Планировка города. Управление городом. Загадка названия «Новгород».

Тема 3.2. В гостях у горожанина.

Жилище горожанина, его внешний и внутренний вид. Жизнь и быт горожанина. Откуда мы узнаем о жизни новгородских горожан.

Тема 3.3. Крестьянский двор.

Хозяйственные постройки. Одежда древних новгородцев. Основные компоненты женского и мужского костюмов в древнем Новгороде. Пища новгородских крестьян, жилище.

Тема 3.4. Князь и Новгородская дружина.

Понятие «князь», «княжеская дружина». Образ князя и княжеской дружины. Война – профессия князя и его дружины. Княжеский быт. Дружинная жизнь. Поход, поединок, участие в княжеском совете. Походы новгородских князей.

Тема 3.5. Вооружение и снаряжение воинов новгородской дружины.

Вооружение воинов. Снаряжение всадников (кольчуга, железный шлем, щит, меч, копье, лук, стрелы, сигнальные средства, знамена, осадная техника).

Раздел IV. Новгород православный.

Тема 4.1. Православная вера новгородцев.

Крещение новгородцев. Отражение истории крещения на Памятнике Тысячелетия России. «Где святая София – там и Новгород». Постройка новгородских храмов. Монастыри – оборонные укрепления Новгородской земли. История новгородских колоколов. Православные праздники.

Тема 4.2. В Новгородском монастыре. Монастырский быт.

Жители монастырей. Распорядок дня. Занятия монахов. Бытовые порядки. Одежда и пища монахов.

Раздел V. Мир народной культуры.

Тема 5.1. Календарные обряды и обрядный фольклор.

Общие сведения о календарях. Природный календарь. Календарные обряды, их содержание. Весенние, летние, осенние, зимние обряды.

Тема 5.2. Новгородские приметы и гадания.

Верования и поверья новгородцев. Русские суеверия. Знахари и колдуны. Народная медицина в Новгороде. Талисманы, амулеты, фетиши.

Тема 5.3. Новгородские обряды.

Семейно-бытовые обряды. Родильно-крестильные обряды. Свадебные обряды. Поминальные обряды. Новгородские посиделки.

Тема 5.4. Система воспитания.

Основные ценности, на которых строилась система воспитания на Руси и в Великом Новгороде. Отражение принципов воспитания в пословицах, поговорках, былинах. Обязанности детей в семье. Половозрастное воспитание дома. Внутрисемейные отношения. Поучение Владимира Мономаха детям.

Тема 5.5. Народная медицина в Новгороде.

Раздел VI. Искусство Новгородчины.

6.1 Новгородская архитектура.

Софийский собор, новгородские храмы. Деревянное зодчество.

6.2 Новгородская иконопись.

Новгородские иконы и фрески. Феофан Грек.

6.3 Посещение музея деревянного зодчества «Витославлицы».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Новгородский край в XVIII – XIX веках (4 модуль).

п\п

Наименование раздела,

темы

Всего часов

Тео-рия

Прак-тика

1.

Вводное занятие

1

1

Раздел I. Хозяйственная жизнь Новгорода XVII– XVIII веков.

2.

Новгородско-шведские отношения

2

2

3.

Новгород в эпоху петровских преобразований.

2

2

4.

Новгород  губернский город. Экономическая, хозяйственная и культурная жизнь.

2

2

5.

Исторические личности, чья жизнь связана с историей Великого Новгородa.

3

2

1

Раздел II. Экономика и хозяйственная жизнь Новгорода XIX века.

6.

Хозяйство края в 19 веке.

2

2

7.

Социально-экономическое развитие губернии.

2

2

8.

Время реформ

2

2

Раздел III. Военные традиции Новгородской губернии.

9.

Формирование народного ополчения в Отечественную войну 1812 года.

2

2

10.

Военные поселения в Новгородской губернии.

3

2

1

11.

Новгородский графа Аракчеева кадетский корпус. Личность Аракчеева.

2

2

12.

87-й Нейшлотский пехотный полк.

2

1

1

Раздел IV. Культура губернского Новгорода

13.

Города Земли Новгородской.  Гербы новгородских городов.

3

3

14.

Образование в Новгородской губернии.

Просвещение. Искусство. Архитектура. Музыка 19 века.

4

4

15.

Памятник «1000-летия России».

2

1

1

34

30

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие.

Краеведение – история  малой Родины.

Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.

Раздел I. Хозяйственная жизнь Новгорода XII – XV веков.

2. Новгородско-шведские отношения

Интервенция. Столбовский мир. Значение Новгорода в борьбе против шведско-польской интервенции. Урон, нанесенный Новгороду в результате военных событий. Восстановление города.

3. Новгород в эпоху петровских преобразований.

Реформы. Роль Новгорода в становлении новой столицы. Новгород  центр русских войск на севере. Полтавское сражение.  Новгородцы  участники Северной войны.

4. Новгород  губернский город. Экономическая, хозяйственная и культурная жизнь.

В составе Ингерманландской губернии. Создание Новгородской губернии. Разделы территорий. Царские указы по возврату земель. Новгород  губернский город. Открытие школы братьев Лихудов.

5. Исторические личности, чья жизнь связана с историей Великого Новгородa.

А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (по новгородской земле). Сильвестр, Ф. Прокопович, губернатор Сиверс, граф Строганов, братья Лихуды, А.В. Суворов, Г.Р. Державин и другие.

Практические занятия:

1. Составление  выступления, написание реферата о жизни и деятельности исторической  личности (в развитие  Новгорода).

Раздел II. Экономика и хозяйственная жизнь Новгорода XIX века.

6. Хозяйство края в 19 веке.

Развитие транспорта. Население и его занятия. Промыслы.

7. Социально-экономическое развитие губернии.

Сельское хозяйство, промышленность, промыслы, пути сообщения.

8. Время реформ.

Отмена крепостного права. Крестьянское движение. Революционная ситуация. Земства. Система управления.

Раздел III. Военные традиции Новгородской губернии.

9. Формирование народного ополчения в Отечественную войну 1812 года.

Отечественная война 1812 г. Формирование новгородского ополчения, участие в боевых действиях. Новгород и декабристы. Роль Новгорода в формировании мировоззрения декабристов.

10. Военные поселения в Новгородской губернии.

Аракчеев и Александр 1. Причины выбора Новгородской губернии под военные поселения. Новгородские военные поселения. Грузино. Восстания поселян в Старой Руссе.

Практическое занятие:

Экскурсия по военному гарнизону, написание отчета о посещении.

11. Новгородский графа Аракчеева кадетский корпус. Личность Аракчеева.

История кадетских корпусов в России. Возникновение кадетского корпуса в Новоселицах. Личность Аракчеева, его значение в истории России.

http://arakcheev.home.nov.ru

12. 87-й Нейшлотский пехотный полк.

История 87-го Нейшлотского пехотного полка. Традиции. Расположение.

Практическое занятие:

  1. Составление описания одного дня из жизни военных XIX века.

Раздел IV. Культура губернского Новгорода.

13. Города Земли Новгородской.  Гербы новгородских городов.

Геральдика. Геральдические эмблемы. Геральдика родного края.

Гербы  населенных пунктов Новгородской области.

14. Образование в Новгородской губернии. Просвещение. Искусство. Архитектура. Музыка 19 века.

Духовная и культурная жизнь новгородцев. Музыка (С.В.Рахманинов, Аренский).

А. Герцен в Новгороде. Новгород в творчестве русских писателей XIX века: Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Карамзин Н.М., В.А. Жуковский, Н.А. Некрасов.  Просвещение в Новгородской губернии. История Новоселицкой средней школы.

Ф.М.Достоевский. Открытие музея, театра в Новгороде.

15. Памятник «1000-летия России».

Создание и  открытие  памятника «Тысячелетие России». История его строительства, описание. http://monpuskin.home.nov.ru

Практические занятия:

1. Экскурсия к памятнику «Тысячелетие России», описание своих впечатлений от экскурсии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 модуль

Новгородская губерния в XX веке.

п\п

Наименование раздела,

темы

Всего часов

Теория

Прак-тика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Экономическое и политическое развитие губернии в начале XX века

3

2

1

3.

Новоселицы в начале XX века.

2

2

4.

Революционное время. Становление советской власти. Первые пятилетки

1

1

Раздел II. События Великой Отечественной войны на Новгородской земле

5.

Военные действия на Новгородской земле

3

3

6.

386-й НБАП

2

1

1

7.

Освобождение Новгорода

2

1

1

Раздел III.  Переход к мирной жизни

8.

Образование Новгородской области

2

2

9.

Новгород  промышленный центр северо-запада в 50-70 годы XX века

3

3

10.

Расцвет в экономике и культуре города

2

2

Раздел IV. Развитие Новгородской области в конце XX в.

11.

Политическая, экономическая жизнь Новгорода в период перестройки

2

2

12.

Культурная жизнь Великого Новгорода

2

2

Раздел V. Великий Новгород в XXI в.

13.

Развитие Новгородской области в начале XXI века

2

2

14.

Празднование 1150-летия Великого Новгорода

2

2

15.

85 лет истории Новгородского района

2

2

16.

Новгородская тема в искусстве.

3

2

1

Итого

34

30

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие.

Краеведение – история  малой Родины.

Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.

2. Экономическое и политическое развитие губернии  в начале XX века.

Русско-японская война. Участники боев при Чемульпо и Цусиме.

События первой русской революции 1905-1907гг на новгородской земле. Установление советской власти. Годы гражданской войны. Политика «военного коммунизма». НЭП на новгородской земле.

Практические занятия:

Анализ первоисточников о революционных событиях на Новгородской земле и изложение своей точки зрения  на эти события.

3. Новоселицы в начале XX века.

Аракчеевка, Новоселицы и Костова в начале XX века. Судьба 87-го Нейшлотского полка. Знакомство с фотодокументами. Рогожский стрелковый полк. Госпиталя на территории военного городка.

4. Революционное время. Становление советской власти. Первые пятилетки.

Упразднение губернии. Индустриализация, коллективизация. Репрессии, судебные процессы над  деятелями церкви. Террор.

Раздел II. События Великой Отечественной войны на Новгородской земле.

5. Военные действия на Новгородской земле. 

Оборона Новгорода. Первые бои. Героизм защитников. А.Панкратов. Герасименко, Красилов и Черемнов.

Военные операции Волховского и Северо-Западного фронтов. Партизанское движение.  Гибель 2-й УА. Экспедиция «Долина».

http://dolina.home.nov.ru;

http://devisia.home.nov.ru (ветеранам 229-й стрелковой Одерской дивизии)

6. 386-й Ночной Бомбардировочный авиационный полк.

История 386 –го НБАП. Боевой путь полка. Личный состав полка.

Практическое занятие:

1. Исследование исторических документов и составление выступления по данному исследованию. Изучение переписки с ветеранами

2. Посещение школьного музея Боевой Славы, написание отчета о посещении.

7. Освобождение Новгорода.

Военные события 1944 г.. Памятники воинам, погибшим на Новгородской земле. Участие школьников в исследованиях истории ВОв на Новгородской земле. Новгород  город воинской славы.

Практические задания:

1. Написание творческих работ на тему «Герои Земли Новгородской». Защита работ.

Раздел III. Переход к мирной жизни.

8. Образование Новгородской области.

Послевоенное восстановление, Генеральный план строительства города. Щусев А.В.Начало реставрационных работ. Л.М. Шуляк, Л.Е. Красноречьев 

9. Новгород  промышленный центр северо-запада в 50-70 годы XX века. Социальные проблемы. Экономическое развитие города. Пути развития Новгорода в 50-70 годы.

10. Расцвет в экономике и культуре города.

Достижения новгородцев в развитии промышленности,  сельском хозяйстве, образовании и культуре. Празднование 1100-летия образования Новгорода. Новгородские археологические экспедиции.

Раздел IV. Развитие Новгородской области в конце XX в.

11.  Политическая, экономическая жизнь Новгорода в период перестройки.

Экономический застой «Свободная экономическая зона»

Перестройка. Новгородская модель развития.

12.  Культурная жизнь Великого Новгорода.

Культура. Новгород  город музей. Возвращение имени городу – Великий Новгород. Города-побратимы

Раздел V.   Великий Новгород в ХХI веке.

13. Развитие Новгородской области в  начале XXI в.

Экономическая, общественная и культурная жизнь новгородцев. Отношения с зарубежными партнёрами. Новгород и Ганза.

14. Празднование 1150-летия Великого Новгорода.

Благоустройство города. Новые объекты архитектуры и искусства.

15. 90 лет истории Новгородского района.

История создания района, его развитие. Изменения, произошедшие в районе. История д.Новоселицы.

16. Новгородская тема в искусстве.

Н.Рерих, А.Рябушкин,  С.Пустовойтов,  М.Добужинский (живопись);

Н.Римский-Корсаков, А.Аренский, С.Рахманинов, В.И. Поветкин (музыка);

В.Кочетов, М.Пришвин, Д.Балашов, В. Бианки (литература).

Практические задания:

1. Изучение произведений, чтение стихотворений, прослушивание музыкальных отрывков. Составление выступления по данному исследованию. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Андреев В.Ф. Северный страж Руси. – Л., 1983
  2. Алексеев Ю.Г. Закат боярской республики в Новгороде. – Л., 1991
  3. Бадигин К. Покорители студеных морей. – М.: Терра, 1993
  4. Барашкова В.И., Скобочкина Ю.В.Бытописание земли новгородской. Учебник-хрестоматия по краеведению. – Обнинск: «Духовное возрождение», 2001
  5. Варенцов В.А., Коваленко Г.М. Хроника бунташного века. Очерки по истории Новгорода 17 в. – Л.,1991
  6. Варенцов В.А Наша Новгородская земля: Учебное пособие для учащихся средней школы. – Н., 1984
  7. Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков: Энциклопедический словарь. – СПб.: Нестор-История, 2007
  8. Вестник археологии и истории, издаваемый Императорским С-Петербургским археологическим институтом. Выпуск XXII. – С.-Пб, 1914.
  9. Витославлицы (альманах), выпуск 1. – Великий Новгород, 2009.
  10.  Вязинин И.Н. Южное Приильменье. – Книжная редакция газеты «Новгородская правда», 1963.
  11.  Ильина Л., Грахов А. Волхов. – Л., Гидрометеоиздат, 1980.
  12.  Каргер  М.К. Новгород. Художественные памятники XI -XVII веков. – Л., 1980
  13.  Краснопевцев Е.М. Несколько страниц из прошлого Новгородской губернии. – Н.: «Земля Новгородская», 1994.
  14.  Кривенко А.А., Михеева А.М., Сергеев В.П. Не померкнет в веках. – Л.: Лениздат, 1984.
  15.  Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. Л., 1991.
  16.  Кушнир И.И. Улицы Новгорода. Л., 1980.
  17.  Ласковский В.П. Путеводитель по Новгороду. – Новгород, 1910.
  18. Никитина Ю.И. У древних стен, у Ильмень озера. – М., 1980
  19.  Новгородские сказки. – Новгород, «Земля Новгородская», 1993.
  20.  Петров А.В., Золин П.М. Наша Новгородская земля: Учебное пособие для учащихся средней школы. – Л., 1985
  21. Порфиридов Н.Г. Новгород. 1917 – 1941: Воспоминания. – Л.: Лениздат, 1987.
  22. Секретарь Л.А По Приильменью. – Л., 1991
  23. Серова В.Н. Наша Новгородская земля. – Л.: Лениздат, 1982.
  24. Смирнов В.  История Великого Новгорода. В. – М., 2006
  25.  Смирнов В. Памятник государства Российского.- М.: Вече, 2008.
  26.  Сочагин А. Новгород в открытках конца XIX – начала XX века. – С.-Пб., 2002.
  27. Тюрин В.В. От Ильменя к Неве. – Л.: Лениздат, 1989.
  28. Тэммо А.М., Вязинин И.Н. Золотые звезды новгородцев. – Л.: Лениздат, 1987.
  29.  У древних стен, у Ильмень-озера. / Сост. В.Соколов – М.: Современник, 1979.
  30.  Янин  В.Л. Я послал тебе бересту. – М., 1975

Интернет-ресурсы по истории Великого Новгорода:

http://www.novgorod.ru/read/information/history/clauses – на портале Интернет-проекта «Новгород Он-Лайн» Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого собраны интересные статьи по истории Великого Новгорода. Например, статья д.и.н., профессора Петра Золина «Азы славно» о начале истории города и дате его основания.

http://www.gazetanovgorod.ru/ – электронная версия городской еженедельной газеты «Новгород».

http://1000.home.nov.ru/history_war.htm – на сайте «Памятник Тысячелетие России» приведена справочная информация по истории Новгорода во время Великой отечественной войны.

http://www.nowgorod.narod.ru/ – виртуальная прогулка по Великому Новгороду.

http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/show_obj2.php?id=1110  – Мир путешествий и приключений

http://www.vnovgorod.info/ – Великий Новгород

http://www.bibliotekar.ru/novgorod/16.htm - статьи по истории Великого Новгорода, легенды и предания

http://www.novkraj.natm.ru/  - Новгородика для детей

http://www.vnovgorod.info/ – Великий Новгород. Путеводитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Экология родного края»

Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знан...

Методическое пособие в помощь педагогам дополнительного образования « Отслеживание результатов освоения обучающимися образовательной программы, в динамике, на примере программы по изобразительному искусству»

« Отслеживание  результатов освоения обучающимися  образовательной программы, в динамике, на примере программы по изобразительному искусству»   Таблицарезультативности по освоению ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мой родной край»

Программа по краеведению для учащихся 5-7 классов познакомит с историей Республики Коми, Койгородского района...

Программа дополнительного образования по краеведению " Наш край"

Направленность программы " Наш край". По содержанию является краеведческой. По функциональному предназначению учебно - познавательной. Изучение истории родного края. По форме организации кру...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «КРАЙ РОДНОЙ»

Программа дополнительного образования «Край родной» разработана в соответствии с программой «Моя родина- Россия», составленной А.В. Поплевко, С.В. Усковым, Н.А. Чесноковым. Про...

Рабочая программа Дополнительного образования детей «Экология родного края»

Направленность программы: общеинтеллектуальная / естественнонаучная.  Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо н...

Программа дополнительного образования «Семья народов Красноярского края»

Курс дополнительного образования «Семья народов Красноярского края» предназначен для обучающихся 7,8 класса и направлен на достижение планируемых результатов обязательной предметной област...