Материалы для проведения экскурсии по школьному музею
материал по краеведению

Павлинова Галина Александровна

Материалы для проведения экскурсии по школьному музею

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

материалы для проведения

 экскурсии по экспозиции

Комнаты боевой и трудовой славы

Мордовия моя

Мордовия моя – леса и пашни,

Цветов и птиц привольная страна.

Ужели стороны родимой краше

На свете есть другая сторона.

Мордовия моя – моря пшеницы,

Волшебных зерен золотой улов,

Суры бурливой синие зарницы,

Дорог широких беспокойный зов.

Мордовия моя – кварталы строек,

Станков фабричных четкий перестук.

Здесь все великое и все простое –

плоды творения рабочих рук.

Мордовия моя – какие люди! –

С такими и на праздник, и на труд.

Так пусть же каждый час твой светел будет

Во все века которые грядут.

                                                  Артур Моро

«История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество»

Н.М. Карамзин

Эти слова великого русского историка мы не случайно взяли эпиграфом для нашей экскурсии. Каждый человек, настоящий гражданин не может не интересоваться  историей своей Родины, того края в котором он вырос, с которым связано его самые лучшие детские воспоминания. Для нас таким местом стал небольшой пристанционный поселок Красный Узел. И мы приглашаем вас  совершить экскурсию в прошлое станции Красный Узел, познакомиться с интересными фактами из истории станции и школы.

стенд: «Так начиналась дорога»

Вопрос о строительстве  Московско-нижегородской  железной дороги был решен в 1857 г. Через 5 лет 1 августа  1862 г. дорога протяженностью 413 верст была открыта. На стенде представлена  фотография «Приказ № 105 по управлению  эксплуатации Нижегородской линии».  Это была пятая по счету линия страны и первая связавшая центральную часть России с ее восточными районами.

История строительства Московско-казанской  железной дороги началась с учреждения в 1863 г. акционерного общества Московско-Саратовской железной дороги, но это общество не справилось с поставленной задачей. Поэтому за строительство взялось другое общество  Московско-Рязанское. Срок открытия дороги устанавливался не позднее 1865 г. Право владения предусматривалось сроком на 80 лет. работы начались с весны 1863 г. Возглавлял строительство К.Ф. Фон-Мекк. Однако только в 1875 г. было утверждено императором Александром II направление строительства на Казань. 19 июня 1864 г. – было открыто движение на Казанском ходу.

в 1906 г. норма рабочего времени была установлена 12 часов в сутки. Заработная плата  железнодорожных рабочих была близка к  заработку промышленных рабочих.  Так же как на фабриках и заводах действовала система штрафов за различные проступки, в среднем штрафы составляли 25% оклада. Большинство рабочих проживало в бараках, где на каждого человека приходилось по 3 – 5 кв. метров. Туберкулез, болезни пищеварительных органов стали профессиональными заболеваниями железнодорожных рабочих.

В экономике царской России задолго до конца Первой мировой войны обнаружились признаки надвигающейся разрухи. Это проявлялось, прежде всего,  и острее всего, на железнодорожном транспорте.  Преобладающая часть паровозов была изношена и основательно устарела технически. К началу 1917 г.  железнодорожный транспорт страны пришел в такое состояние, что создавалась угроза остановки всего движения. В сентябре 1918 года дорога была национализирована и передана в ведение Наркомата путей сообщения.

На стенде также представлены фотографии:

«Рабочие станции»

«Строительные работы на станции Красный Узел»

«Строительство здания вокзала на станции Красный Узел»

«В цехах вагоноремонтного депо»

стенд:  «В огне революции и гражданской войны»

В 1918 г. в полку железнодорожной обороны  на станции Тимирязево служили И.П. Семячкин, Д.Е. Овчинников, А.Е. Боряев. В составе своей роты они участвовали в различных боевых действиях, в том числе против мятежного выступления казачьего корпуса Миронова, начавшегося в районе г. Саранска 23 августа 1919 г. Одна из групп войск, сформированная из местных отрядов и прибывших из Казани частей Красной Армии была сконцентрирована на станции Тимирязево.

2 мая 1919 г. в Саранск и еще 17 городов Поволжья, расположенных у железной дороги поступила телеграмма следующего содержания: «Председателям  губернских, уездных и волостных Советов. Председатель ВЦИК тов. Калинин отправляется в служебную поездку по Восточному  фронту». Свою поездку М.Н. Калинин совершал на агитпоезде «Октябрьская революция», оборудованном рабочими перовских мастерских. Агитпоезд дважды делал стоянку на станции Красный Узел. Первая стоянка продолжалась один час. Встречать агитпоезд вышли около 6оо рабочих станции, жители села Ромоданово и крестьяне соседних деревень. Митинг состоялся на перроне  вокзала. С речью о празднике трудящихся 1 мая, о борьбе с внешними врагами Советской власти выступил М.Н. Калинин.

на стенде представлены фотографии:

«Бронеплощадка бронепоезда №49, построенного железнодорожниками станции Казань в 1918 г.»

«Солдаты на бронепоезде»

«Боевая листовка «Голос линии»

стенд:   «Учитель равен солдату-герою»

На фронтах Великой Отечественной войны плечом к плечу сражались против фашистских захватчиков учителя и ученики  нашей школы. Ганин Михаил Дмитриевич (на снимке: во втором ряду, четвертый слева. Ганин Михаил Дмитриевич – бывший директор школы, был призван на фронт в первые дни войны. Он имел чин младшего лейтенанта и был зачислен в Мордовскую дивизию, которая позднее была переименована  в Российскую.

Уходил он из г. Саранска. Сначала стояли под Пензой в селе Бессоновка, а затем получив  оружие и до конца сформировавшись, отправились на фронт.

Погиб Михаил Дмитриевич в первом бою, когда началось великое наступление под Москвой. Это произошло в деревне Чедышево, что под г. Тула. Погиб 11 декабря 1941г.

Также на стенде представлены фотографии учителей – участников  Великой Отечественной войны:

«Медов Георгий Иванович»

Медов Георгий Иванович – учитель истории, был призван фронт в первые дни войны. сражался на Ленинградском фронте. В 1943 г. был ранен.  Закончил свой боевой путь в Чехословакии. награжден  орденом Красной Звезды. Имеются и другие боевые награды. В настоящее время Медов Георгий Иванович – пенсионер.

«Стрельников Михаил Михайлович»

Стрельников Михаил Михайлович, окончив  Саранский педагогический институт, преподавал в нашей школе, вел русский язык и литературу. В 1942 г. призван в армию, сражался на Ленинградском фронте. В 1944 г. было получено известие о смерти в котором говорилось о том, что Стрельников Михаил Михайлович геройски погиб.

«Поплевкин  Сергей Ильич»

Поплевкин  Сергей Ильич – учитель русского языка и литературы. Был призван в армию в 1942 г. Погиб в 1943 г. Похоронен в деревне Карандашевка  Смоленской области, в 6 метрах от дороги. Его сын Павел, бывший ученик нашей школы – также погиб в годы  Великой Отечественной  войны.

стенд:   «Михаил Петрович  Боронин»

Михаил Петрович Боронин  родился 19 ноября 1914 г. В 1921 г. пошел в школу, учился отлично всегда помогал учащимся осваивать учебный материал, отличался своей скромностью, выдержкой и принципиальностью. После окончания школы учился в г. Саранске, потом работал помощником землеустроителя.

В 1933 г. поступил в Свердловский  металлургический институт, после окончания которого работал инженером на металлургическом заводе в г. Алапаевске. Одновременно занимался в аэроклубе.

Началась Великая Отечественная война. Михаил Петрович был призван в Военно-Морской  флот и стал штурманом  самолета. В сентябре 1942 г. он воевал в 24 торпедно-минометном авиационном полку военно-воздушных сил Северного флота. Совершил 22 боевых вылета, нанося  бомбовые и торпедные удары по  кораблям и транспортам врага. Два ордена Красной Знамени и орден отечественной войны II степени служат свидетельством его военного мастерства.

За проявленные отвагу и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 г. штурману  звена  9 гвардейского  минометно –торпедного авиационного полка гвардии лейтенанту  Михаилу Петровичу Боронину присвоено великое звание Герой Советского Союза. в этот же день героем стал и его бессменный командир гвардии капитан Н. Зайцев.

11 мая 1944 г. герои погибли в огненной атаке. От прямого попадания зенитного снаряда загорелся их торпедоносец. Герои выдержали заданный курс и нанесли прицельный удар, до конца выполнив свой воинский долг. Память об отважном штурмане жива и сегодня в наших сердцах. а на морских просторах можно встретить большой морской траулер на борту которого надпись»Михаил Боронин».

На стенде  представлены фотографии:

«Рыболовецкий траулер МБ – 0011 «Михаил Боронин»

«Экипаж траулера на палубе корабля «Михаил Боронин» 

«Мемориальная доска в мартеновском цехе металлургического завода в г. Алапаевске, где П.М. Боронин работал с 1938 по 1941 гг.»

«Открытие мемориальной доски на доме, где жил П.М. Боронин – 1965 г.»

«Открытие мемориальной доски на здании школы – 1975г.»

стенд:   «Они защищали Родину»

Около 7 тысяч уроженцев Ромоданова и района участвовали в  Великой Отечественной войне. Среди них и выпускники нашей  Красноузельской средней школы. Многие из них пали смертью храбрых на полях сражений, другие дошли до  Берлина, встретив там День Победы.

Назовем имена выпускников нашей школы, которые заслужили на полях сражений боевые награды:  Кудрявцев К.В. (погиб в 1943 г.),  Семенов В.С., Морозов В.Н.,  Боков А.А. (погиб в 1942 г.), Тарабрин Н.М.,  Джемлиханов А. (погиб) и многие другие. И сейчас особенно приятно осознавать, что в суровое и тяжелое время когда решалась судьба Родины – Советского государства  наши выпускники внесли достойный вклад в дело Победы над  фашизмом.

На стенде представлены фотографии выпускников школы  – участников  Великой отечественной войны.

Помните!

Через века, через года

Помните.

О тех, кто уже не придет никогда,

Помните!

Не плачьте

В горле сдержите стоны.

Горькие стоны…

Люди! Покуда сердца стучатся

Помните

Какой ценой завоевано счастье.

Пожалуйста. Помните.

                          Р. Рождественский

стенд:   «Из истории пионерской организации»

На стенде представлена фотография одной из первых пионерок Дины Семеновны Семеновой и ее воспоминания о первом вожатом в нашей школе.

Шел 1923 г. Борис Макаров, окончив курсы пионервожатых в Пензе, приступил к созданию пионерского отряда в железнодорожной школе. Но не все родители позволяли детям носить красный галстук. Было нелегко, сначала записались 10 ребят, потом еще 15. Всего в первом отряде насчитывалось 40 пионеров.

Составили план работы, распределили обязанности, красочно и содержательно оформили пионерскую комнату, записались в  разные кружки:  драматический, умелые руки, литературного чтения и другие.

Пионеры Стали инициаторами всех хороших дел в школе. Первая пионерка Семенова Дина Семеновна вспоминает: «С приходом в школу  Бориса Макарова жизнь детворы круто изменилась к лучшему. Даже зимой не хотелось возвращаться  домой. Мы были  инициаторами всех ребячьих дел».

Макаров увлек своих воспитанников на более серьезные дела. Пионеры включились в компанию по борьбе с неграмотностью среди жителей  станции Красный Узел и близлежащих деревень.

После Гражданской войны хозяйство было разрушено, особенно железнодорожный транспорт. Пионеры и комсомольцы вместе с рабочими выходили на субботники, вступали в ряды юных друзей милиции, охраняли грузы, патрулировали на станции.

Здесь же  представлена фотография «Пионерского отряда железнодорожной школы станции Красный Узел 1929 – 1930 учебного года»

И фотография  Н.Т. Храмова  и его воспоминания о редакторе школьного журнала Василии Углеве.

В 1927 г. в станционной школе начал выходить рукописный журнал. Редактором был Василий Углев, членами редколлегии С. Вашуркин и Н. Храмов.

Журнал рассказывал о школьной жизни. в нем публиковались сочинения учеников, рассказы, стихи, дружеские шаржи, острые сатирические куплеты с карикатурами.

В 1929 г. на окружном слете пионеров Мордовии были избраны 11 делегатов на первый Всесоюзный  слет пионеров страны. От пионеров  Красного Узла был избран Вася Углев. Всесоюзный пионерский слет открылся 19 августа 1929 г. в городе Москве на стадионе «Динамо». На слете перед делегатами выступали Н.К. Крупская, М. Горький, Г.М. Кржижановский.

Во время смотра  стенных газет на слете, номер газеты, привезенный В. Углевым занял одно из первых мест.

стенд:   «Годы послевоенные»

За годы первой послевоенной пятилетки техническое перевооружение Горьковской железной дороги в несколько раз превысило ее оснащенность в довоенное время. Большие средства были вложены на реконструкцию путевого хозяйства. Реконструкции в той или иной степени подверглись все локомотивные и вагонные депо.

1948 г. был переломным в работе Горьковской железной дороги. Ликвидированы основные объективные причины отставания дороги, превышен довоенный уровень грузооборота. Пополнился парк пассажирских вагонов и локомотивов.

На XIX съезде КПСС (1952 г.) одной из важнейших задач железнодорожного транспорта было признано увеличение пропускной способности дорог.  Грузонапряженные участки переводились на щебеночное основание, началась укладка новых рельсов весом 50/60 кг. погонный метр, участки движения оборудовались автоблокировкой и диспетчерской централизацией. Среди машинистов росло движение пятидесятников и тяжеловесников.

В 1961 г. произошло объединение Горьковской и Казанской  железных дорог. На станции Красный узел был сформирован большой железнодорожный комплекс. Этот комплекс включает в себя узловую станцию со службой движения, вагонное депо и оборотно-локомотивное депо.  В прошлом небольшой вагоноремонтный пункт превратился в настоящее время в современное разносторонне оснащенное  вагонное депо. Оно состоит из 8 основных и вспомогательных цехов. В депо производится заводской и деповской ремонт более 3 тысяч железнодорожных вагонов в год.

На стенде представлены фотографии передовиков производства:

«Касаткин Борис Трофимович»

Слесарь по ремонту головок автосцепок – ударник коммунистического труда, норму выработки выполняет на 107 – 110 %. Награжден юбилейной медалью «За доблестный труд», в ознаменование 100 – летия  со дня рождения В.И. Ленина.

«Кудрявцев Михаил Федорович»

С 1916 по 1932 гг. работал дежурным по станции. В 1932 г.  переведен на 46 разъезд - начальником разъезда; с 1937 г. работал помощником дежурного по станции Красный Узел. Награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», Орденом Ленина, имеет значки ударника коммунистического труда.

«Храмов Виктор Григорьевич»

Осмотрщик-автоматчик  ПТО станции Красный Узел. Свою трудовую деятельность начал в 1949 г. поездным мастером, затем слесарем по ремонту вагонов. После  прохождения курсов при Алатырском железнодорожном техникуме работает осмотрщиком-автоматчиком с  1953 г. За работу награжден орденом Знак Почета, имеет несколько трудовых юбилейных наград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в школьный музей для 5-9 классов. Тема урока: "Жизнь и быт русской деревни".

Познакомить учащихся с занятиями крестьян, орудиями их труда.Продолжить формирование умений выделять главное, умений составлять таблицу.Формирование навыков поведения в музее.Место проведения ур...

Экскурсия по школьному музею "Карбышев и карбышевское движение"

Материал школьного музея даёт возможность проводить классные часы по патриотическому воспитанию учащихся разного возраста....

экскурсия по школьному музею

материалы для проведения экскурсии...

Экскурсия по школьному музею

Экскурсия по школьному музею декоративно-прикладного искусства...

«Экскурсия в школьный музей»

«Экскурсия в школьный музей»...

Материал для проведения экскурсий по школьному краеведческому музею.

"Человек, не знающий прошлого, не видит будущего". В данном материале представлены разработанные краеведческие экскурсии, которые могут проводить старшеклассники для младших школьников. Разработаны пя...

Проектная деятельность. Экскурсия по школьному музею. Текст экскурсии по теме: "Строительство крепости на острове Котлин"

Проект написан ученицей 9-м класса Харартия Дианой под руководством педагога ГБОУ СОШ №422 по программе "Кронштадт - город воинской славы". Сбор материала о строительстве крепости на острове...