ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)
статья по краеведению

Шарова Светлана Ивановна

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, организуя образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Исторический квест стал одной из наиболее интересных форм организации патриотического воспитания молодежи в учреждении среднего профессионального образования. Исторический молодежный квест «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны» направлен на решение широкого круга воспитательных задач, способствующих духовно-нравственному и патриотическому воспитанию студентов, формированию общей культуры, развитию коммуникативной и информационной компетенций студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sharova_s.i._chetk.docx42.18 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

(на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

С. И. Шарова

Чебоксарский экономико-технологический колледж

Минобразования Чувашии, г. Чебоксары

Аннотация

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, организуя образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Исторический квест стал одной из наиболее интересных форм организации патриотического воспитания молодежи в учреждении среднего профессионального образования. Исторический молодежный квест «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны» направлен на решение широкого круга воспитательных задач, способствующих духовно-нравственному и патриотическому воспитанию студентов, формированию общей культуры, развитию коммуникативной и информационной компетенций студентов.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание; исторический квест; музей имени В.И. Чапаева; интерактивные формы обучения; система профессионального образования.

 «Патриот - это человек, служащий родине,

 а родина - это прежде всего народ».

Н.Г. Чернышевский

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Реформы в сфере образования заставляют педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации воспитательного процесса с обучающимися. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников, реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. 

Исторический квест можно рассматривать, как одну из форм гражданско-патриотического воспитания молодёжи, которая содержит большой воспитательно-образовательный потенциал и может занять достойное место в методической деятельности педагогического коллектива профессионального образовательного учреждения.

В образовательном процессе квест - это организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и т.д.

Как и любая технология квест имеет свою структуру. При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников, то пространство, где будет проходить игра, написать сценарий, подвести итоги. 

Этапы организации квеста

Исторический квест «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны», проведенный 9 февраля на базе музея имени В.И. Чапаева, был приурочен к знаменательной дате.

Исторический квест способствует формированию общих компетенций, которые лежат в основе развития личности обучающегося. Целью мероприятия является воспитание у студентов любви к своей малой Родине, популяризация изучения истории России с помощью современных форматов и технологий.

В разработке и проведении квеста можно выделить следующие этапы:

  1. Разработка положения (выбор темы, этапы, количество станций, задания различного уровня сложности).
  2. Подготовка мероприятия (формирование команд, определение ответственных на станциях, разработка маршрутных листов, соглашение с заведующим музеем имени В. И. Чапаева Д. В. Сятрайкиным о месте и времени проведения исторического квеста, изучение фото, видеоматериалов, научной, справочной литературы, интернет ресурсов по теме).
  3. Ход мероприятия (участники исторического квеста собираются в музее имени В. И. Чапаева, где проходит игра, разъяснение членам команд правил игры, прохождение участников квеста по станциям).
  4. Просмотр фрагментов фильма «В. И. Чапаев». Подведение итогов. Награждение победителей.

В квесте принимали участие 4 команды: «Патриоты», «Чапаевцы», «Юные историки», «Красноармейцы».  Игра проходила по 7-ми станциям, каждая команда получала маршрутный лист с указанием точки маршрута (станции), на которую должны были прибыть команды. На каждой станции от ведущих команды получали письмо – задание с вопросами.

Сценарий квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны» предполагал поиск ответов на вопросы в музейном комплексе, куда входят сквер Чапаева, здание музея В. И. Чапаева, мемориальный дом Чапаевых, памятник В. И. Чапаеву, мемориальная стена с барельефами Д. А. Фурманова, М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, В. В. Куйбышева, И. С. Кутякова.

 Так, задания первой станции были направлены на поиск всех объектов музейного комплекса.

На второй станции необходимо было изучить витраж «Красная Армия» в фойе музея и ответить на ряд вопросов.

3 станция «Страницы жизни В. И. Чапаева» предполагала внимательное изучение материалов стендов музея.

Чтобы ответить на вопросы 4 станции «Боевой путь В. И. Чапаева» нужно было показать умение читать по исторической карте.

На 5 станции «Загадки про войну и военных» команды получали по 2 поэтических вопроса.

6 станция «Образ Василия Ивановича в культуре и искусстве» потребовала от студентов знания в области литературы, музыки, живописи, кинематографа. Творческое задание ожидало студентов на седьмой станции, где все команды должны были нарисовать и защитить плакат «Каким я вижу В. И. Чапаева».

Технология квест позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения. Участие в данном мероприятии дает возможность студентам прикоснуться к истории родного края и проникнуться гордостью за свое Отечество.

Совместные мероприятия колледжа и музея актуальны и востребованы. Во время прохождения квеста студенты получили дополнительные знания по предмету, испытали много позитивных эмоций и огромное желание посетить музей имени В. И. Чапаева еще раз.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой молодые люди полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности. Они способствуют развитию аналитических способностей обучающихся, развивают фантазию и творчество. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения и значительно расширить рамки образовательного пространства. 

Литература:

1. Василенко А.В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии // Международный педагогический журнал «Предметник». UR

2. Владимиров В.В. Там, где жил и воевал В.И. Чапаев. Путевые заметки. — Чебоксары. 2007. 82 с.

3. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2015.

4. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ – СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

5. Фурманов Д. А. Чапаев. – М: Азбука, 2016.

6. Чапаева Е. Мой неизвестный Чапаев. М.: «Корвет», 2015. 478 с.

Электронные ресурсы:

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ» http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 01.10.2016).

2. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. http://festival.1september.ru/articles/513088 (дата обращения: 21.10.2018).

3. Смирнова Елена Александровна Образовательный квест как интерактивная образовательная среда https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2019/02/15/obrazovatelnyy-kvest-kak-interaktivnaya (дата обращения: 22.10.2019).

4. Ткаченко В. В., Лифинцева М. В., Гулакова М. В. Исторический квест как форма реализации воспитательных задач патриотического воспитания студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3341–3345. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970995.htm. (дата обращения: 01.12.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи

Представлена методическая разработка в форме презентации по гражданско-патриотческому воспитанию молодежи. Можно использовать для проведения классных часов...

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Проблемы. Опыт. Перспективы ( из опыта работы).

В статье обобщен  опыт работы школы по патриотическому воспитанию молодежи. Новизна педагогического опыта, представленного на семинаре, заключается в усовершенствовании отдельных сторон пед...

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Актуальность гражданско-патриотического воспитания молодежи

Условия, в которых сегодня находится российское общество, пока не совсем благоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Россия переживает духовный кризис, ...

Методическая разработка на тему «Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся на примере подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне».

Данная методическая разработка посвящается некоторым формам и методам организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....

«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»

В работе представлен сценарий квест-игры, которая  проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...

Музейный уголок как форма работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере жизни святого благоверного князя Александра Невского

Аннотация. Статья представляет собой обобщение опыта работы с учащимися по формированию духовно-нравственного воспитания. В статье прослеживается роль музейного уголка в воспитании школьников на приме...