Сценарий мероприятия "Международный день грамотности". Музейный урок - викторина
план-конспект занятия по краеведению (7 класс)

Бедушвиль Светлана Николаевна

Сценарий мероприятия  "Международный день грамотности". Музейный урок - викторина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия

Международный день грамотности

Музейный урок - викторина

Из истории празднования «Дня грамотности»

С 1967 года ЮНЕСКО объявлен 8 сентября – Международным днем распространения чтения и грамотности. В этот день в разных странах мира различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и т.д.

В первую сентябрьскую неделю открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конкурсы и викторины, конференции и семинары. В нашей стране День чтения и грамотности отмечается с 2000 года в Москве, в г. Реж Свердловской области, Екатеринбурге, где прошли «Крапивинские чтения», посвященные замечательному детскому писателю В.П. Крапивину, уроженцу этого города.

В середине 70-х годов ХХ века, когда начинали отмечать этот день, «быть грамотным» означало умение читать и писать. Затем стали говорить об академической и функциональной грамотности. Первая нужна для того, чтобы учиться, а вторая – чтобы пользоваться чтением и письмом каждый день в жизни.

Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. ООН считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными

Характеристиками жизни народа. Международный валютный фонд подсчитал, что экономическое развитие страны начинается тогда, когда уровень грамотности превышает 40%. А по данным ЮНЕСКО в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Это страны, в которых ведутся войны, страны «третьего мира».

Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир Красное Солнышко решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда же и появляются первые школы. В городах и сёлах строились церкви, и были нужны грамотные священники. Владимир приказал брать у «лучших людей» ребят и отдавать их в «обучение книжное». Но народ в то время был ещё дик, в новой вере не утвердился и боялся грамоты. Вербовать учеников приходилось силой, и матери, приводя детей, плакали и причитали, как над покойниками.

В 1028 году сын князя Владимира  - Ярослав Мудрый – собрал в Новгороде 300 человек детей и велел «учити книгам». Это было первое большое училище.

Постепенно число школ росло, они открывались при церквях и монастырях (так называемые церковно-приходские школы). Учителями в них были священники (служители церкви). Обилие переведённых с греческого языка книг, существовавших тогда, показывает, что школа делала своё дело – создавала читателя и любителя просвещения. Книга пользовалась большим почётом в Древней Руси. В случае пожара книги старались спасти в первую очередь. «Книги суть те же реки, напояющие вселенную», - говорили в старину. Сын Ярослава Мудрого – Святослав – заполнил книгами кладовые своего дворца, Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков.

Нашествие монголо-татарских  завоевателей в 13 веке на несколько столетий затормозило развитие школы и просвещения на Руси. Лишь с 16 века начался новый подъём школьного дела.

К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в сёлах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные.

Учили в школах только мальчиков – уделом девочек было домашнее хозяйство, где можно было обойтись и без умения читать и писать. За обучение нужно было платить, поэтому учиться могли лишь дети состоятельных родителей. Коллектив учеников назывался «дружиной». Занятия чаще всего начинались с 1 декабря, но мальчик мог поступить в школу в любое время. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – закончил школу. Всё зависело от способностей.

В школах готовили в основном священников – только церкви нужны были в то время грамотные люди. Поскольку церковные службы велись на латинском языке, ему и учили школяров.

Латинский в то время уже был «мёртвым» языком – не было на земле народа, говорившего на нём. На латыни читали молитвы, писали религиозные книги. Врачи пользовались латынью, чтобы не вызывать излишнего волнения у больных, особенно если болезнь была достаточно серьёзной. Этому «мёртвому» языку и учили в средневековой школе.

Сначала мальчики заучивали наизусть молитвы, повторяя их за учителем. Потом их учили читать те же молитвы по книге. Книг было в то время мало, их переписывали от руки, были они очень дорогими. Поэтому на весь класс книга была одна, и с этой единственной книгой учитель переходил от ученика к ученику.

В Бельском селении функционировало приходское смешанное училище с 1866 года. Оно содержалось на средства сельского общества 730 руб в год и на наем сторожа 360 рублей от казны. В 1860 – начале 1870-х годов детей учил Константин Никитович Солдатов.

С 12 июля 1875 года заведовал училищем и преподавал грамоту губернский секретарь Михаил Филиппович Сизых. За долголетний 20 летний преподавательский труд он был награжден орденом Станислава 3-й степени и медалью получал годовое жалованье 420 рублей в год и бесплатную готовую квартиру. Закон божий преподавали священник местной церкви Петр Дубов, Михаил Владыкин, Федор Александрович Парняков, получавший жалованье 100 руб в год с 15 сентября 1897 года. В начале 1900 гг. детей второго класса учила Калерия Алексеевна Чабаевская. В 1902 году в смешанном училище училось 31 человек, из них окончило семь учеников. В 1893 году в Бельске открыли женское училище, где 43 девочки учила грамоте Мария Михайловна Парнякова, а закону божьему ее муж священник местной Сретенской церкви Ф.А. Парняков.

Почетными блюстителями смешанного училища утверждались – потомственный почетный гражданин Иван Михайлович Лаврентьев, владелец Бельского кожевенного завода, местные крестьяне Матвей Кобелев, Василий Михайлович Бельков, Иркутский мещанин Александр Корнилович Таксер – смотритель Бельского кожевенного завода с 27 апреля 1898 года.

В первые годы существования Бельского приходского училища 29 детей, из них 20 мальчиков и 9 девочек учились в арендованном доме местного купца Козлова, через 13 лет число учеников увеличилось до 62 человек. Количество учеников возросло с открытием женского отделения, а далее двухклассного училища. В 1916 году в селении имелись двухклассное, смешанное и пятиклассное училища.

(показать аттестат Бельской школы, фото школ, перьевые ручки, учебники, чернила). Выдать листочки в косую линейку и дать на скорость прописать каллиграфическим почерком перьевыми ручками буквы.

Викторина (для учащихся 5-8 классов)

Всем участникам раздаются листы красной и зеленой бумаги. Ведущий зачитывает некоторое утверждение о языке или литературе, которое может быть правдивым или ложным. Если участник считает, что ведущий сказал правду – он поднимает зеленый лист. Если не согласен с ведущим – красный лист. Правильным ответом в каких-то случаях может быть «ДА», в каких-то – «НЕТ». Все правильно ответившие выходят в следующий тур, неправильно ответившие – выбывают. И так до тех пор, пока не останется 1 (возможно 2) победитель.

Образец: ведущий утверждает: Строгая литературная норма запрещает говорить «двое девочек». Правильный ответ: «ДА». Все поднявшие зеленый лист идут дальше, поднявшие красный лист (т. е. несогласные с утверждением) выбывают.

Викторина 1

Нормы языка (орфоэпия, лексика, фразеология, грамматика)

1 Ударение мы созвОнимся правильное. НЕТ

2 Слово шампунь мужского рода. ДА

3 Пальто мы надеваем, а вот наушники мы одеваем. НЕТ

4 На реке Волге – это правильное сочетание для литературного языка. ДА

5 Адресант – это получатель сообщения. НЕТ

6 Потемкинские деревни – так называют очень глухие, заброшенные места, что-то

далекое и невзрачное. НЕТ Так говорят о том, что устроено, оборудовано для

создания видимости благополучия.

7 Приставка квази… означает «мнимый, ненастоящий». ДА Например, квазиученый – это не настоящий ученый. Квази – то же, что «псевдо».

8 В слове бутИк ударение на И сохраняется и в косвенных падежах. Например, правильно открытие бутИка. ДА

9 Конституция России гарантирует нам свободу вероисповЕдания. ДА

10 Я коллекционирую брелОки – так можно сказать ДА

11 Перманентный – это временный, непостоянный. НЕТ Это непрерывный,

постоянный.

12 Восьмистами пятьюдесятью шестью – именно так надо склонять числительное. НЕТ

Викторина 2

Нормы правописания (орфография, пунктуация)

13 В словах гра(м/мм)ота и гра(м/мм)атика пишется разное количество букв М. ДА

14 В слове одува(н?ч)ик нет мягкого знака ДА

15 Открыть окно насте(ж?) – а здесь уже мягкий знак есть. ДА После шипящих на конце наречий пишется Ь, исключения – уж, замуж, невтерпеж.

16 В слове серебря(н/нн)ый пишется одна буква Н. ДА

17 Московский (г/Г)осударственный (у/У)ниверситет – все слова должны быть написаны с большой буквы НЕТ

18 Если в предложении сначала слова автора, затем прямая речь, то после слов автора перед прямой речью ставится тире. НЕТ

19 Город Александров Владимирской области. Правильно писать под городом Александровым НЕТ

20 Сделать и(с/з?под)тишка – здесь ведь нужен дефис. НЕТ

21 Диплом выдан Анастасие – это правильное написание НЕТ

22 Доступ к (И/и)нтернету – в этом сочетании слово Интернет/интернет может быть написано и с большой, и с маленькой буквы ДА

23 В слове хлорофи(л/лл) на конце – две буквы Л. ДА

24 Сочетание экс Советский Союз пишется в три слова. ДА

Викторина 3 Художественная литература

25 «У лукоморья дуб зеленый…» – знаменитые строки из «Евгения Онегина». НЕТ «Руслан и Людмила»

26 День русского языка отмечается в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. ДА

27 «Не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?» Это крылатое выражение

– из фильма «Кавказская пленница». НЕТ «Берегись автомобиля».

28 «Географ глобус пропил» – так называется один из романов автора текста

Тотального диктанта 2015 года Евгения Водолазкина. НЕТ Это Алексей Иванов.

29 О путешествии на фрегате «Паллада» нам рассказал Иван Александрович Гончаров. ДА

30 «Человек в футляре» – знаменитая пьеса Антона Павловича Чехова. НЕТ Рассказ.

31 «Все несчастные семьи похожи друг на друга» – знаменитые крылатые слова Льва Николаевича Толстого из романа «Анна Каренина». Все верно? НЕТ

32 У Онегина такое же имя, как у Базарова. ДА Евгений

33 В «Похождениях бравого солдата “Швейка” идет речь о событиях Первой мировой войны, не Второй. ДА.

34 Знаменитое антисталинское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны» принадлежит перу Анны Андреевны Ахматовой. НЕТ Осип Мандельштам.

35 «Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя» – эти слова принадлежат поэту-декабристу Александру Одоевскому. ДА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Международный день грамотности"

8 сентября отмечается Международный день грамотности....

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Международный день грамотности"

В России праздник еще не получил широкого распространения, но уже сейчас можно сказать о некоторых появившихся традициях.Приуроченные к этому дню школьные викторины и олимпиады по русскому языку...

8 сентября – Международный день грамотности

8 сентября –Международный день грамотности...

Сценарий общешкольного мероприятия Международный день учителя, 2018г.

Общешкольное мероприятие, посвященное празднованию Международного дня учителя. Мероприятие подготовила и провела учитель Щербак А.В....

Сценарий мероприятия "Международный день КВН"

Сценарий мероприятия "Международный день КВН"...

Международный день «Спасибо» Музейный урок 5-9 классы

Международный день «Спасибо»Музейный урок 5-9 классы...