Виртуальная экскурсия «Учитель - профессия, призвание, судьба»
методическая разработка по краеведению (6, 7 класс)

Бедушвиль Светлана Николаевна

Виртуальная экскурсия

«Учитель - профессия, призвание, судьба»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия

«Учитель - профессия, призвание, судьба»

Цели:

1. Познакомить учащихся с историей становления школы.

2. Сформировать представление учащихся о профессии учителя.

3. Воспитывать чувства уважения к нелегкому труду учителя, подчеркнуть значимую роль учителя в жизни общества.

4. Воспитывать гордость за близких людей, работающих учителями.

5. Развивать творческие способности учащихся.

Ход мероприятия

Велик труд учителя, ведь недаром писал поэт:

Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей.

Каждая профессия требует от человека определённых знаний, умений, проявления человеческих качеств. Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной. Учитель — это звучит гордо. Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не проникся уважением к людям этой профессии, ведь они зачастую вкладывают в обучение нового поколения не только свои знания и силы, но и душу. Большинством из них движет призвание обучать и воспитывать. Но, согласитесь, учитель – это гораздо больше, чем просто профессия. Учитель – это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям.

• Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, если он решил выбрать профессию учителя? (ответы детей)

• Каждый ли человек сможет работать учителем? (ответы детей)

- По-разному приходит к человеку людская любовь и известность. Одни завоёвывают её быстро, совершая героические подвиги, полные отваги и необычайного мужества, и такая слава, ослепительно сияя, облетает мир. Другие добывают славу незаметным кропотливым трудом, целиком отдаваясь ему. Слава о таких людях медленно идёт от человека к человеку, от селения к селению, проходят годы и она распространяется далеко, далеко. И такая слава светит ровным, спокойным светом.

Профессия учителя – это дар, который дается человеку. Сейчас я расскажу о некоторых педагогах нашей школы.

Михаил Филиппович Сизых. За долголетний 20 летний преподавательский труд он был награжден орденом Станислава 3-й степени и медалью.

Парняков Федор Александрович. С 1891 года по 1910 год в Бельске жил Федор Александрович Парняков, рукоположенный в священники после окончания Иркутской духовной семинарии. Федор Александрович, как записано в его послужном списке, закончил духовную семинарию с высокими оценками, ему выдали аттестат первого разряда. Свою деятельность молодой священник решил направить на просвещение народа. В первые три года он открыл и устроил церковно-приходские школы в селе Бельске и в деревнях Бельского прихода Мотовой и Среднем Булае, сам стал заведующим (причем безвозмездно) в Бельской церковно-приходской школе. Он не только работал в одноклассном министерском училище и позже в двухклассном, но и по выбору духовенства с 1894 года состоял депутатом на епархиально-училищных съездах, с 1900 года был председателем таких ежегодных съездов. В 1905 году назначен балаганским уездным наблюдателем церковно – приходских школ. В 1910 году Федор Александрович Парняков получил должность в губернском центре, стал благочинным градо-иркутских церквей. Семья покинула Бельск. (Жена Мария Михайловна родила в Бельске девять детей. Двое из них стали революционерами – это сын Пантелеймон и дочь Милица).
    В Иркутске прямой, честный, стремящийся к справедливости благочинный Ф. А. Парняков не ужился с епархиальным высшим духовенством. Его направили служить в Ургу, в Монголию. Известно также, что Ф.А. Парняков погиб в Монголии в 1921 году, пытаясь помогать советской власти в Сибири.

Рубановский Гавриил Илларионович. В начале XX века в Бельск приехала семья Рубановских, от них пошла местная учительская династия. Семья учителей Гавриила и Агнии Рубановских поселилась в селе Бельск Черемховского уезда в 1906 году. Гавриил Илларионович стал известен в этих краях и как незаурядный фотограф, оставивший после себя богатое наследие снимков о жизни обитателей старинного сибирского поселения, места ссылки декабристов, многих невольников царского правительства. Большинство его фотографий было сделано в 1910-1912 годах. В 1906 году в школьном здании поселилась семья Рубановских – Гавриил Илларионович и Агния Степановна. Гавриил Илларионович работал директором двухклассного министерского мужского училища. Рубановский запомнился старожилам как человек высокой культуры: пел, играл на музыкальных инструментах, руководил хором, оркестром народных инструментов, ставил любительские спектакли на сцене Бельского народного дома, открытого в 1916 году. К тому же у него были золотые руки – фотограф, художник, гравер! Гавриил Илларионович оставил потомкам уникальную фотолетопись села. Когда перед революцией стали организовывать потребительский кооператив, он, как человек, образованный и прогрессивный, вошел в правление сельпо. После утверждения в 1920 году советской власти работал в сельпо бухгалтером. В 1931 году перешел бухгалтером в промышленную артель «Красный партизан», объединившую кузнецов, рабочих лесопилки, подеревщиков, обозостроителей, кирпичников. В 1938 году Г .И. Рубановский был репрессирован, и реабилитация не застала его в живых.
           Идеал учителя жители села видели в Агнии Степановне Рубановской. Агния Степановна получила воспитание и образование в сиропитательном доме Елисаветы Медведниковой в Иркутске, гимназисткой она познакомилась с Гавриилом Илларионовичем Рубановским, а после окончания гимназии сдала экзамены на право преподавания в школах первой ступени. Агния Степановна проработала в Бельской школе 18 лет. По воспоминаниям Лидии Николаевны Ломуновой, Агния Степановна была очень добра к людям, очень тепло ко всем относилась. В ней ощущалась внутренняя, исходящая из глубины натуры культура и неподдельная доброта.
             У Гавриила Илларионовича и Агнии Степановны в Бельске родилось двое детей –дочь Маргарита и сын Владимир. Маргарита пошла по родительской стезе, стала учительницей начальной школы. Сын Владимир получил техническое образование в Черемховском горном техникуме, работал начальником угольной шахты «Каштак», что в пяти километрах от Бельска. Женился на учительнице Галине Николаевне, работавшей позже секретарем и даже председателем Бельского сельсовета.
         Викулин Николай Павлович. Николай Павлович Викулин. Он родился в семье политического ссыльного, рано остался сиротой. Окончил Черемховскую школу с педагогическим сельским уклоном, преподаванием основ агрономии овощеводства (образцовую первую, на улице Декабрьских Событий) и в 16 лет получил направление учителем начальных классов в деревню Свирскую. Там худенький паренёк вскоре получил признание крестьян, приходивших на уроки вместе с сыновьями. Викулин создал в Свирске первую комсомольскую ячейку, активно участвовал в создании колхоза в Свирске. Войну Викулин прошёл от первых дней, защищая Москву, освобождая Белоруссию, и до конца, до штурма Берлина. За ратные подвиги награжден двумя орденами и многими медалями. В 1946 г. стал учителем Бельской школы, где в полную силу развернулась его педагогическая деятельность. С 1-го класса бельские ребятишки начинали работать на пришкольном участке, изучали растениеводство на практике, учились думать, участвуя в опытнической работе. Деятельность Викулина привлекла внимание учёных, и ряд лет Вельская школа была опорным пунктом Института общего и политехнического обучения АПН РСФСР. Викулин сотрудничал с учеными ИСХИ, выполнял задания совхоза и его главного агронома Г. И. Полякова. Школьники под руководством Викулина опробовали для своего хозяйства многие сорта помидоров, огурцов, корнеплодов, выбирая наиболее урожайные и скороспелые, сами выводили новые сорта кукурузы, фасоли, помидор. Викулин и юные бельские агрономы опробовали смелый безрассадный способ выращивания капусты и поразили своими результатами учёных Иркутска. Примеров столь яркой опытнической работы в школе в 60-х гг. было не более десяти по всей России. Слава Викулина широко распространилась в области, его работы были известны в стране. Ему приносили пачки писем от учителей и ученых с просьбами поделиться опытом. Ответом стала брошюра Викулина, изданная под редакцией института усовершенствования учителей в 1970 г. под названием «Сельскохозяйственное опытничество в Бельской школе». Не меньшей славой пользовалась его производственная бригада, получившая множество наград, пять раз бывшая участницей ВДНХ. Школьники Бельска выращивали значительное количество овощей и кормовых культур и продолжали опытничество уже в полевых условиях. Ученическая бригада занимала первое место в области, её лучшие члены были участниками Всесоюзного слёта производственных бригад в Москве. Около 200 выпускников школы окончили сельскохозяйственные вузы и техникумы. Школа была награждена грамотой Министерства сельского хозяйства РСФСР и оборудованием биологического кабинета. На её базе проходили районные и областные слёты ученических бригад, школа передового опыта учителей области. А организатор этой яркой деятельности Николай Павлович Викулин, педагогический стаж которого исчислялся 55 годами, получил звание «Заслуженный учитель РСФСР» и орден «Знак Почёта».

Церковно-приходское училище в нашем селе появилось в 1843 году. В Бельском селении функционировало приходское смешанное училище с 1866 года. Оно содержалось на средства сельского общества. В 1860 – начале 1870-х годов детей учил Константин Никитович Солдатов.

С 12 июля 1875 года заведовал училищем и преподавал грамоту губернский секретарь. Закон божий преподавали священник местной церкви Петр Дубов, Михаил Владыкин, Федор Александрович Парняков. В начале 1900 гг. детей второго класса учила Калерия Алексеевна Чабаевская. В 1902 году в смешанном училище училось 31 человек, из них окончило семь учеников.

В 1893 году в Бельске открыли женское училище, где 43 девочки учила грамоте Мария Михайловна Парнякова, а закону божьему ее муж священник местной Сретенской церкви Ф.А. Парняков.

                    После революционных событий система образования изменилась, что отразилось и в образовании села.
        Здание церковно-приходской школы было перевезено в деревню Ключи под клуб, в 30-х годах.
  В Здании реального училища стала размещаться семилетняя школа (когда именно была открыта семилетняя школа, неизвестно). В 1948 году было открыто здание новой, двухэтажной школы, первоначально строившейся под госпиталь. Семилетняя школа №3 села Бельск существовала до 1952 года. В 1953 году она стала средней школой (Бельской средней школой). 

Современное здание школы было построено и запущено в эксплуатацию в 1992 г.

Директора школы с 1940 г.:

  1. Димов М.С. (учитель математики)
  2. С 27 сентября 1940 г. приказом по РАЙОНО директором назначен Кустов В.Е
  3. 21 июня 1941 года Кустов В.Е уходит на фронт вместо себя оставляет Волкова М.Ф.
  4. 26.07.41 г. директором по приказу РАЙОНО назначается Топоркова Е.А (учитель русского языка, литературы)
  5. С 15 августа 1960 г. на должность директора назначен Домнин В.Р.
  6. В 1964 году директор школы Сериков В.Е.
  7. С 1967 г. директором назначается Маркина З.Ф.
  8. В 1970г. - Помогаев Н.Н.
  9. С 1979 г. - Маркина З.Ф.
  10. С февраля 1981 г.- Осепова Л.Н.
  11. С 2000 г. директором является Гурова Л.Н.
  12. С ноября 2009 г. Федорова Л.В.
  13. С октября 2016 г. директор Гайнулина М.Н.
  14. С марта 2018 г. Директор Толстикова С.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Виртуальная экскурсия по профессиям правоохранительных органов"

Выбор профессии – один из серьёзнейших шагов, стоящих перед молодёжью. От того, насколько  правильно он сделан, отвечает ли выбранная профессия способностям, интересам и склонностям, является ли ...

Эссе "Учитель профессия или призвание"

Для участия в конкурсе "Учитель года"...

Эссе "Я - учитель: профессия или призвание?"

Эссе "Я - учитель:  профессия или призвание?"...

Создание виртуальных экскурсий – совместная работа учителя и учеников 8 – 10 классов.

Работа посвящена совместному проекту учеников и учителя с использованием иностранного языка и историко-культурных компетенций....

Урок литературы в 9-ом классе в форме виртуальной экскурсии по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» с учетом краеведческого компонента. Человек на войне.

Данное занятие по литературе хорошо дополнит урок по творчеству М.А. Шолохова в 9-ом классе при изучении рассказа "Судьба человека". Ребята узнают о том, что литературные произведения вдохно...

Презентация. Виртуальная экскурсия "Ознакомление с рабочими профессиями УАЗ"

Виртуальная экскурсия это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов...

Разработка классного часа на тему "Путешествие по центру Севастополя" (Виртуальная экскурсия) Разработал учитель ОБЖ Антонец Елена Александровна ГБОУ "Гимназия №24" г.Севастополь

Виртуальные экскурсии – одна из наиболее современных форм проведения урока и внеурочной деятельности , поскольку не всегда удается провести с обучающимися настоящую экскурсию даже по близлежащей...