Информация о работе школы интеллектуального и духовно-нравственного развития детей "Юный краевед-исследователь"
опыты и эксперименты по краеведению

Надбитов Руслан Константинович

В 2018 г. методисты Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения и республиканское общественное движение «Школа безопасности» участвовали в конкурсе Фонда президентских грантов, подготовив проект «Школа научно-исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития детей «Юный краевед-исследователь»». Автор-разрабочик Надбитов Р.К.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информация о реализации гранта «Юный краевед-исследователь»

Школьное краеведческое образование в последние годы приобретает все большее значение, являясь одним из наиболее эффективных средств обучения и воспитания подрастающего поколения. Творческий, созидательный характер краеведческой деятельности способствует  формированию у подрастающей личности духовных ценностей, морально-нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

В 2018 г. методисты Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения и республиканское общественное движение «Школа безопасности» участвовали в конкурсе Фонда президентских грантов, подготовив проект «Школа научно-исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития детей «Юный краевед-исследователь»». Через некоторое время пришло радостное известие-проект стал победителем конкурса. Наступил ответственный период подготовки к реализации проекта.

             Школа «Юный краевед-исследователь» работала 16 дней, в течение которых дети приобщались к краеведческой работе, подготовили учебно-исследовательские проекты. Из шести образовательных организаций г. Элисты были приглашены 30 детей.

1 октября 2018 г. школа «Юный краевед-исследователь» начала свою деятельность. С открытием школы ребят поздравили руководитель общественного движения «Школа безопасности» Очиров Санал Церенович, директор Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения Максимова Ольга Саврушевна. В этот же день состоялась образовательная экскурсия в Национальный архив Республики Калмыкия, сотрудники которого провели юных исследователей по архивным помещениям, в хранилище, показали письма Аюки – хана Петру I и другие редкие исторические документы, рассказали об особенностях архивной работы.

              2 октября согласно расписанию «Школы научно-исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития детей «Юный краевед - исследователь» для школьников - участников проекта были проведены два лекционных занятия.

              Заслуженный учитель Республики Калмыкия, Отличник народного просвещения Адьянова Екатерина Сергеевна провела занятие на тему «Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами литературного краеведения». Ребята ознакомились с творчеством калмыцких писателей и поэтов, с литературным краеведением, узнали о биографии и творчестве поэтов Давида Кугультинова, Санджи Каляева, Риммы Ханиновой, Г.Кукареки, содержанием произведений «Трава Амуланга», «Над колыбелью мальчика», «Полынь» (Д.Кугультинов),  «Гимн степи», «Тамара» (С.Каляев), «Наташина роща» (Г.Кукарека).

               Следующее занятие с детьми провела Заслуженный учитель Республики Калмыкия, Отличник народного просвещения Кунакова Ольга Петровна. Она рассказала обучающимся о роли туристских походов в краеведческой деятельности. Любой вид туристского путешествия – от простой прогулки до многодневного похода – непременно обогащает человека новой информацией, развивает его интеллект. Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к родине, к природе, к труду. 
      На занятии были презентованы следующие экскурсионные маршруты: 

  • «Святая гора – Большое Богдо»;
  • «Прошлое и настоящее Хошеутовского хурула»;
  • «Одинокий тополь с каскадом родников»;
  • «Из Европы в Азию»;
  • « Имя его не забыто» (О Улдисе Кнакисе );
  • «По местам боев 110-й ОККД».

3 октября 2018 года «Школа научно-исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития детей «Юный краевед - исследователь» продолжила свою работу. В этот день для учащихся прочитали лекции ученые Калмыкии. 
Кандидат исторических наук Надбитов Руслан Константинович ознакомил детей с историей ойратов (предков калмыков) в XIV-XV в.в., известными историческими личностями указанного периода, вкладом просветителя Зая-Пандиты в формирование социально-культурной общности калмыцкого народа. Создание Зая - Пандитой «тодо бичиг» («ясного письма») в 1648 году привело к развитию грамотности среди калмыков. В конце XVI - начале XVII в. сформировались предпосылки для перекочевки калмыцкого народа в пределы Российского Государства, завершившиеся добровольным вхождением калмыков в состав России. Ребятам была показана интересная презентация по теме лекции. 
           Специалист Министерства образования и науки Республики Калмыкия, кандидат исторических наук Задваев Бадма Сергеевич рассказал о социально-экономическом и внутриполитическом положении в Калмыцком ханстве в XVII – XVIII вв, отношениях Аюки - хана и Петра I, участии калмыцких полков в войне России со Швецией. 
Для того, чтобы ребята еще больше подружились друг с другом, после лекций для них были проведены игры на сплочение (тимбилдинг).

4 октября 2018 г. «Школа научно-исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития детей «Юный краевед - исследователь». Продолжила свою работу. Для школьников провели лекционные занятия ученые Калмыкии – научные сотрудники калмыцкого научного центра Российской Академии наук, кандидат исторических наук Батыров Валерий Владимирович ознакомил детей с основными событиями истории Калмыкии XIX в.

В начале XIX в. в Калмыцкой степи действовала попечительская система управления. Каждым улусом управлял вначале главный пристав калмыцкого народа, а затем - улусные попечители, а аймаками – аймачные старосты. 
В 1812 г. калмыки встали на защиту нашей Родины в войне с Наполеоном, успешно участвовали в заграничных походах русской армии. В середине XIX в., кроме традиционных видов хозяйственной деятельности калмыки нанимались на рыбопромышленные предприятия, занимались соледобычей. 16 марта 1892 г. вступила в действие реформа по освобождению калмыков от крепостной зависимости от владельцев – нойонов и зайсангов. Ученый рассказал об этнографии, культуре и быте калмыков. 
          Лекция доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Калмыцкого научного центра РАН Очирова Уташ Борисовича была посвящена истории Калмыкии периодов Гражданской и Великой Отечественной войн. В Гражданской войне наблюдался раскол российского общества на два противоборствующие силы. Школьники услышали интересные сведения о полководце Оке Ивановиче Городовикове, женщине-коннике Нарме Шапшуковой и других героях. В 1941 г. сыны и дочери калмыцкого народа вступили в ряды Красной Армии и сражались против гитлеровских войск. На фронтах войны каждый день совершали подвиги. Известно о 23 героях-уроженцах Калмыкии, получившие это высокое звание в годы Великой Отечественной войны.

5 октября 2018 г. Очиров Уташ Борисович провел еще одно занятие, а затем воспитанники школы «Юный краевед-исследователь» сходили на экскурсию в музей традиционной культуры им. Зая-Пандиты в Калмыцком научном центре Российской Академии наук. Здесь ведущий научный сотрудник Батырева Светлана Гариевна рассказала об устройстве калмыцкой кибитки, ее внутреннем убранстве, предметах кочевого быта калмыцкого народа, одежде калмыков и буддийских верованиях.

6 октября 2018 года для учащихся «Школы научно – исследовательской деятельности и духовно – нравственного развития детей «Юный краевед – исследователь» состоялась обзорная экскурсия по г. Элиста. В ходе экскурсии ребята посетили Казанский Кафедральный Собор – главный православный храм Калмыкии, хурул «Золотая обитель Будды Шакъямуни» - крупнейший буддийский храм в Европе, город шахмат «Сити – Чесс», монумент Эрнста Неизвестного «Исход и Возвращение». 
           
В Казанском Кафедральном Соборе ребята узнали об истории православия в Калмыкии, о главных иконах Собора, об открывшемся на территории Собора музее православия Калмыкии «Походно – улусная церковь Николая Чудотворца». Экскурсоводы Манджиева Мария Анушевна и Саранкаева Екатерина Эрдниевна рассказали ребятам об истории возникновения города Элиста, об одном из старых парков юга России «Дружба», Красной школе, памятнике истории и культуры, которое было построено в 1907 году. В хуруле учащиеся посетили музей «Истории буддизма», а также прослушали экскурсию в главном молельном зале, где узнали, как строился храм, о росписях на стенах хурула. 
           
В городе шахмат «Сити –Чесс», который был построен для проведения 33-й Всемирной Шахматной Олимпиады, учащиеся посетили главное здание Сити – Чесс, где прослушали экскурсию в музее шахмат им. Михаила Таля. На монументе Эрнста Неизвестного «Исход и Возвращение» ребята узнали о творчестве великого скульптора, об истории создания памятника, каким событиям посвящен монумент.

8 октября 2018г. в рамках реализации гранта Фонда президентских грантов «Школа научно-исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития детей «Юный краевед - исследователь» состоялся выезд учащихся в с. Речное Астраханской области. Здесь находится уникальный памятник истории и культуры калмыцкого народа – Хошеутовский хурул. 

История Хошеутовского хурула уходит своими корнями в позапрошлый век. После победы российской армии над войсками Наполеона в 1814 г. командир II Астраханского калмыцкого полка Серебджаб Тюмень и его двоюродный брат, известный калмыцкий историк и литератор Батур – Убаши Тюмень увидели здание Казанского собора в Санкт-Петербурге и был поражены его архитектурным стилем. В 1814-1817гг. был построен грандиозный каменный буддийский храм. Во внешнем виде хурула угадывались европейские и азиатские мотивы. От центрального здания хурульного комплекса шли две колоннады к двум дополнительным молельням. Известный исследователь калмыцкой степи Илларион Житецкий назвал новый храм самым красивым зданием в калмыцкой степи. На каждом его кирпиче можно увидеть изображение лука и стрелы – родового знака калмыцких владельцев Тюменей. 

К сожалению, в наши дни сохранилось только центральное здание хурула. Остальное было разрушено в ходе идеологических гонений против религии в годы советской власти. В 90-е гг. началась реставрация хурула, который постепенно обрел новый эстетический облик. Ребята увидели Хошеутовский хурул впервые, были восхищены его красотой. А после экскурсии дети и руководители прогулялись по живописным берегам реки Волги.

9 октября 2018 г. состоялась экскурсия «Одинокий тополь с каскадом родников». На экскурсии обучающиеся познакомились с памятником природы, изучили рельеф, окружающую растительность, родники, историю возрождения буддизма. Ребята узнали интересную историю происхождения тополя, об уникальности памятника природы, которому около 100 лет и в том, что на разломе побега его сердцевина представлена в виде «звездочки», что говорит об особой устроенности побегов. Выяснили, что с цифрой «5» у калмыков связано все священное: число «5» - это символ пяти элементов: огня, воздуха, воды, ветра, земли, т.е. каждый из этих элементов наделялся в сознании народа определенной силой. Они составляют основу мира. Кибитка, жилье кочевника, также условно делилась на 5 частей: порог, очаг, женская половина, алтарь. Поэтому калмыки поклонялись тополю, на поперечном срезе побегов которого четко виден 5-угольник, т.к. сила пяти элементов заключена в нем. Ребята постояли на возвышенности, которую называют Хамуром и находится памятник природы, охраняемый законом «Одинокий тополь с каскадом родников». С интересом изучали геологический пласт с источником уникальной, единственной в России силикатно - бромной минеральной воды. Этот источник с лечебной водой находится недалеко от тополя в балке. Узнали, что впервые этот источник у подножия одинокого тополя описал Семен Рафаилович Залкинд – первый организатор и руководитель органов здравоохранения Калмыкии, химический анализ которой показал, что вода целебного источника уникальна, является квасцовой по составу, обладает высокой вязкостью, содержит большое количество хлоридов, нитритов, фторидов, карбо - и гидрокарбонатов. На данной экскурсии участники получили знания об одном из прекрасном, удивительном уголке калмыцкой земли.

10 октября 2018 г. воспитанники школы научно-исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития детей «Юный краевед - исследователь» посетили музей биологического факультета Калмыцкого государственного университета. Этот музей был открыт еще в 1973 году. Об истории создания зоологического музея, о биологии и экологии представленных в экспозиции видов животных рассказал заведующий кафедрой ботаники, зоологии и экологии, доцент, кандидат биологических наук  Музаев Валентин Манцаевич.

Основу зоологического музея, в основном, составляют животные Калмыкии, среди них встречаются экспонаты из других регионов и даже материков. Фондовые коллекции музея пополняются в период учебных практик, в ходе зоологических экспедиций, некоторые экспонаты музею были подарены выпускниками университета. Здесь представлены уникальные экспонаты сайгаков, редких птиц, рыб, насекомых. Больше всего ребят заинтересовала семья зубров и кабанов, благородные олени, волк, броненосец и нильский крокодил. Всего же в музее находятся около 30 чучел млекопитающих, 150 видов птиц, около 30 видов рыб и более 1000 экземпляров беспозвоночных.

В это же день учащиеся посетили Национальный музей Республики Калмыкия им. Пальмова Н.Н. В это время здесь проходила выставка замечательных картин заслуженного художника России Гарри Олеговича Рокчинского. Особенно всем понравилась картина «Мать-земля родная». Несколько детей дали интервью журналистам калмыцкого телевидения, готовивших передачу о работе школы «Юный краевед-исследователь», поделились своими впечатлениями.

Затем ребята посетили зал с экспонатами периода Гражданской и Великой Отечественной войн, военными документами, а также другие другие интересные экспозиции.

11 октября 2018 г. состоялась образовательная экскурсионная поездка воспитанников школы «Юный краевед-исследователь» в Волгоград. Из рассказов экскурсовода ребята узнали, что Волгоград был основан еще в 1589 году как сторожевая крепость Царицын при впадении речки Царица в Волгу. Тогда Царицын был одним из многих городков, которые строило московское правительство царя Федора Иоанновича в низовьях Волги после покорения Казанского и Астраханского ханств. Он быстро развивался как центр торговли. В 1925 г. Царицын был переименован в Сталинград, а с 1961 г. – в Волгоград. Во время Сталинградской битвы город был почти полностью разрушен, отстроен заново только в 50-е гг. ХХ в.

В начале экскурсии детям показали «Дом Павлова» и «Мельницу», рассказали об их защитниках. В центре города, на Площади Павших борцов уцелело здание Центрального универмага, в подвалах которого 31 января 1943 г. были пленены немецкий фельдмаршал Паулюс и штаб 6-й армии. Дети посетили музей-панораму «Сталинградская битва», где увидели множество уникальных экспонатов периода Великой Отечественной войны, награды и личные вещи героев сражения, исторические документы. Затем вся группа учащихся направилась к выставке военной техники, где стояли знаменитые танки Т-34, «ИС» и «КВ», паровоз с вагонами. 

Главной достопримечательностью города является место воинской славы – Мамаев курган. Дети прошли по аллеям и площадям мемориального комплекса «Родина-мать зовет», увидели могилы защитников Сталинграда, стены-руины, смену часовых в зале Воинской славы, поднялись на вершину кургана, к подножию монумента. С высоты кургана очень хорошо была видна панорама красивого города – современные здания, мосты, плывущие по реке корабли. На комфортабельном автобусе детей повезли в местную кулинарию, где их ждал вкусный обед, а затем - в развлекательный центр. 
           
12 октября 2018 г. состоялась встреча слушателей школы «Юный краевед-исследователь» с поэтом, литератором и краеведом республики Григорием Кукарекой. Он рассказал ребятам о природе Калмыкии и уникальных растениях нашего края, прочитал свои стихотворения, процитировал строки других поэтов, рассказал о народных традициях и мудрых наставлениях наших предков.

13 октября 2018г. была организована встреча воспитанников школы «Юный краевед-исследователь» с молодым талантливым актером Очиром Борисовичем Эрднеевым. Он провел познавательную экскурсию по Национальному драматическому театру имени Б.Басангова и за его кулисами рассказал детям об особенностях работы актеров, подготовки сцены, звукового и светового сопровождения перед началом спектаклей. А уже в зрительном зале прошел мастер-класс актерской игры. Дети были очень увлечены происходящим и старались выполнить все наставления актера.

А вечером дети посмотрели замечательный спектакль «Ромео и Джульетта» Бурятского академического театра драмы им. Х.Намсараева в постановке Сойжин Жамбаловой, приехавшего на гастроли в Элисту. Благодаря коллективной работе молодых актеров, режиссера, художника-сценографа и художника по костюмам получен потрясающий результат. Венецианская атмосфера, бурятский язык, национальная культура - вызывали у ребят определенный интерес, и им очень понравился спектакль.

16 октября 2018 г. состоялся круглый стол участников школы научно-исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития «Юный краевед-исследователь» с 30 защитой учебно-исследовательских работ.

Наиболее интересными были выступления Манджиева Александра («Тропою трудных испытаний»), Чолутаевой Энкрины (тема работы: «Калмыки в Отечественной войне 1812 г.), Манджиевой Валерии («Пресмыкающиеся Калмыкии»), Азыдовой Аделины («Свадебные обряды калмыцкого народа»), Бадмаевой Айгули («Элиста: возникновение города»), Манджиевой Байрты («Озеро Маныч-Гудило: уникальный природный объект»), Эрендженовой Галины («Овеянный славой жизненный путь О. И. Городовикова»). В частности, в учебно-исследовательской работе «Тропою трудных испытаний» Саша Манджиева проследила жизненный путь своего прадеда, ветерана войны и труда Манджиева Шоколок Манджиевича. «Знать историю своего народа, семьи – вот к чему должен стремиться каждый человек, - пишет автор. Наш долг – сохранить в поколениях память о невинно погибших, сделать все от нас зависящее, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились». Манджиева Валерия рассказала ребятам о редких видах пресмыкающихся Калмыкии, их строении и местах обитания. Работа Эрендженовой Гали была посвящена замечательному полководцу, герою Гражданской  и Великой Отечественной войн Оке Ивановичу Городовикову. Каждое выступление завершалось аплодисментами остальных ребят, которые внимательно слушали доклады своих сверстников.

После успешной защиты работ были вручены сертификаты об окончании школы «Юный краевед-исследователь» всем участникам проекта. Директор БУ ДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения» Максимова Ольга Саврушевна поздравила детей, пожелала им крепкого здоровья и благополучия, а также дальнейших успехов в исследовательской краеведческой работе.

Многие ребята написали свои отзывы, в которых поблагодарили руководителей проекта и организаторов работы школы «Юный краевед-исследователь» за это интересное и познавательное мероприятие. Накопленный опыт учебно-исследовательской деятельности учащихся может стать добротной базой для формирования новых подходов к организации образовательного процесса, мотивирующих формирующуюся личность юного гражданина России к самоопределению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ. Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие. Из опыта работы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11354334","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 336px; height: 480px; float: left;","width":"336"}}]]Психологич...

Интеллектуальная игра: "Духовно - нравственная культура"

В современном обществе огромное значение имеет знакомство детей с нравственными  и культурными ценностями, героическими подвигами, жизнью русских святых, деятелей науки и искусства. Педагог высту...

Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие обучающихся образовательных организаций Республики Калмыкия средствами краеведения

Школьное краеведение является одним из самых эффективных средств обучения и воспитания учащихся в Республике Калмыкия. Творческий, созидательный характер краеведческой деятельности способствует  ...

Практика «Становление укладов жизни школ как факторов духовно-нравственного развития обучающихся и обновление практик воспитания»

Педагогическая практика – часть образовательной практики, включающая в себя систему действий педагога (педагогической команды), направленная на достижение запланированного образовательного резул...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...