Программа факультативного курса "По литературной тропе родного края"
рабочая программа по краеведению (10 класс)

Стренадко Елена Григорьевна

Курс предлагается обучающимся 10-12 классов и   призван удовлетворить эстетические,  нравственно-духовные ценности.  Программа разрабатывалась для обучающихся, находящихся в местах лишения свободы, но  может быть применима в образовательной практике любого образовательного учреждения. Предлагаемые формы работы к факультативному  курсу, система творческих заданий, темы проектов: исследовательских, творческих - носят рекомендательный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativdv.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Стренадко Елена Григорьевна

Пояснительная записка

Данная  программа  факультативного курса «По литературной тропе родного края»   рассчитана на три года обучения по 1 часу в неделю. Продолжительность курса составляет 108 часов. Курс предлагается обучающимся 10-12 классов и   призван удовлетворить эстетические,  нравственно-духовные ценности.  Программа разрабатывалась для обучающихся, находящихся в местах лишения свободы, но  может быть применима в образовательной практике любого образовательного учреждения. Предлагаемые формы работы к факультативному  курсу, система творческих заданий, темы проектов: исследовательских, творческих - носят рекомендательный характер.

        В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Неоспорима мысль о том, что малая родина, Отечество, родной край играют большую роль в жизни каждого человека. Не зная прошлого и настоящего родного края, богатой духовной культуры, народные традиции, невозможно говорить о любви к малой родине.

Литература как часть культуры играет важную роль в формировании нравственной сферы обучающегося, способствует развитию патриотических чувств, любви к родному краю.

Данный курс вводит молодых людей в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в художественном творчестве. В этом случае представляется сам процесс создания литературного произведения, зримее выступает так называемый «первоэлемент» литературы – СЛОВО.

    Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой краеведы познают во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постоянно сливается с чувством Родины, а в будущем переходит в глубокое патриотическое убеждение.

    Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать человека, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному.

Предпосылкой для создания  Программы по литературному  краеведению  стало  противоречие между необходимостью пробуждения и углубления у обучающиеся чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за свой край на основе дальневосточной литературы как части национальной и мировой культуры и отсутствием  в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках учебного плана  подобной учебной дисциплины, отсутствием аналогичных учебных программ,  методических рекомендаций.

При составлении программы по литературному краеведению учитывались требования ФГОС.

Актуальность

С точки зрения современного общества, в иерархии потребностей высшими являются духовные. К их числу относится потребность к саморазвитию. Одним из аспектов саморазвития является приобщение к знаниям, к сокровищнице культуры. Учитывая изменение духовного мира большинства людей, совершивших преступление, решение задач духовного развития представляется особенно актуальным и необходимым.

Целью программы является

пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за свой край на основе дальневосточной литературы как части национальной и мировой культуры.

Программа курса направлена на реализацию следующие задачи:

1)        Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития дальневосточной литературы, показать её значимость в отечественной и мировой культуре;

2)        Показать дальневосточную литературу как своеобразную и неотъемлемую часть литературы общероссийской;

3)Формировать уважительное отношение к литературе народов многонациональной России,  к традициям, к прошлому, настоящему и будущему своего края;

4)  Формировать патриотические чувства, любовь к большой и малой родине.

5) Развивать умения исследовательской, поисковой, проектной деятельности;

6) Развивать навыки составлять отзывы, брать интервью, писать статьи, заметки, репортажи, творческие работы.

Объектом изучения курса служат произведения, созданные писателями и поэтами, которые своим творчеством тесно связаны с Хабаровским краем.

    Уникален и самобытен наш Хабаровский край. Здесь культура Дальнего Востока России соприкасается с веками складывающимися на этой территории самобытными общественными отношениями. Хабаровский край внес неоценимый вклад в обеспечение органичного переплетения европейской, русской и азиатской культур, закладывая основу для их взаимного дальнейшего развития и обогащения.

    Эти процессы нашли широкое отражение в русской литературе как прошлых веков, так и в современной.

    Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать человека, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному.

     Понимая важность и значимость изучения истории культуры своего родного края для воспитания глубокого чувства патриотизма, любви к своей малой родине, а через неё и всей России, предлагаю обратиться к факультативному  курсу – «По литературной тропе родного края».

Программа курса «По литературной тропе родного края» углубляет знания обучающихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества дальневосточных писателей и поэтов; способствует  их интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; формирует у обучающихся  высокую гражданскую позицию; способствует воспитанию речевой культуры.

При изучении курса целесообразно применять разнообразные формы занятий, направленные на создание атмосферы совместной деятельности учителя и обучающихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика. Это музейные занятия, встречи с писателями и поэтами – дальневосточниками, литературная гостиная, лекции,  практикумы,  уроки-экскурсии,  работа с книгой и документом, диспуты, дискуссии, конференции, чтения, семинары.

Занятия по факультативному  курсу  не претендуют на автономию. Их следует рассматривать как одно из направлений организуемого учебным заведением и школой учебно-воспитательного процесса по формированию активной человеческой личности. Без чувства гармонии, прекрасного не существует духовной жизни человека, и всегда, во все времен на любом уровне культуры это чувство было присуще  человеку.

Система заданий для обучающихся может быть представлена несколькими типами: обучающие, исследовательские, творческие.

Обучающие

Составление конспектов к тексту; пересказ сжатый; анализ текстов, реферат, библиографические описания;  обучение классификации печатных и рукописных материалов; чтение и обсуждение историко-литературных источников.

Исследовательские

Создание картотеки (коллективная работа), сопоставительный анализ произведений, сравнительная характеристика, синтез.

Творческие

 Результатом диалога обучающегося с произведением искусства становится творческая работа. Участие в социальных акциях, работа с книгой и документом, разработка проектов, составление   картотеки.

Предполагаемый  (прогнозируемый) результат.

В результате изучения курса:

Обучающиеся познают значимость дальневосточной литературы, как части национальной и мировой культуры; уважают  литературу народов многонациональной России,  к традициям, к прошлому, настоящему и будущему своего края, страны.

Обучающиеся используют  различные способы поиска материала.

Применяют исследовательскую и проектную деятельность.

Обучающиеся владеют способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми  компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной, гражданской позиции.

Обучающиеся умеют составлять отзывы, брать интервью, писать статьи, заметки, репортажи.

Таким образом, занятия по литературному краеведению  углубляют  изучаемый  материал из курса русской  литературы за счет глубокого знакомства с  лучшими образцами дальневосточной литературы и общения с живыми носителями дальневосточной самобытной культуры, писателями и поэтами, прославившими своим талантом дальневосточный край, его жителей, его природу, его историю.  

Программа предполагает различные формы представления промежуточных и конечных результатов:

  1. выполнение творческих работ, защита рефератов, защита исследовательской работы, сочинения разных жанров, мультимедийные презентации, чтение наизусть.
  2. участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх, выставках творческих работ обучающихся, защите проектов, в научно-практических конференциях.

Структура курса:

  1. Пояснительная записка.
  2. Тематический план.
  3. Содержание разделов программы.
  4. Виды творческих заданий.
  5. Рекомендуемая литература.
  6. Информационно – методическое обеспечение.

Тематическое планирование курса

Тема

Кол.

 часов

1.

Введение.

2

2.

Развитие современной литературы на Дальнем Востоке.

 Жанровое своеобразие, богатство тематики.

3

3.

Человек и природа в  произведениях С. Кучеренко, В. Клипеля,

С. Сукачёва и др.

15

4.

Своеобразие художественного историзма в произведениях

В. Клипеля,  Г. Кузьмина, К. Партыки и др.

10

5.

Дальневосточная литература и ГУЛАГ.

10

6.

«Спасибо Вам за жизнь…» Тема Великой Отечественной войны

 в произведениях современников.

9

7.

Заветный край особой славы.

Литература, отражающая подвиг дальневосточников в защите российской границы.

4

8.

Жизнь новой России.

5

9.

Жанровое и тематическое многообразие поэтики ДВ.

4

10.

Край суровый, край родной…

8

11.

Литература «кризисной эпохи»

9

12.

Совгаванская земля в литературе. Родные имена.

4

12.

Произведения  XXI века. Богатство тематики.

10

13.

Журнал «Дальний Восток»  - площадка для молодых авторов.

4

14.

Конференция.

6

15.

Зачет. Защита рефератов и исследовательских работ.

5

          Всего  часов: 108

Содержание

Введение. (2 часа)

Важные вехи в истории рождения письменности и литератур коренных народов Приамурья и дальневосточного Севера. Открытие, изучение и освоение дальневосточных земель. Народонаселение края. Политико-экономическая и культурная жизнь края.

Развитие современной литературы на Дальнем Востоке. Жанровое своеобразие, богатство тематики. (3 часа)

Истоки кризиса в современном обществе. Эстетические и этические предпочтения писателей. Развитие жанра беллетристики. Разделение литературы на высокую, низовую и беллетристику. Интерес к публицистическому жанру.

А.Кучеренко «Штрихи»  - раздумья писателя о времени, о судьбах культуры, искусства и литературы.

Человек и природа в  произведениях С. Кучеренко, В. Клипеля, С. Сукачёва и др.  (12 часов)

С.П. Кучеренко. Размышления автора над взаимоотношениями человека и природы. Изображение бытовых отношений, жизнь простых людей в рассказах  «На опоре», «Звоночек», «Интрижка».

Научная ценность и художественная значимость его произведений. Жанровое своеобразие произведений. Особенности стиля писателя.

А. Ткаченко. Глубокий лиризм прозы писателя.Дальний Восток - край у самого моря - не просто фон для раскрытия характеров персонажей сборника«Люди о океана». Общение с океаном, с миром беспредельного простора, вечности, накладывает особый отпечаток на души живущих здесь людей, а приезжих заставляет остановиться и задуматься о прожитом, о своем месте в жизни и долге.

Павел Халов.  Герои  последнего романа      « Каждое мгновение». Экзотичные и экстремальные условия их жизни. Дар писателя-исследователя времени 60-х - 70-х годов ХХ века. Главный герой романа  - писатель Коршак и его книга. Тема высокой ответственности человека за свой жизненный выбор, за тех людей, с которыми вместе делаешь общее дело. 

В.И. Клипель. Повесть «Второе дыхание» (1986). О сложных проблемах взаимоотношения человека и природы в районе строительства Восточного участка Байкало-Амурской магистрали

Камиль Зиганшин.  Роман "Скитники"  - история жизни староверческой общины, зародившейся в ветлужских лесах в середине XIX века, одолевшей трудный путь через Сибирь и обосновавшейся в Забайкальском крае.

С. Сукачев.  Основные жанры его произведений. Главная тема – становление характера, утверждение высоких нравственных принципов, которыми писатель наделяет многих своих героев: милосердие, сострадание, отзывчивость, духовность.

Своеобразие художественного историзма в произведениях В. Клипеля,  Г. Кузьмина, К. Партыки и др. (8 часов)

Георгий  Григорьевич Кузьмин. Исторический роман «Пылающий омут» - о страшной судьбе приамурских крестьян в 1920–1930-е гг. Жизнестойкость героев в непростых условиях. Яркость языка писателя. Соединение эпоса и лирики в романе.

 В. Клипель.  Военная и философская проза В.Клипеля. Прозаические этюды. «Исповедь» - исторический роман. Приобщение к истокам памяти. Трудное движение Российской империи к дальневосточным берегам. Стиль языка писателя. Автор на страницах романа.

Партыка Кирилл Александрович.

Жанровое своеобразие произведений  К.Партыки. «Воин». Фантастика, психологизм, художественная условность.

Дальневосточная литература и ГУЛАГ. (11 часов)

Хабаровский пересыльный лагерный пункт и другие известные пересылки ГУЛАГа .

А.С. Сутурин .  Монография «Дело краевого масштаба. О жертвах сталинского беззакония на Дальнем Востоке».

Г.Г. Кузьмин. Автобиографическая повесть  «Враженята» - история семьи после ареста отца. Утро Хабаровской пересылки. Воспоминания героя.

В.Ажаев.  Роман "Вагон". Герой романа  Митя Промыслов. Испытание  на прочность человеческого характера. Неприкрашенная правда подлинных обстоятельств, правда истории.

«Спасибо Вам за жизнь…» Тема Великой Отечественной войны в произведениях современников. (9 часов)

Дальневосточные дороги Константина Симонова: от Халхин-Гола до Даманского.  Его роман «Товарищи по оружию»

В. Сукачёв.  «Военная»- повесть о высокой любви.

В. Клипель.Военные романы «Солдаты Отечества» (1985), «Испытание на верность». «Однополчане» (1984) –очерки о ветеранах (Обзор).

Повесть «Генерал Горелов» (1987). Время на страницах повести. Вопросы нравственности в повести.

В.Ажаев . Сборник рассказов и повестей "Предисловие к жизни". Военные события, морально-этические проблемы, победа советского человека над обстоятельствами.

Заветный край особой славы. Литература, отражающая подвиг дальневосточников в защите российской границы. (4 часа)

А.Л. Князев. Военная лирика. Особенности изображения даманских событий в поэтическом сборнике  «Взорванная весна»…

Г.Г. Кузьмин. Сборник  повестей и рассказов «Недалеко от заставы» (2002)

Изображение Дальнего  Востока.  Красота гор, тайги, Амура. Изображение  тревожных будней границы. Приключенческая повесть.

Жизнь новой России.(5 часа)

А. Гребенюков. Сборник повестей и рассказов  “Ох, уж эти русские” Изображение жизни  новой России. Герои сборника.  Попытка человека выжить в современном мире. Язык и стиль писателя.

Т. Гладких. Жизнь и творчество. Сборник рассказов «Странники». Новые тенденции в литературе Дальнего Востока. Язык персонажей. Раскрытие судьбы человека. Образ Дома и Родины.

Жанровое и тематическое многообразие поэзии  ДВ. (5 часа) 

Философские мотивы в лирике поэтов Дальнего Востока. Дальневосточная поэзия 80-х – 90-х годов. Темы, идеи, настроения, лирический герой.Образ родного города и края в стихотворениях дальневосточных поэтов.      

В.  Тряпша. Народно-поэтический мир в стихотворениях. Гражданственность в лирике В. Еращенко, М.Асламова, Н.Кабушкина.

Молодые поэты: О. Сербина, С.Корычев.

Край суровый, край родной… (11 часа)

Патриотическая тема в произведениях Л.Миланич и Е. Добровенской.

Л. Миланич«Музыка нового дня» (2005), «Песня Сольвейг» (2014).  - размышления, раздумья о жизни.

Е. Добровенская. Семейные традиции: богатство переживаний лирических героев, их искренняя любовь к "малой родине", родной природе.

Смысловая и интонационная выразительность стихотворений Е. В. Неменко

Тематическое разнообразие  в творчестве дальневосточной поэтессы Е. В. Неменко.

В.Еращенко.  Гражданственность лирики. Раздумья о смысле жизни, о месте и роли человека в обществе, о связи времен и преемственности поколений. Последний сборник его стихов «Купель» (1986) посвящен исторической теме. Тема истории Дальнего Востока — ведущий мотив сборника. Летопись народных дум и деяний.

Л.Магистрова.  «Перед лицом твоим» -  душевная открытость и  доверительностью стихотворений.

Литература «кризисной эпохи» ( 9 часов)

Евгений  Иванович Наумов. Фантастический роман   «Черная радуга» («Полураспад» ). Жанр романа. Изображение простых  людей, тружеников Севера.   Жесткое противостояние личности и советского общества.Поиски смысла жизни. Судьба героя романа, тяжкие последствия приема алкоголя. Страшный итог противостояния «системе».

Вячеслав Викторович Сукачев.

 Лирические повести  «У порога» (1985), «Особое мнение» (1987), «Причалы любви» (1987). Главная тема повестей – становление характера, утверждение высоких нравственных принципов, которыми писатель наделяет многих своих героев: милосердие, сострадание, отзывчивость, духовность.

Роман «В мертвом городе» и его главный герой - журналист Сергей Соколов. Политическая и экономическая  жизнь России 1990-х годов. Герой как рупор социальной критики. Речь героя.

А. Тоболяк.   Повести «Некто Н.», «Во все тяжкие…». Стиль писателя. Потеря исторической памяти.

Повесть «Денежная история» - дискредитация совести.Ответственность героя за преступление.

Совгаванская земля в литературе. (4 часа)

Произведения  XXI века. Основные жанры. (10 часов)

Роман В. Сукачева  «Приговоренная замуж» . Развитие семейной темы. Тяжесть жизни в деревне. Изображение чиновничьей среды.  Контраст природы и человеческого общества, лжи и правды, «системы» и человека.Характер и язык повествования.

Партыка Кирилл Александрович. Философско –художественная интерпритация  проблемы зла в  романе  «Подземелье» («Мутант») (1994 г.) и Мистический триллер “Час, когда придет Зуев”.Будни сотрудников уголовного розыска, их борьба с жестокостью. Капитан милиции Сергей Репин и его психология. Психологические открытия Зигмунта Фрейда. Утрата человеческой памяти.

А. Гребенюков. Фантастическая  повесть “Ангел и бес”. Погоня за баксами. Что сильнее: любовь или деньги? Городской пейзаж.

Жанна Райгородская . «Человек играющий». Изображение давящей реальности. Изображение школы. Бескультурье рождается из игры.

 Марина Ясинская. Фантастические рассказы  «Не убий», «Пересечь границу», «Уйти красиво». Легкий слог. Захватывающие сюжеты и глубину прорисовки характеров главных героев.

Журнал «Дальний Восток»  - площадка для молодых авторов.- 4 часа

Конференция.         - 6 часов

Подведение итогов года. Защита рефератов и исследовательских работ. 5 часов

Виды творческих заданий:

  1. Выразительное чтение и анализ произведения.

  2. Литературное творчество.
  3. Словесное рисование.
  4. Изучение биографии писателя.

  5. Просмотр экранизаций произведений.

  6. Работа с аудио материалом.

  7. Работа с наглядными пособиями (иллюстрациями).
  8. Беседа.
  9. Лекция.
  10. Литературные игры, викторины, конкурсы.

Библиографический список

  1. Белова С.В. Диалогическое изучение литературы в старших классах. Как помочь школьнику раскрыть своё «я»? – М., 2003. – С. 69
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. , Тишков В.А. Концепция  духовно-нравственного развития  и воспитания личности  гражданина  России. М., «Просвещение», 2009. – 23 с.
  3. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - Хабаровск: ХГПУ, 1997. - 315с.
  4. Мошейко Л. П., зав. кафедрой теории и методики обучения ХК ИРО,  «Современныеобразовательные технологии в учебном процессе». Презентация.
  5. Родионов В., М. Ступницкая«Проектная деятельность в школе», АНО «Школа «Премьер», МГППУ. 2010. С 1-4
  6. Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая проблема. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005. – С.155-160.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, 2012 год
  8. Юдина И.Г. Методика изучения мотивации подростков.
  9. Красноштанов С.И.,  Авдеева Н.А.  Методические рекомендации по историческому  и литературному краеведению. В помощь учителю. Хабаровск, 1974


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Эколого-краеведческая игра "Тропинками родного края"

Мероприятие для учащихся 8-9 классов...

Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»

Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...

мероприятие по экологии "Тропинками родного края"

Много ли найдется людей, которые не задумываются над благотворной силой природы, красотой и богатством родной земли? В большинстве своем люди испытывают любовь к родной природе и понимают значение окр...

ТРОПАМИ РОДНОГО КРАЯ

В методической разработке рассказывается о природе кузбасса, для чего надо беречь её + презинтация....

"ТРОПИНКАМИ РОДНОГО КРАЯ" программа оздоровительно-образовательного лагеря отдыха «Дружба» с дневным пребыванием детей и подростков

Цель: Создание оптимальных условий для оздоровления, творческого развития и рационального использования каникулярного времени; способствование  формированию эмоционально – ценностного отноше...

Программа объединения учащихся. Тропами родного края.ФГОС.

Внеклассная работа. Программа внеурочной деятельности....