родина моя
план-конспект урока по краеведению (8 класс)

Широбокова Ольга Сергеевна

карта урока по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_zhelezo_9kl.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: ____9____             Предмет: ______химия___________________

Тема урока: ______«Железо и его соединения» ____

Тип урока: __систематизация и обобщение знаний_____

Цель урока: _ формирование знаний и умений:

Образовательная: рассматривать положение химического элемента железа в периодической системе химических элементов Д. И Менделеева, строение атома, биологическую роль железа, понимать химические и физические свойства простого вещества - железа.

Развивающая: привитие навыков составления уравнений химических реакций, логически мыслить, совершенствования умения доказывать, сравнивать.

Воспитательная: повышение интереса к предмету, воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций, гордости за свою Родину, как самую богатую природными ресурсами страну, воспитанию экологической культуры.

Задачи урока: _ знать о строение и свойства химического элемента железа и его соединений

уметь осуществлять химическую реакцию и составлять уравнение реакции соединений железа

давать сравнительную характеристику химического элемента

владеть приёмами диалогической речи и способами самоконтроля при выполнении тренажерных заданий

Планируемые результаты обучения:

личностные: умение работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения 

метапредметные: уметь формулировать гипотезы, анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи, генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения химической информации.

 

предметные: знать физические и химические свойства железа,  применение; уметь характеризовать железо по ее положению в ПСХЭ, составлять электронную формулу железа, определять его возможные степени окисления, составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства, определять коэффициенты методом электронного баланса, составлять реакции ионного обмена.

Ресурсы: _ компьютерная презентация, видеоопыты, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжения металлов, Периодическая система Д. И. Менделеева, ЭОР.

 Структура урока систематизации и обобщения знаний

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мобилизующий этап

Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу.

Проверка наличия учащихся.

Сообщение темы урока. Запись темы на доске и в тетрадях учащихся. Ознакомление учащихся с ходом работы на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места и наличие материалов, необходимых к уроку.

Личностные: Самоопределение к деятельности, формирование познавательного интереса

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Фронтальный опрос по разделам.

1. Железо. Строение, физические свойства.

а) Строение.

б) Физические свойства.

2. Химические свойства.

3. Получение и применение железа 

Отвечают на вопросы, используя ЭОР «Строение и свойства железа»

Познавательные: формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные:

формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные:

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

3. Актуализация знаний.

Беседа по схемам и рисункам, сопровождая иллюстрациями на компьютере или интерактивной доске свои вопросы

Отвечают на вопросы, рассказывают, используя ЭОР Соединения железа со степенью окисления +2, +3

Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Используя опорную схему, сделайте вывод: что же представляет собой железо и каковы его свойства?

Решить задачи предлагает с помощью информационного ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/26775/zhelezo-istoriya-otkrytiya-svoystva-primenenie.html 

После ознакомления заполняют паспорт:  Железо и его соединения. (Раздается на каждого. Приложение 1, 2)

Работа за компьютером. Тренажер "Свойства железа"

http://fcior.edu.ru/card/26775/zhelezo-istoriya-otkrytiya-svoystva-primenenie.html 

Личностные: самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Познавательные:

постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные:

формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Выполнение заданий по развитию и закреплению умений составления химических уравнений взаимного перехода железа и его соединений, основанных на химических свойствах и способах получения.

Консультирование.

Работа за компьютером. Тренажер "Свойства оксидов и гидроксидов железа"

http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Проведение тестирования по теме «Железо и его соединения»

Контроль и консультирование.

Работа за компьютером. Тесты по теме "Оксиды и гидроксиды железа"

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия.

7. Информация о домашнем задании

Домашнее задание.

1. Предлагает несколько вариантов разно уровневого домашнего задания:

1 уровень: (п.  ,упр.)

2 уровень:  мини сочинение о железе или сказку: металл- труженик, в споре рождается истина (сравнивая алюминий и железо).

3 уровень:  тест «Продолжи фразу…»

Работа с учебником и тетрадью

Ученики выбирают задания по уровням

Личностные: самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Выставление оценок за работу на уроке.

1. Работа с тренажёром.

 

Работа за компьютером. Тесты по теме "Железо и его соединения"

Личностные: выполнение корригирующей самооценки, формирование само уважительного отношения к себе.

Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Ссылки использованных ресурсов: 

1. http://fcior.edu.ru/card/26775/zhelezo-istoriya-otkrytiya-svoystva-primenenie.html 

2. http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html 

Приложение 1. Паспорт: Железо и его соединения.

Первая страница. Визитка.

 Положение в периодической системе.

4 период, VIIIВ группа

Строение атома.

 Степень окисления.

+2, +3, +6, +8

Элек. формула атома Fe

…3s23p63d64s2

Элек. формула иона Fe2+

…3s23p63d64s0

Элек. формула иона Fe3+

…3s23p63d54s0

Историческая. (когда стало известно о железе и какое было происхождение?)

Метеоритное, древняя Греция.

Физическая страница. Fe–простое вещество:

 Аллотропия

α ,  γ,   δ;

Физические св-ва.

ρ =7,874 г/см3    серебристо-белый металл с хорошей тепло- и электропроводностью, легко намагничивается и размагничивается. Чистое железо – мягкий металл, ножом сделанный из него не обстругаешь деревянную палочку. Поэтому в технике используют сплавы.

Тпл. = 1539 0С  

Ткип.= 2750 0С    

Химическая страница.

А) С простыми веществами (окислителями)

3Fe+2O2 = Fe3O4(FeO•Fe2O3),      2Fe+3CI2 = 2FeCI3,     4Fe+N2 = 2Fe2N

Fe + S = FeS,             3Fe + C = Fe3C

Б) С водой

 3Fe+4H2O = 4H2↑+Fe3O4;     4Fe+ 4H2O+ 3O2 = 4Fe(OH)3рж.

В) С кислотами

Холодные концентрированные

H2SO4 и HNO3

пассивируют железо

Fe + 2HCl = FeCl2+ H2↑,

Fe + H2SO4разб. =

Fe + H2SO4разб. = FeSO4 + H2↑,

                                 t0

2Fe + 6H2SO4конц. = Fe2(SO4)3 = 3SO2↑ + 6H2O                 

Fe + 6HNO3конц. = Fe(NO3)3 + 3NO2↑ + 3H2O

Fe + 4HNO3разб. = Fe(NO3)3 + NO↑ + 2H2O

10Fe + 36HNO3очень разб. =10 Fe(NO3)3 + 3N2↑ + 18H2O

Г) Со сложными окислителями

  2Fe+K2Cr2O7+7H2SO4 = Fe2(SO4)3+ Cr2(SO4)3+ K2SO4+ 7H2О

Д) Со щелочами

Fe + 2 NaOH + 2H2O= Na2[Fe(OH)4] + H2↑

4Fe + 20 NaOH + 6 H2O + 3O2 = 4Na5[Fe(OH)8]

Е) С солями (см. электрохимический ряд напряжений металлов)

Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4

Промышленная страница. Получение железа в промышленности.

Способы получения

1. Прямое восстановление      5. Мартеновский

2. Карбонильный                      6. Конверторный

3. Кричный                                7. Электротермический

4. Доменный                             8. Термитный

Уравнения реакций

1. 3Fe2O3 + CO = CO2↑ + 2 Fe3O4     2. Fe3O4+ CO = CO2↑ + 3 FeO          3. FeO+ CO = CO2↑ + Fe        

Биологическая страница. Значение в организме. Изучите источник информации (приложение 2)

Академик А.Е.Ферсман писал, что при отсутствии этого металла « ..на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, так как лишившись 3г этого металла, он бы моментально умер». Какой же металл играет огромную роль не только в техническом прогрессе, но и важен с биологической точки зрения?

При недостатке железа в организма развивается: хлороз у растений и анемия у животных

Географическая страница. Железо и его соединения  в природе.

руда гематит, Fe2O3 ; содержит до 70% Fe), магнитные железняки (руда магнетит, Fe3О4; содержит 72,4% Fe), бурые железняки (руда лимонит Fe2O3· nH2O),пирит FeS2 (другие названия — серный колчедан, железный колчедан, дисульфид железа)

Практическая станция. В народе о железе говорят: «Металл – и плуг в поле, и гвоздь в доме».

Соединения с Fe2+

Соединения с Fe3+

Применение

Формула оксида

FeO

Fe3O4

Хим. свойства оксида:

1. Разложение

2. С кислотами

3. Со щелочами.

4. С восстановителями.

5. С окислителями

               t0

1.  FeO =

2. FeO + H2SO4=

                         сплавление

3. FeO +  NaOH=

4. FeO +  C =

   FeO +  H2 =

5.   FeO +   HNO3конц. =

   FeO +O2=

1. --

2. Fe2O3 +   H2SO4=

                           сплавление

3. Fe2O3 +   NaOH=

 

4. Fe2O3 +3H2=

5. --

Формула гидроксида и его характер

Основные свойства

Амфотерные свойства с преобладанием основных свойств

Химические св-ва гидроксида

1. разложения.

2. с кислотами.

3. со щелочами.

4. с окислителями.

                  t

1. Fe(OH)2=

2. Fe(OH)2+   НСl =

3. Fe(OH)2 + NaOH=

 

4. 4Fe(OH)2+O2+  H2O=

                      t

1. 2Fe(OH)3 =

2. Fe(OH)3+3HCl =  

3. Fe(OH)3+  NaOH =

Соли

Хим. свойства

(Расставьте коэффициенты методом элек-го б.)

Восстановительные свойства Fe2+

  FeCl2+Cl2=

  FeSO4 +  KMnO4 +   H2SO4=

Окислительные свойства Fe3+

 FeCl3 +  Fe =

 FeCl3 +  Cu =

 FeCl3 +  H2S=

  FeCl3 +  KJ =

Качественная реакция

1.  FeCl2+  K3[Fe(CN)6]=синий осадок

1. FeCl3+  K4[Fe(CN)6]=синий осадок

 FeCl3+  KCNS =красный раствор

Станция контрольная. Соотнести.

  1. Fe + Cl2

А.  Fe2(SO4)3 + S O2 + H2O

                      t

  1. Fe + O2   →  

Б.  FeCl2 + H2 

  1. Fe+р. HCl →

В.   Fe3O4+ H2  

                              t

  1.  Fe + к.H2SO4

Г.   FeSO4 + H2

  1. Fe+ р.H2SO4

Д.    FeCl3  

  1. Fe+ H2O (пар)→

Е.   Fe3O4

Ж.  FeCl3 + H2

З.   FeO + H2

И.  FeS +  SO2 + H2O

Приложение 2.

         Доля железа в организме человека 0,005-0,006% от общей массы тела. Зная массу своего тела, вычислите массу железа в вашем организме.

Ответ. Например, масса тела 60 кг: m(Fe) = 60 кг • 0,005 : 100% = 0, 003кг(3г). Делаем вывод: в организме человека содержится 3-4,5г.

Недостаток железа проявляется как болезнь организма (хлороз у растений и анемия у животных). Симптомы анемии: бледность, повышенная утомляемость и слабость, обмороки, одышка, учащенное сердцебиение.

Избыточная доза железа (200 мг и выше) может оказывать токсическое действие. Избыточное поступление железа с пищей способствует выведению из организма фосфора. Ценность пищевых продуктов, как источника железа, зависит не только от его содержания, но и от степени усвоения организмом. С учетом этого лучшими источниками железа являются продукты которые дают организму 6-28 мг железа. На второе место поставим продукты, среди которых яблоко, они дают организму 2-6 мг железа и на третьем месте продукты, среди которых морковь (1 -2 мг). В целом из смешанного рациона питания, состоящего из животных и растительных продуктов, всасывается около 10-15 % железа. Всасыванию железа способствуют аскорбиновая, янтарная, лимонная кислоты, фруктоза. Они содержатся в ягодах и фруктах, а также в их соках. Ухудшает всасывание железа чай и кофе. При недостатке железа в организме развивается заболевание железодефицитная анемия.

ПРОДУКТЫ

СОДЕРЖАНИЕ Fе,

мг/ 100 г

ПРОДУКТЫ

СОДЕРЖАНИЕ Fе, мг/ 100 г

Молоко

0,07

Яблоко

2,2

Апельсиновый сок

0,3

Груша

2,3

Яблочный сок

0,3

Яйцо

2,5

Творог

0,5

Говядина

3,0

Гранатовый сок

1,0

Хлебные изделия

3,0

Редис

1,0

Шоколад

3,5

Сельдь

1,0

Гречиха

8,3

Сок шиповника

1,4

Какао-порошок

14,8

Мясо курицы

1,6

Соя

15,0

Тунец

2,0

Халва тахинная

26,0

 Тест “Порядок ли у вас с железом”.

На вопросы отвечайте либо “да”, либо “нет”.

1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

2. Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос и ногтей?

3. Теряли ли вы в последнее время много крови?

4. Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?

5. Вы редко или совсем не едите мясо?

6. Выпиваете ли вы более трех чашек чая или кофе в день?

7. Вы едите мало овощей?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен железом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)

С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

2 класс раздел "Россия - Родина моя "Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

Презентация к разделу Россия - Родина моя по программе Е.Д.Критской по теме "Здравствуй, Родина моя! Моя Россия."...

Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает  ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...