Исследовательская работа "Афганистан - боль моей души"
статья по краеведению

Рамзия Хаккыевна Зиннатуллина

 МБОУ «Тураевская СОШ» Менделеевского района РТ

Аннотация к исследовательской работе по теме: «Афганистан – боль моей души»

Выполнил: ученик 11 класса Султанов Р.Р.

Руководитель: Зиннатуллина Р.Х., учитель ОБЖ и физической культуры МБОУ «Тураевская СОШ» Менделеевского района РТ

Цель исследовательской работы:

 - Изучение биографии участника  боевых действий в Афганистане, уроженца села Тураево, выпускника Тураевской   ООШ Минехаматова Фоата Нурмухаметовича.

  Задачи: повышение интереса школьников к истории своей малой Родины;

•​ развитие у школьников навыков самостоятельных историко-краеведческих исследований;

•​ активизация краеведческой работы в музее школы;

•​ пропаганда научных знаний и развитие у учащихся образовательных учреждений интереса к поисковой исследовательской деятельности.

Этапы исследования:

-формулировка целей исследования

-выдвижение гипотезы исследования

-реализация замысла:

а) изучение источников

б) анализ событий

в) рассмотрение и характеристика проблем современности

г) анализ происходящих событий

Методы эксперимента:

-метод приобретения фактического материала

-метод переработки фактического материала

-методы рационального изложения результатов                                                                         Новизна исследования: новизна состоит в том что, именно личное соприкосновение с глобальными проблемами позволит задуматься о мерах по их ликвидации и своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранит мир.                                                                    

 Введение

Наша память и боль: Афганистан.
 Где только нет сынов твоих, Россия! 
 Они сражались, побеждая зло...
 В Отечественной скольких покосило, 
В войне  Афганской сколько полегло!
                               (В. Дорожкина)

  Во время Афганской  войны 1979-1989 годы пограничники защищали рубежи Родины по обе стороны Советско-Афганской границы. Участие советских погранвойск в Афганских событиях началось задолго до официального ввода войск в ДРА. Мало кто знает, что после ввода  советских войск в Афганистан уже в январе 1980 года пограничники провели ряд боевых операций на территории сопредельного государства.  Практический сразу после ввода Советских войск на территорию ДРА вошли туда и отряды погранвойск КГБ СССР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_afganistan_bol_moey_dushi.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Тураевская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан

Районная  историко-краеведческой конференции школьников

« Стереть не сможет память…»,

посвященной 30-летию вывода советских войск из Афганистана

Тема: «Афганистан-боль моей души»

                                                      Выполнил: ученик МБОУ «Тураевская СОШ» Султанов Р.Р.

                                                                            

                                                                           Научный руководитель:

                                                                     учитель ОБЖ и физической           культуры Зиннатуллина Рамзия Хаккыевна

Оглавление:

          Введение

  Глава I.

1.  История Афганской войны

    Глава II.

1. ДШМГ, ММГ «Летучий голландец»

 2.Афганистан в судьбе моего земляка

3.Заключение

4.Литература

Цель исследовательской работы: 

 - Изучение биографии участника  боевых действий в Афганистане, уроженца села Тураево, выпускника Тураевской   ООШ Минехаматова Фоата Нурмухаметовича.

  Задачи: повышение интереса школьников к истории своей малой Родины;

•​ развитие у школьников навыков самостоятельных историко-краеведческих исследований;

•​ активизация краеведческой работы в музее школы;

•​ пропаганда научных знаний и развитие у учащихся образовательных учреждений интереса к поисковой исследовательской деятельности.

Этапы исследования:

-формулировка целей исследования

-выдвижение гипотезы исследования

-реализация замысла:

а) изучение источников

б) анализ событий

в) рассмотрение и характеристика проблем современности

г) анализ происходящих событий

Методы эксперимента:

-метод приобретения фактического материала

-метод переработки фактического материала

-методы рационального изложения результатов                                                                         Новизна исследования: новизна состоит в том что, именно личное соприкосновение с глобальными проблемами позволит задуматься о мерах по их ликвидации и своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранит мир.                                                                    

 Введение

Наша память и боль: Афганистан.
 Где только нет сынов твоих, Россия! 
 Они сражались, побеждая зло...
 В Отечественной скольких покосило, 
В войне  Афганской сколько полегло!
                               (В. Дорожкина)

  Во время Афганской  войны 1979-1989 годы пограничники защищали рубежи Родины по обе стороны Советско-Афганской границы. Участие советских погранвойск в Афганских событиях началось задолго до официального ввода войск в ДРА. Мало кто знает, что после ввода  советских войск в Афганистан уже в январе 1980 года пограничники провели ряд боевых операций на территории сопредельного государства.  Практический сразу после ввода Советских войск на территорию ДРА вошли туда и отряды погранвойск КГБ СССР. Перед ними ставилась задача – не допустить вооруженного прорыва государственной границы бандами душманов, которые были вооружены новейшим оружием и имели отменную боевую выручку. Десанто-штурмовая мобильная группа наносили удары по этим бандформированиям еще до того, как те успевали выйти к границе. Десантно-штурмовая манёвренная группа (дшмг) — подразделение пограничных войск, предназначенное для выполнения задач по охране и обороне государственной границы СССР способом тактического воздушного десанта.  

   Краснознамённого Восточного Пограничного Округа были сформированы внештатные специальные подразделения, которые выполняли функции сторожевого охранения в приграничной полосе Афганистана.
От каждого пограничного отряда направлялись на постоянную 
дислокацию на территорию Афганистана на глубину до 100 километров штатные мотоманевренные группы (ммг). Каждый пограничный отряд в зоне афгано-советской границы включал в себя от 3-х до 6-ти ммг, одну дшмг, подразделения боевого, технического и тылового обеспечения. В отличие от ммг, десантно-штурмовые маневренные группы (дшмг) базировались в расположении пограничного отряда на советской территории и доставлялись к местам войсковых операций на вертолётах через государственную границу. В состав одной ммг в среднем входили: управление, 3-4 погранзаставы (пз), взвод связи, взвод материального обеспечения, противотанковый взвод, инженерно-сапёрный взвод, разведвзвод, миномётная батарея, медпункт. Личный состав ммг достигал 300 бойцов, что по армейским меркам практически соответствовало батальону

Основная часть.

   История мотоманевренной группы началась в ноябре 1982г. Именно тогда было принято решение Руководством ПВ КГБ  СССР о формировании подразделения на базе одной из ММГ Хабаровского пограничного отряда, где служил наш земляк Минехаматов Фоат Нурмухатетович. В начале декабря ММГ была сформирована – вооружение, техника и имущество погружено на железнодорожный транспорт. Общее количество железнодорожных вагонов и платформ составило 42 единицы. Сопровождали указанный эшелон механики водители и наводчики боевых машин, связисты и водители транспортных машин.

   Остальной личный состав ММГ до аэропорта г. Душанбе был доставлен на самолете ИЛ-76  ВТА. И в г. Пяндж транспортом пограничного отряда. 29 декабря 1982 г. эшелон с техникой и вооружением прибыл на ст. Курган-Тюбе, где после разгрузки и совершения марша 31 декабря 1982г. прибыл в Пянджский пограничный отряд.

   По прибытии в отряд началось боевое слаживание застав и подразделений. Занятия, как правило, все были полевые и проводились на учебном центре отряда Халкояре. В этот же период было принято решение о замене 11 БТРов 60 на БТР-70.    

  В период боевого слаживания регулярно совершалась обкатка личного состава и офицеров в Афганистане, как правило, совместно с ММГ-1 «Имам-Сахибом». В составе ММГ отсутствовали – оперативная группа и минометная батарея.

  Изначально по замыслу командования пограничного округа ММГ именовалась учебная и постоянное место дислокации было указано – учебный центр отряда Халкояр. ММГ предназначалась для ведения боевых действий в зонах ответственности Термезского, Пянджского и Московского пограничных отрядов.

      В феврале 1983г. при поддержке ММГ-1, СБО «Шерхан» и «Нанабад» через переправу  «Нижний Пяндж», был осуществлен ввод мотоманевренной группы на территорию Афганистана. Совершив марш по маршруту Шерхан – Нанабад – Ходжагар  о ММГ на насколько дней (2-3) расположилась на левом берегу р.Кокча в районе старого аэродрома.

       Через несколько дней во взаимодействии с ММГ-1, СБО «Нанабад» проводились боевые операции в зонах ответственности указанных подразделений включая к.Ходжагар, Моллокули, к.Чикча, к.Хозарбаг.

        В течении приблизительно трех недель в марте 1983 года ММГ была передислоцирована в зону ответственности Московского пограничного отряда, где во взаимодействии с 1,2,3 ММГ, ДШМГ – Московского отряда, ДШМГ Пянджского отряда был осуществлен ряд боевых операций по уничтожению бандгрупп инженера «Наби». Операции проводились в районе  к. Дашти –Кала и далее вдоль зеленой зоны до к.Янги-Кала. Затем в целях введения в заблуждения противника ММГ и ММГ «Янги-Кала» вернулись в район к.Дашти-Кала. В течении суток был совершен марш через горную местность минуя имеющие дороги на к.Рустак. Указанные операции проводились до апреля 1983г.

      По окончании операций ММГ совершила марш и расположилась на отдых на территории хлопкового завода «Спинзар» в к. Имам – Сахиб.

       За период с февраля по апрель надо отдать должное организации инженерного, медицинского и тылового обеспечениям. Питание в  было организовано котловое, питьевой водой ММГ обеспечивало отделение полевого водоснабжения. Несколько раз в полевых условиях организовывалась помывка личного состава (в палатке УСБ устанавливались полевые печи, сверху насыпались камни, вода нагревалась в полевых кухнях).

         В апреле 1983г. 1 и 2 заставы ММГ во взаимодействии с ММГ-1 «Имам-Сахиб» - принимали участие в боевых операциях в зоне ответственности Термезкого отряда в районе Ташкургана. При возвращении в к. Имам-Сахиб  ММГ попали в засаду. 2 БТРа подорвались на минах. Экипажи БТРов получили контузии, боевых потерь удалось избежать. Фоат абый тоже оказался на этом БТРе и был ранен, его отправили в госпиталь, город Душанбе. После этого во взаимодействии с ММГ-1, ММГ-2 «Тулукан», ДШМГ и СБО «Нанабад» в течении недели проводилась операция по зачистки окрестностей к.Имам-Сахиба и т.н. «зеленки», прилегающей к р.Пяндж.

        По окончании операции ММГ командованием пограничного округа было принято решение о постоянном месте дислокации ММГ на правом берегу р. Кокча в районе к.Артходжа в городке советских мелиораторов, сменив при этом заставу с ММГ Янги-Кала, передислоцировав ее на Айханым.

        С этого момента началась так называемая «оседлая жизнь» на «точке», которая получила название «Артходжа», ММГ – присвоили номер 3. В состав ММГ была передан СБО «Ходжагар», который располагался на левом берегу р.Кокча в здании старого аэродрома. С легкой солдатской руки ММГ получило название «Летучий голландец». За короткий срок был обустроен городок. Был возведен вал вокруг ММГ, оборудованы опорные пункты застав, позиции боевого охранения и  пунктов технического наблюдения (АПМ-90, РЛС «Кредо»), отремонтированы домики, где расположились подразделения ММГ. Один из домов был переоборудован под баню и дизельную, другой в столовую и пекарню. Построены вышки для несения службы, питомник для минно-розыскных и служебных собак. На реке Кокча оборудована площадка, на которой был развернут пост полевого водоснабжения на базе МАФС-3.

         Отдельно необходимо выразить благодарность личному составу заставы ММГ Янги-Кала, которые оставили нам самую настоящую бахчу, арбузы с которой мы начали есть в августе 1983года вспоминает Фоат абый.

   М инехаматов Фоат родился 1 августа 1963 года в селе Тураево Менделеевского района Республики Татарстан  в семье колхозника.  Когда учился в школе, готовил себя к службе в Армии. Активно занимался спортом: играл в спортивные игры (участвовал в районных соревнованиях), занимался лёгкой атлетикой. Зимой любил ходить на лыжах, играли в хоккей. После получения аттестата работал в колхозе трактористом. Осенью 1981 года был призван в ряды Вооруженных сил. Учебу проходил в городе Хабаровске, попал в пограничные войска.  «В учебе, надо признаться, дисциплина была отменная, да и дело свое командиры знали. Спецподготовка, строевая, физподготовка, огневая подготовка – сплошные занятия да тренировка. Нагрузка, конечно, не для слабых. Но деревенским парням она не казалась непосильной. И даже не заметили, как пролетели три месяца», - рассказывает он. Фоат абый отличился меткостью в стрельбе, так его и несколько сослуживцев выбрали снайпером.  В ноябре 1982 года призвали на военную службу в Афганистан. Все было непривычку, в диковинку. Но к бытовым неудобствам все-таки привыкает солдат. И началась служба в Афганистане. Вот что вспоминает далее Фоат абый:

- Я ничем не отличался от тысяч других молодых людей, выросших в нашей стране после Великой Отечественной войны, видевших только мирное небо. Конечно же, у меня не возникло тревоги, когда узнал, что меня направляют в Афганистан. Тогда ещё не понимал, что такое война. А там было неспокойно – рядом кипела война, где сражались и гибли советские солдаты и офицеры, стремившиеся защитить афганский народ от мятежников. Только когда с товарищем впервые попали под обстрел, поняли насколько все серьезно.

        Пролежав в госпитале два месяца, Минехаматову  дали отпуск, но он отказался, остался служить в части, с детства  любил рисовать, некоторое время занялся оформительской работой в канцелярии военной части. Минехаматову Фоату Нурмухаметовичу пришлось участвовать в 34 боевых операциях. Последняя – 29 января 1984 года, запомнилась на всю жизнь:  ММГ-3 должна была ликвидировать группу боевиков, которые переправляли оружие из Пакистана. Операция началась ближе к 8 часов вечера и закончилась успешно к 5 часам утра.

 Утром, во время развода, Минехаматову вручили медаль «Пограничника» 1 и 2 степени и объявили об увольнении в запас. Когда они вертолетами поднялись в воздух, начался обстрел, на помощь поспешил другой вертолет, так переходя, через огонь и воду он возвратились на Родину.

   Сейчас Минехаматов Фоат Нурмухаметович  живет в селе Тураево. На груди у ветерана много медалей, самый дорогой из них медаль «За Боевые заслуги», «За заслуги», «От благодарного афганского народа» и другие медали.

      Со слезами на глазах рассказывает Минехаматов о той ужасной войне. Прошло более 30  лет со дня вывода войск, но  Афганистан остается болью её души. Почти 15 тысяч убитых…. А сколько раненных и искалеченных? О том, как гибли наши мальчишки, и что на самом деле творилось в Афганистане, громко говорить не полагалось. Ползли слухи, летели похоронки во все уголки России. На задворки аэропортов доставлялись из Афгана «черные тюльпаны», так стали называть афганцы оцинкованные гробы. Наши ребята прошли через ад и кровь. Восемнадцатилетние мальчишки неотступно смотрели смерти в лицо, пережили гибель своих друзей. Это война длилась 9 лет. Всё вроде бы закончилось…  Но в памяти людской этой войне ещё долго жить, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей.

  Заключение.

 В ходе реализации поставленных задач была составлена анкета для опросов воинов - интернационалистов и проведено интервьюирование. Также проводилось изучение семейных архивов: документов, фотографий. Проведенная работа имеет практическую значимость, так как собранный материал пополнил фонды школьного историко-краеведческого музея   и позволил провести экскурсии, встречу  и лекции в рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию. Материалы данной работы можно использовать на уроках  истории  и тематических классных часах.

Минехаматов Фоат Нурмухаметович, и другие афганцы являются нам примером мужества, стойкости, героизма.

Литература:

1. Домашний архив Минехаматова Ф.Н. 

 2.  Ресурсы интернета

 afgan.ru

afgan-war-soldiers.narod.          rucoldwar.narod.ru › afganwar.htm        dic.academic.ru › dic.nsf/es/69585/АФГАНСКАЯ 

 * Афганская война (1979-1989).

    * homeland.su

tp://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=афганская война&ed=1

 

               

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Афганистан-боль моей души..."

Классный час  "Афганистан- боль моей души" проводился с учащимися 11 класса....

Афганистан-ты боль моей души.

Афганистан - ты стих души моей О верности Святой солдатской чести,О памяти той круговерти дней, Где всё смешалось: ложь и правда вместе....

Афганистан – ты боль моей души…

 Классный час, посвященный выводу советских войск  из Афганистана.                                                                              Познакомить учащихся  с войной в Афганистане, показать г...

Классный час "Афганистан- боль моей души"

Литературно- музыкальная компазиция " Афганистан- боль моей души".Я не знаю, кому и зачем это нужно,Кто послал их на смерть...

Внеклассное мероприятие "Афганистан- ты боль моей души..."

Данная  разработка    познакомит   учащихся  с событиями афганской войны 1979-1989 гг.,  с именами воинов- афганцев родного края.Показать воинскую доблесть, несгибаемое м...

Афганистан, ты боль моей души...

Разработка классного часа на тему: "Афганистан, ты боль моей души..." для 8-11 классов...

проект "Афганистан ты боль моей души"

Проект "Афганистан ты боль моей души" состоит из сценария торжественного митинга, посвященного 25 летию вывода Советстких войск из Афганистана, презентации к мероприятию и проекта работы над подготовк...