Исследовательский проект по теме: «Фронтовое письмо»
проект по краеведению

Рамзия Хаккыевна Зиннатуллина

МБОУ «Тураевская СОШ» Менделеевского муниципального района РТ

Исследовательский проект по теме: «Фронтовое письмо»

Работу выполнила: Зиганшин Рунар Рустамович, ученик 6 класса МБОУ «Тураевская СОШ» Менделеевского района РТ

Руководитель: Зиннатуллина Рамзия Хаккыевна, учитель ОБЖ МБОУ «Тураевская СОШ» Менделеевского района РТ

 

С каждым годом, отдаляющим нас от мая 1945 года, все больше ощущается необходимость по-человечески увидеть подвиг наших дедов. Но, как донести школьнику об этом? Голос павших донесли до нас их письма. Простые, маленькие солдатские треугольники с лиловым штампом – «Проверено цензурой».

Со страниц этих писем мы слышим голос тех, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтобы жили мы и сделали все то, чего не успели сделать они.

Побывав в музее, мы краеведы увидели письма солдат, заинтересовались, кому принадлежат письма? Кто их автор? Как доходили письма с фронта? Эти исследования легли в основу нашего исследовательского проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_frontovoe_pismo.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Тураевская СОШ» Менделеевского муниципального района РТ

Исследовательский проект по теме: «Фронтовое письмо»

Работу выполнила: Зиганшин Рунар Рустамович, ученик 6 класса МБОУ «Тураевская СОШ» Менделеевского района РТ

Руководитель: Зиннатуллина Рамзия Хаккыевна, учитель ОБЖ МБОУ «Тураевская СОШ» Менделеевского района РТ

Пояснительная записка:

С каждым годом, отдаляющим нас от мая 1945 года, все больше ощущается необходимость по-человечески увидеть подвиг наших дедов. Но, как донести школьнику об этом? Голос павших донесли до нас их письма. Простые, маленькие солдатские треугольники с лиловым штампом – «Проверено цензурой».

Со страниц этих писем мы слышим голос тех, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтобы жили мы и сделали все то, чего не успели сделать они.

Побывав в музее, мы краеведы увидели письма солдат, заинтересовались, кому принадлежат письма? Кто их автор? Как доходили письма с фронта? Эти исследования легли в основу нашего исследовательского проекта.

Проблема:

Отсутствие у детей достаточных знаний о Великой Отечественной воине, семейных традициях, уважении к старшему поколению.

Актуальность:

Мы считаем, что прочтение подлинного исторического документа, письма, больше расскажет о Великой Отечественной войне ребятам, живущим в 21 веке, чем официальные слова. Работа над исследовательским проектом познакомит детей с тем как велась переписка во время Великой Отечественной войны с родными, как доставляли письма в пункт назначения.

Субъект: Юные краеведы - учащиеся 6 класса, родители, руководитель школьного музея.

Исследовательский проект краткосрочный.

Предмет исследования: Солдатское письмо.

Гипотеза:

Юные краеведы познакомятся с письмами треугольниками, с перепиской прадедушек, будут осознавать себя причастным к историческому наследию ВОВ, почувствуют пульс ушедшего времени, ощутят его откровение и колорит.

Цели и задачи:

Краеведы:

1. Закрепит знания о Великой Отечественной войне;

2. Познакомить детей с архивным документом – солдатским письмом с фронта;

Руководитель музея:

1. Использовать новые технологии в работе с учащимися;

2. Пополнить знания о Великой Отечественной войне, об архивных документах;

3. Создать развивающую среду (сборники, летопись)

Родители:

1. Сформировать у родителей активную позицию в нравственном воспитании учащихся.

Продукты проекта:

Для учащихся:

1. Экскурсия в школьный краеведческий музей

2. Мастер-класс «Фронтовое письмо»

3. Участие в эстафете, посвященной Герою Советского Союза  Василия Белоусова

Для руководителя музея:

1. Создание презентаций по теме «Я помню, я горжусь»

2. Проведение конкурсов стихов по теме «Я читаю письмо»

3. Изготовление книги «Стихи о письмах»

4. Пополнение коллекции «Открытка с Днем Победы»

Для родителей:

Буклеты по теме

1.«Что и как рассказывать учащимся о войне».

2. Консультации по созданию летописи «Наши прадеды - герои».

3. Дарение в библиотечку детских книг о войне.

Исследовательский проект реализован в преддверии 72-летия Победы. Обращаясь к теме Великой Отечественной войны, юные краеведы работали в музей, экскурсоводы готовили  рассказы о героях нашего села, участвовали в региональном конкурсе проектов посвященное году Кино и заняли призовое место в номинации «О Родине, о подвиге, о славе», защитили проектную работу по фильму И.Добролюбова «Мама, я жив!» (1985г.)

  В центре зала Боевой Славы расположен блиндаж, краеведы  рассматривали военную форму солдат, солдатский котелок, воинское знамя, разорванные гранаты, гильзы, но большой интерес вызвали военные письма солдат. Ребята задавали вопросы «Как солдатам доходили письма на фронт?», «Почему солдатские письма треугольной формы?», «Где солдаты хранили письма?». Так и родился  исследовательский проект по теме «Фронтовое письмо». Чтобы шире раскрыть эту тему, с краеведами  проводилось цикл занятий: «Великая Отечественная война и письма», «Почему солдатские письма треугольной формы?», «Почему солдаты мало писали в письмах?», «Как письма добирались до солдат в ВОВ». Учащимся было очень трудно представить, что письмо без конверта, треугольной формы, можно было доставить по всей необъятной нашей Родины. Некоторые ребята не могли поверить в то, что раньше, во времена Великой Отечественной войны мобильные телефоны не существовали. Поэтому детям показывали письма с фронта от братьев, мужей бережно хранимые в других семьях, рассматривали альбомы о войне, читали книги о войне. Детям рассказывали о военных почтальонах, о том какая ответственная у них была доля, ведь письма были связующей ниткой между родными. Каждое письмо с фронта являлось доказательством того, что солдат жив. Для этого перечитывали фронтовые весточки, где описывались простые человеческие чувства.

 Рассматривали книгу в музее, где были изображены солдаты читающие весточку из дома, читающие родственники в тылу, но одинаково излучающие чувства радости и тоски по своим родным. На мотив  песни военных лет «Синий платочек», «Катюша»  на митинге посвященной Дню Победы подготовили  инсценированное выступление.

Узнав о фронтовых письмах, краеведы провели мастер-класс и научили изготовить посетителей музея  их самостоятельно. Так идея воплотилась в жизнь - сначала все нарисовали письмо солдату «Мы за мир!», а после бережно сложили рисунок в технике оригами. После рассматривания коллекции фронтовых открыток с праздником Победы, нашим юным наследникам мира захотелось своими руками изготовить открытку ветеранам. С огромным желанием, чуткостью, любовью изготавливали цветок гвоздику. В каждый ее лепесток была вложена мечта, о здоровье своей семье, о мире, о сохранение в ней семейных традиций, любви, уважении к своей станице, нашей России.

  Дети приносили интересные познания о Великой Отечественной войне, делились ими с родителями. Родители прониклись этой темой. Родителям провели «круглый стол» по теме «История Великой Отечественной войне в истории моей семьи» провели консультации, предложили познакомить своих детей с фронтовыми переписками своих прадедушек, показать фотографии с фронта. Родители с охотой откликнулись на предложения и уже на следующий день ребята с гордостью рассказывали о своих дедушках воевавших на войне, приносили фотографии, фронтовые письма. В появилась информация о полевой почте 1945 года, дети увидели фронтовое письмо прадедушке Камалетдиновой Мастуре, которое стало тонкой связующей ниточкой между правнуком и фронтовыми годами. Это письмо было написано на арабском языке,  имам-хатыйб села Тураево Минеханов Флер Мхаматнурович перевел на татарский язык. В письме большую часть занимает приветственная часть.

 Здесь мы встречали старинные имена Нуржихан, Габделхак,  Хаери, Исламетдин, Галимдин, он всем передает огромный привет. Автор письмо сообщает о получении письма 5 июня, которое было отправлено 2 мая.  А также мы узнали о том, что он больше месяца не получал весточку из дома и  ждет скорейшей встречи с родственниками.

Вывод. Узнав много интересного об истории Великой войне, юные краеведы участвовали в трудовом десанте и изготовили «Георгиевские медали», а накануне праздника Победы, с радостью их вручили ветеранам тыла в память о погибших солдатах.

 Участие  легкоатлетической эстафете посвященной, Герою Советского Союза Василию Белоусову  был для краеведов осознанным. Каждый принёс цветы, чтобы возложить их у вечного огня. Так мы все сказали погибшим солдатам «Спасибо за Победу и мирное небо над головой!»

 Краеведы участвовали во Всероссийском конкурсе стихов «Россия - Родина моя!»  и стали победителями. Реализовав, исследовательский  проект сделали вывод, что повысился уровень осведомлённости у юных краеведов и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны – фронтовым письмом. Ведь это свидетельство бессмертных подвигов наших земляков, прошедших самую кровопролитную войну, какую когда-либо познало человечество.

В работе были использованы следующие источники: фронтовые письма из семейного архива ученика 6 класса МБОУ «Тураевская СОШ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

Экскурсия на тему "Фронтовые письма"

Экскурсия "Фронтовые письма" подготовлена на муниципальный конкурс "Председатей Совета музеев общеобразовательных учреждений" ....

Областной конкурс исследовательских проектов «Взлет». Тема проекта «Тяжмаш» - от локомобилей до космических установок

Я учусь в 11 классе, собираюсь поступать на базовую кафедру АО “ТЯЖМАШ” и в дальнейшем построить карьеру на данном предприятии. История моей семьи тесно связанна с этим заводом, мой дед, а...

Проектно-исследовательская работа на тему: "История письма" (выполнила ученица 9 класса Анна Ключко)

В данной работе представлено исследование ученицы о происхождении и современном состоянии письменности в России....