«Национально-региональный компонент исторического образования: основные тенденции и проблемы преподавания»
учебно-методический материал по краеведению

Слепченко Виктория Алексеевна

 «Не кричи о любви к Родине

на всех перекрёстках.

Лучше – молча трудись во

имя её блага и могущества»,

- утверждал великий педагог

В.А.Сухомлинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Национально-региональный компонент исторического образования: основные тенденции и проблемы преподавания»

 «Не кричи о любви к Родине

на всех перекрёстках.

Лучше – молча трудись во

имя её блага и могущества»,

- утверждал великий педагог

В.А.Сухомлинский.

За последнюю четверть века преподавание истории в нашей стране претерпело значительные изменения: демократизация общества и преподавания, а затем возврат к идее «единого учебника» истории, создание и внедрение трех линеек учебно-методических пособий.

Актуальность. Опыт показывает, что история народов России , а в нашем случае история Донского края, как правило остается, на задворках учительского внимания. При этом и качество самого материала, представленного в учебниках, в основном оставляет желать лучшего. Решением подобной проблемы являются национально-региональный компонент. Под национально-региональным компонентом понимают «часть содержания и процесса общего социально-гуманитарного образования (в том числе исторического), в которой отражаются региональные и национальные особенности региона России. 

Проблема. Сегодня предметы национально-регионального компонента не воспринимаются как необходимые ни учениками, ни их родителями, ни даже учителями. Родители недовольны тем, что их дети тратят время на что-то, по их мнению, «ненужное», дети страдают от скучных уроков, а школьная администрация пытается заместить образовавшиеся часы другими предметами или поручить их ведение учителями без соответствующей подготовки. История Дона отдельно в учебный план не внесена как отдельный предмет, что создает дополнительную загруженность основной программы по истории России в рамках изучения того или иного курса. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного учебного плана, включающих материалы о регионе. Программы курсов истории в общеобразовательных учреждениях РФ в соответствии с рекомендациями Министерства Образования предусматривают выделение 10-15 % учебного времени на региональный компонент содержания образования.

Методические проблемы изучения региональной истории вытекают из недостаточной базы источников, мало специальной справочной литературы, нет доступа к архивам; нет в районе объединения сторонников краеведческой работы, а также давно не было курсов по проблемам преподавания регионального компонента при ИПКРО. Учителя и ученики недостаточно обеспечены комплектами пособий по истории с учётом региональной истории, создаваемых на основе государственных стандартов по предмету; отсутствует современный учебник и пособия по историческому краеведению, в котором нуждаются школьные учителя и все любители краеведческих изысканий.

Тенденции. Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину – одна из важнейших задач, поставленных перед современным учителем и перед новой школой в целом. В нашей области, как известно, педагоги общеобразовательных учреждений уделяют этому вопросу большое внимание, так как прежде чем ребенок станет гражданином страны, он должен быть гражданином родной школы, села, города, знать их традиции и жить их жизнью и заботами.

               В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.

           Особая роль в воспитании патриота отведена учителю истории. Через использование регионального компонента на уроках учитель решает, на мой взгляд, самую важную задачу в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, в том числе малой. Здесь главное – суметь привлечь внимание ученика, заинтересовать его, а не просто заставить его выучить материал; помочь ученику развить любознательность, толерантность, умение быть коммуникабельным.

           Учитель  призван через использование регионального компонента на уроках истории, реализовать в своей практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:

           • воспитание гражданственности и любви к Родине;

• защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

• формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

• формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;

• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими, религиозными и социальными группами.

Преподавание истории с использованием регионального компонента в обучении  в школе предполагает как минимум три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся реальной школьной практике они органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников):

 1) получение учащимися «готовых» знаний о мире, стране, крае со слов учителя и из федеральных и региональных учебников;

  2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).

3) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых»-исследователей).

Цели и задачи региональной истории:

  • повышение интереса к истории вообще и истории региона Ростовская область) в частности;
  • усиление самостоятельности и творческого начала в работе с учащимися;
  • формирование умений свободно формулировать и излагать свои мысли, прежде всего, в виде различных сообщений, рефератов;
  • создание коллектива единомышленников, имеющих общие интересы; коллектива способного решать серьёзные проблемы, в том числе и научно-исследовательского характера;
  • формировать гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на участниках ярких событий из истории своей малой Родины;
  • воспитание патриотизма, чувства хозяина, бережливого отношения к природе и памятникам старины;

Включение в школьную программу национально – регионального компонента является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города и села с историей, жизнью нашей страны.  

При этом можно применять различные варианты его планирования:

  • I. Вариант – равномерно распределить содержание регионального компонента на уроках, что позволит систематически обращаться к местному материалу.
  • II. Вариант – выделить специальные уроки для изучения регионального компонента (местного материала).
  • III. Вариант – смешанный вариант, предполагающий использовать региональный материал на уроках истории России

В своей практике я применяюII и  III варианты изучения регионального компонента, который по моему мнению является наиболее эффективным в преподавании истории.

Мы все живем на Дону. И необходимо, чтобы дети знали свои истоки, традиции казачества, природу и историю края. Мне как историку это особенно важно. Современные школьники получают огромное количество информации через компьютер, различные средства массовой информации, но далеко не всегда дети могут ответить на элементарные вопросы о знаменитых земляках, о культурных и исторических памятниках своей малой Родины. Меня всегда беспокоил вопрос как при изучении истории нашей страны не только не потерять, но и сохранить у учащихся интерес к истории своего родного края, поэтому при составлении календарно – тематического планирования по истории и обществознанию я отражаю донской региональный компонент и реализую его на своих уроках.    

          Под темы настоящих разделов включают:

 Участие казаков в событиях Смуты;

 Отношения Войска Донского и царской власти в XVII веке;

 Отражение кризисов XVII века на Донском казачестве;

 Казачество во времена Петровских преобразований;

 Служба казаков Российской империи в XVIII веке;

 Расслоение казачества в XVIII веке;

 Расселение по территории края.

 Состав населения Донской области и Приазовья в XVIII веке

В 7 классе, изучая тему «Смута в Российском государстве», я прибегаю к материалам  учебника «История Донского края» »

( XVII-XIX век). Изучая тему «Культура и быт народов России 17 века», мы не можем не говорить с учащимися о повседневной жизни, обычаях и традициях донских казаков, роли казачества как особого сословия на службе государства.

В 8 классе мы проходим тему «Отечественная война 1812 года». В рамках изучения данной темы мы говорим с ребятами  об основателе города Новочеркасска М.И. Платове и об участии донских казаков в войне 1812 года. Первые сражения казаков. Особой очень важной вехой для Донского края, как и для всей страны, стали события Первой мировой войны, двух революций 17 года и Гражданской войны. Поэтому, изучая эти темы в 10 и 11 классах, мы оцениваем роль казачества, вспоминаем историю белого и красного движения на Дону.  

(10 класс) Изучая события Великой Отечественной войны, мы обращаемся к истории Новочеркасска и Ростовской области в годы войны. Вспоминаем великих героев-земляков, героев Советского Союза. Страшные события того времени коснулись каждой семьи, поэтому я предлагаю учащимся провести исследовательскую работу, рассказать о своих прадедах и прабабушках.

В 9 классе в рамках темы «Гражданин – человек имеющий право» провожу игру выборы мэра.

Но, все же большее количество внимания история Донского края отвожу в конце учебного года в базовом планировании.   Деление происходит так же по линейному принципу. 7 класс –XV-XVII в, 8 –  класс – XVII-XVIII в., 9 класс –XVIII-XIX в., 10-11 классы – XV-XX,XXI повторение изученного.        

Вывод. Я считаю, что планомерное и систематическое использование регионального компонента на уроках истории и обществознания в школах нашего края будет способствовать укреплению связи с малой родиной, воспитанию патриотов родной земли, людей неравнодушных не только к прошлому, но, главное, к настоящему и будущему.

Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
1. История Казачества в вопросах и ответах. Книга для чтения, Шумов В.В.
2.Учебник «История Донского края 5-6 класс» О.Г.Веряскина. Ростов-на-Дону «Ростовский издательский дом» 2004год.
3.Учебно-методические материалы «История Донского края с древнейших времен до конца 16 века». О.Г.Веряскина. «Донской издательский дом»2005год.
4.Учебное пособие «История Донского края». Е.И. Демешина. К.А. Хмелевский. Ростовское книжное издательство 1976г.
5.« Край Донской казачий…» М.П. Астапенко. Издательство Ростовского обл. ИУУ 1994 г

6.«История Донского края» ( XVII-XIX век ), Самарина Н.В., Витюк О.Г Ростов-на Дону, 2010

7. Учебник. История донского края 17-19в.  Н. В. Самарина, О. Г. Витюк,2004 г.

8. Учебник. История Донского края 20 в. С. А. Кислицын, И. Г. Кислицина., 2004 г.


     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА : «Национально-региональный компонент исторического образования: основные тенденции и проблемы преподавания» «Не кричи о любви к Родине на всех перекрёстках. Лучше – молча трудись во имя её блага и могущества», - утверждал великий педагог В.А.Сухомлинский . Учитель: Слепченко В. А. МБОУ « Курно-Липовская СОШ»

Слайд 2

Актуальность: Опыт показывает, что история народов России , а в нашем случае история Донского края, как правило остается, на задворках учительского внимания. При этом и качество самого материала, представленного в учебниках, в основном оставляет желать лучшего . Проблема : предметы национально-регионального компонента не воспринимаются как необходимые ни учениками, ни их родителями, ни даже учителями. Родители недовольны тем, что их дети тратят время на что-то, по их мнению, «ненужное», дети страдают от скучных уроков, а школьная администрация пытается заместить образовавшиеся часы другими предметами или поручить их ведение учителями без соответствующей подготовки. История Дона отдельно в учебный план не внесена как отдельный предмет, что создает дополнительную загруженность основной программы по истории России в рамках изучения того или иного курса

Слайд 3

Тенденции. Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину – одна из важнейших задач, поставленных перед современным учителем и перед новой школой в целом. В нашей области, как известно, педагоги общеобразовательных учреждений уделяют этому вопросу большое внимание, так как преж­де чем ребенок станет гражда­нином страны, он должен быть гражданином родной школы, села, города, знать их тра­диции и жить их жизнью и за­ботами. П ринципы государ­ственной политики и общие тре­бования к содержанию образо­вания, сформулированные в Законе «Об образовании »: • воспитание гражданствен­ности и любви к Родине; • защита системой образо­вания национальных культур и региональных культурных тра­диций в условиях многонацио­нального государства; • формирование у учащихся картины мира, адекватной со­временному уровню знаний; • формирование мировоз­зренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры; • содействие взаимопони­манию и сотрудничеству между людьми, различными этничес­кими, религиозными и соци­альными группами.

Слайд 4

Цели и задачи региональной истории: повышение интереса к истории вообще и истории региона Ростовская область) в частности; усиление самостоятельности и творческого начала в работе с учащимися; формирование умений свободно формулировать и излагать свои мысли, прежде всего, в виде различных сообщений, рефератов; создание коллектива единомышленников, имеющих общие интересы; коллектива способного решать серьёзные проблемы, в том числе и научно-исследовательского характера; формировать гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на участниках ярких событий из истории своей малой Родины; воспитание патриотизма, чувства хозяина, бережливого отношения к природе и памятникам старины;

Слайд 5

В арианты планирования : I . Вариант – равномерно распределить содержание регионального компонента на уроках, что позволит систематически обращаться к местному материалу. II. Вариант – выделить специальные уроки для изучения регионального компонента (местного материала). III. Вариант – смешанный вариант, предполагающий использовать региональный материал на уроках истории России

Слайд 6

Под темы настоящих разделов включают:  Участие казаков в событиях Смуты;  Отношения Войска Донского и царской власти в XVII веке;  Отражение кризисов XVII века на Донском казачестве;  Казачество во времена Петровских преобразований;  Служба казаков Российской империи в XVIII веке;  Расслоение казачества в XVIII веке;  Расселение по территории края.  Состав населения Донской области и Приазовья в XVIII веке

Слайд 7

Результаты педагогической деятельности по использованию регионального компонента на уроках истории: Формирование интересной творческой личности, способной выразить себя в слове и поступке, воспитание гражданской, идейно-нравственной позиции учеников; Развитие самобытного мышления, способностей учащихся; Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса по изучению регионального компонента; Решение воспитательных задач: - воспитание гражданствен­ности и любви к Родине; - бережного отношения к прошлому Крыма, его истории; - уважение к людям, активная жизненная позиция. Накопление методических материалов и использование их в учебно-воспитательной работе; Написание научных и творческих работ учащимися

Слайд 8

Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса. 1 . История Казачества в вопросах и ответах. Книга для чтения, Шумов В.В. 2.Учебник «История Донского края 5-6 класс» О.Г.Веряскина . Ростов-на-Дону «Ростовский издательский дом» 2004год. 3.Учебно-методические материалы «История Донского края с древнейших времен до конца 16 века». О.Г.Веряскина . «Донской издательский дом»2005год. 4.Учебное пособие «История Донского края». Е.И. Демешина. К.А. Хмелевский. Ростовское книжное издательство 1976г. 5.« Край Донской казачий…» М.П. Астапенко. Издательство Ростовского обл. ИУУ 1994 г 6.«История Донского края» ( XVII-XIX век ), Самарина Н.В., Витюк О.Г Ростов-на Дону, 2010 7. Учебник. История донского края 17-19в. Н. В. Самарина, О. Г. Витюк,2004 г. 8. Учебник. История Донского края 20 в. С. А. Кислицын , И. Г. Кислицина ., 2004 г.

Слайд 9

Результаты педагогической деятельности по использованию регионального компонента на уроках истории : Решение воспитательных задач: - воспитание гражданствен­ности и любви к Родине; - бережного отношения к прошлому Крыма, его истории; - уважение к людям, активная жизненная позиция. Накопление методических материалов и использование их в учебно-воспитательной работе; Написание научных и творческих работ учащимися

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный компонент в преподавании предмета «Технология». Занятие по технологии в 6 классе «Изделия народных умельцев Урала. Каслинское литье» (2ч)

Представленная работа состоит из разработки учебного занятия, презентации к уроку, печатных материалов и электронных фотоальбомов....

Использование национально-регионального компонента в преподавании школьного курса химии.

Здесь предложен материал, о химических предприятиях Казани. Материал может пригодиться при проденении как уроков по органической химии, так и внеклассных мероприятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ 8КЛАССЕ (национально-региональный компонент)

Изменения социально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль в решении этих задач играют учр...

Российская молодежь и современное образование: основные тенденции и проблемы

Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?...

Тема: «Этнологический компонент исторического образования как средство формирования историко–культурных знаний и опыта обучения».

Существенные перемены в нашей современной жизни вызывают повышенный интерес к истории, обычаям, традициям осетинского народа у самых широких слоев общества. Перед людьми встают об исторических с...

Элективный курс «Великий Шелковый путь и регионы России» - как средство реализации регионального компонента исторического образования

   За последние десятилетия миллиардный Китай стремительно преодолел вековую отсталость и в начале третьего тысячелетия вырвался на оперативный простор динамического и поступательного...

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподавания педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемыпреподавания педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационныхтехнологий. Разноуровнево...