Рабочая программа внеурочнй деятельности по курсу "Музейное дело", 7 класс
рабочая программа по краеведению (7 класс)

Павлова Анастасия Анатольевна

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Музейное дело", направление социальное, 7 класс. Содержит следующие разделы:

  1. Результаты  освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»
  2. Содержание курса внеурочной деятельности «Музейное дело» с указанием форм организации и видов деятельности
  3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Музейное дело»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

 

Рассмотрена:

Методическим объединением

учителей истории и обществознания

Протокол № 1 от 30.08.2021 г.

Утверждена:

приказом директора МБОУ «Гимназия»

01.09.2021 г. № 317 – П

Рабочая программа по внеурочной деятельности

курса «Музейное дело»

направление: социальное

для 7 кл.  

на 2021 – 2022  учебный год

                                     

                 

Составитель:

                                        Павлова А.А., учитель истории и обществознания            

                                                                            первой квалификационной категории

г. Черногорск, 2021 г.

1.  Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности  является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия» и состоит из следующих разделов:

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  3. Тематическое планирование.

  1. Результаты  освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»

Личностные результаты:

Личностными результатами изучения курса являются:

-        чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

-        интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты:

планирование своих действий в соответствии с конкретной поставленной задачей;

-        занятие самостоятельным исследовательским поиском;

-        умение различать способ и результат действия;

-        внесение коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-        ориентация в музейной терминологии;

-        определение особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;

-        составление плана поисково-исследовательского проекта;

-        нахождение и обработка информации;

-        анализ объектов, выделение главного;

-        заполнение бланков музейной документации по работе с фондами;

-        проектирование простой экспозиции;

-        комплектование материала для выставки;

-        составление текста экскурсии к выставке;

-        ориентирование в экспозиционно-выставочном пространстве;

-        оформление и хранение краеведческого материала, ведение элементарных краеведческих записей;

-        описание конкретных экспонатов и событий;

умение договариваться, приходить к общему решению;

работа в группе;

высказывание суждений, аргументация.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Музейное дело» с указанием форм организации и видов деятельности

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения (2 ч)

Цели и задачи занятий по программе «Музейное дело». Основные понятия и термины музееведения. Этимология слова «музей». Основные задачи, стоящие перед музеем. Причины и условия возникновения музеев; вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция, коллекция, экспонат, и др..

Практическая работа: ознакомление с основными понятиями и терминам музейного дела;  работа со словарем, творческая мастерская «Музейное лото».

Роль музея в жизни человека. Музей как сосредоточение истории и памяти народа. Особенности музейного здания, интерьера. Становление и развитие музейного дела. Главные задачи и функции музеев.

Музеи мира: история и современность (2 ч).

Первые музеи Древней Греции ( Феспийское святилище, Александрийский мусейон). Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное колекционирование).

Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студило, антикварии, кунсткамеры, коллекции рода Медичи и других королевских фамилий). Естественнонаучные кабинеты XVI-XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Западноевропейские музеи в XVIII

- ХХвв. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

Практическая работа: игра «Музеи мира». Творческое сочинение учащихся «Музей, который я хотел бы посетить вместе с друзьями».

Основные виды музеев в Российской Федерации (4 ч).

Классификация музеев в РФ. Художественные музеи, научно-исследовательские, государственные. Основные профильные группы музеев: исторические, краеведческие, естественнонаучные, литературные,  палеонтологические, этнографические, художественные и др. Типы музеев. Музей под открытым небом. Музей-заповедник. Музей-усадьба. Мемориальный музей. Дом-музеи. Музей-квартира.

Практическая работа: работа в группах: работа с интернет-ресурсами, подготовка сообщений (Музей-монастырь, музеи-храм. музей-заповедник, музей-панорама) виртуальные видео-экскурсии по музеям России: проектная работа в группах- презентационное сообщение по плане об одном из известных отечественных музеев (история возникновения и развития музея, его профиль, месторасположения, название и характеристика основных экспозиционных залов, уникальные коллекции и экспонаты ).

Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей.

Музейный предмет, как первоисточник (4 ч).

Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры, включенный в музейное собрание; как подлинное свидетельство (первоисточник) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Научная, историко-культурная (реликвийность, мемориальность), художественная, эстетическая ценность музейного предмета. Классификация музейных предметов. Основные типы источников - вещевые, письменные.

Практическая работа: составление классификатора музейных предметов школьного музея.

Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов (4 ч).        _

Понятие фондов музея. Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Коллекции: характеристика и описание. Фондовый учет музейных предметов. Учетная документация. Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.

Практическая работа: знакомство с фондами краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната музея, методика заполнение анкеты респондента. Работа с музейными определителями, научной и справочной литературой. Составление плана поисково-собирательской деятельности. Домашнее задание: сбор информации для индивидуального проекта (краеведение).

Музеи, как современные научные и поисково-исследовательские центры (4 ч).

Основные направления научно-исследовательской деятельности музея (научные экспедиции; работа в библиотеке; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов, обработка полученных данных). Изучение музейных предметов и коллекций. Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Соблюдение научной культуры и этики исследовательской деятельности.        

Практическая работа: продолжение работы над проектом, выполнение индивидуальных поисково-исследовательских задании (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции музея, в архиве и т. д.), овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминании; анкетирование респондентов,  документирование артефактов: поиск и сбор экспонатов).

Музейная экспозиция(4 ч).

Общая характеристика музейной экспозиции, разновидности экспозиционных материалов. Экспозиции (постоянные и временные, тематические). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Понятие «экспозиционный ансамбль», его компоненты и особенности творческой работы по его созданию. Экспозиционно-выставочная деятельность этнографического музея-парка. Проект виртуальной выставки и концепция выставки.

Практическая работа: проектирование экспозиции.

Культурно-образовательная деятельность музея (6 ч).

Роль культурно - просветительской работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно-просветительской работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Приемы, используемые при проведении экскурсии (особенности движения в экскурсии, встречи экскурсантов с участниками исторических событий, использование звукозаписей, кинофильмов и документальных хроник, прием исследования, элементы ритуала в экскурсии). Правила поведения экскурсовода.

Практическая работа: работа в группах: написание текста обзорной экскурсии к выставке. Обзорная экскурсия по туристическому маршруту «Черногорск исторический».

4.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Музейное дело»

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

2

Музеи мира: история и современность

2

Основные виды музеев в РФ.

4

Музейный предмет, как первоисточник.

4

Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов.

4

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры.

4

Музейная экспозиция.

4

Культурно-образовательная деятельность музея

6

Защита проектов

4

Итого:

34 ч.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

 

Рассмотрено:

Методическим объединением

учителей истории и обществознания

Протокол № 1 от 30.08.2021 г.

Утверждено:

приказом директора МБОУ «Гимназия»

 от 01.09.2021 г. № 317-п

Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Музейное дело»

для 7 кл.  

на 2021 – 2022  учебный год

                                     

                 

Составитель:

                                       Павлова А.А., учитель истории и обществознания            

                                                                           первой квалификационной категории

г. Черногорск, 2021

1. Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Музейное дело» составлено в соответствии с:

  • Примерной рабочей программой  по внеурочной деятельности курса «Музейное дело»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями)  от 17.12. 2010 г. № 1897;
  • Основной образовательной программой основного общего образования на 2015 – 2020 гг., утвержденной приказом директора МБОУ «Гимназия» от 24.06.2015 г. № 235 (с изменениями и дополнениями);

         Цели:

Развитие творческих и интеллектуальных способностей воспитанников    через активную социально-значимую деятельность по краеведению. 

              Задачи:

Формировать представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и его населения, показ его сложной структуры. Развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать самостоятельную познавательную деятельность.

2.Календарно – тематическое  планирование по курсу

внеурочной деятельности «Музейное дело» в 7 Б классе

на 2021 – 2022  уч. год

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1-2

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

2

04.09

11.09

3-4

Музеи мира: история и современность

2

18.09

25.09

5-6

Классификация музеев в Российской Федерации. Основные профильные группы музеев. Типы музеев

2

02.10

09.10

7-8

Обзорная экскурсия в городской музей г.Черногорска

2

16.10

23.10

9

Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры.

2

13.11

20.11

10-11

Ценность музейного предмета. Классификация музейных предметов. Основные типы источников - вещевые, письменные

2

27.11

04.12

12-13

Понятие фондов музея. Комплектование фондов. Экспонат. Коллекции: характеристика и описание. Фондовый учет музейных предметов. Учетная документация.

2

11.12

18.12

14-15

Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.

2

25.12

15.01

16-17

Основные направления научно-исследовательской деятельности музея Этапы подготовки научно- исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческою исследования

2

22.01

29.01

18-19

Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских заданий

2

05.02

12.02

20-21.

Общая характеристика музейной экспозиции. Разновидности экспозиционных материалов

2

19.02

26.02

22-23

«Экспозиционный ансамбль», его компоненты и особенности творческой работы по его созданию

2

05.03

12.03

24-25

Музей и общество. Виды культурно-просветительской работы музея.

2

19.03

26.03

26-29

Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Приемы, используемые при проведении экскурсии

4

09.04

16.04

23.04

30.04

30-33

Краеведческий дневник

3

07.05

14.05

21.05

4.   График представления и защиты результатов курса внеурочной деятельности «Музейное дело»:

Темы представления результатов

Дата проведения

1

«История семьи в истории города»

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чемпион" во 2 классах

Мы часто незнаем, чем занять наших детей на прогулке или во время динамической паузы. В своей программе я предлагаю игры в которые дети играют с удовольствием. Игры которые помогут решить как оздорови...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...

рабочая программа внеурочной деятельности КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 класс

программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» 7 класс

Программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллект...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хозяюшка", для 6 класса

В программе представлены занятия по изготовлению акссессуаров, шкатулок из открыток и цветов из ниток....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательный английский", 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Увлекательный английский» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования II поколения  и при...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"

Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....