Разработка открытого урока по кубановедению в 7 классе "Старейшие храмы на Кубани"
методическая разработка по краеведению (7 класс)

Это-урок -путешествие с применением метода кластера. Дети проводет исследование, какие же храмы на Кубани - самые старые, какие сохранились до сих пор. Учитель делает акцент на том, что эти храмы - великое наследие наших славных предков, что нужно беречь их как частичку нашей истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_razrabotki_uroka_stareyshie_hramy_na_kubani.docx656.73 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по кубановедению в 7 классе

«Старейшие храмы на Кубани»

Цели и задачи урока:

  • Рассмотреть религиозные традиции в культуре Черноморского казачества в конце XVIII – начале XIX вв.
  • Изучить историю создания первых храмов в Черномории в этот временной период.
  • Продолжить воспитание гражданственности, патриотизма, любви к истории своей страны, родного края, города.
  • Совершенствовать умения и навыки учащихся работать с исторической картой, дополнительной литературой.
  • Развивать память, внимание, логическое и творческое мышление, познавательный интерес, мотивацию поисковой и исследовательской деятельности учащихся, культуру речи, расширять кругозор, совершенствовать умение понимать неразрывную связь “прошлого и настоящего”.

Тип урока: введение нового материала

Метод: урок-путешествие с применением  метода кластера.

Форма работы: групповая.

Оборудование: Мультимедиа, историческая карта Краснодарского края, тематическая выставка книг, поделки и рисунки учащихся по данной теме. Портреты: Екатерины II, князя Г. Потемкина-Таврического, иллюстрации, фото.

Ход занятия

I.Организационный момент. Сообщение темы.

Где необузданность своей не знала меры,
Неведом был Творец, ни святость Его веры:
…………………………………………………
Там храмы зиждутся с усердием священны,
Там верные поют Творцу хвалы безсменны…

Кирилл Россинский. Ода
.

Учитель: Вы только что услышали строки из стихотворения Кирилла Россинского. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Правильно, ребята, о храмах, а именно о старейших храмах на территории Кубани. Православные храмы - это свидетели истории нашей страны, хранители памяти народа. По всей Кубани, как жемчужины, блестят на солнце купола храмов. Эти особенные неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей. На протяжении столетий они являются памятниками, воспитывающими художественный вкус, нашу любовь к родной земле, к России, к Кубани.

«Страницы истории земли Кубанской – это особые страницы. Мы прикасаемся к ним и как бы раздвигаем занавесу времен, отделяющих нас от истоков христианства, времен апостольских, и слышим первый призыв, однако долог был путь к познанию Истины, Свет, который засиял через многие столетия»,- так в книге об истории Кубани говорит высокопреосвященный Исидор. Кубань с давних времен считается южным оплотом Православия. Когда-то в этих местах проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Канонит, эту землю посещали создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий…  

II.Этап знакомства с новым материалом.

Учитель: Какие же храмы на Кубани являются старейшими? «Если говорить о первом русском православном храме на территории края, то это, конечно, тот, который упоминается ещё в «Повести временных лет», - считает историк Александр Селиверстов, автор книг «Все храмы Екатеринодара-Краснодара» и «Все храмы края. Кубанская митрополия»[1]. В 1022 году Мстислав, первый князь Тьмутаракани, крупного христианского центра на Северном Кавказе в IX-XII веках, будучи союзником Византии, ходил в поход против касогов. Именно тогда состоялся его знаменитый поединок с касожским князем Редедей. Вот что рассказывает летопись:  «И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради погубим дружины? Но сойдемся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все». И сказал Мстислав: «Да будет так». И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав это, ударил Редедю о землю». После возвращения Мстислава в Тмутаракань здесь по его приказу, действительно, была построена церковь. Называлась она в честь Святой Богородицы, но точное посвящение неизвестно, потому что Богородицких посвящений немало: в честь Покрова, Успения, Рождества, Благовещения, Введения во Храм, Похвалы, Преполовения, Положения Пояса, Положения Ризы. В «Повести временных лет» говорится, что заложил Мстислав Владимирович его в 1022 году. Когда закончилась стройка - информации нет.

После учреждения Тмутараканской епархии церковь стала епископской. В 1950-е гг. фундамент этой церкви был обнаружен в станице Тамань экспедицией Б. А. Рыбакова. Храм имел размеры 16,5×10,65. Из-за разрушений трудно определить, сколько апсид имел храм. Технология формирования фундамента — аналогична технологии, применённой при строительстве Десятинной церкви в Киеве. Найдены медные иконки, обломки разбитых ваз и кувшин с монетами.

C:\Users\1\Desktop\Мстислав.jpg

Фото. Памятник Князю Мстиславу Храброму в Анапе.

Летопись упоминает также, что в 1073 году игумен Киево-Печерской Лавры, летописец Никон, удалился на остров Тмутороканский (Таманский) и соорудил там Церковь Пресвятой Богородицы. Благодатию Божией и молитвами преподобного Никона возросло то место, и образовался там славный монастырь, во всем подобный Печерскому. Киево-Печереский патерик сообщает об этом: «Великий же Никонъ отъиде въ островь Тмутороканьский, и ту обрете мѣсто чисто близъ города и сѣдѣ. И Божьею благодатью възрасте мѣсто то, и церьковь святыя Богородици възгради на немь; и бысть монастырь славенъ, иже и донынѣ есть, прикладъ же имый в сей Печерьский монастырь»[2]. «Приклад» — то есть подворье. Иными словами, монастырь Никона был подворьем Киево-Печерского монастыря и, следовательно, находился в юрисдикции Киевского митрополита.

 Считается, что именно в стенах этого монастыря и появились первые записи об истории Древней Руси. Они говорили о событиях, которые происходили в пределах Киевского и Тьмутараканского княжеств. Пройдет немного времени и их продолжит еще один легендарный летописец, Нестор.  Так появится «Повесть временных лет» — главная хроника Древней Руси.

Ко времени колонизации Россией предгорий Кавказа никаких следов от христианской Таматархи не осталось.

III.Этап усвоения новых знаний.

(Некоторые ученики  класса  заранее подготовили  сообщения и презентации).

Учитель: А сейчас давайте перенесемся в прошлое, к моменту заселения земель Кубани Черноморским казачьим войском. История храмостроения на Кубани была вызвана духовной потребностью наших предков. Черноморцы, по словам митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона, «отличались редкой приверженностью к православной вере…» [3]. Веками защищая рубежи нашего Отечества, они готовы были пожертвовать жизнью ради своего народа, свободы, убеждений. Получив щедрый дар императрицы Екатерины II — остров Тамань и кубанские земли, они шли сюда защищать русские границы под знаменем своего древнего девиза «За Веру, Отечество и народ». К тому времени на Северном Кавказе о вере Христовой напоминали лишь развалины древних храмов и монастырей, сказания и некоторые обычаи местных народов. Оказавшись в вынужденной изоляции от основных христианских центров, население Северного Кавказа во многом утратило память о своей былой христианской славе. Таким образом, казакам предстояло не только заселить новые земли, но и вернуть сюда свет Христовой веры. Это было удивительное время казачьего первохристианства! Казаки впервые вступали на земли, по их представлениям, не освещенные светом веры Христовой, где не было ни одной церкви, ни одного священника. Ещё не обустроившись на новом месте, испытывая массу трудностей и лишений, черноморцы приступили к церковному строительству. Основание любого поселения начиналось с выбора места для церкви. В центре каждого куренного селения устраивалась площадь и закладывался храм, после этого уже осуществлялось строительство войскового правления и остальных жилищ. Церкви становились и первыми школами, и крупными библиотеками, и хранилищами архивных фондов.

Ученик 1: Походный храм во имя святой Живоначальной Троицы в пределах будущего города Ейска

Первый на нынешней территории края храм уже в новой истории построили в 1779 году в селе Ейское Укрепление, но до 1920 года эта местность - всё правобережье Еи - относилась к Области Войска Донского. Назывался он Троицким. На Ейской косе, в бывшем ханском доме [4], который находился предположительно близ места пересечения современных улиц Энгельса и Советов, черноморцы разбили принадлежавший казачьей коннице и взятый Чепегой с собою походный храм во имя святой Живоначальной Троицы – ставший, таким образом, первым православным храмом в пределах будущего города Ейска. Походный Троицкий храм в ту пору представлял собою, видимо, всё тот же набор из алтарни, 5-ти «обаполов круговых» и 6-ти «веревок пучков» [5], но уже без «чахла», оставшегося в Слободзее. На земле будущего портового города Ейска первый казачий православный храм края находился около полугода – до 10 мая 1793 года, когда кошевой атаман Чепега выступил с основной частью своей конницы к Кубани, где в самом скором времени будет основан Екатеринодар [6], а походная Троицкая церковь станет сердцем его Крепости. Современный ейский исследователь Н. В. Бельцев в своей посвящённой истории городских храмов работе указывает, что походный Троицкий храм находился на Ейской косе «вместе с обозом войска» до октября 1793 года.

Ученик 2: Походный войсковой Троицкий храм

         Первым казачьим храмом собственно Черномории, то есть правобережья Кубани, после её вхождения в состав Российской Империи, был походный войсковой Троицкий храм. Его привёз с собой отряд атамана Захария Чепеги в октябре 1792 года. Согласно описанию, сделанному в апреле 1791 года, этот храм состоял из «палатки, алтарни, пяти обаполов круговых и шести верёвок пучков». Привезённый на место основания Екатеринодара в июне 1793 года, он был поставлен в центре Крепости, стал стационарным и получил статус собора - первого на Кубани.

https://urok.1sept.ru/articles/509265/Image5952.jpg

Рис. Походный войсковой Троицкий храм

Первое известное нам упоминание храма Живоначальной Троицы в войсковых документах было сделано в сохранившейся среди них архиерейской грамоте от 5 марта 1790 года: в ней говорится, что архиепископ Екатеринославский и Херсоно-Таврический Амвросий 24 февраля 1790 года посвятил к названному храму во иерея монаха Антония (Донашевского) [7]. В своем письме от 25 апреля 1791 года второй чин ЧКВ войсковой судья Головатый сообщает Чепеге, что по его, Чепеги,  требованию «конной команды походная церковь» препровождается к нему из селения Слободзеи на двух пароволовых подводах [8] – это свидетельство позволяет убедиться в верности очевидности мысли в том, что походный храм использовался всеми частями Черноморского казачьего войска и по мере надобности перевозился с одного места службы казаков на другое. Привезенная на Кубань походная Троицкая церковь, сделанная, как писал в конце XIX века П. П. Короленко, «из белой парусины с иконостасом, писанным на холсте», была установлена в Карасунском куте посреди крепостной площади. Чехол на этом храме был деревянный и прочно покрыт камышем»[9]. По мнению современного историка-краеведа В. А. Соловьева, эта церковь «представляла собой разборную палатку, состоящую из каркаса, собранного из деревянных брусьев, и чехла из плотной полотняной материи-парусины, из нее был сделан алтарь и иконостас. В походе церковь перевозилась в разобранном виде на двух пароволовых повозках. Зимой казаки накрывали ее камышом, чтобы прихожане не мерзли»[10]. Современный же автор М. Никишова сообщает, что «белый парусиновый намет первого екатеринодарского храма держался на пяти столбах. Центральный столб приподнимал ткань, образуя подобие шатра: «парусиновый «шатер» был увенчан крестом. Каждый из остальных четырех столбов украшала небольшая медная булава»[11]. Не раз встречалось утверждение, что именно от алтаря Троицкой церкви была спланирована улица Красная, давшая начало Екатеринодару.

Существует опись вещей Троицкой церкви, составленная 5 мая 1793 года третьим по значимости чином ЧКВ войсковым писарем подполковником Тимофеем Котляревским. В опись вошли 127 предметов, среди которых и богослужебные книги, и облачения священнослужителей, и, например, «две звезды, оставшиеся от покойного князя Григория Александровича Потемкина Таврического, андреевска серебряна, а григорьевска золотая», и «добутные войском в турецком городе Измаиле… митра армянского архиерея сребряна вызолочена», и добытое там же «струцяво яйцо оправлено сребром»[12].

В первые годы после переселения черноморских казаков на Кубань Троицкий храм в Екатеринодаре являлся не только местом духовного окормления первых граждан, но и «своего рода кузницей кадров» для формирующегося черноморского духовенства. Уже к концу 1794 года в Черномории были заложены 23 храма, которые к 1798 году были возведены. Священнослужителей в них черноморцы в те годы чаще всего выбирали из своей же казачьей среды – и тогдашний войсковой протоиерей Роман Порохня стал брать этих казаков к себе в Троицкий храм, где в течение двух-трех месяцев обучал их священническим обязанностям и знакомил с основными правилами церковного богослужения, а потом направлял в Старый Крым к епископу Феодосийскому и Мариупольскому для рукоположения[13].

Изучение архивных документов позволяет сделать вывод о том, что к середине 90-х годов XVIII века Троицкий храм представлял собой уже не первоначальную легкую разборную конструкцию, но перестроенное, более  капитальное сооружение под постоянной камышовой крышей, считавшееся екатеринодарским войсковым соборным храмом[14]. Граф Платон Зубов в своем письме к войсковому судье Антону Головатому от 25 августа 1795 года называет Троицкую церковь новосооруженной и сообщает о пожалованных ей императрицей Екатериной Великой ризах и церковной утвари[15]. В документе, перечисляющем построенные к 1796 году в Черномории церкви, названа и Троицкая в Екатеринодаре, «на первый раз деревянная»[16]. К 1799 году священно-и церковнослуителями при ней состояли 11   человек[17]. Известно, что при Троицкой церкви была сооружена колокольня (звонница), на которую 25 июля 1795 года были подняты два из девяти колоколов, изготовленных для храмов Черномории на литейном заводе секунд-майора московского купца 1-й гильдии Ассона Струговщикова в Херсоне. В 1797 году в Троицкую церковь были переданы для хранения 14 войсковых знамен. На крепостной площади Троицкий храм простоял до 1802 года, пока рядом, над могилами атаманов Захария Чепегии и Тимофея Котляревского не был построен из дерева шестиглавый войсковой собор Воскресения Христова.

https://urok.1sept.ru/articles/509265/Image5953.gif

Фото. Войсковой собор Воскресения Христова

После сооружения собора Троицкий храм поставили в притворе собора «без особого причта до нужного походного случая»[18]. Теперь на месте прежней площади и первого храма парк Детской краевой клинической больницы, в котором установлены памятный камень и часовенный столп.


C:\Users\1\Desktop\Троицкий поход храм.jpg

Учитель: У меня есть дополнение. Ейский исследователь Н. В. Бельцев сообщает о приведённом в труде священника Тимофея Стефанова «Город Ейск Кубанской области в историческом и этнографическом отношениях» указе Екатеринославской духовной консистории, согласно которому по просьбе Черноморского правительства (!) с 1813 года на Ейской косе «по случаю ее многолюдства находилась походная церковь во имя Святой Троицы, построенная стараниями тогдашних рыболовов». Это интереснейший факт, который не только констатирует, что на месте будущего города Ейска в начале XIX века была основана и какое-то время существовала ещё одна православная церковь, но и неизбежно ставит вопрос – что же это был за второй Троицкий храм, который снова оказался походным? Учитывая, что дальнейшая судьба первого казачьего православного храма края – Троицкого походного храма ЧКВ, – в свою бытность в Екатеринодаре начавшего со временем считаться войсковым соборным, а после сооружения в екатеринодарской Крепости грандиозного Воскресенского собора поставленного в притворе последнего «до нужного походного случая» и разобранного впоследствии из-за угрозы пожара, этого легендарного храма – первой и, наверное, самой ценной реликвии черноморцев, – учитывая, что его судьба считается неизвестной... не является ли известие о появившемся на Ейской косе в 1813 году ещё одном походном Троицком храме указанием на то, что подаренная черноморцам князем Г. А. Потёмкиным ещё в 1789 году реликвия вернулась на место своего первого утверждения на кубанской земле, чтобы продолжать служить людям? Эта возобновившаяся и настолько интригующая походная Троицкая церковь просуществовала на Ейской косе до 1830 года, «когда сильная буря и наводнение разрушили ее». Действительно, есть все основания утверждать, что реликвия черноморцев, с мая 1802 года хранившаяся в притворе нового войскового собора, в 1813 году была опять отдана на Ейскую косу, где пробыла следующие 17 лет, пока не погибла во время бури. Ребята, вы согласны с этим утверждением?

Ученик 3: Третья церквовь в куренном селении Старощербиновском

На постройку третьей церкви в куренном селении Старощербиновском кошевой атаман Чепега дал лес из разобранного ханского дворца. «А в прочих казачьих поселениях боголюбивые черноморцы сами строили церкви и молитвенные дома, собирая для этого деньги из добровольных пожертвований, и на Кубанской пустыне засиял Святой Крест» [19].

Ученик 4: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тамани.

 Во многих источниках пишут, что первый на Кубани - нынешний храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тамани, построенный войсковым судьей А. Головатым в 1793 г. В действительности это только четвёртый по счёту черноморский казачий храм, его освятили в начале 1795 года. Однако он стал первым каменным в Черномории. Впоследствии его дважды полностью перестраивали, и то, что мы видим сейчас, было построено в 1911 году. Описание храма дано в донесении «Об успехах в хозяйственном распоряжении Черноморского войска в 1796 г.»: «В Тамани каменная во имя Покрова Пресвятой Богородицы (церковь) с железною крышею и с покрытою белою жестью банею, вокруг оной родючего дерева сад, обнесенный каменною оградою. На северных же воротах имеет быть построена колокольня и положен в ней мраморный камень, свидетельствующий деяния князя Глеба » [20]. Храм был снабжен дорогими богослужебными сосудами и книгами. Особенною красотой отличался иконостас с деревянной резьбой, позолотой и хорошей живописью. «До окончания отделки этого иконостаса, с разрешения преосвященного Иова, епископа Феодосийского и Мариупольского, в сооруженную церковь был получен св. антиминс и вся церковная утварь из походной церкви, доставленная А. Головатым с Днестра, находившейся во время турецкой войны на подчиненной ему флотилии. После этого новая церковь была освящена войсковым протоиереем Порохней и в ней началось богослужение» [21]. Первые же богослужения состоялись на Тамани в 1792 г., когда здесь высадилась флотилия казаков во главе с Саввой Белым. 12 сентября получена копия грамоты императрицы Екатерины Великой о пожаловании войску Кубанских земель. В этот же день иеромонахом Герасимом отслужен благодарственный молебен с многолетием [22].

C:\Users\1\Downloads\intel_rst_12_9_4_1000_whql\Без названия (5).jpg C:\Users\1\Downloads\intel_rst_12_9_4_1000_whql\Без названия (4).jpg

C:\Users\1\Downloads\intel_rst_12_9_4_1000_whql\Без названия (6).jpg

Фото. Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Ученик 5: Свято-Михайло-Архангельский храм- Темижбекская

Если говорить об общем числе православных храмов, существовавших и существующих на Кубани после её вхождения в состав России, то в своих книгах историк Селиверстов насчитал их 2160. К началу 1990-х -  концу советской эпохи их было 117. Сейчас - 730 и ещё 8 монастырей. До настоящего времени сохранилось 63 досоветских храма. Самый старый из них (если не считать перестроенного в 1911 году Покровского в Тамани) - храм Михаила Архангела в станице Темижбекской, построенный в 1818 году».

Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов. Храм Божий у казаков – самое главное достояние станицы, недаром казаки, приходя на новые земли, начинали со строительства церкви или часовни.

Так, первые поселенцы Темижбекского ретраншемента в 1802 году, еще до нашествия Наполеона,  поставив курени, тут же принялись за строительство молитвенного дома и в это же время заложили фундамент под церковь. Храм Архангела Михаила построен в вековых традициях русского зодчества, соблюдены византийские формы. Это крестово-купольный храм: квадрат составляет его основание, примыкающее к подкупольному пространству, прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Казаки собрали по тем временам большую сумму денег — пятнадцать тысяч рублей серебром. Церковь была построена в центре казачьего поселения, на возвышенности, так что с колокольни просматривалась вся станица — это было важно с точки зрения пожарной безопасности. Также хорошо была видна левобережная часть и берег реки Кубань, те места, откуда жителям станицы грозили неприятности — набеги черкесов. В трудный час, когда станице грозила опасность, храм становился крепостью. Казаки отражали атаки неприятеля, а местное население за толщиной его стен находило убежище. Храм Архангела Михаила был одним из самых богатых и красивых, это один из первых храмов на Юге России, построенных из кирпича и покрытых железом. Сохранились фрагменты украшенного резьбой старинного иконостаса, иконы, подаренные приходу местными жителями-казаками. Икону с ликом Александра Невского в 1881 году церкви пожертвовало Темижбекское казачье войско, урядник А.С. Левашов 15 августа 1907 года подарил икону, на которой изображен Николай Чудотворец и святая мученица Наталья. Икону Серафима Саровского преподнес храму Лев Яковлевич Вербицкий в память о своем брате генерал-майоре Е.Я. Вербицком. Еще один его подарок — икона Ефима Сирина в богатом старинном окладе. Иконы эти уникальных[23]. Сегодня храм в станице Темижбекской представляет ценность не только как культовое сооружение, но и как памятник каменного зодчества, связанный с историей кубанского казачества на юге России.

C:\Users\1\Desktop\Темижбек.jpg C:\Users\1\Downloads\intel_rst_12_9_4_1000_whql\Без названия (2).jpg

Фото. Свято-Михайло-Архангельский храм- Темижбекская

Учитель: А когда же был построен первый храм в станице Лабинской? Что вам известно об этом?

Ученик 6: В Лабинском  архиве имеются сведения о том, что в 1842 году в станице Лабинской на средства прихожан был построен молитвенный дом имени Святителя Николая Чудотворца: «Здание деревянное, покрытое камышом. Престол один. Алтарь тесен и неудобен. Церковной утварью обеспечен». Службы проводил один священник и два причетника. Усадебных и пахотных земель при молитвенном доме не было. Для батюшки был построен небольшой деревянный дом. На содержание священника от войсковой казны полагалось 387 рублей серебром в год. Причетникам жалование не полагалось, жили на пожертвования от прихожан. Из дошедшей до нас исповедной росписи за 1853 г., мы узнаём, что священником здесь служил Адриан Филиппович Гречинский, которому в 1853 г. было 37 лет. Он был женат на Анне Ионовне (27 лет). Они воспитывали племянницу Марию (4 года) и сироту «казачьего сына» Якова Польского (14 лет). Помощником священника являлся дьячок Иоанн Степанович Быстров (69 лет). В рассматриваемый период, согласно исповедной росписи, на приходе числилось 8 человек духовного происхождения, 11 обер-офицеров и 1702 человека казачьего происхождения.

        Шли годы. Увеличивалось население. Общественной земли было 20349 десятин. Основное занятие – земледелие, разведение скота, птицы, овец. Строили дома, амбары, мельницы, разводили сады, огороды. В центре станицы Лабинской была огромная базарная площадь, здесь проводились ярмарки.

        В 1855 году в центре станицы была построена Свято-Николаевская церковь (теперь здесь городской парк). Церковь имела три престола: Святителя Николая Чудотворца, равноапостольного Константина и святой великомученицы Екатерины.

        В клировой ведомости Николаевской церкви ст. Лабинской Лабинского отдела Кубанской области за 1916 год имеются следующие сведения: «Церковь построена с Высочайшего соизволения в 1855 году на деньги Войскового Правления Кубанского казачьего войска (9 тысяч рублей). Освящена в 1856 году. Здание деревянное с такой же колокольней на каменном фундаменте, покрыто железом, верхняя часть оббита железом и покрашена масляной краской, нижняя оштукатурена. Внутри украшена священной живописью. В храме имелось три престола: во имя святителя Николая, во имя равноапостольного царя Константина и великомученицы Екатерины Имеется 6 Евангелий, 7 престольных крестов, 3 потира, 2 дароносицы, 3 аналоя, 7 колоколов и др. утварь. Жалование священнику положено от войсковой казны 270 рублей. Церковь огорожена металлической оградой на каменном фундаменте.  Проверяющий Кубанской епархии».

        Из архивных данных удалось установить фамилии священников: настоятель-протоиерей Илларион Смарагдов, священники Илья Бальбуциев, Николай Веселов, Александр Хламов, Григорий Стрельбицкий, Петр Руткевич. Дьяконы Василий Акимов и Солженикин.

        Священники имели земельный надел в 22,5 десятины, дьяконы – 15 десятин, пономарь – 7,5 десятин. Заниматься земледелием они не могли, так как постоянно были заняты на службе в храме. Землю сдавали в аренду по 5-10 рублей за десятину.

        В 1883 году при храме была построена сторожка, а в 1886 году построен церковный дом из 6 комнат для церковно-приходской школы. На её содержание отпускалось 100 рублей в год от церкви. В школе два отделения: мужское и женское (здание сохранилось, там теперь Выставочный центр).

        Преподавали священник, дьяков, учитель с жалованием в 250 рублей в год. Основное место отводилось Закону Божьему, церковно-славянскому чтению, пению.

        В церкви велась регистрационная книга. В ней отмечались крещение, венчание, отпевание. При крещении ребенка указывалось, откуда прибыли родители, их социальное положение, вероисповедание, а также сведения о восприемниках (крестных). При венчании записывались сведения о женихе и невесте и их поручителях. При отпевании – все данные о покойном, причина смерти. Ежегодно составлялся отчет и отправлялся в епархию[24].

        Свято-Николаевский храм в станице Лабинской уничтожен в 30-е годы XX века. В настоящее время на месте, где располагался храм, установлена мемориальная плита.D:\Все документы\Свято-Успенский храм 2016\ФОТО\DSC_5557.JPG

IV.Этап проверки усвоения новых знаний.

Учитель: Вы услышали рассказы одноклассников, посмотрели презентации о старейших храмах Кубани. Теперь давайте узнаем, как вы усвоили новый материал. Каждая группа должна создать кластер об одном из храмов, о которых говорилось на уроке, и представить его всем остальным (Посередине чистого листа  написано ключевое слово - название храма. Вокруг ключевого слова дети располагают связанные с ключевым словом смысловые единицы – слова и предложения, выражающие ключевые идеи, факты, образы. Появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым словом. Полученная структура графически отобразит информационное поле данной темы).

V.Этап подведения итога урока.

Учитель: Завершая наше путешествие, хочу сказать:  мы, жители Кубани, владеем несметными сокровищами. Это наше духовное наследие,  православные ценности. История наших храмов  – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. Наша задача сегодня – сохранение их истории не только для нас самих, но, прежде всего, для наших детей, внуков. Именно казачество считается хранителем Православия на Кубани, именно казачеству выпала великая честь защищать нашу историю, перенося ее традиции из поколения в поколение.

Мы – странники, бредущие во мгле,
Но верный путь указывая нам,
Сияет как свеча Господний храм –
Ведь это дом Господний на земле.

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Учитель: Найдите информацию и подготовьте сообщение о том, какие храмы на территории нашего района были построены первыми.


Список использованных источников:

  1. Селиверстов А. В. Все храмы края. Кубанская митрополия. Т. I. Краснодар, 2016. С. 166.
  2. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. – Москва-Пятигорск, 1992. С. 94.
  3. Там же. С. 96.
  4. Селиверстов А. В. Все храмы Города. Краснодар, 2014. С. 15, 17.
  5. Бельцев Н. В. Храмы города Ейска. Ейск, 2007. С. 6.
  6. Православная церковь на Кубани (конец XVIII – начало XXв.). Сборник документов (К 2000-летию христианства). Краснодар, 2001. С. 175, 176.
  7. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. Т. III. Войско верных черноморских казаков. 1787-1795 гг. Собраны и изданы И. И. Дмитренко. СПб., 1896. С. 169, 603.
  8. Там же. С. 281.
  9. Короленко П. П. Екатеринодарский войсковой собор времен Екатерины Великой//Известия Общества любителей изучения Кубанской области. Вып. I. Екатеринодар, 1899. С.99.
  10. Соловьев В. А. По следам Суворова: записки краеведа. Краснодар, 2004. С. 188.
  11.  Короленко П.П. Первоначальное заселение черноморскими казаками Кубанской земли // Известия ОЛИКО. Вып. 1. – Екатеринодар. 1899. С. 61.
  12. Екатеринодар-Краснодар: фотоальбом. Краснодар, 2010. С. 207.
  13. Православная церковь на Кубани (конец XVIII-начало XX в.). Сборник документов (к 2000-летию христианства). Краснодар, 2001. С. 153, 155-157.
  14. Горожанина М. Ю. Кубанские войсковые протоиереи//Дело мира и любви:очерки истории культуры и православия на Кубани. Краснодар, 2009. С. 63.
  15. Православная церковь на Кубани (конец XVIII-начало XX в.). Сборник документов (к 2000-летию христианства). Краснодар, 2001. С. 36, 37, 163, 164, 166, 167, 175, 176..
  16. Сборник материалов по истории Кубанского казачьего войска. Т. IV. 1795-1799 гг. Собраны и изданы И. И. Дмитренко. СПб., 1898. С. 55.
  17. Там же. С. 111.
  18. Православная церковь на Кубани (конец XVIII-начало XX в.). Сборник документов (к 2000-летию христианства). Краснодар, 2001. С. 171, 172.
  19. Короленко П.П. Первоначальное заселение черноморскими казаками Кубанской земли // Известия ОЛИКО. Вып. 1. – Екатеринодар. 1899. С. 61.
  20. . Дмитренко И.И. Сборник материалов по истории Кубанского казачьего войска. Т. 4. – СПб.,1898. С. 110.
  21.  Короленко П.П. А.А. Головатый – кошевой атаман // Кубанский сборник. Т. 11. – Екатеринодар, 1905. С. 81.
  22. . Шептун С. Из истории Православной Церкви на Кубани. – Краснодар, 1995. С. 386; ГКУ «Государственный архив Краснодарского края» (далее ГАКК). Ф. 249. Оп. 1. Д. 190. Л. 105–105а.
  23. https://kurortkuban.ru/
  24. Лабинский архив


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока для учащихся 6 класса по теме «Гимнастический муравейник»

Совершенствовать технику гимнастичических элементов.Развитие двигательнвых качеств: гибкость,ловкость,прыгучесть....

Разработка открытого урока-обобщения в 6 классе по теме "Материки и океаны". Игра "Слабое звено"

Конкурс для 6 класса, который можно провести в рамках Недели географии и биологии. Очень интересный материал, дети с удовольствием играют....

Разработка открытого урока географии в 8 классе "Сарыарка - любовь и боль моя"

Данный урок по физической географии Казахстана проведен в 8 классе. В ходе урока формировались представления о природных районах Казахстана. Большое внимание уделено формированию патриотизма и экологи...

Методическая разработка открытого урока по математике 5 класс

урок математики по теме: Формулы. Площадь прямоугольника....

Разработка открытого урока по физкультуре 2 класс лыжная подготовка.

Разработка открытого урока по физкультуре 2 класс лыжная подготовка....

Разработка открытого урока биологии в 8 классе и технологическая карта учащегося к уроку по теме: "Врожденные и приобретенные формы поведения"

Разработка урока и технологическая карта учащегося к уроку биологии в 8 классе по теме " Врожденные и преобретенные формы поведения"...