Разработка урока "ИСТОРИЯ МОЕГО ГОРОДА"
классный час по краеведению (6 класс)

Тащеева Наталия Владимировна

                         ИСТОРИЯ МОЕГО ГОРОДА.

          Цель урока: раскрыть детям славные страницы истории своего города; показать, что его слава творилась руками простых людей.

        Воспитывать у учащихся любовь к своей Родине, своему  народу, чувство гордости за сопричастность к жизни своего города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stahanov_urok.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

История города Стаханова. Часть 1. ИСТОКИ ГОРОДА РОДНОГО

                         ИСТОРИЯ МОЕГО ГОРОДА.

          Цель урока: раскрыть детям славные страницы истории своего города; показать, что его слава творилась руками простых людей.

        Воспитывать у учащихся любовь к своей Родине, своему  народу, чувство гордости за сопричастность к жизни своего города.

ПУСТЬ МНЕТВЕРДЯТ, ЧТО ЕСТЬ КРАЯ ИНЫЕ,

 ЧТО В МИРЕ ЕСТЬ ИНАЯ КРАСОТА,

А Я ЛЮБЛЮ СВОИ  МЕСТА РОДНЫЕ,

 СВОИ РОДНЫЕ, МИЛЫЕ МЕСТА.

                            ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Вступительное слово учителя. У каждого города имеется своя история возникновения. У одних она насыщена событиями эпохального значения, а у других такой истории нет. Но летопись возникновения и развития нашего родного города Стаханова богата событиями поистине всемирно-исторического значения.      Стаханов – город республиканского подчинения. Имеет развитую инфраструктуру.Крупный административный, культурный, промышленный, транспртный узел. В городе  работают ВУЗ, техникумы, училища, школы.  Стахановская агломерация включает в себя г. Ирмино, г. Алмазную, г. Брянку и является  крупекйшей в ЛНР.  

1 ученик. Наш город  официально возник  в 1814 году, хотя первое оседлое поселение на территории современного города Стаханова появилось в конце XVII века. В 1696 году в окрестностях будущего города, которые тогда назывались Овраг Каменный, поселись первые выходцы из Запорожской Сечи. Это были  казаки с семьями. Они построили несколько хуторов. Чтобы прокормиться, казаки занимались земледелием и разводили скот

        2 ученик.В 1707 году эта местность получила новое название - Проток Гриценков. Переименование территории произошло потому, что здесь поселился отставной сотник Гриценков со своими запорожскими казаками. Отставные казаки основали еще несколько небольших хуторов и  зимовок в  две-три хаты для жилья с хозяйственными постройками.

3 ученик. Изредка хаты для жилья строились из тесаных бревен, а зачастую из плетеного хвороста или лозы. Такие помещения затем обмазывались глиной, а сверху покрывались камышом или соломой. Как правило, каждая хата состояла из одной "комнаты" и особой каморки или чулана. Ставились хаты посреди большого двора, обнесенного плетнем или частоколом из кольев. Во дворе строились различные хозяйственные постройки: сараи для скота, амбары, конюшни,  погреба.  Отставные казаки - поселенцы были обязаны снабжать Запорожскую Сечь мясом, зерном, шкурами и другой продукцией собственного производства.
4 ученик.Первые крупные населенные пункты на территории нашего города были основаны в начале XIX века. 1808 году на берегу реки Луганки возникла деревенька Петровка. Неподалеку от нее, с разрешения хозяина, стали селиться пришлые люди, которые образовали слободу с одноименным названием.

1 ученик. В ноябре 1814 года на берегу реки Камышевахи была основана деревня Андреевка. По соседству находилось несколько деревенек с одноименными названиями - Петровки. Все они принадлежали помещице Кардовской. В 1839 году рядом с Андреевкой возникла деревня Марьино-Поповка. В 1859 году Андреевка, как и Марьино-Поповка, стали собственностью дворян братьев Борисовских. Помещики Борисовские привезли с собой крепостных крестьян и поселили их на купленных землях. Деревня была переименована в Борисовку. Сейчас это название закрепилось за одним из районов города Стаханова.Спустя некоторое время появились и другие селения.

2 ученик. Жители этих селений, крепостные и государственные крестьяне, занимались сельским хозяйством. В основном они возделывали зерновые культуры, разводили скот, в частности овец и коз. После окончания полевых работ занимались извозом.

3 ученик. Наш край отличался непостоянством климата. Эти места подвержены влиянию сухих и знойных восточных и юго-восточных ветров, дующих из-за Каспия. В отсутствие дождей, летом они дотла выжигали степь. В результате - неурожай и голод. Неурожаи были подлинным бедствием для народа. В 1843 году засуха совпала с жестокой эпидемией холеры.
4 ученик. В 50 –е годы 19 столетия на территории  нынешнего города Стаханова была отткрыта шахта "Варвара", на которой добывался каменный уголь. Однако ее владелец вскоре разорился. Братья Борисовские, дела которых шли довольно успешно, купили за бесценок шахту. 
1 ученик. В 1890 году  селения вокруг шахты объединились и образовали поселок, который по фамилии нового владельца рудника стал называться Шубинкой. Новый хозяин вложил немалые средства не только в развитие шахты, но и в застройку рудника. Через 7 лет благоустройство Шубинки ускорилось при содействии Алмазного акционерного общества.  В поселке было построено здание почтово-телеграфной конторы. В 1897 году состоялось ее торжественное открытие. Начальником конторы назначили коллежского асессора М.И. Кравцова. В честь своего сына Кадия Кравцов стал называть контору Кадиевской, по названию которой начали именовать и поселок. 
2 ученик. Новое название поселка - Кадиевка (ныне Стаханов) впервые в официальных документах появилось в 1898 году. Поселок территориально относился к Лозово-Павловской волости Славяносербского уезда Екатеринославской губернии.
3 ученик.В первой половине XIX века Россия стала остро нуждаться в каменном угле. Он был необходим для быстро развивающейся на юге страны промышленности и Черноморскому паровому флоту. В связи с этим в 1823 году в Донбассе начинаются изыскательские работы под руководством выдающегося русского горного инженера Ефграфа Петровича Ковалевского.
4 ученик.В 1827 году он продолжил исследование каменноугольных залежей Донбасса. Ему принадлежит приоритет в том, что он увидел угольный край во всем объеме и поразительно точно назвал его Донецким кряжем. С легкой руки Евграфа Петровича термин "Донецкий кряж" навсегда вошел в историю.
1 ученик. Более детальное изучение Кадиевского месторождения углей было осуществлено в 1837-1839 годах геологической экспедицией, возглавляемой французским профессором Ле-Пле. Экспедиция была снаряжена на средства Уральского промышленника Демидова. В эти же годы началась их разработка. На крохотных шахтах уголь добывали крепостные крестьяне. 
Добыча угля носила сезонный характер, функционировали такие шахты, как правило, с октября по май. С началом полевых работ они останавливались до осени.
2 ученик. Из-за отсутствия путей сообщения уголь поступал только на внутренний рынок. Его использовали на винокуренных и салотопенных заводах, в сельских кузницах. Шел он и на отопление помещений.
В начале XX в. Кадиевский рудник был одним из крупных в Донбассе, он объединял шесть шахт, оборудованных паровыми углеподъемными машинами, насосами.НаАлмазнянском металлургическом заводезапускают две доменные печи (производительность каждой из них составляла 10,8 тыс. пудов чугуна в сутки) и 60 коксовых печей. В 1913 году завод, на котором работали 625 человек, выплавил 7,9 млн. пудов чугуна. Станция Алмазная ежегодно отправляла 100 млн. пудов угля.

3 ученик. Рабочие Кадиевки принимали участие в революционном движении. И не случайно именно Кадиевка стала родиной Стахановского движения. А. Г. Стаханов предложил освободить забойщика от крепежных работ, т. е. ввести разделение труда в забое. Это дало разительные результаты. В ночь с 30 на 31 августа 1935 года за 5 час. 45 мин., работая отбойным молотком, он нарубил 102 тонны угля, перевыполнив установленную норму в 14 раз.

4 ученик.Широкой волной это движение распространилось по всей стране, стало всенародным, а вскоре приобрело всемирную известность. Из Бельгии, Голландии, Норвегии, Испании, Китая и других стран в Донбасс в адрес шахтеров-новаторов Кадиевки стали поступать письма с просьбой рассказать о сущности новых методов труда

Партия и Советское правительство высоко оценили трудовой подвиг    шахтеров. В 1935 году 43 горняка шахты «Центральная-Ирмино» были награждены орденами и медалями, в т. ч. орденом Ленина — А. Г. Стаханов, К. Г. Петров, М. Д. Дюканов, Д. М. Концедалов, Н. И. Машуров, П. М. Гришин, орденом Трудового Красного Знамени .

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ «Вставай страна огромная».

1 ученик. Начиналась Великая Отечественная война. Фронт приближался к Донбассу. 12 июля 1942 года фашисты ворвались в Кадиевку. Чудовищные злодеяния творили гитлеровцы. Они расстреливали мирных жителей, живыми бросали людей в шахты. Местом расправы стали противотанковый ров близ станции Алмазная, шахты № 3—3-бис и № 1 «Криворожье». На шахте № 3—3-бис фашисты совершили зверскую расправу над 62 комсомольцами. Свои жертвы они связывали по трое, одного из них убивали, и он, падая в ствол, тянул за собой живых. Долго слышались ужасные стоны из ствола.. Фашистские варвары за время оккупации замучили и расстреляли около 3 тыс. человек, 12 тыс. юношей и девушек угнали на каторжные работы в Германию.

2 ученик.Несмотря на жестокий террор, трудоваяКадиевка не покорилась захватчикам. В оккупированном городе развернули энергичную работу патриоты-подпольщики. Одной из первых в борьбу включилась подпольная комсомольская группа О. Е. Филимоновой.

Вопрос учителя: «А что вы знаете об этой подпольной организации и об  Ольге Филимоновой?»

Ответ: «Называлась подпольная организация «Елочка». Сама Ольга Филимонова в 1938 -1939годах работала в нашей школе пионервожатой, а потом была направлена на комсомольскую работу на шахту».

Вопрос учителя: «Сколько человек входило в эту организацию?»

Ответ: «7»

3 ученик. Члены подпольной группы составили и приняли клятву на верность Родине. Через 3—4 дня после оккупации города комсомольцы подорвали тоннель на линии Алмазная — Максимовка, что задержало на несколько дней продвижение вражеских войск к фронту. Группа собирала сведения о расположении и численности фашистских частей, передавала их Красной Армии, для чего переходил линию фронта Н. П. Калинчик. Члены группы доставали советские листовки, размножали и распространяли их среди населения. Вскоре была запланирована повторная диверсия по подрыву тоннеля, спешно восстановленного оккупантами, однако осуществить этот замысел не удалось.

4 ученик. 25 июля 1942 года все члены группы были арестованы. В течение пяти дней их жестоко пытали.Все они остались верны клятве и погибли как герои. Члены подпольной комсомольской группы были награждены посмертно медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Медали и удостоверения к ним хранятся в Кадиевском городском музее.

     На центральной площади города воздвигнут обелиск, горит Вечный огонь — неугасимая память живых о погибших. В памятные дни сюда приходят жители города. Город продолжал жить и работать,пока военные залпы орудий не прервали его мирный труд.

 Есть одно желание – нам нужен мир! Стахановчане хотят по – прежнему рожать и воспитывать детей, трудиться, учиться, радоваться каждому новому дню

«Любить Отечество велит природа, Бог,

А знать его - вот честь, достоинство и долг».

Звучит гимн г. Стаханова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятники в моем города

Материал об А. Матросове...

Проект "Исторические памятники моего города""

История г. Дзержинский Цель проекта:знакомство с историей города, его культурными памятниками, воспитание православной культуры, знание истории Николо-Угрешского монастыря, посещение х...

"История моего города в камне"

Презентация о памятниках героям Гражданской и Великой Отечественной воин в г. Спасск-Дальний....

Thе colours of my town. (Цвета моего города.)

УМК "Английский язык 2-11" авторов Кузовлева В. П., Лапа Н. М., Перегудовой Э. Ш. и др. уделяет огромное внимание региональному компоненту. Так как в  беседах с учащимися о родном крае, горо...

Великая Отечественная война в истории моего города и моей семьи (The Great Patriotic War in the history of my town and family)

Данна работа была подготовлена в рамках III регионального конкурса научно-исследовательских проектов на иностранных языках A GREAT CITY IS THAT WHICH HAS THE GREATEST MEN AND WOMEN (БОГАТСТВО ЗЕМЛИ ...

Великая Отечественная война в истории моего города и моей семьи (The Great Patriotic War in the history of my town and family) - презентация

Данна работа была подготовлена в рамках III регионального конкурса научно-исследовательских проектов на иностранных языках A GREAT CITY IS THAT WHICH HAS THE GREATEST MEN AND WOMEN (БОГАТСТВО ЗЕМЛИ ...

"Мой проект-моему городу" в рамках Российского Движения школьников, посвященного празднованию 60-летию города Югорска

Цель проекта: Содействие формированию интереса к истории Лицея, города Югорска, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, популяризации исторического наследия Лицея....