«Наши знаменитые земляки: КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ БАДИГИН (1910 – 1984)»
методическая разработка по краеведению (11 класс)

Ситникова Ольга Петровна

Материал открытого занятия «Наши знаменитые земляки: КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ БАДИГИН (1910 – 1984)», посвященное творчеству пензенца, известного писателя, капитана дальнего плавания, Герою Советского Союза, участнику ледовых походов. Средствами таких предметов, как Родная литература и История, было рассказано об этом удивительном человеке, о его биографической повести "Седовцы". Занятие приоткрыло окно в прошлое, позволяя студентам увидеть, как жили люди в разное время, как страна, в которой они живут, стала тем, чем она является сегодня.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наши знаменитые земляки: КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ БАДИГИН (1910 – 1984)

Слайд 4

“Мы, экипаж “Седова”, оставшийся в дрейфе в Центральном Полярном бассейне, считаем за великую честь оказанное нам доверие быть первыми в неизведанных широтах Северного Ледовитого океана. Мы, воспитанные любимой партией, Вами, любимый товарищ Сталин, с честью понесем гордо алое знамя нашей великой Родины во льдах полярной ночи. Отдадим все наши силы, опыт на выполнение возложенных на нас работ по исследованию Центрального Полярного бассейна, с гордостью будем бороться за новые победы советской науки, сделаем все, чтобы сохранить вверенное нам судно. Мы совершенно спокойны за свою судьбу, ибо уверены в заботе о нас партии, правительства и всего народа. Заверяем Вас, товарищ Сталин, что пятнадцать советских патриотов сделают все, чтобы оправдать великую честь и доверие, оказанное нам Родиной”.

Слайд 5

Профессионализмы, термины Гидрологические работы Швартовный канат Гигантские торосы Корма Хронометр Зимние сжатия Дрейф Аврал Ахтерштевень

Слайд 6

«Выполняя исключительную по значению научную работу, экипаж “Седова” жил одной жизнью со всей нашей родиной, с которой его надежно связывало радио. На дрейфующем корабле шла учеба. Седовцы изучали принятый по радио “Краткий курс истории ВКП(б)”, регулярно выпускали свою стенную газету “Мы победим”».

Слайд 7

«Четыре тяжелых аврала было на “Седове” в январе 1939 года. В них участвовали все моряки, кроме одного вахтенного, не оставлявшего борта ледокола. Работать приходилось с большой опасностью для жизни. Льдина, на которой были расположены палатки, часто крошилась на мелкие куски. Седовцы выполняли авральные работы в пургу, при обжигающем, студеном ветре и 45-градусных морозах. Они сохраняли спокойствие и мужество ».

Слайд 8

«Их героическими усилиями был отремонтирован руль ледокола, поврежденный в первую зимовку. Исправив руль, ахтерштевень и всю систему крепления руля, седовцы восстановили утраченную возможность управления кораблем ».

Слайд 9

Какие еще подвиги совершали седовцы на корабле?

Слайд 10

«Судно сильно накренилось на правый борт. Через холодильник, который оказался в воде, в машинное отделение стремительным потоком хлынула вода. Положение становилось критическим. Смещение трюмных грузов грозило большой опасностью. Экипаж уже готовился перейти на лед. И вот в этот опасный момент механик Токарев и машинист Шарыпов спустились в машинное отделение и, преодолевая невероятные трудности, заткнули паклей отверстие, через которое струилась вода. Упорная борьба со льдами и на этот раз закончилась победой седовцев ».

Слайд 11

Что помогло морякам в борьбе со стихией?

Слайд 12

«Между зимовщиками с первых дней пребывания на корабле установились дружеские взаимоотношения. Все чутко и внимательно относятся друг к другу; это делает седовцев дружным, работоспособным коллективом. Он выдержит все невзгоды».

Слайд 13

«Капитан Скотт был предоставлен самому себе. Англия, во славу которой он совершал свои научные подвиги, мало интересовалась своим отважным исследователем. И так понятна боязнь Скотта, что после его смерти близкие люди будут брошены на произвол судьбы …» «Советским людям — ученым, исследователям — такие чувства незнакомы. Отважная экспедиция седовцев прекрасно знала, что за каждым их шагом следит весь народ, правительство и товарищ Сталин. Иосиф Виссарионович всегда интересовался, как протекает жизнь на дрейфующем корабле, расспрашивал о научных работах седовцев , подбадривал их, вдохновлял на самоотверженный труд».

Слайд 14

Языковые особенности произведения

Слайд 15

Штампы советской эпохи С большевистской настойчивостью Образцы социалистического отношения к труду Весь советский народ с неослабным вниманием следил за дрейфом ледокольного парохода «Георгий Седов Героическая эпопея «Седова» — высокий научный подвиг, который займет достойное место в истории нашей страны . С честью понесем гордо алое знамя нашей великой Родины Оправдать великую честь и доверие, оказанное нам Родиной

Слайд 16

Историзмы Великая Октябрьская социалистическая революция Шестеро из пятнадцати- члены ленинско-сталинского комсомола. Страны социализма Стахановские рекорды Партия большевиков Репродукторы Патефон ВКП(б )

Слайд 17

Основные проблемы в произведении Проблема подвига Проблема героизма Проблема любви к Родине Проблема дружбы Проблема коллективизма и др.

Слайд 18

Иван Ионев Мне б искать, что упала, звезду... Я надену матросский бушлат, что, на совесть, крепчайше пошит, и туда - в край, где лёд, вместо лат, на груди океана лежит… Я рванусь, на мне слышимый зов широты, где, зарок дав себе, ропаками пленённый «Седов» отстояли в жестокой борьбе, не позволив сгубить его враз злым объятиям паковых льдин, много сил положивши в тот раз, лишь пятнадцать советских мужчин.

Слайд 19

Дом К.С. Бадигина



Предварительный просмотр:

Сценарий открытого занятия по Родной литературе

Тема: «Наши знаменитые  земляки:  

КОНСТАНТИН  СЕРГЕЕВИЧ  БАДИГИН

(1910 – 1984)»

Целевая аудитория: учащиеся 1 курс специальность: Социально-культурная деятельность  (по видам).

Цель: 

Познакомить учащихся с произведениями выдающихся писателей-пензенцев.

Задачи:

- воспитывать любовь к родной литературе;

- выявить взаимосвязь литературы и истории;

- упражняться в выразительном чтении стихотворений;

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать устную речь.

Тип урока: урок, реализующий межпредметные связи литературы и истории.

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: Мультимедийное оборудование. Презентация, видеоклип, фильм «Ледовые дороги Константина Бадигина».

Ход занятия:

Вступительное слово преподавателя.

Добрый день, уважаемые преподаватели, студенты, все наши гости! Наше открытое бинарное занятие ««Наши знаменитые  земляки:  КОНСТАНТИН  СЕРГЕЕВИЧ  БАДИГИН (1910 – 1984)» мы посвящаем творчеству великому нашему земляку, известному писателю, капитану дальнего плавания, Герой Советского Союза, участник ледовых походов. Недавно мы посетили Дом Бадигина, который находится у нас в Пензе и попытались узнать у наших студентов, знают ли они наших земляков-писателей. И вот что мы услышали.

Видео 1: Посещение дома К. Бадигина. 

Вопрос: Как вы думаете, надо ли изучать  историю и литературу родного края?

Ответ: Надо!

Как мы видим, о нашем земляке мало кто знает, поэтому сейчас мы восполним наши знания о  Константине Сергеевиче Бадигине и посмотрим фильм о нем, снятый к 110-летию со дня его рождения. Слайд 1-2.

Демонстрация фильма «Ледовые дороги Константина Бадигина». 

Преподаватель. Сегодня у нас есть такая возможность, средствами таких предметов, как Родная литература и История, рассказать об этом удивительном человеке. Мы уже услышали, что в октябре 1937 года три советских парохода совсем не ледокольного флота оказались затёртыми льдами и не смогли самостоятельно выбраться из ледовой ловушки. В плену Арктики оказались более двухсот человек — на совершенно неподготовленных для зимовки судах и без необходимого снаряжения и запасов топлива, и прочего необходимого для зимовки. Тем не менее люди сумели сплотиться и вполне благополучно перезимовать, после чего два судна в сопровождении ледокола смогли выйти, а пароход "Седов" из-за повреждений винто-рулевой группы вынужден был остаться зимовать на второй год... а потом и на третий! Об  этом повествуется в книге К.С. Бадигина «Седовцы», на которой мы сегодня и остановимся. Слайд 3. 

Мы мало читаем литературу советской эпохи, отмечая ее идеологическую направленность, но знание такой литературы помогает нам узнать дух  настроение большинства населения Советского Союза. Сейчас мы проанализируем выдержки из произведения «Седовцы».

Читает студент 1. Слайд 4.

“Мы, экипаж “Седова”, оставшийся в дрейфе в Центральном Полярном бассейне, считаем за великую честь оказанное нам доверие быть первыми в неизведанных широтах Северного Ледовитого океана. Мы, воспитанные любимой партией, Вами, любимый товарищ Сталин, с честью понесем гордо алое знамя нашей великой Родины во льдах полярной ночи. Отдадим все наши силы, опыт на выполнение возложенных на нас работ по исследованию Центрального Полярного бассейна, с гордостью будем бороться за новые победы советской науки, сделаем все, чтобы сохранить вверенное нам судно. Мы совершенно спокойны за свою судьбу, ибо уверены в заботе о нас партии, правительства и всего народа.

Заверяем Вас, товарищ Сталин, что пятнадцать советских патриотов сделают все, чтобы оправдать великую честь и доверие, оказанное нам Родиной”.

Преподаватель.О чем говорит нам этот отрывок?

Ответ: Много собственных существительных, говорящих нам о месте описываемых событий. Текст напоминает нам публицистический стиль, в котором много морских терминов. Давайте некоторые из них разберем.

 Слайд 5. Профессионализмы, термины.

  • Гидрологические работы
  • Швартовный канат - Причальные, парковочные канаты
  • Гигантские торосы -  нагромождение обломков льда
  • Корма – часы с точным ходом
  • Хронометр
  • Аврал -работа на судне, выполняемая всем или почти всем экипажем.
  • Ахтерштевень -оснóвный стояк для кормы

Читает студентка 2. Слайд 6.

«Выполняя исключительную по значению научную работу, экипаж “Седова” жил одной жизнью со всей нашей родиной, с которой его надежно связывало радио. На дрейфующем корабле шла учеба. Седовцы изучали принятый по радио “Краткий курс истории ВКП(б)”, регулярно выпускали свою стенную газету “Мы победим”».

Преподаватель.О чем говорит нам этот отрывок?

Ответ: О том, что известия о материке были ограниченными.

Читает студентка 3. Слайд 7.

«Четыре тяжелых аврала было на “Седове” в январе 1939 года. В них участвовали все моряки, кроме одного вахтенного, не оставлявшего борта ледокола. Работать приходилось с большой опасностью для жизни. Льдина, на которой были расположены палатки, часто крошилась на мелкие куски. Седовцы выполняли авральные работы в пургу, при обжигающем, студеном ветре и 45-градусных морозах.

Они сохраняли спокойствие и мужество»

Преподаватель.О чем говорит нам этот отрывок?

Ответ: О том, что были исключительные обстоятельства, требующие принятия срочных действий.

Читает студентка 4. Слайд 8.

«Их героическими усилиями был отремонтирован руль ледокола, поврежденный в первую зимовку. Исправив руль, ахтерштевень и всю систему крепления руля, седовцы восстановили утраченную возможность управления кораблем».

Преподаватель.. О чем говорит нам этот отрывок?

Ответ: О том, что были исключительные обстоятельства, требующие принятия срочных действий.

Преподаватель.Какие еще подвиги совершали седовцы на корабле? Слайд 9

          Студент 5. Пересказ подвигов. Потом читает.

Слайд 10.«Судно сильно накренилось на правый борт. Через холодильник, который оказался в воде, в машинное отделение стремительным потоком хлынула вода. Положение становилось критическим. Смещение трюмных грузов грозило большой опасностью. Экипаж уже готовился перейти на лед. И вот в этот опасный момент механик Токарев и машинист Шарыпов спустились в машинное отделение и, преодолевая невероятные трудности, заткнули паклей отверстие, через которое струилась вода. Упорная борьба со льдами и на этот раз закончилась победой седовцев».

Преподаватель. Что помогало морякам в борьбе со стихией? Слайд 11.

 Слайд 12. «Между зимовщиками с первых дней пребывания на корабле установились дружеские взаимоотношения. Все чутко и внимательно относятся друг к другу; это делает седовцев дружным, работоспособным коллективом. Он выдержит все невзгоды».

Преподаватель. Сопоставьте две цитаты из произведения, что хотел ими сказать автор? Слайд 13.

Капитан Скотт был предоставлен самому себе. Англия, во славу которой он совершал свои научные подвиги, мало интересовалась своим отважным исследователем. И так понятна боязнь Скотта, что после его смерти близкие люди будут брошены на произвол судьбы…

Советским людям — ученым, исследователям — такие чувства незнакомы. Отважная экспедиция седовцев прекрасно знала, что за каждым их шагом следит весь народ, правительство и товарищ Сталин. Иосиф Виссарионович всегда интересовался, как протекает жизнь на дрейфующем корабле, расспрашивал о научных работах седовцев, подбадривал их, вдохновлял на самоотверженный труд.

Ответы: Автор считает, что седовцев правительство не забывало, в отличие от английских моряков, которых власти забали.

Преподаватель. Языковые особенности. Слайд 14 . Во всех поэтических текстах мы выделяем языковые особенности, есть они и в прозе.  Давайте вместе расшифруем их.

  1. Штампы советской эпохи. Слайд 15.
  • С большевистской настойчивостью
  • Образцы социалистического отношения к труду
  • Весь советский народ с неослабным вниманием следил за дрейфом ледокольного парохода «Георгий Седов
  • Героическая эпопея «Седова» — высокий научный подвиг, который займет достойное место в истории нашей страны.
  • С честью понесем гордо алое знамя нашей великой Родины
  • Оправдать великую честь и доверие, оказанное нам Родиной
  1. Историзмы Слайд 16.
  • Великая Октябрьская социалистическая революция
  • Шестеро из пятнадцати - члены ленинско-сталинского комсомола. 
  • Страны социализма
  • Стахановские рекорды
  • Партия большевиков 
  • Репродукторы
  • Патефон

Преподаватель. Назовите основные проблемы в произведении. Слайд 17.

  • Проблема подвига
  • Проблема героизма
  • Проблема любви к Родине
  • Проблема дружбы
  • Проблема коллективизма и др.

Преподаватель. Наш другой земляк, И. Июнев, написал стихотворение , посвятив его К. Бадигину. Послушайте его в заключении.

Иван Июнев  Слайд 18.

Мне б искать, что упала, звезду...

Я надену матросский бушлат,
что, на совесть, крепчайше пошит,
и туда - в край, где лёд, вместо лат,
на груди океана лежит…

Я рванусь, на мне слышимый зов
широты, где, зарок дав себе,
ропаками пленённый «Седов»
отстояли в жестокой борьбе,

не позволив сгубить его враз
злым объятиям паковых льдин,
много сил положивши в тот раз,
лишь пятнадцать советских мужчин.

Устремлюсь в море, что бережёт
память, как мой Народ, и теперь -
обо всём, что тогда вошло в счёт
нам войной нанесённых потерь:

о судах, доставляя ленд-лиз,
не дошедших до русских портов,
а ещё и про каждую жизнь,
что прервалась по воле врагов.

…Ну и как ледяная вода
брызг фонтан извергала, ярясь,
разрывалася бомба когда,
лишь в морскую купель погрузясь;

об увечьях, о множестве ран,
от снарядов, и мин, и торпед,
истощивших, вконец, караван,
что оставил в истории след…

О борьбе всех отважных людей,
что суда вели трудным путём -
до поры, когда много светлей
стало в мае счастливейшим днём.

…У меня захватило аж дух,
лишь от мысли - и только одной:
«Мне б искать, что упала, звезду,
где в войну шёл полярный конвой».

Слайд 19. Фото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Российская империя в 1900-1910 гг."

Контрольная работа "Российская империя в 1900-1910 гг." 9 класс...

История моды и одежды в Петербурге в 1890-1910 годах

Изучение и описание   истории моды и одежды города Петербурга в 1890-1910 годах....

Л.Н.ТОЛСТОЙ. (1828-1910) ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. (ОБЗОР).

Презентация к уроку литературы Л.Н.ТОЛСТОЙ. (1828-1910)  ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. 10 класс...

История праздника Нового года в СССР / России с 1910 по 2000 год

Презентацию можно использовать как на уроке. так и на классном часе....

СССР в 1964 - 1984 гг.

Презентация предназначена для уроков истории России в 11 классе. В презентации раскрываются следующие темы: консервация политического режима при Брежневе Л.И., курс на установление военного паритета С...

1983-1984. Один год из жизни школы

quot;1983-1984. Один год из жизни школы" - исследование по истории школы №57 города Ростова-на-Дону по материалам Музея имени Героя Советского Союза А.А. Бельгина...

1984-1985. Один год из жизни школы

quot;1984-1985. Один год из жизни школы" - исследование по истории школы №57 города Ростова-на-Дону по материалам музея имени Героя Советского Союза А.А. Бельгина...