Методическая разработка занятия по физической культуре для учащихся 5 класса. «ФизКультурное ориентирование»
методическая разработка по физкультуре (5 класс)

ФизКультурное ориентирование или туристическая тропа в лесопарке «Сосновка». Предназначено для обучающихся 5 классов.

Главной целью является разработать маршрут туристической тропы для формирования навыков ЗОЖ, повышения интереса к истории Выборгского района, парка «Сосновка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Семенова Полина Вячеславовна,

учитель физической культуры ГБОУ школы № 97

Методическая разработка

занятия по физической культуре для учащихся 5 класса.

«ФизКультурное ориентирование»

Проект разработан учителем физической культуры ГБОУ СОШ №97 Семеновой П.В.

Возрастная группа: 5 класс.

Тема: ФизКультурное ориентирование или туристическая тропа в лесопарке «Сосновка».

Цель: разработать маршрут туристической тропы для формирования навыков ЗОЖ, повышения интереса к истории Выборгского района, парка «Сосновка».

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Выявление исторических объектов парка «Сосновка» и сбор информации о них.
  • Приобретение теоретических знаний по теме туризм
  • Создание и прохождение туристического маршрута

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Презентация на тему «История парка «Сосновка»»;
  • Презентация на тему «Туризм»;
  • Раздаточный материал (история парка «Сосновка» в годы ВОВ).
  • Раздаточный материал (карта-схема парка «Сосновка» с выделенными историческими объектами).

Организационный этап

Рассмотрите изображение. Что вы видите? Как это связано с нашим предметом? Можно ли назвать эту деятельность видом спорта?

Как можно связать понятия спорт        и        культура? Предложите свои варианты

Мотивационно-целевой этап

Слайд с изображениями. Рассмотрите изображения. Что вы увидели? Вам знакомо это место? Попробуйте объединить эти изображения. О чем они могут рассказать? Составьте небольшой рассказ.

Вопрос урока: Как создать туристическую тропу по лесопарку «Сосновка»?

Проектировочный этап

Чтобы ответить на главный вопрос урока, нам нужно узнать историю памятников и проложить туристический маршрут к ним по карте. Составить вопросы и исторические справки к объектам. Предложить упражнения для передвижения от объекта к объекту. Ориентирование должно быть ФизКУЛЬТУРНЫМ.

План работы на уроке:

  • Выявление экскурсионных объектов и сбор информации
  • Приобретение теоретических и практических знаний по туризму
  • Создание туристического маршрута с историческим наследием

Деятельностный этап

Фронтальная беседа: Как лесопарк «Сосновка связан с событиями ВОВ 1941-1945 года? Чтобы углубить знания вопроса предлагаем учащимся поработать с текстом:

Текст для работы:

Считавшийся в огненные годы сравнительно дальней окраиной Ленинграда и, следовательно, практически не подвергался бомбардировкам и обстрелам, Сосновский лесопарк сыграл в обороне города особую роль, став местом размещения ряда особо важных воинских частей и школ. С сентября 1941 года не его территории базировался 44-й (с 7 марта 1942 года - 11-й Гвардейский) истребительный авиаполк, для которого (и для других размещённых здесь же авиационных подразделений) в кратчайшие сроки была проложена взлетно-посадочная полоса, устроены склады горючего и запасных частей, землянки; в которых жили летчики. Полк защищал с воздуха Дорогу жизни; участвовал в операции "Искра", прорвавшей блокаду; в освобождении Новгорода и Выборга. Здесь же были преданы земле останки погибших пилотов, в том числе - Героев Советского Союза гвардии капитана Александра Петровича Савушкина (1918 - 1943) и капитана Петра Яковлевича        Лихолетова        (1917        -        1945). 23 февраля 1978 года на месте бывшего аэродрома был открыт мемориал "Защитникам ленинградского неба"(авторы - скульптор Н.А.Карпова, архитекторы Л.И.Матвеев, В.В.Виноградов, инженер Б.М.Винер). Он представляет из себя

обелиск        с        барельефным        портретом        лётчика        и        бетонные        крылья        с        памятными        надписями. С лета 1942-го по 1945 годы в Сосновке размещались также специальная школа НКВД, готовившая диверсионные группы на случай вступления в Ленинград гитлеровцев, и школа-питомник служебного собаководства, в которой "Девичья команда" - около ста юных дрессировщиц - воспитала более двухсот фронтовых собак, с помощью которых было обезврежено более 450 тысяч вражеских мин. 12 мая 2017 года на границе парка, идущей вдоль Тихорецкого проспекта, был открыт памятник "Военным дрессировщикам и служебным собакам Ленинградского фронта" (авторы - скульптор А.Г.Чернощёков, архитектор - В.В.Цехомский). Композиция памятника состоит из двух фигур -

дрессировщицы и сидящего у её ног пса...

Проверка освоения содержания. Подведение итогов работы с текстом в формате командного опроса учащихся, сидящих по рядам. (1, 2, 3 ряд). За каждый правильный ответ

  • 2 балла, за дополнение другой командой – 1 балл.

Примерные вопросы по тексту:

  1. Годы Великой Отечественной войны?
  2. Какой полк базировался с сентября 1941 года на территории лесопарка?
  3. Что защищал истребительский авиаполк?
  4. Как называется мемориал на месте бывшего аэродрома?
  5. Какие школы размещались на территории лесопарка с лета 1942-го по 1945 годы?
  6. Композиция какого памятника в парке «Сосновка» состоит из двух фигур - дрессировщицы и сидящего у её ног собаки?

Подведение итогов командного опроса:

1 ряд -       баллов 2 ряд -        баллов 3 ряд - баллов

Рассмотрите изображение с основными видами туризма по его целям. Выберите цели туризма для нашей туристической тропы.

Рассмотрите изображение с основными видами туризма по способу передвижению.

Распределение (выбор) вида туризма по рядам.

Например:

  1. ряд – пешеходный 2 ряд – велосипедный 3 ряд – лыжный

Каждая команда представляет необходимое снаряжение, техническую подготовку и основные моменты техники безопасности для своего вида туризма.

За представление содержания своего вида туризма от 1ого до 3х баллов. Подведение итогов:

1 ряд -       баллов 2 ряд -        баллов 3 ряд - _баллов

Работа команд учащихся с раздаточным материалом: «карта-схема парка «Сосновка».

Командам предлагается найдите основные исторические объекты парка на карте, построить маршрут своего вида туризма с учетом посещения всех исторических объектов парка. Задание на время.

  1. минуты – 3 балла
  2. минуты – 2 балла

5 минут – 1 балл

Общее подведение итогов командного первенства. Награждение команд грамотами.

1 ряд -       баллов 2 ряд -        баллов 3 ряд - __баллов

Рефлексивно-оценочный этап

На уроке учащиеся познакомились с основными историческими местами парка «Сосновка», видами туризма и умением ориентироваться по карте, с нахождением нужных объектов. Проложили маршрут туристической тропы.

Для закрепления данного материала учащимся предлагается прохождение пешего варианты туристической тропы на время в формате фотоэкспедиции и работы с объектами культурного наследия лесопарка «Сосновка» со своей семьей или друзьями в выходные дни.

Задача учеников пройти маршрут туристической тропы за 45 минут. Для того, чтобы уложиться по времени рекомендуем чередовать бег и ходьбу. 1 минута бега, 5 минуты ходьбы. Так же ученикам предлагается подсчитать количество шагов   за весь маршрут с помощью приложения на смартфоне или смарт-часов. Дистанцию от

 По итогу прохождения маршрута ученики записывают время прохождения и количество шагов.

Приложение


«СОСНОВКА ПОМНИТ ГРОМ САЛЮТА»

Маршрутный лист ФизКультурного ориентирование по лесопарку

«Сосновка»

Вы находитесь на улице Дрезденская. Проложите маршрут по улице в

сторону проспекта Тореза. (Улица Дрезденская вливается в главную аллею парка, но переход не регулируемый). Перейдите проспект безопасным

способом (пешеходный переход на улице Гданьская) и пройдите на главную аллею парка. Здесь и начнётся ваше путешествие.

Ваш первый объект Братское кладбище летчиков лесопарка "Сосновка". Чтобы найти первый объект, вы должны идти по главной аллее парка вглубь, примерно 600 метров по левой стороне вы увидите объект.

А знаете ли вы, что братское кладбище летчиков лесопарка "Сосновка" создано в годы Великой Отечественной войны рядом с аэродромом, размещавшимся в лесопарке. На кладбище похоронены Герои Советского Союза А. П. Савушкин и П. Я. Лихолетов. В 1970-м году по проекту архитектора Л. А. Герасименко кладбище было реконструировано, установлен памятник в виде воина, склоняющего знамя. На мемориальных табличках увековечено 54 человека. По данным ОБД "Мемориал", в братской могиле захоронено человек 106 человек.

Войдите        рассмотрите мемориальное                кладбище. Поклонитесь героям. Не забывайте о правилах поведения в подобного рода местах.

Найдите мемориальные могилы героев – летчиков П.Я. Лихолетова, А.П. Савушкина.

Узнайте историю подвигов этих героев.

Не        забывайте        снимать        видео        и делать фотографии.

ПОМНИМ! ГОРДИМСЯ!

Чтобы найти второй объект, продолжайте движение по главной аллее парка или точнее по бывшей взлетной полосе военного аэродрома

«Сосновка». Ваш объект — это памятный знак, расположенный по центру бывшей взлётно-посадочной полосы – памятник защитникам ленинградского неба.

А знаете ли вы, что строился аэродром в максимально короткие сроки с сентября по декабрь 1941 года. В первых числах января 1942 года на аэродром начинают приземляться большие грузовые самолеты, доставляя

Рассмотрите        памятник. Опишите, что он собой представляет, когда установлен, кто автор?

Прочитайте          надписи        на мемориальном знаке.

Узнайте        историю                подвигов летчиков        военного        аэродрома

«Сосновка»

продовольствие для населения блокадного города и фронта.

Аэродром "Сосновка" знаменит еще тем, что сюда весной 1942 года была доставлена из Куйбышева партитура Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича,

названной потом Ленинградской.

Не        забывайте        снимать        видео        и делать фотографии.

Чтобы найти последний объект нужно проложить маршрут по парку в        направлении        Тихорецкого проспекта.        Двигайтесь        от памятника летчикам вправо до ближайшего «перекрестка» с широкой аллеей парка. Она завершается на Тихорецком проспекте. Приготовьтесь идти примерно 30 минут спокойным шагом

– марафон памяти «Сосновка помнит гром салюта» продолжается. Ваш объект-памятник находится на территории парка на пересечении Тихорецкого проспекта и улицы Байкова.

А знаете ли вы, что история памятника началась с карточки немецкой овчарки, родившейся 28 ноября 1943 года в Ленинграде на Театральной улице, главного вещественного доказательства - Щенок немецкой овчарки по кличке Мур принадлежал Ольге Кошкиной, командиру взвода военных дрессировщиков 34-ого отдельного инженерно-саперного батальона, командиру подразделения военных дрессировщиков и начальнику Школы служебного собаководства НКВД Ленинграда,

располагавшегося в Сосновке.

Рассмотрите        памятник. Опишите, что он собой представляет, когда установлен, кто автор?

Узнайте        историю        подвигов

«девичьей команды».

Не забывайте снимать видео и делать фотографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физической культуре в 9 классе по теме: «Экспресс-оценка уровня здоровья подростка»

Тема урока: «Экспресс-оценка уровня здоровья подростка»Цель урока: оценить уровень собственного здоровьяЗадачи:1.      знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уро...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ «ПРЫЖОК В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА СПОСОБОМ «ПЕРЕШАГИВАНИЯ»

Основные  задачи : 1.       Научить учащихся  прыжку в высоту с разбега способом «перешагивания». 2.       Способствоват...

Методическая разработка занятия по физической культуре в старшей группе «С физкультурой дружить - здоровым быть!»

Цель: упражнять в прыжках через «змейку» правым и левым боком,  в ходьбе по шнуру способом «елочка», сохранять равновесие и правильную осанку....

Методическая разработка занятия «Возникновение физической культуры и спорта»

Тема урока: Возникновение физической культуры и спортаЦели деятельности учителя: Формировать представление о пользе занятий физической культурой и их значении в жизни человекаТип урок:...