КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ по внеурочной деятельности. Авторская программа «СЫЗРАНЬ ЛИТЕРАТУРНАЯ»
план-конспект занятия по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Петлина Вера Александровна

Литературное краеведение является важным звеном литературного образования школьников и создает дополнительные возможности для реализации этой цели. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни проза не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной»,- эти слова академика Д.С. Лихачева близки и понятны каждому учителю, стремящемуся воспитать у подрастающего поколения любовь к родному краю, малой родине. Здесь представлены нестандартные формы занятий по авторской программе "Сызрань литературная".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnye_formy_lit._kraevedeniya.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

В.А. Петлина, учитель русского языка

и литературы ГБОУ СОШ № 26

г. Сызрани Самарской области

Нестандартные формы литературного краеведения

Главная ценность в образовании – ребенок. Вся система работы учителя должна быть построена на идее, что ребенок - саморазвивающееся существо. Цель своей педагогической деятельности как учителя литературы я вижу в приобщении учащихся к нравственно-эстетическому богатству литературы, в создании условий для развития личности ребенка, для обеспечения трех слагаемых его счастья: эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности. Литературное краеведение является важным звеном литературного образования школьников и создает дополнительные возможности для реализации этой цели. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни проза не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной»,- эти слова академика Д.С. Лихачева близки и понятны каждому учителю, стремящемуся воспитать у подрастающего поколения любовь к родному краю, малой родине.

Формы приобщения детей к достоянию культуры города, литературным традициям Сызрани, Самарской области многообразны. Исследовательская деятельность по сбору тематического материала «Художественный мир писателей Самарского края» способствовала созданию проектов. Один из них – рукописная книга Памяти «Писатели Сызрани о войне». Более 50 папок – фактов литературной жизни родного края – стали основой факультативного курса «Сызрань литературная». Там, где было уместно, в изучение программного материала включала краеведческий материал, связанный с творчеством Г.Р. Державина, А.С. Пушкина. Д.В. Давыдова, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, В.Г. Короленко, Г. Успенского, В. Маяковского. Это одна из самых распространенных форм литературного краеведения.

Затем полем краеведческой деятельности стали уроки внеклассного чтения. При изучении темы «Литературная критика и журнальная полемика 60-х годов 19 века» традиционным стало проведение урока журналиста.,на котором в ходе ролевой игры ребята знакомятся с газетами и журналами г. Сызрани. (В программе факультатива публицистика нашла отражение в 9 классе). Обзор журналов и газет делают библиотеки им. Лермонтова и им. Аркадьева.

От драматургии А.Н. Островского перешла к ознакомлению с пьесой Л.Н. Толстого «Плоды просвещения».

Завершением «погружения» в поэтический мир А.Фета и Ф.И. Тютчева стал концерт по творчеству поэтов Сызрани. Ребятам предоставляется возможность творческого выбора, ознакомления, исследования любимых строк.Литературные концерты чаще всего посвящаю юбилейным датам (65 лет литобъединению Сызрани, 165 лет Самарской губернии – совместно с библиотекой им. Аркадьева и Администрацией города).

Мастера новелл (Г. Цыпленкова, В. Трошин, Н. Овчинников, О. Корниенко, В. Сидоров, В. Рыбалко, В. Харитонов и другие, на мой взгляд, не уступающие В. Шукшину, Ф. Искандеру, Алданову, Ю. Трифонову, Е. Носову, Б. Екимову в раскрытии нравственно-эстетического начала в человеке.

Тему Великой Отечественной войны (после «Войны и мира» Л.Н. Толстого) прекрасно можно раскрыть на примере творчества В.С. Морозенко, Б. Порунова, В.С. Рыбалко, А. Давыдова, А. Ульянова, В. Виноградова, С. Шмелева, Н. Подлесовой и других.

По проблеме нравственного выбора героев (11 класс) рекомендую произведения К. Федина «счастье», «Дядя Кисель», В. Сидорова «Пляски на озере», Б. Порунова «Василек», очерки Н. Овчинникова из сборника «Сызранская бывальщина» («Катя из бригады Нин»).

По теме гражданской войны не обойти вниманием «Красный бакен» С.Т. Григорьева, «Ледолом» К.Я. Горбунова, «Сад», «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер» - трилогию К. Федина, «Ташкент – город хлебный» С. Неверова, Россия, кровью умытая» А. Веселого и т.д.

Авторскую песню города представляли Н. Будылин, С. Кирюхин, В. Сидоров, Л. Юдина, приглашенные на литературную встречу с учащимися. Незабываемы встречи с участниками Грушинского фестиваля – С. Башариным,С. Иванченко; бывшими выпускниками школы Кулагиной Еленой (ныне редактором газеты «Самарские известия», Тимофеевым Валерием (журналистом). С предстоящей встречей связаны простейшие литературно-краеведческие исследования старшеклассников: знакомство с описанными в произведениях писателей местами, фотографирование памятных мест, оформление стенгазеты. Библиотекарь школы готовит выставки творчества писателей.Очные, заочные, виртуальные экскурсии по литературным местам Самарского края дают возможность сердцем прикоснуться к словесным жемчужинам земляков.

Реже, чем литературные вечера, провожу читательские конференции, главное достоинство которых –возможность выразить свое мнение о книге. Читательская конференция – эффективное средство углубленного изучения литературы. Она требует серьезной подготовки: организовать массовое чтение книги учащимися, заинтересовать краткой, но интригующей аннотацией (ее готовят сильные учащиеся, заранее прочитав книгу). Труднее организовать обсуждение таким образом, чтобы рассматривались проблемы, актуальные для учащихся. Чаще всего конференции провожу с приглашением автора книги.

Участвуя ежегодно в городской научно-практической конференции «Научный потенциал города – 21 веку», мои воспитанники используют литературно-краеведческий материал.

С 2001 года члены кружка литературных краеведов (команда «Факел») участвуют в реализации городского проекта «Интеллектуальная молодежь города». Члены кружка – ревностные пропагандисты художественного слова родных мест. Из числа кружковцев формируется лекторская группа, которая готовит утренники для учащихся 1 – 6 классов в рамках предметных декад по литературе.

Творческая деятельность клуба «Юный поэт» подтверждает эффективность форм, методов и приемов литературно-краеведческой деятельности: участвуя в литературных конкурсах разного уровня, используя факты творчества писателей Самарского края, учащиеся добиваются хороших результатов.

Результаты творческих практикумов (сценарий агитбригады» Родному городу желаю…», очерки о тружениках тыла, о Куйбышеве как запасной столице, статей, сказок, рассказов).

Выводы: проблема гуманизации образования предполагает новый подход к урокам литературы, связь с элементами краеведения, что ведет к повышению качества обучения и воспитания учащихся, к глубокому осмыслению и личность писателя, и его творчества. Поэтому необходимо уделять ему достаточное внимание в школе, работать над устранением тех трудностей, что возникают при работе по литературному краеведению.

Библиографический список

#1040;носова Н.А. Нетрадиционные модели обучения / Н.А. Аносова // Проф. образование. 2001. - № 9, с. 22 - 29.

#1041;елоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д. Янко. – М: Просвещение, 1987, с. 55.

#1041;огуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989, с. 99.

4. Вавилова Л.Г. Региональный компонент в работе учителя-словесника.// Педагогическое обозрение. – 2007 - № 4.

5. Калашникова О.М. Метод исследования и интерпретирования при работе с текстами на уроках литературного краеведения. // Педагогическое обозрение. – 2007 - № 4.

#1056;адищев А.П. Литературное краеведение: Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ. Туризм и краеведение. – М.: Просвещение, 1982.

#1058;абарданова Т.Б. Живое краеведение в школе: методические рекомендации./Т.Б. Табарданова, В.Н. Янушевский – Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.

#1061;рапова О.П. Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства / О.П. Храпова, С. И. Лепёхина // Молодой ученый. — 2011. — №6, т.2. — с. 169-171.

#1071;нко М.Д. Литературное краеведение в школе. - М.: Просвещение,1976.

#1069;лектронный ресурс – Режим доступа: Ситникова Т.В. Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации).

#1069;лектронный ресурс – Режим доступа: Дарижабон З.В. Организация краеведческой деятельности подростка как основа социализации личности. .

#1069;лектронный ресурс – Режим доступа: Краеведение. .

#1069;лектронный ресурс – Режим доступа: Литературное краеведение. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему "Я и моя семья"

В данном маиериале представлена методическая разработка занятия по внеурочной деятельности на тему "Я и моя семья" для обучающихся начальной школы....

Конспект занятия по внеурочной деятельности. Кружок «Я – гражданин России»

Тема занятия " Наша малая Родина. Виртуальное путешествие по городу Тольятти"...

Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 б классе Игра – путешествие « В страну Мойдодыра»

Система работы по организации внеурочной деятельности на этапе внедрения ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....