Рабочая программа по краеведению (Приморский край) для обучающихся 5-6 классов
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Разумная Нина Викторовна

Рабочая программа по краеведению (Приморский край) для обучающихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_kraevedeniyu_5.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Краеведение» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования  и науки РФ от 17 декабря 2010 г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.);

        - Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/151);

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания  детей и молодёжи в Приморском крае;

- Приказа Министерства образования Приморского края № 583-а от 04 июня 2020 г. «О формировании регионального компонента учебных планов государственных образовательных организаций Приморского края, реализующих основные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;

- С учетом рабочей программы воспитания.

Задачи современного школьного исторического образования, определенные ФГОС требуют особого внимания к изучению региональной истории: «учебный курс российской истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села)». Изучение истории родного края является важным фактором складывания региональной идентичности школьников (осознание ими принадлежности к Приморскому краю), что в свою очередь вместе с изучением российской истории способствует формированию российской идентичности (осознание себя гражданином России).

История Приморского края имеет свою особенность. Являясь неотъемлемой частью российской истории, она, в то же время, связана общей историей и факторами развития со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Изучение курса «Краеведение» позволит рассмотреть историю Приморского края в контексте событий, происходящих в России и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Представляемая программа, как элемент содержательной части регионального компонента, является попыткой удовлетворить современные требования, предъявляемые к историческому образованию в школах конкретного региона - нашего Приморского края. Создание этой программы нацелено на то, чтобы дать возможность выпускнику приморской школы накопить те знания и умения, которые помогут ему реализовать себя в родном крае, помогут ему стать патриотом своей земли, знающим прошлое Приморья для того, чтобы создавать его будущее.

Методические принципы построения программы:

1. Процесс изучения истории должен быть доступным и интересным, что предполагает использование методических приемов творческого и игрового характера, а так же рациональное сочетание различных форм работы учащихся на уроке.

2. Изучение истории родного края должно основываться на использовании исторических источников и исторических памятников той территории, где расположена образовательная организация.

3. Учащиеся вовлекаются в учебный процесс как активные и самостоятельные исследователи прошлого, что предполагает использование проектно-исследовательских методов деятельности учащихся на уроке.

4. Учитель и ученики в изучении предмета выступают как сплоченная группа, где каждый вправе высказывать и защищать свою гипотезу, свое видение того или иного вопроса.

5. Включение местного исторического материала в изучение отдельных тем должно быть оптимальным, то есть с одной стороны его можно и нужно применять как можно чаще, с другой - оно не должно сужать рассматриваемый процесс и мешать полновесному раскрытию темы урока.

Всё вышеперечисленное отразилось на постановке цели и задач, выдвигаемых перед данной программой.

Целью изучения курса «Краеведение» является формирование у обучающихся систематических знаний об истории Приморского края как неотъемлемой части истории Отечества, базовых национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям родного края и «малой» Родины, воспитание региональной и российской гражданской идентичности.

Задачи:

  • формирование знаний об истории, культуре, природных особенностях своего края в общенациональном, общегосударственном контексте;
  • формирование представлений о различных сторонах современной жизни своего края и его населения, об основных проблемах и перспективах развития региона;
  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России пробуждение деятельной любви к родному краю;
  • укрепление семейных связей; а также дружеских, соседских и иных привязанностей, основанных на общности жизни и чувстве причастности к судьбе малой родины, для охранения традиционных форм человеческого взаимодействия, солидарности и взаимопомощи;
  • развитие исследовательских и творческих способностей, накопление эмоциональных впечатлений и разнообразного опыта созидательной деятельности в процессе изучения природы, истории и культуры родного края.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Родной край

Где мы живем? Что мы знаем о родном крае? Общие сведения о Приморском крае. Соседи Приморского края. Население Приморского края. Растительный и животный мир Приморского края.

Герб и символы Приморского края.

История возникновения гербов. О чем рассказывают гербы. Герб и флаг Приморского края. Гербы городов и муниципальных районов Приморского края.

Органы управления Приморского края.

Административно-территориальное устройство Приморского края. Органы управления Приморского края. Законодательное собрание Приморского края. Администрация Приморского края. Губернатор – глава Приморского края. Органы судебной власти. Устав Приморского края.

Что мы знаем о народах Приморского края

Приморье – земля многонациональная. Традиции и обряды жителей Приморского края.

Мифы и легенды Приморья

Миф. Легенда как жанр устного народного творчества. Коренные народы Приморского края – удегейцы, нанайцы, орочи. Удегейские легенды. Нанайские легенды. Сказки орочей. Мифы тазов.

Древнее Приморье

Появление и расселение человека на территории Приморья. Образ жизни и занятия древнейших жителей Приморья. Археологические памятники. Неолитическая революция в Приморье.

Эпоха бронзы - время развития производящего хозяйства. Ранний железный век в Приморье. Янковская археологическая культура. Развитый железный век в Приморье. Археологические памятники эпохи палеометалла. Культура и религия древнейших приморцев.

Средневековое Приморье.

Племена Мохэ - территория расселения, основные занятия, общественный строй. Отношения с соседними странами.

Образование государства Бохай. Государственно-административное устройство. Особенности социально-экономического развития. Гибель Бохайского государства. Наука и образование. Литература и музыкальное искусство. Дворцово-храмовая архитектура. Скульптура и живопись. Шаманизм и распространение буддизма на территории государства Бохай.

Образование чжурчжэньского государства. Война с Китаем. Государственно-административное устройство. Общественный строй. Хозяйство и быт. Война с монголами и гибель империи. Культура и религия чжурчжэней.

Приморье в XIX веке.

Переселенческая политика России на Дальнем Востоке.         Экономическое развитие Приморья во второй половине XIX века. Особенности социально-экономического развития дальневосточного региона. Особенности переселенческой политики России. Ход и итоги переселения крестьян и рабочих на территорию Приморья. Развитие сельского хозяйства. Особенности земледелия в Приморье. Возникновение и развитие добывающей, обрабатывающей и лесоперерабатывающей отраслей промышленности.

        Приморский край в годы Гражданской войны.

 Обострение политической обстановки весной 1917 г. в Приморье. Гражданская война и иностранная интервенция в Приморье. Дальневосточная республика. Освобождение Приморья от интервентов. Окончание гражданской войны на Дальнем Востоке.

        Приморский край в годы Великой Отечественной войны.

 Обстановка на Дальнем Востоке в начале войны. Мобилизационные мероприятия в крае. Перестройка экономики края. Трудовые ресурсы. Всенародная помощь фронту. Участие приморцев в боях против немецко-фашистских захватчиков. Ветераны войны Октябрьского муниципального округа и села Струговка.

Что мы знаем о Владивостоке?

Основание города Владивосток. Достопримечательности Владивостока. Герб и символы Владивостока. На защите дальних берегов. Владивостокская крепость. День тигра во Владивостоке.

Города Приморского края

Уссурийск  и его достопримечательности. Город порт – Находка. Партизанск. Спасск Дальний. Дальнереченск. Арсеньев.

Наши соседи: Китай, Япония, Корея

        Наши соседи. Игры китайских детей. Детские игры страны «Восходящего солнца». Традиционные корейские игры.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Освоение содержания курса «Краеведение» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина субъекта РФ, страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного        опыта        предшествующих поколений, способность        к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и края, и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, края и мира.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

№ урока

Тема

Количество часов

Раздел 1. Приморский край - наша малая Родина – 7 часов

1

Введение. Что мы знаем о Приморском крае?

1

2

Общие сведения о Приморском крае.  

1

3

Практическая работа. Приморский край на карте России

1

4

Герб и флаг Приморского края

1

5

Гербы городов и муниципальных районов Приморского края

1

6

Органы управления Приморского края

1

7

Повторительно-обобщающий урок «Родное Приморье»

1

Раздел 2. Народы Приморского края – 5 часов

8

Что мы знаем о народах, проживающих в Приморском крае?

1

9

Коренные народы Приморского края

1

10

Мифы и легенды коренных народов Приморского края

1

11

Повторительно-обобщающий урок «Народы Приморского края»

1

Раздел 3. История Приморья древняя и современная – 13 часов

12

Приморье в каменном веке

1

13

Бронзовый и ранний железный век на территории Приморья

1

14

Средневековое Приморье. Племена Мохэ

1

15-16

Государство Бохай (698-926 гг.)

2

17-18

Империя Цзинь – государство чжурчженей (1115-1234 гг.)

2

19

Приморье в 19 веке

1

20

Основание сел и городов Приморья.

1

21-22

Приморский край в годы Гражданской войны

2

23-24

Приморский край в годы Великой Отечественной войны

2

25

Повторительно-обобщающий урок «История Приморья»

1

Раздел 4. Путешествия – 5 часов

26

Что мы знаем о Владивостоке? Достопримечательности Владивостока

1

27

Города Приморского края. Уссурийск. «Небесный владыка»

1

28

Города Приморского края. «Вот это - Находка!»

1

29

Города Приморского края. Партизанск и Спасск Дальний

1

30

Города Приморского края. Дальнереченск и Арсеньев

1

31

Города Приморского края.

1

32-33

Наши соседи: Япония, Корея, Китай

1

34

Итоговое повторение. Викторина «Люби и знай свой край»

1

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебные пособия

  1. Хрестоматия по истории Приморского края. Под ред. О.А. Лихаревой, И.В. Пчелы. Владивосток: ДВФУ, 2021
  2. История Дальнего Востока России. Плохих С.В., Ковалева З.А. Владивосток: ДВГУ, 2002. – 244 с. (Источник обращения: http://kraeved.info/index.php)
  3. История Дальнего Востока России. Учебное пособие. Дударенок С.М., Лыкова Е.А., Батаршев С.В. и др. Владивосток: ДВФУ, 2013. – 320 с. (Источник обращения: http://kraeved.info/index.php)   \
  4. История Приморья. [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие / Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске (Школа педагогики); [Авт.-сост. А.В. Костенко, О.В. Синько]. - Электрон.дан. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет,        2019.        - Режим доступа: http://uss.dvfu.ru/... - Загл. с экрана.
  5. Атлас. Люби и знай свой край. Москва, 1994.
  6. Атлас Приморского края. Владивосток, 1998
  7. Коваленко О.В. История Российского Приморья. Учебно-методическое пособие. Уссурийск, 2003.
  8. Окладников А.П., Деревянко А.П. Далекое прошлое Приморья и Приамурья. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1973.

Электронные пособия

  1. История Российского Приморья. Мультимедийная хрестоматия. Владивосток: ПИППКРО, 2006.
  2. Завещано сохранить и приумножить (лучшее из коллекции Приморского государственного музея имени Арсеньева В.К.), Владивосток, 2004
  3. Российский Дальний Восток: история развития и освоения. Мультимедийное учебное пособие. Владивосток: ДВГУ, 2001.
  4. Хрестоматия по географии Приморского края. Мультимедийное пособие. Владивосток: ПИППКРО, 2006.
  5. Электронные карты Приморского края. Мультимедийное пособие. Владивосток: ПИППКРО, 2006.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» о Приморье и Дальнем Востоке

http://kraeved.info/index.php  - Краеведение Приморского края.

primorsky.ru – официальный сайт администрации Приморского края

http://www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY - Приморский край России. Страницы истории. Региональный портал «Приморский край России».

http://www.primkray.ru/ - исторические очерки о Приморье.

http://primhistory.freehostia.com/ - история Приморского края

http://www.oldvladivostok.ru/ - исторический портал города Владивостока и Приморского края. История Приморского края в открытках и фотографиях.

http://dv-people.ru/ - Приморье глазами приморцев

http://art.bdk.com.ru/ - исторические очерки о Приморье

www. museum.ru/E1463 – сайт Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева

www. pgpb.ru – сайт ПГПБ им. А.М. Горького (Приморская государственная публичная библиотека)

http://www.pgpb.ru/cd/primor/writers/wwww.htm - история и литература Приморья Примориана

http://geraldika.ru/region/ - Гербы и флаги краев и областей Дальнего Востока, городов и районов Приморского края.

http://www.art.bdk.com.ru/ - Сайт «Поэзия Приморья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии Приморского края

Используемые программы:   Программа курса «География Приморского края» (VIII-IX класс), программа Какориной Г.А. и Удаловой И.К. Преподавание курса «География Приморского края». Владив...

Рабочая программа по курсу "Занимательная грамматика" для обучающихся 5-6 классов.

Рабочая программа по курсу "Занимательная грамматика" составлена в рамках новых ФГОС ОО и рассчитана на два года....

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 1-4 классов ФГОС В.И.Лях

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 1-4 классов ФГОС В.И.Лях...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 5 ж класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)

Назначение программы:- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию ка...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-е класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...

Рабочая программа по краеведению (Приморский край) для 5 класса

Рабочая программа по краеведению (Приморский край) для 5 класса...

Рабочая программа по истории Приморского края

Рабочая программа по истории Приморского края...