Разработка урока по драме Островского "Бесприданница"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Королёва Марина Рудольфовна

Разработка урока в 10 классе по драме Островского "Бесприданница"  с презентацией к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_po_drame_A.doc35 КБ
Office presentation icon 1fon.ppt461.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по драме А. Н. Островского «Бесприданница»

Искушение – лейтмотив драмы А. Н. Островского «Бесприданница»        

СЛАЙД 1

На прошлом уроке мы начали с вами разговор о пьесе «Бесприданница», сегодня мы продолжим работу над произведением, но прежде проверим, как внимательно вы читали пьесу.

Работа с тестом по драме «Бесприданница»

(смотри приложение к уроку)

В пьесе  «Бесприданница» звучит цыганский романс  на слова Баратынского «Не искушай…» Но известность романс приобрёл позже, благодаря музыке М. Глинки. Послушайте его…

СЛАЙД 2

- Как содержание романса соотносится с сюжетом пьесы, мы попробуем ответить в конце нашего урока.

        «Бесприданница» занимает особое место в наследии Островского. Написанная в1878 году, она стала центральным произведением заключительного периода творчества Островского. Эта пьеса представляет собой этап на пути создания новой жанровой разновидности – психологической драмы        

        СЛАЙД 3

В литературе об островском и его произведении основные споры возникают в связи с финальной сценой. И  оригинальное прочтение пьесы кинорежиссёром Эльдаром Рязановым вызывает вопросы по поводу финала.

- Давайте сравним текст Островского и финальную сцену фильма.

        СЛАЙД 4

(Комментарии к финальной сцене: неожиданно  для себя открывает, после выстрела Карандышева,  насколько искренне и глубоки его чувства. Она благодарит его, хочет отвести от него подозрения и опасность. Она всех прощает, благодарна, что освобождена от страшной жизни содержанки.)

        - Два современных критика так толкуют последние слова Ларисы:

        СЛАЙД 5

        - Кто из них , по-вашему, ближе к замыслу Островского?

        Не будем делать сейчас окончательные выводы. Обратимся к тексту.

        У Островского всегда значимо название пьесы. В данном случае оно имеет два смысла, два значения.

        - Какие? (социальный и духовный)

        - Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами? (да)

        - Позволяет ли нам анализ драмы понять финальную сцену?

Значит должен быть другой путь. Русский религиозный философ начала 19 века Николай Бердяев  заметил: « … вся наша литература 19 века ранена христианской темой…»

        СЛАЙД 6

Возможно, мысль Н. Бердяева поможет нам.

Возможно, путь духовного анализа расставит акценты в финальной сцене?

        На прошлом уроке мы обратили внимание на то, что наряду с главной темой у Островского звучат дополнительные, которые оттеняют главную.

        - как они называются? (мотивы)

        - Назовите основные мотивы пьесы.

        СЛАЙД 7

- Какой из мотивов ближе всего словам Бердяева? (мотив искушения)

        Таким образом, и обозначилась  тема нашего сегодняшнего разговора.

        СЛАЙД 8

- Что такое лейтмотив? (ведущий мотив)

-Что такое искушение?

-Вы подвержены соблазнам? Они мешают или помогают вам  жить?

-Какие искушения захватывают героев драмы?

Давайте определим  искушения

Хариты Игнатьевны

Кнурова

Вожеватова

Карандышева

Паратова

- Каков характер их искушений? (материальный)

Соблазны персонажей пьесы так или иначе связаны  с Ларисой, она сама является искушением для героев.

-  Благодаря каким качествам? (красота и талант – внешние атрибуты) Связи меду героями можно представить схемой.

СЛАЙД 9

Лариса оторвана от реальности. Её красота – это красота теряющей веру души. Видимо, по этой причине красота Ларисы подвержена соблазнам.

        - Чем её пытаются соблазнить?

Вспомните, Кнуров в доме Огудаловых говорит: «Как вы думаете о своей дочери, что она такое?»

        - Случайно ли местоимение ЧТО?

Мотив человека-вещи дополняет мотив искушения.

        - Чем искушают Ларису?

        - Соблазняется ли она положением и блеском?

        - Чем же соблазнена Лариса?

        - Почему ,на ваш взгляд, Паратову  удаётся роль искусителя?

        - Почему Лариса так идеализирует Паратова?

Паратов идеал для Ларисы. Но вот он раскрывает свои карты. И поэтому не случайны слова Лермонтова в устах Ларисы:

 «В глазах – как на небе светло,,,»

А вот полная лермонтовская строфа,,,

СЛАЙД 10

- Человек с чёрной душой? Кто это ? (дьявол)

        - Заканчивается ли искушение для Ларисы признанием Паратова?

Православие определяет искушение как испытание веры. Обратимся к словам Иоанна Златоуста

СЛАЙД 11

Уместна ли в этом смысле последняя реплика ларисы:  «…Я люблю вас всех»

Кто  же из наших современников ближе к истине

СЛАЙД 12

        Таким образом, лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, то они впадают во власть искушений, соблазнов.

        Может быть,теперь мы сможем ответить на вопрос : Как содержание романса, который мы прослушали вначале урока, соотносится с сюжетом драмы?

        

        Сюжет пьесы воспроизводит ситуацию, намеченную в романсе.

Женщина с нежной и страстной душой, которую искушал овеянный загадкой и тайной обольститель, очарование и  разуверение, убийство из ревности – вся ситуация пьесы основана на мотивах и коллизиях романса. Перед нами драматизация романса, пьеса-романс.

Д/З: Какой могла быть судьба Ларисы, если бы пистолет  Карандышева дал осечку?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вступительный урок по драме А.Н.Островского "Бесприданница"

Тема, идея, проблемы, особенности композиции, "говорящие" фамилии в драме А.Н.Островского  "Бесприданница"....

1-й урок по драме А. Н. Островского "Гроза". 10 класс

А. Н. Островский "Гроза". 1-й урок. В презентации содержатся материалы  о теме и идее произведния, об основном конфликте пьесы, о композиции и жанровом своеобразии драмы. Материалы о жизненной ос...

Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения Тема: М. Горький драма «На дне»

Урок литературы  на 2 курсе «Три правды в пьесе М. Горького «На дне»». Урок построен таким образом, что учащиеся, выполняя задания, предложенные учителем, сами «открывают знания». Урок имеет нест...

Методическая разработка урока по драме А.Н. Островского "Гроза"

Урок разработан для 10 класса по драме А.Н. Островского "Гроза" с применением технологии личностно-ориентированного обучения....

Методическая разработка урока литературы в 6 класс «Драмы взрослых и драмы детей» (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

Многие писатели обращались к теме детства и до Короленко. Зачем же опять поднимать эту тему? Очевидно, писателю есть что сказать, добавить что-то очень важное, сокровенное.Что? Вот в этом мы и попробу...