Интегрированный урок по теме "Заседание Государственного Совета: Отмена крепостного права
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Интегрированный урок литературы и истории в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл UrokZasedanie_Gossoveta.rar20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок истории и литературы

Тема: Заседание Государственного Совета: отмена крепостного права

Учителя:  

Низамова Надежда Борисовна учитель истории и обществознания, МОУ «Невидимковская  ООШ» п. Невидимка, Лысьвенский район, Пермский край.

Стратийчук Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Невидимковская ООШ», Лысьвенский район, Пермский край.

Цели: 

  1. Сформировать у учащихся представление о необходимости отмены крепостного права
  2. Познакомить учащихся с различными точками зрения по вопросу об освобождении крестьян на основе исторического и литературного материала.
  3. Развивать навыки публичных выступлений, развивать умения применять ранее полученные знания для изучения нового материала.
  4. Воспитывать понимание позиции человека другой исторической эпохи

Тип: изучение нового материала

Оборудование: 

  1. иллюстрации, отображающие жизнь крестьян и картины русской природы
  2.  портреты Радищева А.Н. и Пушкина А.С.
  3. понятие «Крепостное право», «Уставная грамота»
  4. книги Радищева А.Н.
  5. портрет Александра ІІ
  6. портреты участников заседания Государственного Совета.

Вступление: А.И. Герцен о крепостном праве:

Учитель литературы: «  С детских лет я бесконечно люблю наши села и деревни. С полей несет сытным дымом овинов, свежим сеном, из лесу веет смолистой хвоей и скрипит запущенный колодезь, опуская бадью, и гремит по мосту порожняя телега, подгоняемая молодецким окриком.

В нашей бедной, северной, долинной природе есть трогательная прелесть, особенно близкая нашему сердцу.

Наши бесконечные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши, в нашей стелющейся природе что-то мирное, доверчивое, раскрытое, беззащитное и кротко грустное. Что-то такое, что поется в русской песне, что кровно отзывается в русском сердце. И какой славный народ живет в этих селах.»

Учитель истории:  «Это горе, это несчастье – крепостное состояние.

Две России с начала XVІІІ столетия  стали враждебно друг против друга. С одной стороны, была Россия правительственная, императорская, дворянская, богатая деньгами, вооруженная не только штыками, но всеми приказными и полицейскими уловками, взятыми из Германии. С другой – Русь черного народа, бедная, хлебопашенная, общинная, демократическая, безоружная, побежденная, собственно, без боя.»

Учитель литературы: Русское общество осознало необходимость отмены крепостного права еще во второй половине XVIII  века. Начиная с Радищева эту тему поднимали все крупные писатели.

  1. Ученица читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Деревня».
  2. Чтение главы «Вышний Волочок» из книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

Учитель истории: Матушка – земля кормит миллионы, поэтому земельный вопрос всегда был, есть  и будет одним из самых важных во внутренней политике любого государства, но для нашей аграрной России XIX века, где существовало крепостное право, он был важен вдвойне.

Учитель литературы: Этот вопрос мы выносим на заседание Государственного Совета. Сегодня, кроме членов Государственного Совета, присутствуют гости – истинные патриоты, которые не равнодушны к судьбе России, к судьбе крестьян .

Учитель истории: Господа, мы начинаем заседание Государственного Совета. Прошу не выходить за рамки установленного для выступления времени:

  1. не мешать выступающим, уважая их право на изложение своего мнения.
  2. соблюдать порядок прений и при голосовании.

ПРОШУ ВСТАТЬ! (Звучит гимн «Боже, царя храни»)

Сегодня на наш суд выносится 1 вопрос о необходимости отмены крепостного права. Какие будут предложения, замечания по повестке заседания? Кто за данную повестку прошу голосовать!

На заседании Государственного Совета мы пригласили тех,  кто каким-то образом решал, пытался решить вопрос отмены крепостного права с периода правления Александра I до правления Александра II.

Учитель истории: (Ролевая игра)

Прошу представителей  помещиков занять свои места и на основании «Записки М.П. Позена» и «Записки Унковского А.М.» высказать свое мнение об отмене крепостного права. 

Учитель литературы: Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» смело, резко описывает жизнь крестьян. Зачитываются отрывки из книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» глава «Любани»; глава «Пешки».

Вот такую нерадостную картину жизни крестьян рисует Радищев в книге.

Учитель истории: Слово представляется крестьянам. Что ждут крестьяне от реформы? (Выступление крестьян).

Слово представляется Александру II.

Выслушав всех участников реформ, предлагаю заключить помещикам и крестьянам Уставную грамоту, выработав условия, на которых крестьяне получат землю.

Работа со схемой на доске.

Помещик                                     Власть                               Крестьяне

        

        Земля

        Выкуп

        Свобода

Показать стрелками, что ждет от реформы каждая группа?

Как вы думаете, как решится крестьянский вопрос?

Рефлексия:

Учитель истории: Понравилось ли вам выступать от лица исторического персонажа?

Учитель литературы: Смогли ли вы понять проблемы этих людей и этой эпохи? (вспомните жизнь крепостных крестьян Радищев, возможно ли быть счастливым при таких условиях?)

Учитель литературы: Если бы вы оказались в тех исторических реалиях, что бы вы  предложили от себя?

Насколько их точка зрения вам была близка?

Домашнее задание: Подготовить выступление «Мой проект отмены крепостного права от имени помещика , крестьянина ,государства).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное интегрированное мероприятие по истории и литературе, посвященное 150-летию отмены крепостного права

Открытое внеклассное интегрированное мероприятие по истории и литературе, посвященное 150-летию отмены крепостного права, подготовленно специально для учащихся 7-х классов, которые как раз изучают по ...

Урок исследование по теме: "Предпосылки отмены крепостного права"

Открытый урок, был дан в рамках конкурса:  Учитель года 2014. Цель: Сформировать представление о том, что отмена крепостного права была неизбежнаЗадачи:Образовательные: - продолжить фор...

Урок и презентация по теме " Отмена крепостного права в России"

Разработка урока,презентация и задания для учеников....

Технологическая карта урока по теме "Александр II. Отмена крепостного права"

Технологическая карта урока по теме "Александр II. Отмена крепостного права"...

Интегрированный урок-суд на тему: «Россия периода отмены крепостного права в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина».

Урок содержит материалы, которые можно использовать как в готовом виде, так и частично (по необходимости)...