Главные вкладки

    План-конспект урока литературы (5 класс) по теме:
    Кавказский пленник в русской литературе

    обрах кавказского пленника в литературе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Kavkazskiy_plennik.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образ кавказского пленника в русской литературе.

     Для исследования я выбрала следующие произведения: поэма «Кавказский пленник» А.С. Пушкина  и рассказ  - быль «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого.

    На сегодняшний день тема  очень актуальна. Поэтому она мне показалась интересной. Я решил выяснить, как в произведениях Пушкина  и Толстого толкуется образ кавказского пленника.

    Цель исследования:

    раскрыть образ кавказского пленника на примере произведений русских писателей

    Задачи исследования:

    1) прочитать произведения по данной тематике;

    2) провести анализ описания образа кавказского пленника в каждом из произведений;

    3) выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений;

    4) сделать сравнительную характеристику образа кавказского пленника на примере произведений трёх русских писателей.

    Кавказский пленник» А.С. Пушкина.

    Герой поэмы – «отступник света». Жизни светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, прославление которой и составляет пафос поэмы. Пленник – друг природы, сторонник идеи о том, что естественное состояние человека – это его свобода и независимость. С целью обретения свободы путешественник отправляется в область диких и естественных нравов, но там оказывается в положении раба.

    Пленник холоден и предан другой – навсегда единственной возлюбленной свободе.Он – не может любить, сердце его навсегда остыло. В диалогах пленника с черкешенкой читатель видит лишь душевную пустоту героя. Пленнику нечем ответить на глубокое чувство молодой черкешенки, ведь он потерял способность любить.

    Пушкинский герой остаётся жив и обретает свободу благодаря молодой

    черкешенки. Она, понимая то, что её любовь к пленнику безответна, бросается в воду и тонет. Герой же проявляет поразительное равнодушие.

    Гибель любящей его спасительницы никак не отражается в его чёрством сердце. Позже, отводя упрёки в излишнем трагизме развязки, Пушкин иронично заметит: «Другим досадно, что пленник не кинулся в реку вытаскивать мою черкешенку – да, сунься-ка; я плавал в кавказских реках,  тут утонешь сам, а ни черта не сыщешь; мой пленник умный человек, рассудительный, он не влюблён в черкешенку – он прав, что не утопился» (Письмо П.А. Вяземскому от 6 февраля 1823 года).

    «Кавказский пленник» М.Ю. Лермонтова.

    На первых страницах поэмы Лермонтова «Кавказский пленник» читатель видит образ пленников. Но, в конечном счёте, нас привлекает образ одного русского пленника, который и является главным героем поэмы.

    Как и у А.С. Пушкина, лермонтовский герой безымянный. Перед нами морально подавленный молодой человек, который не может смириться с тем, что потерял свободу. Пленник не мог сдерживать слёзы, он нуждался в поддержке. Лермонтовского героя мучают сомнения: то были моменты, когда он смирялся со своим положением, то возникало огромное желание убежать. Пленник не верит в своё спасение, он тоскует по родине и свободе. Лермонтовский герой не может взаимностью ответить на любовь своей спасительницы черкешенки. Пленник ждал её именно как спасительницу, но никак не в роли возлюбленной. У черкешенки Лермонтова более решительный характер, нежели у пушкинской, она требует любви пленника. Лермонтов усилил также и драматичность развязки: у него погибают и герой, и героиня. Но пленник не то, что не способен любить, он не хочет любви. Пленник гибнет от выстрела старого черкеса.

    «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого.

    Л.Н. Толстой всю жизнь мечтал о мире между людьми, о согласии между народами. Веру в возможность взаимного понимания и взаимной поддержки между людьми  разных национальностей он выразил в рассказе: «Кавказский пленник».

    Жилин (главный герой этого произведения) смелый человек, понимая то, что в любой момент он может оказаться в плену или быть убитым, он всё же решается ехать к матери. Вместе с Жилиным Толстой отправляет героя, совершенно противоположного по своим качествам. Костылин неуклюж, пуглив, труслив, и с помощью создаваемого контраста Толстому более ярко удаётся показать фигуру Жилина. Жилин и Костылин попадают в засаду. Сцена противостояния Жилина татарам показывает, что наш герой не паникует, не боится, готов бороться до последнего.

    В плену Жилин держится достойно. Он не падает духом, очень внимателен ко всему, что его окружает. Читатель чувствует, что Жилин не со злобой относится к врагу, а с интересом. Особо затрагивает момент, когда Жилину удаётся найти контакт с детьми татарчатами. Жилин проявляет смекалку: мастерит, чинит, лечит, чтобы найти подход к местному населению. Все его умения и способности ярко выражаются и спасают его от уныния, тоски и грусти. Костылина татары тоже ловят и сажают его вместе с Жилиным в сарай. И опять читатель видит, насколько подавлен, напуган Костылин, и насколько силён духом и спокоен Жилин.

    Побег пленников не удачен. Ожесточаются условия их существования. Мастеря куклы, Жилин завоёвывает симпатию татарской девочки,  дочери своего хозяина. Чисто из - за жалости Дина помогает выбраться нашему герою из плена. Помощь татарской девочки ещё раз даёт Жилину шанс обрести свободу. Он бежит один, так и не сумев уговорить Костылина бежать вместе.

    В плену Жилин проявил силу характера, силу воли, огромную веру в спасение. Ему удалось выбраться из плена. Остался Жилин служить дальше на Кавказе. Рассказ написан как своеобразное опровержение поэмы Пушкина «Кавказский пленник». Б.М. Эйхенбаум писал: «По своему заглавию и сюжету рассказ кажется демонстрацией против пушкинской поэмы; романтический пленник превратился в простого офицера Жилина, мечтающего вернуться к матери в Россию, романтическая черкешенка, пылающая страстью, заменена девочкой - татаркой, которая не питает к пленнику никаких чувств, кроме обыкновенной жалости; вместо взволнованного поэтического стихотворного  повествования – спокойная сжатая речь простого рассказчика».Заключение.

    В своей работе я проанализировала и сравнила образ кавказского пленника в творчестве трёх русских писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. Задачи, которые я ставила перед собой, последовательно выполняла и тем самым достигла поставленной цели: раскрыла образ кавказского пленника. Образ кавказского пленника многопланов, философски глубок, интересен, неоднозначен, побуждает к размышлению.

    Мне более понятен и близок по своим поступкам, рассуждениям пленник Толстого Л.Н. Активная жизненная позиция его героя меня впечатляет и воодушевляет. На сегодняшний день именно такой человек с такими волевыми качествами жизнеспособен.

    Работать над темой было интересно, так как пришлось читать и  произведения, которые мы еще  не проходили. У меня появилась возможность сравнить свои нынешние впечатления с впечатлениями прошлых лет.

    Результатом моего исследования стала таблица, в которой я даю сравнительную характеристику образа кавказского пленника каждого рассмотренного мною произведения.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

    Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века. ...

    Открытый урок по учебнику М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной, Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием» для 5 класса Unit III Lesson 10

    конкурсная работа для участия в конкурсе«Золотые уроки России. Английский язык» - 2011   Номинация: откры...

    внеурочное занятие в 1 классе

    Отличие внеурочного занятия от урока...

    Анализ выполнения письменного экзамена по геометрии выпускниками 9 классов школы №147 города Челябинска за 2011-2012 учебный год

    Предлагается анализ письменнлого экзамена по геометрии в 9 классах школы №147 за 2011-2012 учебный год....

    Анализ выполнения письменного экзамена по математике в новой форме выпускниками 9 классов школы №147 Центрального района города Челябинска за 2011-2012 учебный год

    Предлагается анализ письменного экзамена по математике в новой форме за 2011-2012 учебный год школы №147 города Челябинс...

    конкурс - игра Новогодний калейдоскоп

    Целью конкурса - игры является знакомство детей с созданием календаря, с традициями проведения Нового года в различных с...

    элективный курс "Твоя профессиональная карьера"

    Цели курса:- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деяте...

    Информационная справка о результатах выполнения диагностической работы по математике в 9-х классах (20 марта 2012 года)

    Предлагается информационная справка о результатах выполнения второй диагностической работы  по математике в 9 - х к...