Урок-эссе по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Елена Владимировна Слепова

Цели урока:

  • систематизировать знания по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета;
  • научить ребят находить общее в творчестве поэтов;
  • прививать любовь к русской поэзии.

Оборудование:

  • репродукции “Зимний пейзаж”, “Гроза”;
  • портреты Ф.И.Тютчева<Рисунок 1> и А.А.Фета<Рисунок 2>;
  • магнитофон, кассеты с романсами, выставка книг о Ф.И.Тютчеве и А.А.Фете; у каждого учащегося на столе лежат распечатки стихотворений, которые будут звучать на уроке.

image

image

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы рассмотрим художественный мир лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Наша задача - систематизировать те знания, которые вы получили при изучении творчества этих поэтов.

Кроме того, сегодняшний урок поможет вам подготовиться к сочинению.

Мы поговорим с вами о (план урока на доске):

  1. пейзажной поэзии Тютчева и Фета;
  2. философской лирике;
  3. лирике любви.

Запишите пункты плана в тетрадь!

1. Пейзажная лирика.

- Откуда были родом Тютчев и Фет?

(оба из Орловской губернии: Фет - Новосёлки Мценского уезда, Тютчев – Овстуг на Брянщине)

- Каких ещё вы знаете поэтов и писателей, выходцев Орловской губернии?

(Кольцов, Тургенев, Лесков)

- Какой теме уделяли оба поэта много внимания?

(теме природы)

Тютчев и Фет – певцы природы средней полосы России.

- А Воскресенск (город, в котором проходит урок) - средняя полоса? (Да)

- Значит, Фет и Тютчев могли наблюдать примерно такой же пейзаж, который мы видим за окном и на репродукции (на доске прикреплена репродукция с изображением зимы).

Давайте послушаем стихотворение Тютчева “Зима недаром злится”.

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

(1836)

- Чем удивило вас это стихотворение? Каковы его особенности?

(Природа оживает, олицетворения)

А теперь послушайте стихотворение А.А.Фета.

Пришла, - и тает всё вокруг,
Всё жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься. (Замерло от восторга)

Заговорило, зацвело
Всё, что вчера томилось немо,
И вздохи неба принесло
Из растворённых врат эдема. (Рай)

- О чём стихотворение? (О приходе весны)

- Что объединяет стихотворения Тютчева и Фета? (одна тема)

- Обратите внимание, что очень часто Тютчева и Фета интересуют переходные моменты: оба ждут весну.

А с чем у вас ассоциируется весна? (Приближение весенних дождей, весенней грозы)

- С чем связан образ грозы? Каков его смысл?

(Гроза как очищающая сила, природа оживает после грозы)

Докажите мне это.

Давайте посмотрим, как раскрывается образ грозы у Тютчева.

(Читает ученик наизусть стихотворение “Весенняя гроза”)

Весенняя гроза.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

(1828,1854)

- Какое художественное средство помогает передать красоту природы? (Олицетворение)

- Найдите эпитеты в этом стихотворении.

- А сейчас я прочту самое известное стихотворение Фета:

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!

- Какая особенность в этом стихотворении?

(Много назывных предложений)

- Л.Н.Толстой заметил: “В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение- картина…”

2. Философская лирика.

- Тютчева и Фета часто называют певцами природы. Но подумайте, они рассматривают природу отдельно или она связана с чем-то ещё?

(Тютчев и Фет – певцы природы, но они не рассматривают её отдельно, для них важна гармония души человека и природы, взаимодействие природы с душой человеческой.)

- Природа часто заставляет поэта задуматься, размышлять о жизни. Как называются стихотворения, в которых поэт размышляет о жизни и смерти, о месте человека в мире, о красоте и безобразном? (Философская лирика)

Так у Тютчева:

Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе,
Тот же всё вечный прибой и отбой,
Тот же всё призрак тревожно-пустой. (“Волна и думы”)

- Между чем Тютчев проводит параллель в этом стихотворении?

(Движения в природе совпадают с волнением человеческой души, мысли)

- И у Фета описание природы передаёт состояние человека. Например, в стихотворении “Какая грусть! Конец аллеи…” (1862)

На небе ни клочка лазури,
В степи всё гладко, всё бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.

- Мы видим тоже параллель природы и состояния души человека.

Сравните, как рассматривают природу оба автора.

Любому поэту свойственно подводить итог своему творчеству. Фет прославляет в конце жизни смерть, надеясь на покой после неё. Это обусловлено противоречиями его жизни.

- Какие вы помните противоречия в жизни Фета, на что он потратил много сил?

(Много сил Фет положил, чтобы доказать, что он дворянин Шеншин)

Фет устаёт от этого, ищет покоя в потустороннем мире в стихотворении “Смерть” (1878)

Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверясь чувств слепым поводырям;
И если жизнь – базар крикливый бога,
То только смерть – его бессмертный храм.

У Тютчева другое восприятие жизни и смерти.

Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать, -
Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь…

(Тютчев не сожалеет о прожитом, хотя его жизнь была полна страданий. Смерть он воспринимает не как спасение от жизни, а как закономерное, естественное явление)

3. Лирика любви.

- Ребята, а какие вы помните противоречия в жизни Тютчева и Фета, отразившиеся в лирике любви? Что объединяет личную жизнь Фета и Тютчева?

(Оба пережили трагедию. У Тютчева первая жена Элеонора Петерсон умерла рано; поздняя, осуждаемая обществом любовь к Елене Александровне Денисьевой привела к тому, что бедная женщина тоже погибла.

Самоубийство Марии Лазич, девушки, любившей Фета и оставленной им из-за её бедности, оставило неизгладимый след в душе поэта)

- Следовательно, это чувство носит в лирике трагический характер.

Послушайте воспоминание Тютчевым последних часов Е.А.Денисьевой:

Весь день она лежала в забытьи,
И всю её уж тени покрывали,
Лил тёплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу…

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой): (Почему?)
“О, как всё это я любила”

Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

1864, Ницца

- Радостного в любви почти нет.

- Послушайте отрывок из романса. На чьи стихи он положен? <Приложение 1>

(Звучит романс “Я встретил Вас – И всё былое…” на стихи Тютчева.)

Посвящен романс Амалии Лерхенфельд (баронессе Крюденер).

- Какое ощущение возникает при его прослушивании?

(Лёгкой грусти, печали по ушедшей молодости)

- Послушайте ещё один романс (на стихи Фета “На заре ты её не буди”).

На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка её горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

Мы видим, что образ любимой может вызывать у поэта не только трагические воспоминания, но и светлые чувства.

Выводы:

Наш урок подходит к концу.

Мы сегодня ещё больше узнали о творчестве великих поэтов. Доказательством их величия и таланта являются пророческие слова самого Тютчева о России:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Ещё Пушкин говорил, что поэт должен быть пророком. И мы всё чаще убеждаемся, насколько пророческими были стихи Тютчева о России.

О значении А.А.Фета хорошо сказал его современник Алексей Михайлович Жемчужников в своём стихотворении:

Он в мире грёзы и мечты,
Любя игру лучей и тени,
Подметил беглые черты
Неуловимых ощущений,
Невоплотимой красоты.
И пусть он в старческие лета
Менял капризно имена
То публициста, то поэта –
Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета.

А теперь запишите темы домашних сочинений:

1. Лирика Ф.И.Тютчева в моём восприятии.

2. Лирика А.А.Фета в моём восприятии.

3. Свободная тема по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета (тему формулирует сам учащийся).

Итоги урока, выставление оценок.

Дополнительные вопросы для рассмотрения на уроке. Поэты и политика.

Фет и Тютчев в своём творчестве были далеки от политической жизни, социальных вопросов.

Но отношение к грандиозным историческим событиям мы всё-таки можем найти в их стихотворениях.

Вспомните пушкинские строки:

И на обломках самовластья
Напишут наши имена! (“К Чаадаеву”, 1818)

Мнение Тютчева с пушкинским не совпадает, и в стихотворении “14 декабря 1825 г” он пишет:

Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил.

- Что это значит?

(Тютчев считает, что без глубокого знания России любое политическое действие обернётся насилием, самовластьем. Но Пушкина при этом он ценит высоко!)

На стенде надпись: “Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет”. Тютчев о Пушкине.

А.А.Фет вообще не желает вмешиваться в общественные битвы. Для него радость в поэзии, в творчестве, а не в обществе:

Радость чуя,
Не хочу я
Ваших битв.

И даже отворачивается от страдающего человека:

Я ради мук твоих не стану изменять

Свободы вечному призванью.

Это отличает его от Некрасова: “Не верь, что неимущий хлеба// Не стоит вещих струн твоих” (“Поэт и гражданин”), “Я лиру посвятил народу своему” и др.

Фет в творчестве старается закрыться от политики, социальных тем, уйти в себя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),

Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...

Тест по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

Тест позволяет проверить знание текстов стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, а также понимание учащимися  концепции мира и человека в творчестве этих поэтов....

Контрольная работа по литературе по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова (6 класс)

Контрольная работа по литературе по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова для обучающихся 6 класса состоит из двух заданий на установление соответствий (автор - название п...

Контрольная работа по литературе в 6 классе по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Контрольная работа в двух вариантах на проверку знаний творчества поэтов. Задания систоят из двух блоков. А и В, разного уровя....

Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. 8класс

КР по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.  8класс...

Викторина по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Тема: Викторина по творчеству Ф. И. Тютчева и А.А. Фета.УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В. И. Коровин.Цель: создать условия для обобщения знаний о творчестве Ф. И. Тютчева и А.А. Фета, через беседу...

Итоговая работа по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. 6 класс

Итоговая работа позволяет проверить уровень усвоения литературного материала по данной теме учащимися 6 класса...