Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными фрагментами эпизода и общим содержанием произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл son_raskol.docx45.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).

Единица содержания: применение алгоритма анализа эпизода литературного произведения на вставном композиционном элементе «Сон Раскольникова».

Цель урока:

обучающий аспект:

  • освоить применение алгоритма анализа эпизода на новом материале (вставном композиционном элементе);
  • расширить свои знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявлении его особенностей;
  • уметь устанавливать связь между эпизодом, отдельными фрагментами эпизода и общим содержанием художественного произведения;
  • уметь проводить параллели между изучаемым эпизодом и эпизодами снов других художественных произведений.

развивающий аспект:

  • развивать монологическую и диалогическую речь;
  • развивать умение работать в группе, выслушивать и принимать позиции друг друга, ответственность;
  • развивать умение сопоставлять различные художественные произведения, их фрагменты; сравнивать частное  и общее в художественном произведении, выявлять идейные закономерности; проводить аналогии и параллели между мотивами поступков героев, символическими деталями и общим идейным содержанием произведения;
  • развивать умение давать характеристику явлениям и поступкам, видеть мотивацию поступков, давать им оценку;
  • формировать умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом;
  • развивать мотивацию к дальнейшему изучению художественных произведений («Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского в частности).

воспитывающий аспект:

  • воспитывать чувство сострадания, сопереживания;
  • воспитывать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку;
  • воспитывать уважительное отношение к произведениям русской классической литературы, поднимающими глубокие, интересные философские и психологические проблемы, актуальные в наше время;
  • воспитывать любовь, гордость по отношению к родному слову через русскую литературу, являющуюся мерилом нравственных ценностей.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Формы обучения: групповая, фронтальная.

Методы обучения: продуктивный, репродуктивный.

Компетенции: коммуникативная, ценностно-смысловая; учебно-познавательная; общекультурная; личного самосовершенствования.

Этапы: подготовительный, применения, итог на рефлексивной основе.

Граница знания-незнания

Учащиеся знают и умеют

Не знаю и не умеют

- Анализировать эпизод по алгоритму.

- Соотносить частное и общее в художественном произведении.

- Применять схему анализа эпизода к вставным композиционным элементам.

I. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

Задачи этапа:

  • обеспечение мотивации,
  • актуализация опорных и фоновых знаний и умений,
  • постановка целей урока.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Анализ эпизода сна Раскольникова». Посмотрите на доску.

Какое слово является наиболее важным, на ваш взгляд, ключевым в теме нашего урока?

Одно – связано с текстом,

Два других – с навыком, который мы сегодня применяем.

Анализируем эпизод. Что такое ЭПИЗОД? Давайте попробуем вспомнить вместе. Посмотрите на литературоведческое определение из словаря. «Эпизод – отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий самостоятельностью и законченностью» (словарь литературоведческих терминов). Это определение останется на доске и будет своеобразным компасом для анализа весь наш урок.

Почему эпизод ТАК ВАЖЕН для анализа произведения, если это всего лишь ЧАСТЬ?

Эпизод очень значим. Ключевые, важные понятия, символы, явления из эпизода ниточками связаны со всей канвой произведения, сигнализируют компетентным читателям о важном.

Что такое АНАЛИЗ ЭПИЗОДА?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ ЭПИЗОД, КОТОРЫЙ ВЫБРАН ДЛЯ АНАЛИЗА - ИМЕННО СОН?

Что в нем особенного, что он таит в себе? С какими другими ключевыми понятиями связан по ассоциации для нас сон?

                                     неведомое

СОН             --------  загадка

                                      граница между мирами

                                      пророчество

                                    бессознательное

                                     СИМВОЛ

Сон всегда был тайной, загадкой для человека. С ним связаны верования, сказки, предания, предсказания, колдовство.

Сны интересны всем, а кто разработал психологическую теорию сна? (Психоанализ Зигмунда Фрейда. Сон – доминанта бессознательного. Иллюзорное осуществление вытесненных желаний. К.Г. Юнг – образы и символы снов универсальны для всех людей). Сонники. Универсальность образов и стала использовать литература.

СОН  ----- СИМВОЛ

Что мы как носители и сознательного, и бессознательного можем узнать из сна? (судьбу, предсказание, разгадать свое психическое состояние).

А давайте обратимся к нашему читательскому опыту и вспомним литературные произведения, в которых используется прием включения сна. О чем мы узнавали из этих снов?

Посмотрите, пожалуйста, на те сны, которые я записала для вас. Давайте сравним, что вы назвали, вспомнили, а что – нет.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны (сон-объяснение событий);

                        «Капитанская дочка» - сон Гринева (сон-подсказка);

А.Н.Островский «Гроза» - сны Катерины про рай (отражение психологического состояния);

Н.С.Лесков    «Леди Макбет Мценского уезда» - сны Катерины о коте (заглядываем вглубь героев, предвестие несчастья);

И.А.Гончаров «Обломов» - «Сон Обломова».

.

Почему так много снов в русской литературе, для чего авторы используют ИМЕННО СНЫ. Что сосредотачивается в этих эпизодах?

Опираясь на накопленные нами знания и умения, культурный багаж, давайте сформулируем проблемный вопрос. Какой проблемный вопрос мы можем поставить на нашем сегодняшнем уроке, поставить какую проблему перед собой, которую необходимо решить?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: какова роль эпизода в раскрытии (авторской) идеи произведения?

Как вы думаете, какие цели на уроке мы перед собой поставим, анализируя эпизод сна?

ЦЕЛИ: проанализировать эпизод, показать, почему он так важен в тексте.

Этап применения знаний и способов действий

Задачи этапа: применение знаний и умений при анализе вставного композиционного элемента.

Давайте обратимся к Сну Раскольникова, откроем тексты «Преступления и наказания», настроимся на атмосферу этого отрывка. Выберите самые важные, на ваш взгляд, отрывки из текста. Прочитаем их вместе. (3 небольших отрывка.)

Итак, мы сейчас с вами приступим к работе над анализом эпизода в художественном произведении. Это для нас новый вид работы или мы уже владеем им? На примере каких эпизодов художественных произведений мы работали над развитием навыка анализа эпизода?

Найдите, пожалуйста, схему анализа эпизода у себя в тетради.

Посмотрите на нее. Есть ли у вас по ней вопросы? ЭТА СХЕМА БУДЕТ КЛЮЧОМ, который поможет раскрыть смысл Сна Раскольникова.

Схема анализа эпизода

  1. Границы эпизода.
  2. О чем повествуют эпизоды перед данным фрагментом?
  3. Какие события происходят в эпизоде? Кто участвует в этих событиях?
  4. Найдите символы или ключевые слова эпизода. Объясните их значение.
  5. Каков эмоциональный настрой фрагмента?
  6. О чем повествуют эпизоды после данного фрагмента?
  7. Почему именно этот фрагмент имеет значимость для идеи произведения?

Сейчас вы получите групповые задания, мы будем работать тремя группами. Перед тем, как приступить к работе, внимательно прочитайте про себя правила работы в группах. Есть ли у вас какие-то вопросы по этим правилам? Какой пункт кажется вам наиболее трудновыполнимым?

Правила работы в группе

  1. Внимательно выслушайте (прочитайте) задание.
  2. Обсудите мнение каждого.
  3. Умейте спокойно договориться и прийти к общему мнению.
  4. Выберите того, кто будет отвечать.
  5. Цените время (у вас всего 5 минут)!
  6. Обсуждение проводите корректно, не мешая работе других групп.

Напоминаю вам о строгом регламенте – у вас всего 5 минут на совместную работу! Как только выходит первый выступающий, все обсуждения прекращаются.

Мы разделимся на три группы, но будем работать с этой таблицей все вместе. Первая получает задание по теме «персонажи и события сна Раскольникова», вторая – «чувства и переживания героя в эпизоде», третья – «символы сна Раскольникова».

 Запишите  таблицу в тетради. Будьте внимательны ко всем выступающим! Когда вы прослушаете выступление, запишите себе в тетрадь самостоятельно вывод. Я буду записывать на доске ключевые слова.

Закончили работу, обсуждение. Положите ручки. Представьте свою работу в группах.

Группа 1

Персонажи и события сна Раскольникова (необходимо привлечение цитатного материала из текста при ответе в качестве доказательств своих мыслей)!

  1. Какие события разворачиваются в сне? Опишите их.
  2. Каковы герои, участвующие в этих событиях? Назовите, охарактеризуйте их.
  3. Почему Миколка убивает лошадь?
  4. К какому выводу мы приходим, анализируя события  и персонажей сна?

Группа 2

Чувства и переживания героя (необходимо привлечение цитатного материала из текста при ответе!)

  1. Какой период жизни главного героя представлен в сне? Каков возраст героя?
  2. Что испытывает главный герой, видя избиение лошади? Опишите его чувства.
  3. Почему именно таков эмоциональный настрой героя и всего фрагмента текста?
  4. К какому выводу при анализе чувств и переживаний героя мы приходим?

Группа 3

Символы  сна Раскольникова

  1. Что герой испытывает, проходя мимо церкви? Что чувствует, увидев кабак?
  2. Какие символы вы можете вычленить из эпизода сна?
  3. Разъясните их.
  4. Попробуйте сделать вывод. Почему именно такие символы расположены в этом сне?

Выступающие от каждой группы делают вывод. Учитель говорит, чтобы остальные участники обсуждения самостоятельно записали вывод в тетрадь так, как они поняли. А затем просит учащегося из другой группы сказать, какой вывод он записал.

ОЦЕНКИ ПО ГРУППАМ

Персонажи и события сна

Чувства и переживания героя

Символы сна

Церковь – символ милосердия, сострадания, веры.

Кабак – порочное, злое, темное начало, жестокость.

Лошадь (кляча) – символ страдания.

Число 7

Вывод: Достоевский показывает нам жестокость, злодеяния, насилие, произвол, царящие в этом мире.

Вывод: душа главного героя чиста. Он способен сострадать, сопереживать, не может остаться равнодушным к злодеяниям.

Вывод: символы совмещают в себе различные противоположные начала, царящие в душе героя.

Что было, какие                                                                                    Что будет? Что решил

эпизоды до сна?                                                                                     для себя сразу после ?  

Границы этого эпизода четко поставил сам автор – это сон.

Этап подведения итогов и рефлексии

Задача: понимание важности, необходимости полученных знаний.

Какие начала борются в душе героя, между какими путями предстоит выбрать?

Мы говорили о том, что сны – это предсказания. В чем пророчество этого сна? Сон-предупреждение.

Давайте вернемся к проблемному вопросу и целям урока. Цель – анализ эпизода.

Какому СПОСОБУ ДЕЙСТВИЙ мы научились сегодня?

Анализу. Разделились на три группы, три важных части. Рассмотрели все кусочки, вплоть до символов.

Но все переплетено, нет ничего отдельного!!

От анализа – мы пришли к синтезу, соединению. Совершили удивительную мыслительную операцию.

Как в жизни нам может пригодиться этот урок – анализ эпизода?

(умения такие нужны не только для предмета литература)

Почему весь мир захвачен произведениями Ф.М.Достоевского? (Анализ произведений дает нам возможность заглянуть вглубь себя, понять себя, свои мысли, чувства).

Личный вывод (1 предложение) дополняя, не повторяя друг друга.

События, о которых предупреждает нас сон Раскольникова, произойдут после убийства Родионом старухи. О них мы поговорим на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе на тему: "А.С.Пушкин и его роман «Дубровский»

Урок  литературы в 6 классе с применением активных методов обучения, презентации,  мультимедиа  проводится  на заключительном уроке по творчеству А.С.Пушкина....

Конспект урока литературы в 8 классе на тему: Анализ духовных стихов «Алексей, человек Божий», «Егорий Храбрый», «Аника-воин»

Урок проводится в 8 классе при изучении фольклора. Даётся обзорное представление о жанре духовных стихов. Учащиеся повторяют средства выразительности художественного текста, совершенствуют самостоятел...

Урок литературы в 11 классе по теме: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н....

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября" (1825)"

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября"...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Анализ стихотворения «Бородино»

Конспект урока литературы в 5 классе  по теме «Анализ стихотворения «Бородино»...