"Один день Ивана Денисовича» - символ сталинской эпохи.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок литературы в 11-м классе. Цели, ход урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11-м классе по теме «Один день Ивана Денисовича» - символ сталинской эпохи».

Тип: урок по комплексному применению знаний.

Цели:

  1. Образовательная: организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
  2. Развивающая: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию у школьников монологической и диалогической речи, умения ставить цель и планировать свою деятельность.
  3. Воспитательная: способствовать

– формированию способности понимать историческую обусловленность явлений и процесов современного мира, гражданской позиции;

- осознанию ответственности за свой выбор; уважение к правам и свободам человека.

Оборудование: выставка книг о ГУЛАГе и политических репрессиях,

Дидактичесий материал: карточки с разноуровневыми заданиями.

Опережающее задание: всем прочитать повесть «Один день Ивана Денисовича», индивидуально: создать презентацию о жизни Солженицина.

План урока:

  1. Организвционный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Этап применения изученного: выполнение разноуровневых заданий.
  4. Этап конроля и самоконтроля.
  5. Творческая работа: «Что будет с Россией через 20 лет?»
  6. Подведение итогов урока.
  7. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Организвционный этап.

Задача: психологически подготовить учащихся к общению на уроке, создать настроение.

  1. Актуализация знаний.

Задача: обеспечить мотивацию и включение учащихся в совместную деятельность по определению целей урока.

- Тема нашего урока - «Один день Ивана Денисовича» - символ сталинской эпохи? Прочитайте эпиграф и скажите, как вы понимаете римскую пословицу: «Кто не знает своих предков, не может быть настоящим гражданином». (Высказываются).

- «Сталинская эпоха». А что вы об этом знаете? (Высказываются. По ходу ответов уточнить термины – тоталитарный режим, репрессииХарактерные черты эпохи фиксируются в тетрадях. Если недостаточно знаний, учитель задает вопросы, пдталкивающие их к правильным выводам). 

- Есть ли в нашей деревне те, кто подвергался репрессиям?

Слышали ли вы их рассказы об этом? (Высказываются).

- Исходя из темы урока «Один день Ивана Денисовича» - символ сталинской эпохи?», что мы сегодня должны сделать? (Доказать или опровегнуть , что повесть является символом сталинской эпохи).

- Что для этого нужно сделать? Давайте наметим в тетрадях план работы. (Найти характерные черты эпохи, узнать кем и чем представлен в повести тоталитарный режим, как система коснулась самого Солженицына).

  1. Этап применения изученного: выполнение разноуровневых заданий.

Задача: обеспечить развитие у школьников умение самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.

- Насколько хорошо Солженицын знал о том, что написал? Ваша одноклассница изучила этот вопрос и готова рассказать вам о том, что узнала. (Рассказ о Солженицыне с презентацией).

-  Итак,  Солженицын непонаслышке знал о том, что написал. Давайте обратимся к повести. На карточках разных цветов вам предлагаются задания. Если вы не очень уверенно себя чувствуете или недостаточно внимательно прочитали повесть, то начните с зеленых карточек. В них содержатся отрывки из повести  и вопросы, задания по ним. Для более уверенных – карточки желтого цвета. А для самых уверенных – красного цвета. Выбирайте. Ваши выводы, наблюдения, итоги записывайте коротко в тетради: потом вы ими со всеми поделитесь. Чем больше вы выполните заданий, тем больше у вас будет доказательств. (Подходить индивидуально к детям, при необходимости помочь).

  1. Этап конроля и самоконтроля.

Задача: выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий.

- Что же вы узнали? Поделитесь со своими выводами.  Можно ли назвать повесть символом сталинской эпохи? Почему - да и почему - нет? Не забудьте об аргументах. (Высказывают выводы, к которым пришли. Если затрудняются в формулировке выводов, наблюдений - помочь).

- Отличается ли наше время от эпохи тоталитаризма?

  1. Творческая работа: «Что будет с Россией через 20 лет?»

Задача: способствовать осознанию ответственности за свой выбор, своей роли в жизни страны.

- Как вы думаете, что будет с Россией через 20 лет? (Высказывают свои мнения).

- А от кого или чего это зависит? (Высказываются. Подвести к роли каждого человека в судьбе страны).

  1. Подведение итогов урока.

- Когда говорят «история вынесет приговор», имеют ввиду людей нового поколения, их оценку прошлого. Но чтобы судить о прошлом, его надо знать. В своем произведении  Солженицын показал то, о чем никто до этого не осмеливался. Возможно, в этом главная роль этого рассказа, названного  издателем для весомости повестью. Через год-два вы станете полноправными гражданами своей страны, и в ваших силах не допустить того, что было – тех страшных страниц истории нашей страны. Ведь не зря же принесено столько жертв. Мне было интересно услышать ваши размышления, рассуждения.

  1. Рефлексия.

Задача: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

- А теперь, оцените свое настроение, удовлетворенность своей работой на уроке и отправьте себе SMS. Что вы получили?

- Благодарю вас за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Клуб знактоков" по биографии А.И.Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)

Мероприятие может быть внеклассным, а можно провести и как итоговый урок по творчеству А.И. Солженицына....

Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

  Привлечь интерес  учащихся к личности и творчеству А. И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взяты...

Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

же спасёт человека в бесчеловечной жизни,  каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....

Жизнеописание А.И.Солженицына, Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве (повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Цель урока:познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;воспитание личности. Цель урока:на основе а...

Контрольный тест по рассказам А.И. Солженицына "Матрёнин двор", "Один день Ивана Денисовича" в 11 классе.

Контрольный тест по рассказам А.И. Солженицына "Матрёнин двор", "Один день Ивана Денисовича" в 11 классе. Рекомендуется при подготовке к ЕГЭ по литературе....

Контрольный тест по рассказам А.И. Солженицына "Матрёнин двор", "Один день Ивана Денисовича" в 11 классе.

Контрольный тест по рассказам А.И. Солженицына "Матрёнин двор", "Один день Ивана Денисовича" в 11 классе. Рекомендуется при подготовке к ЕГЭ по литературе....