Внеклассное мероприятие "Проект "Сны: невозможное возможно"
материал по литературе (10 класс) по теме

Фирсова Елена Станиславовна

Учебный проект "Сны: невозможное возможно" может  проводиться в рамках внеклассной работы или учебной деятельности по литературе в 10 классе после изучения творчества А.Гончарова в течение 2-3 часов. Работа над проектом позволяет обучающимся по-новому взглянуть на содержание текстов художественной литературы, расширить свое понимание о сне как интереснейшем и значительном явлении в жизни человека, учит основам научно-исследовательской деятельности, активизирует умственную и творческую деятельность старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_snah.docx15.08 КБ
Файл gigiena_sna.pptx698.4 КБ
Файл oblomovka.pptx1.25 МБ
Office presentation icon oblomov..ppt223.5 КБ
Office presentation icon obshchevedy.ppt776 КБ
Office presentation icon sny_v_proizv_russkih_klassikov.ppt1.58 МБ
Office presentation icon fenshuy.ppt940 КБ

Предварительный просмотр:

 ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПРОЕКТ «СНЫ: НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО»,

которое состоялось в ноябре 2010 года в 10А классе ФГОУ СОШ №24 МО РФ

Вид проекта: межпредметный, исследовательский, среднесрочный, индивидуально-групповой.

Форма представления: презентация в рамках Предметной недели русского языка и литературы в школе.

Цели: сформировать творческую личность старшеклассника, обладающую и языковой, и лингвистической, и коммуникативной компетециями.

Задачи: обучение основам проектной и исследовательской деятельности, развитие навыков самообразования, критического мышления, активизация умственной и творческой деятельности учащихся, развитие умения видеть необыкновенное в обычном, воспитание здоровой личности.

Подготовительный этап работы.

Поскольку проект межпредметный, то на начальном этапе работы учащиеся делятся на группы в зависимости от интересующих их школьных дисциплин: литература, биология, психология и психоанализ, философия. В результате работы в предложенном направлении кто-то  сохранил свои интересы от начального этапа  проекта до финальной его точки, а кто-то принял решение перейти в другую группу или продолжить исследование самостоятельно.

После консультаций с преподавателем определилась следующая структура проекта:

  1. Общие сведения о снах и сновидениях.
  2. Философы о снах.
  3. Роль сновидений в психоанализе.
  4. Биологи о сне.
  1. Гигиена сна.
  2. Профилактика расстройств сна.
  3. Здоровый сон с точки зрения фэн-шуй.
  1. Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины XIX века.

  1. Сон Обломова как средство характеристики главного героя в романе И.А.Гончарова «Обломов».

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА

Сценарий вечера представляет собой слова ведущего, чью роль может выполнять как учитель, так и кто-то из эрудированных учеников. После выступления каждой группы, учащиеся и присутствующие в зале имели возможность задать по каждой теме интересующие их вопросы и по преимуществу получали полные и интересные ответы. Материалы презентаций ребят прилагаются отдельно.

Добрый вечер, уважаемые коллеги, ребята! Позвольте поприветствовать вас в  этом уютном зале.

Итак, мы  начинаем внеклассное мероприятие «Сны: невозможное возможно».

 В течение ближайших трех недель все ученики 10 А класса работали над проектом о снах. Кто-то из вас, ребята, выбрал индивидуальный стиль работы, а другие предпочли заниматься в команде, каждый нашел интересное для себя направление в изучении заявленной темы, вами собрано, прочитано и проанализировано много интересного научного материала, и вот наступило время отчитаться о проделанной работе.

Сегодня мы будем присутствовать на защите проекта «Сны: невозможное возможно». Независимая экспертная комиссия внимательно выслушает и оценит выступление каждого из вас и по окончании мероприятия определить победителей.

1.Слово предоставляется 1 группе, заданием для которой стало собрать общие сведения о снах и сновидениях.(Соловьева, Федоскин, Седунов)

2.Сон – тонкая материя, которая интересовала многих ученых мужей-философов  с незапамятных пор до наших дней. Расскажет об их взглядах Дымнич Александр и Поснова Мария.

З.Фрейд – один из основоположников психоанализа. Поэтому следущее выступление мы посвящаем его открытиям. Приглашается группа психоаналитиков. (Башарова, Зузанова).

4. О биологической основе сна и о правилах гигиены нам расскажет группа биологов. (Горячева, Артемьева Ек.)

5. Восток, как известно, дело тонкое. Что же известно о снах на основании фэн-шуя? Слово – Артемьевой Л. И Чумакову М.).

6. Сны и сновидения волновали писателей и поэтов, живущих на разных континентах и пишущих на разных языках. О роли сна в произведениях русских писателей расскажет Егоров Алексей.

7-8. После  общей характеристики нам остается послушать еще 2 выступления юных литературоведов, которые поделятся результатами своей работы по теме «Сон Обломова как средство характеристики главного героя романа Гончарова «Обломов».

Ну вот и подходит к завершению наш вечер. Надеюсь, он вам понравился.  А теперь комиссия определится с результатами и через минут 5 объявит нам победителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гигиена сна

Слайд 2

Физиология сна: здоровый сон, профилактика расстройств сна Уже давно известен тот факт, что человек около третьей части своей жизни тратит на сон. И здесь нас подстерегает большая опасность – если относиться к своему сну пренебрежительно, это рано или поздно скажется на нашем общем самочувствии и на состоянии нашего здоровья. И понимать это большинство людей начинает только тогда, когда сталкивается с различного рода расстройствами сна и понижением своей работоспособности.

Слайд 3

Гигиена сна Полученные к настоящему времени научные данные о составе и структуре сна, функциях его отдельных стадий позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций относительно организации режима и гигиены сна. Рекомендуется исключить прием пищи непосредственно перед сном. За два часа до сна можно принимать только легкую пищу (овощи, фрукты, кисломолочные продукты). Ложиться желательно не позже 22-23 часов. Для нормального ночного сна вполне достаточно 5 – 6 часов. Самое полезное время для сна – с одиннадцати часов вечера – до пяти часов утра. Днем спать не рекомендуется. Особенно нежелательно спать перед закатом Солнца. Продолжительность сна зависит от съеденного за день: чем меньше съел – тем меньше требуется сна. Мало спят долгожители – не более 4-6 часов в сутки. Спать рекомендуется головой на север (или на восток). Направление движения электромагнитных волн земной коры и человека должны совпадать. Используя этот метод, академик Гельмгольц даже лечил людей.

Слайд 4

Спать лучше на твердой ровной поверхности. На мягких перинах тело неизбежно прогибается, а это вызывает нарушение кровоснабжения различных органов, которые оказываются зажатыми. Кроме того, это приводит к защемлению нервных окончаний, что может неблагоприятно сказаться на любой части тела. Недаром тем, кто перенес травму позвоночника, и больным радикулитом врачи рекомендуют спать совершенно на жестком ложе. Здоровым людям лучше обходиться без подушки, либо ограничится тонкой и достаточно плотной подушкой. Это поддерживает в нормальном состоянии шейный отдел позвонков, улучшает мозговое кровообращение. Однако больным с сердечно-сосудистой недостаточностью и бронхиальной астмой не стоит отказываться от подушки до излечения основного заболевания. Спать желательно возможно наиболее обнаженными. Когда холодно, лучше накрыться лишним одеялом. Хуже всего спать на животе. Лучше всего – на боку, переворачиваясь несколько раз в течении ночи с одного бока на другой (переворачивание происходит автоматически), чтобы не перегружать почки и другие органы. Можно спать на спине.

Слайд 5

Ночные сквозняки очень вредны, они приводят к насморку и простуде. Лучше всего открыть форточку, но плотно закрыть дверь. Или оставлять открытым окно в соседней комнате и не закрывать двери. В крайнем случае, можно как следует проветривать спальню перед сном. Чтобы избежать простуды - можно порекомендовать спать в носках. Сон человека делится на циклы, каждый из которых состоит из фаз "быстрого" и "медленного" сна различной глубины. Обычно циклы длятся от 60 до 90 минут, причем подмечено, что у здоровых людей цикл приближается к 60 минутам. Однако к утру, особенно при чрезмерно долгом сне, циклы сильно растягиваются. Одновременно резко повышается доля "быстрого" сна, во время которого мы и видим сновидения. Для полного отдыха достаточно спать 4 своих биоцикла. Именно столько спят многие долгожители. Однако нормально спать и 6 биоциклов. Очень важно не прерывать сон во время биоцикла. Если разбудить человека в середине одного из таких интервалов, то он будет чувствовать себя неотдохнувшим , разбитым. Поэтому лучше вставать не по будильнику, а по "внутренним часам". Одни спят по 10-11 часов и никак не могут подняться, другие, напротив, страдают бессонницей.

Слайд 6

Главное правило для любителей долгого сна: не залеживайтесь в постели! Как только человек проснулся (а это может быть и рано утром), надо улыбнуться, потянуться, сбросить одеяло и подняться. А обычно люди смотрят на часы: "Ой, еще только 5 часов!" и опять ложатся. Но польза от такого вылеживания весьма сомнительная. Если начать вставать в 4 или 5 утра, то появится масса времени для гимнастики, водных процедур, дел по дому. Правда, первые 5-7 дней утром или днем будет хотеться спать, но это не истинная потребность, а лишь привычка организма. Потом это пройдет. Но в течение дня желательно несколько раз проводить расслабление ( Шавасану ). Перед сном рекомендуется освободиться от возбуждающих нервную систему переживаний уходящего дня. Известен мудрый афоризм: «Спокойная совесть – это лучшее снотворное». Человек обязательно должен перед сном проанализировать все свои мысли, слова и действия, имевшие место в течении прожитого дня. При сильной усталости ног лучше принять позу лежа на спине с согнутыми и прижатыми к груди ногами. Такая поза способствует отдыху вен ног, облегчает кровообращение и работу сердца.

Слайд 7

К сожалению, молодежь и подростки нередко сокращают время, необходимое для сна, ради вечерних развлечений — всевозможных зрелищ, танцев и т. п. Засыпание после таких мероприятий наступает, как правило, не сразу, ибо переход из состояния повышенной активности ко сну совершается с трудом. В результате продолжительность сна оказывается меньше нормы. А утром приходится вставать в заданное режимом время — на учебу или на работу. Вот почему очень нежелательны систематические вечерние и особенно ночные развлечения в ущерб сну.

Слайд 8

Молодежные вечеринки нередко сопровождаются курением и употреблением алкоголя. Между тем оба эти фактора крайне отрицательно влияют на сон. Курение возбуждает и ухудшает вентиляцию легких, а для полноценного сна необходимо достаточное поступление в кровь кислорода. Даже у здоровых испытуемых небольшие дозы алкоголя подавляют фазу «быстрого» сна в первую половину ночи с последующей его «отдачей» в конце ночи. Однако одновременно происходит изменение содержания сновидений: они становятся более интенсивными, яркими, устрашающими. В результате учащаются пробуждения, прерывающие неприятные сновидения, и формируется порочный круг: пробуждения приводят к еще большему сокращению длительности «быстрого» сна, а сокращение его делает сновидения, в свою очередь, еще более неприятными.

Слайд 9

Попытки продлить сон сверх необходимого также не приводят к положительным результатам. Было проведено исследование, при котором людям предлагали оставаться в постели в течение нескольких часов после их утреннего естественного пробуждения в затемненной и звукоизолированной комнате. Пребывание в этих условиях приводило к повторному засыпанию, но когда затем наступало окончательное пробуждение, у людей, вопреки ожиданию, отмечалось снижение работоспособности и настроения. Предполагается, что это происходит потому, что искусственно продленный сон протекает в тот период суток, который обычно предназначен для бодрствования. Следовательно, отсыпаться «впрок» невозможно. По суточному ритму активности принято выделять две большие группы лиц — «сов» и «жаворонков». «Совы» обнаруживают пик работоспособности и хорошего настроения в вечерние часы и способны эффективно работать в первой половине ночи, зато им трудно даются раннее пробуждение и в первой половине дня они чувствуют себя сонливыми. «Жаворонки», наоборот, предпочитают работу в ранние утренние часы и с трудом выносят вынужденную отсрочку в засыпании. Между тем число лиц, предъявляющих жалобы на плохой сон, постоянно растет, причем не только среди пожилых, но и среди молодых людей. И это не только медицинская проблема — в не меньшей степени это проблема правильной организации режима труда и отдыха. Полноценный сон необходим для успешного обучения, но и организация учебного процесса во многом может повлиять на характер сна. Однако хотелось бы подчеркнуть, что расстройства сна являются нередко первым предвестником нервных или психических расстройств.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обломовка во сне и наяву

Слайд 2

Сон - своеобразная мечта Обломова, воплощение, с его точки зрения, идеальной жизни.

Слайд 3

Благодатная земля, великолепная природа, ласковое солнце, чистое небо…

Слайд 4

Ребенок, живший в барской семье, ничем не был обременен.

Слайд 5

Детство, отрочество - навсегда остались для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни, спокойной и сытой.

Слайд 6

Сон — старая патриархальная Обломовка, золотые времена барства, мечта Обломова.

Слайд 7

Явь — крушение барства и крепостного права, ненужность обломовцев, их психологии и, как следствие, смерть Обломовки - мечты Ильи Ильича.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сон Обломова как средство характеристики героя»

Слайд 2

Человека во многом формирует детство. Отсюда значение «Сна Обломова» в романе. Перед читателем проходит вся жизнь Ильи Ильича, начиная с раннего детства и заканчивая смертью. Именно эпизод, посвященный детству Илюши, является одной из центральных глав в идейном отношении. Обломов -барин, готовый дни напролет лежать на диване. Он не умеет работать и даже презирает всякий труд, способен лишь на бесполезные мечты. Обломов просто боится какой-либо деятельности. Так проходила вся его жизнь, день за днем.

Слайд 3

Сон Обломова-идиллия, ключ к характеру героя. Обломов зависит от Захара больше, чем Захар от него. С годами все более и отчетливее вырисовывается нерасторжимая связь между Ильей Ильичем и Захаром - это два последних представителя Обломовки.

Слайд 4

«Этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, - был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной» , - писал критик А. В. Дружинин.

Слайд 5

Из «Сна Обломова», названного автором «увертюрой» и опубликованного значительно раньше романа, а также из отдельных, разбросанных по всему тексту штрихов, известно достаточно точно полно о детстве и юности героя, проведенных среди людей, понимавших жизнь «не иначе , как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями …труд сносили как наказание, наложенное еще на праотцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным».

Слайд 6

Обломовка - это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне. Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром. Детство Ильи- вот его идеал. Там в Обломовке - тепло, надежно и очень защищенно чувствовал себя Илюша, а сколько любви.. Этот идеал и обрек его на бесцельное дальнейшее существования. А путь туда ему уже заказан. Обломовщина - это воплощение сна, неосуществимых стремлений, застоя.

Слайд 7

Гончаров изобразил трагедию русского характера, лишенного романтических черт и не окрашенного демонической мрачностью, но тем не менее оказавшегося на обочине жизни- по вине собственной и по вине общества, в котором не нашлось места обломовым. Не имеющий предшественников, этот тип так и остался уникальным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровый сон по Фен-шуй

Слайд 2

Правильно спать не так уж и просто. От того, как именно мы проведем ночь зависит наше самочувствие и настроение на весь день. Здесь следует помнить о том, что важно не только то насколько жесткая у вас кровать. Крайне важно выбрать правильное направление, в котором вы должны спать и найти оптимальное место для своей кровати.

Слайд 3

Правила здорового сна

Слайд 4

Обратите внимание на конструкцию вашей кровати,и без Фен-Шуй понятно, что кровать должна быть как можно более устойчивой и прочной.

Слайд 5

Идеальный вариант – добротная деревянная кровать с прямоугольной спинкой. Спинка, напоминающая полукруг ассоциируется с неполнотой, а стальные и витиеватые медные спинки не дают свободного течения благоприятной энергии Ци.

Слайд 6

В спальне незамужней женщины, да и в спальне супружеской пары должно быть как можно меньше острых углов. Это опасно тем, что образуются вредные стрелы Ши, отравляющие пространство. Мебель желательно выбирать с закругленными краями.

Слайд 7

Фэн-шуй особое значение придает спальне, которая является второй по важности после кухни. Спальня в доме должна располагаться как можно дальше от входной двери. Также важно и то, как расположена дверь в нее. Нежелательно если дверь спальни находится напротив входной двери, такое расположение двери у обитателей спальни может вызвать чувство подсознательного беспокойства и тревоги, не рекомендуется ставить кровать в середине комнаты, без соприкосновения со стеной, в этом случае не будет поддержки со стороны.

Слайд 8

Фэн-шуй предостерегает от необдуманного использования зеркало в спальне. Оно прекрасно в любом другом помещении, но не в спальне. Спящий человек не должен отражаться в зеркале, такое положение зеркала приводит к ссорам и разногласиям между обитателями спальни.

Слайд 9

В спальню должен поступать без препятствий солнечные лучи и свет с улицы, но при этом нужно помнить нежелательность прямого попадания солнечных лучей на кровать

Слайд 10

Важную роль играет в Фэн -шуй состояние самой кровати. Внутри кровати, где должны храниться постельное белье, подушки и одеяло, категорически запрещается хранить разные книги, ненужные вещи, не имеющие отношения к отдыху и сну в спальне. А также под кроватью не следует препятствовать течению позитивной энергии Ци, и там не должно быть посторонних предметов, пыли и грязи. Не рекомендуется ставить кровать именно под окнами, даже с позиции здравого смысла - это чревато простудными болезнями.

Слайд 11

Качество сна зависит и от положения тела. Для сохранения энергии тела во время сна попробуйте следующую рекомендуемую фэн шуй позу. Лягте на правый бок. Правая нога вытянута, левая согнута. Положите левую ступню за правое колено, вашу левую руку на левое бедро и правую руку под голову. Левое колено лежит на кровати. Левое плечо немного отведено назад.

Слайд 12

Позиция фэн-шуй по отношению к цветам в спальне - отрицательная, если есть желание иметь их в спальне, то их можно расположить на подоконнике, а во время сна шторы ведь все равно задергиваются.

Слайд 13

И, в конце концов, наш здоровый сон зависит от нашего образа жизни, наших ценностей, наших стремлений в жизни и нашего же сознания. Если мы это хорошо понимаеми стремимся к лучшему в жизни и хотим совершенствоваться, то и вся наша жизнь, и в том числе сон, будет полна сил и здоровья.

Слайд 14

Удачной ночи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Твои возможности, студент"

Такие мероприятия позволяют выявить творческих студентов, умеющих решать нестандартные жизненные и учебные задачи, развивают логическое мышление, равивают умение четко и правильно формулировать ответы...

проект "Невозможное возможно"

Невозможные фигуры как вид математических парадоксов(версия проекта находится по данной ссылке на странице школьного сайта)http://gymn2.ru/assets/html/impossible-objects/p2aa1.html[[{"type":"media","v...

Модель урока Урок-семинар «Сны: невозможное возможно»

Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока. В рамках повторения русской литературы  XIX века и курса биологии «Человек» нами ра...

Чтение Игра№4 Возможно-невозможно.

Игра формирует навык поискового чтения....

Чтение Игра№8 Возможно-невозможно.

Игра формирует навык поискового чтения....

Презентация о паралимпийских игр Невозможное возможно

Презентация о паралимпийских игр Невозможное возможно...

интегрированный урок музыки и математики в 6 классе "Невозможное возможно"

Осмысление «звукового мира» произведения американского композитора XXв. Чарльза Айвза «Космический пейзаж» и произведением Э.Н. Артемьева с помощью цветового моделирования фигу...